Неожиданно резким стало на Петербургском международном экономическом форуме – 2021 выступление омбудсмена в сфере малого и среднего бизнеса, основателя семейных кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой. Но, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», поднятые проблемы малого и среднего бизнеса оказались весьма значимыми и для нашей республики.
Основных запросов у предпринимателей два: прибыльность и безопасность
Выступление на ПМЭФ Анастасии Татуловой было настолько острым, что она прямо с трибуны форума спросила уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова:
— Вы меня из СИЗО потом вытащите?
— Это по другой линии, — немного растерялся защитник бизнеса. — Не могу обещать…
Тем не менее, разгромную речь Анастасия продолжила. Заявила, что бизнес «ненавидит» государство: «Вы на нас плюете и по-отечески нам говорите, как с убогими немножечко с нами разговариваете: «Мы знаем, что тебе надо!». Анастасия заявила, что, на самом деле основных запросов у предпринимателей всего два: «Это прибыльность, равно эффективность бизнеса, и безопасность. Больше предпринимателям ничего не надо, от слова «совсем». Меньше всего им нужны форумы».
Как реальный предприниматель, Анастасия считает, что обнародованный рост занятости — фикция, следствие того, что бизнесу обещали зарплатные кредиты, поэтому предприниматели и оформляли новых работников, чтобы получить необходимые в трудные времена эпидемии низкопроцентные займы.
Анастасия раскритиковала Росреестр, который не просто постоянно повышает неналоговые платежи для бизнеса, но еще и резко повысил пошлину за регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды. Ну, да, у нас в стране еще со времен Аркадия Райкина люди знают, что «без бумажки ты букашка», видимо, поэтому с прошлого года за регистрацию изменений в договор аренды недвижимости надо платить уже не 1000 рублей, а 22 000! «Друзья, можно просто это ведомство убрать!» — в сердцах воскликнула основатель семейных кафе «АндерСон».
Напомнила она и про то, что с увеличением размера компании неизменно увеличивается налог на одно рабочее место. Разве не должно быть наоборот? Татулова доказывает: «Налоги на зарплату должны исходить из того, что чем больше ты создаешь рабочих мест, тем меньше должен быть налог на одно рабочее место!.. Сегодня, если 250 человек у тебя работает, будешь платить 19 процентов, если 251 — 30 процентов. Где логика, если мы боремся за занятость?!»
Наверное, предприниматели мысленно аплодировали, когда Анастасия заявила, что чуть не каждое «государственное телодвижение» в сторону МСБ приносит обычно один и тот же результат— усложнение работы цивилизованных и добросовестных участников рынка и предоставление преимуществ теневому сектору. Она напомнила: «В прошлом году была очень тяжелая ситуация, она привела нас к тому, что рынок посерел еще больше… Я не разделяю восторгов по поводу объявленного двукратного снижения страховых взносов. Давайте по-честному, не было никакого двукратного снижения. Это на бумаге оно есть».
Анастасия считает, что нужна «команда, которая будет понимать, что такое малый и средний бизнес, что ему реально нужно», и в которой «не будут тебя вычеркивать, когда ты что-нибудь неудобное сказал или то, что не совпадает со взглядами того, кто наверху». Предпринимательница утверждает, что нужна реальная обратная связь бизнеса и власти, надо «неудобные вещи брать в работу». Татулова заявила: «Бизнесу в любой отрасли для бурного роста нужно всего две вещи — эффективность и безопасность. Нигде, ни в одном лозунге на сегодняшний момент, ни в одной стратегии очередной, которая написана по малому и среднему бизнесу, даже слов таких нет! Что угодно есть — цифровизация, акселерация, генерация, песочница… Только вот этих двух слов нет!»
Марат Галиев: «Доступ к средствам банки ограничивают и высоким процентом, и трудным оформлением нужных бумаг. Так что пока это доступно лишь ограниченному кругу лиц»
У бизнеса сейчас если есть автомобиль, то нет колес, или есть колеса, то нет автомобиля
Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», выступление Анастасии Татуловой на ПМЭФ внимательно слушали и в Казани. Президент Ассоциации операторов по переработке промышленных отходов, депутат Госсовета Татарстана Марат Галиев сказал нашему изданию, что прослушал выступление Анастасии даже два раза: «Накопилось, видно, что прямо накопилось у нее! На самом деле, я сначала даже не воспринял некоторые вещи, о которых она говорила. Но потом решил, что, наверное, с большинством ее высказываний соглашусь. Вот она заявила, что предпринимателям форумы не нужны. Согласен. Я в прошлом году участвовал в Петербургском международном экономическом форуме, и понял, что это за формат. На самом деле, для бизнесмена, представители среднего и тем более малого бизнеса — это не та площадка. ПМЭФ — это форум чиновников и госслужащих, представляющих интересы госкорпораций и взаимодействие между ними. Ну и, соответственно, внешние рынки. Среднему бизнесу на таком форуме не достучаться до лиц, принимающих решения в нашей стране. А просто походить там, как на экскурсии — смысла нет. Вообще, если посмотреть с высоты прожитых лет на подобные форумы и с учетом того, что я принимал в них участие, как предприниматель, то отмечу, что наши форумы потеряли ту нагрузку, тот стержень, что был в них изначально. Здесь сегодня нет сотрудничества, обмена опытом, новшествами, слияния для создания коопераций. Так что предприниматели сейчас очень разборчивы в этих форумах, потребность в них замещена общением в интернете, интересными выставками»…
Депутат согласился с Анастасией и в том, что для предпринимателей сегодня важны, прежде всего, прибыльность, то есть эффективность своего бизнеса, и безопасность: «Эти слова бизнесмены, думаю, воспринимают просто как данность».
Марат Ибрагимович заметил: «Конечно, проблемы у бизнеса всегда были, есть и будут — самые разные, маленькие, большие, возникающие сегодня, завтра… На первом месте, полагаю, доступ к средствам, к финансам. У бизнеса сейчас если есть автомобиль, то нет колес, или есть колеса, то нет автомобиля. Доступ к средствам банки ограничивают и высоким процентом, и трудным оформлением нужных бумаг. Так что пока это доступно лишь ограниченному кругу лиц. Еще одна большая проблема — это как раз безопасность, о чем и говорила Анастасия. Думаю, она имела в виду и роль контрольных органов, и всевозможные проверки. Вот у меня собственное предприятие, и я сам испытываю определенные сложности — предприятие открылось, проработало три месяца, и пошли проверки, которые все не заканчиваются и не заканчиваются уже месяцев десять… Тут надо упомянуть и то, что до сих пор действуют множество ненужных подзаконных актов, которые тормозят развитие экономики. Новые технологии есть, а применить их ты не можешь, сначала должен пройти все круги ада, полтора-два года потратить только на экспертизу этих технологий. Ну, а к тому времени они уже устареют…»
«Для любого предпринимателя, который хочет увеличивать, масштабировать свой бизнес, форумы — один из вариантов найти партнеров, заявить о своей фирме, представить ее»
Сейчас много бизнесов закрываются, люди не могут работать себе в убыток
С Анастасией Татуловой не во всем согласилась Альбина Динмухаметова, индивидуальный предприниматель, директор Центра дополнительного образования «Синяя птица» города Зеленодольска, общественный представитель в Зеленодольском районе уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей. «С моей точки зрения, так категорично заявить о том, что форумы не нужны, это неправильно, — говорит Альбина. — Потому что для любого предпринимателя, который хочет увеличивать, масштабировать свой бизнес, форумы — один из вариантов найти партнеров, заявить о своей фирме, представить ее. Вопрос в том, что крупные форумы очень дороги. И предприниматель с маленькими оборотами, как у ИП, представители малого и среднего бизнеса, к сожалению, не могут потянуть тех затрат, за которые эти форумы предлагают рекламные места. Не соглашусь с Анастасией и в том, что институты, якобы — она так говорит — работающие на благо бизнеса, надо упразднить. Предпринимателей у нас в Татарстане как раз очень выручают иногда фонды поддержки предпринимателей, действующие в республике. Они помогают выйти на экспорт, получить на льготных условиях кредитные средства. Такие фонды хорошо себя проявили во время эпидемии. Кроме того, через такие институты до власти доводятся многие проблемы. Вот я у нас в Зеленодольском районе общественный представитель омбудсмена РТ по защите прав предпринимателей, работаю на общественных началах, бесплатно. И проблемы предпринимателей через этот институт мы доводим до власти, многие проблемы решаются благодаря поддержке омбудсмена Фарида Султановича Абдулганиева. Например, в прошлом году из-за коронавируса тяжело пришлось общепиту, и была оказана существенная поддержка предпринимателям, которые работают в этой сфере, в плане защиты от штрафных санкций. Это я точно знаю, потому что через меня прошло более 30 заявок, я видела, с какими проблемами столкнулись предприниматели».
Альбина Динмухаметова также заявила: «А вот со словами Анастасии о том, что для бизнеса важны прибыльность и безопасность, я полностью согласна. Для любого предпринимателя очень важно, чтобы была прибыль. Но часто мы ее теряем из-за того, что завышены налоги. Вот мы отдаем государству 40 процентов от фонда зарплаты. И при этом каждый год фонд заработной платы должны увеличивать, индексировать, потому что инфляцию никто не отменял. И получается, что работаем не на прибыль, а лишь пытаемся удержаться на плаву и хоть как-то развивать свой бизнес. Бьет по нему и требование маркировки, ведь все затраты на нее ложатся на бизнес, а это немаленькие суммы. В итоге увеличивается себестоимость продукции и, соответственно, надо поднимать цену. Но из-за повышения цены теряем покупательскую способность. Потому что уровень жизни, особенно не в больших городах, а в районах, отнюдь не повышается, наоборот, люди становятся менее платежеспособными, растут тарифы ЖКХ, растут цены на продукты питания… В районах вообще тяжелее вести бизнес, есть очень много подводных камней, например, высокая арендная плата. Поэтому сейчас много бизнесов закрываются, люди не могут работать себе в убыток. Даже самозанятым, которым вроде бы надо платить всего 6 процентов налога, непросто. Предпринимателей мучают штрафы и проверки, об этом Анастасия тоже говорила на форуме. Да, проверок стало меньше, но сумма штрафов выросла, мы это ощутили на себе».
Зеленодольский омбудсмен сказала и о такой большой проблеме районных предпринимателей, как острая нехватка хороших, квалифицированных кадров — люди, тем более молодежь, уезжают в Казань, где платят больше. К этой проблеме добавляются постоянно повышение тарифов на энергоносители, на вывоз мусора. «Есть и еще одна острая проблема, — добавила Альбина. — Не каждый малый и средний предприниматель может получить заемные средства, они очень дорогие, и условия их получения очень жесткие. Это проблематично и в плане предоставления документов, и в попытках доказать свою кредитоспособность».
Роман Лесохин: «Большинство банковских финансовых и нефинансовых инструментов появилось в ходе общения с предпринимателями. И опыт одного предпринимателя помогает упростить путь другого»
Партнерство банков и бизнеса эффективно для обеих сторон
Откликнулся на выступление Анастасии Татуловой на ПМЭФ и директор дирекции разработки продуктов корпоративного бизнеса Ак Барс Банка Роман Лесохин. Он подчеркнул такой аспект работы предпринимателей, как партнерство банков и бизнеса: «Такое партнерство эффективно для обеих сторон. Банк обладает необходимой экспертизой в некоторых направлениях бизнеса и готов ей делиться. Например, наши обучающие вебинары, сервисы и консультанты по ведению внешнеэкономической деятельности очень востребованы у предпринимателей. Это сложное направление с отдельным законодательством. И помощь банка помогает избежать ошибок и штрафов. При этом экспорт своей продукции — это давно уже не только про средний и крупный бизнес. Успешно экспортируют и предприниматели-одиночники.
С другой стороны, обратная связь от бизнеса регулирует и направляет деятельность банков, задает тренды. Большинство банковских финансовых и нефинансовых инструментов появилось в ходе общения с предпринимателями. И опыт одного предпринимателя помогает упростить путь другого. И банк выступает тут посредником. Та же онлайн бухгалтерия появилась не как альтернатива «оффлайн бухгалтеру», а альтернатива таблицам в excel, которые до сих пор использует микробизнес для финансового учета, но которые точно не упрощают аналитику его бизнеса. Чтобы обмен опытом был постоянным, мы запустили клуб предпринимателей Ак Барс Лабс. Это не про инфоцыганство и топовых спикеров — на тематических встречах клуба выступают реальные предприниматели и эксперты с разным опытом, которым они и делятся».
ПАО «„Ак Барс“ Банк»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.