Реальным покупателем главного актива электротехнической империи Эльбека Сафаева — завода «Таткабель», оцененного в 2,1 млрд рублей, — стала компания Газпромбанка, которая уже два года арендует и развивает площадку с сотнями рабочих мест. В конце декабря победителем торгов стал некий челябинец Руслан Бекмурзин, а руководство и кредитор завода это никак не комментировали. Теперь договор заключен с истинным бенефициаром сделки. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Реальным покупателем имущества завода «Таткабель» в Лаишевском районе Татарстана стала «дочка» ЗПИФ Газпромбанка — ООО «Завод «Таткабель», которое ныне и арендует и эксплуатирует предприятие
ГПБ забрал «Таткабель»
Как стало известно «БИЗНЕС Online», реальным покупателем имущества завода «Таткабель» в Лаишевском районе Татарстана стала «дочка» ЗПИФ Газпромбанка — ООО «Завод „Таткабель“», которое ныне и арендует и эксплуатирует предприятие. Информация об этом появилась на сайте ЕФРСБ. 2 марта конкурсный управляющий «Таткабеля» заключил с компаний договор купли-продажи. Сумма сделки составила 890,8 млн рублей.
Таким образом, разрешилась интрига с непонятным покупателем, который выиграл торги по «Таткабелю» в конце декабря 2020-го. Как писал «БИЗНЕС Online», победителем торгов по основному лоту стал индивидуальный предприниматель из Челябинска Руслан Бекмурзин. Это совершенно «темная лошадка», которая по своему бэкграунду никак не тянула на инвестора для крупного электротехнического завода. По данным «Контур.Фокуса», Бекмурзин в 2013-м стал учредителем и гендиректором ООО «Стройрост», основной вид деятельности которого заключался в предоставлении «прочих вспомогательных услуг для бизнеса». Спустя три года компания была ликвидирована, а Бекмурзин остался в статусе индивидуального предпринимателя. Также он довольно активный участник банкротных торгов: вероятно, покупка-перепродажа лотов — одна из его специализаций.
Это компания-двойник обанкротившегося ООО «Таткабель», создана 20 февраля 2020 года для аренды завода. 100-процентным владельцем является АО «Газпромбанк — управление активами», или закрытый комбинированный ПИФ «Газпромбанк — Комплексный». Генеральный директор — Владимир Бухин. Финансовых показателей пока не опубликовано.
Лот по «Таткабелю» состоял из 1,4 тыс. наименований. Это в том числе три земельных участка совокупной площадью около 6,2 га, сам кабельный завод с трансформаторными подстанциями и противопожарными системами, немецкая климатическая камера, станки, несколько сотен барабанов, несколько мужских и женских костюмов, шкафы, мебель и даже вывеска «Таткабель». При этом, судя по отчету об оценке имущества предприятия, который опубликовал конкурсный управляющий, завод ушел по цене в 2,5 раза дешевле своей балансовой стоимости в 2,1 млрд рублей.
Тогда ни Газпромбанк, ни минпромторг РТ, ни руководство «Таткабеля» исход торгов нам не прокомментировали. Теперь стало понятно, что Бекмурзин действовал в интересах крупнейшего залогового кредитора предприятия — Газпромбанка.
Причем неизвестно, оставит ли ЗПИФ промышленный актив себе или продолжит искать ему нового инвестора. На запрос «БИЗНЕС Online» Газпромбанк не ответил. Комментария от минпромторга РТ на момент публикации мы также не получили.
Напомним, что «Таткабель» — это крупнейший «осколочек» крупной электротехнической империи «Инвэнт» Эльбека Сафаева и холдинга «Интер РАО»
Трудная судьба активов Сафаева
Напомним, что «Таткабель» — это крупнейший «осколочек» крупной электротехнической империи «Инвэнт» Эльбека Сафаева и холдинга «Интер РАО». В нее входят и другие предприятия в Лаишево, Уруссу и Заинске: «Инвэнт-электро», «Таттеплоизоляция», Уруссинский ЭМЗ, «Татарстанская электротехническая компания» и т. д.
Сафаев, напомним, попал под уголовное преследование за мошенничество, с октября 2018 года был арестован, сидел в тюрьме, вышел в 2020-м. Предприятия «Инвэнта» начали банкротиться по инициативе банков-кредиторов в 2017 году. Крупнейшими кредиторами группы являются Газпромбанк, Промсвязьбанк и СМП Банк: в разных пропорциях они входят в комитеты кредиторов отдельных юрлиц. Так, Газпромбанк входит в комитеты кредиторов «Таткабеля» и «Инвэнт-электро».
После старта банкротства «Таткабель» возобновил работу и сейчас ведет ее весьма успешно. Площадки арендует компания — «дочка» ПИФа Газпромбанка — АО «Газпромбанк — управление активами». Специально для этого весной – летом 2020 года этот ПИФ учредил в Казани три фирмы: ООО «Завод „Таткабель“», ООО «Завод „Инвэнт-электро“» и ООО «Инвэнт+». В свою очередь, министерство промышленности РТ помогало заводам административным ресурсом. В итоге зарплаты выплачиваются в срок, а коллективы сохранены. Приглашенный гендиректор ООО «Завод „Таткабель“» Владимир Бухин рассказывал, что планирует увеличить число сотрудников на треть. Если в 2019 году «Таткабель» произвел продукции на 390 млн рублей, то в 2020-м — уже на 4 млрд рублей, а в 2021-м планируется увеличить выручку еще на 1 миллиард.
Любопытно, что Бухин был приглашен в «Таткабель» из еще одного крупного холдинга, ныне связанного с Татарстаном. Ранее он возглавлял Дубненский кабельный завод, входящий в обойму корпорации «Промтех» Валерия Шадрина. Напомним, что тот же «Промтех» занимается антикризисным управлением на банкротном КЗСК Евгении Даутовой. Корпорация считается одним из главных претендентов на выкуп оборонного предприятия.
Удалось спасти и «Инвэнт-электро», находящийся на той же промплощадке, что и «Таткабель». Его также загрузили заказами. Но пришлось окончательно закрыть «Таттеплоизоляцию», которая в свое время являлась крупным игроком на рынке пенополиуретановых труб.
«Таткабель» — первый крупный актив «Инвэнта», ушедший с молотка. Другие в основном еще ждут торгов
Куда расходятся «осколочки» «Инвэнта»
«Таткабель» — первый крупный актив «Инвэнта», ушедший с молотка. Другие в основном еще ждут торгов. Так, торги по имуществу ООО «Инвэнт-электро» на общую сумму 440 млн рублей должны были состояться еще до ноября 2020-го, но почему-то до сих пор не прошли. По «Таттеплоизоляции» та же ситуация: лот стоимостью 352 млн рублей пока в подвешенном состоянии.
Буквально на днях, 9 марта, завершились торги по недвижимости ООО «Инвэнт» на сумму 169 млн рублей. Это аж 9 промышленных зданий в Казани, на улицах Химической и Тэцевской, и земельные участки. Никто их не купил. Объявление о продаже комплекса (а лот уже подешевел на публичных торгах до 93 млн рублей) висит и на Avito: на фотографиях и в описании видно, что это целая приличная промбаза со своей железнодорожной веткой. «Состояние зданий и сооружений хорошее, коммуникации центральные. Удобный подъезд, присутствует парковка», — отмечает продавец.
За 91 млн рублей продается и 100-процентная доля в ООО «ИТС Металлоконструкции», которое «сидит» там же, на Тэцевской, 281. Предприятие, к слову, вполне живое, производит различные емкости, резервуары, колодцы, сепараторы и другие металлические продукты. В 2019 году показало выручку свыше полмиллиарда рублей и чистую прибыль в 2,2 миллиона.
Вовсю идут торги и по имуществу ООО «Инвэнт-технострой»: в конце 2020 года, к примеру, двухэтажное здание в Казани, в промзоне на улице Родины, за 66 млн рублей купил местный предприниматель, владелец строительного бизнеса Максим Насыров.
Словом, электротехнический холдинг продолжает расходиться по кусочкам, и единого покупателя пока не видно.
P.S. После публикации материала минпромторг РТ прислал нам свой комментарий о покупке ЗПИФ Газпромбанка завода «Таткабель». Министерство отметило, что в августе – сентябре 2020 года провело ряд совещаний с ПАО «Татнефть», АО «Сетевая компания», ГК «Автодор», ПАО «Казаньоргсинтез», ПАО «Нижнекамскнефтехим», презентовав им электротехническую продукцию «Таткабеля» и «Инвэнт-электро». В свою очередь, ООО «Фонд-сервис», учрежденное АО «Газпромбанк-Управление Активами», выступало партнером группы для размещения на предприятиях производственных заказов по всей номенклатуре продукции. «В настоящее время ООО „Завод Таткабель“ продолжает свою производственную деятельность. По оперативной информации, заказами завод загружен по май текущего года. План выполняется», — отметили в министерстве.
«Дальнейшие планы по развитию ООО „Завод Таткабель“ являются прерогативой инвестора. При этом министерство при обращении собственника готово оказать необходимое содействие согласно действующему законодательству», — сообщили нам в минпромторге.
Поскольку рынок электротехнической продукции является конкурентным, правительство РТ не вправе предоставлять преференции тем или иным производителям, оговариваются в ведомстве. Так что «Таткабелю» окажут необходимую поддержку, равно как и другим игрокам рынка. «В частности, планируется создание электротехнического кластера Республики Татарстан, в который будут входить предприятия, производящие весь спектр электротехнической продукции, а также компании, выполняющие работы по ремонту, монтажу и сервисному обслуживанию электротехнического оборудования», — отмечают в минпромторге.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.