DSC02375.jpg

«СНАЧАЛА - «КАЧАНИЕ МЫШЦ»

- Айрат, расскажите немного о себе.

- Я родился в Казани в 1973 году, учился в энергетическом институте по специальности «промышленная электроника», параллельно поступил в финансово-экономический институт и окончил его. По окончании энергоинститута год проработал в Казанском предприятии тепловых сетей (КПТС).

Потом я работал в «Татнефтехиминвест-холдинге». Наша команда разрабатывала стратегию развития отрасли, вопросы интеграции и кооперационных связей. Мы думали над тем, как улучшить экономику предприятия. И для меня было большой школой видеть, как изменение в одной точке влияет на систему в целом.

Далее меня пригласили на «Казанькомпрессормаш», где я руководил планово-экономическим управлением. Затем возглавил экономический блок в строительной фирме «Фон».

- Работа в каждом из этих уважаемых предприятий – это движение по горизонтали или по вертикали в Вашей карьере?

- С точки зрения понимания отраслей экономики, это было движение по горизонтали, и в то же время это было поступательное движение вверх, потому что каждое из этих предприятий, занимает очень значительное место в своей отрасли. Но для меня это движение было не только карьерным, но и для понимания. Как я говорю, это было «качание мышц».

«УСПЕЛИ ПОДХВАТИТЬ ОТЦЕПЛЕННЫЙ ВАГОН»

- А куда Вы подались из строительной фирмы?

- В большую энергетику – я стоял у истоков создания ТГК-16. Это не просто – создавать компанию с нуля! Представьте: система «Татэнерго», генерирующая компания, крупнейший из игроков на российском рынке этой отрасли - это тот локомотив, который несется с очень приличной скоростью. И в какой-то момент на какой-то развязке два вагона отцепляются. И задача – успеть подхватить их и двигать, как минимум, с той же скоростью… Я считаю, что эта задача была реализована. Сейчас я - заместитель генерального директора по экономике и финансам этого предприятия.

- Теперь понятно, почему тема интернет-конференции Вас так заинтересовала… От «перекрестки», безусловно, надо уходить, но не пострадает ли наше не самое богатое население? И почему ТГК-16 не выполняет взятые на себя обязательства по продолжению «перекрестки» еще некоторое время?

- Вы верно подметили – население не должно страдать. ТГК-16 существует уже 1,5 года. Население пострадало?

- Население – нет, но говорят, что все убытки несут теплосбытовые компании...

- Давайте четко зафиксируем: первое – население не пострадало. И пострадать не может, потому что есть взятые перед ним обязательства, которые будут выдерживаться. Второе – а насколько обоснована угроза дальнейшего увеличения тарифа для населения? Мы исследовали вопрос не только с точки зрения энергетиков, но и проанализировали, какой части населения будет это касаться – каких городов и социальных слоев.

Общеизвестно, что «перекресткой» охвачено менее 40 процентов населения республики. Причем, эти люди проживают в наиболее обеспеченных населенных пунктах – Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, еще в Заинске и Уруссу. Все остальные, включая сельские, давным-давно платят по экономически обоснованным тарифам, которые доходят до 2000 рублей и более за 1 Гкал. А в названных крупных городах – это 480 рублей. И по льготному тарифу платят, в том числе, те, кто живет в элитном жилье... В это же время в Казани Кировский и Приволжский районы, Дербышки, где нет комбинированной выработки, платят за тепло на «полную катушку».

DSC02382.jpg

Проанализировав всё, мы пришли к выводу, что не имеем морального права повышать тариф населению. Поясню. Мы говорим – давайте уйдем от «перекрестки», когда одна группа потребителей (промышленные предприятия) платит за другую группу потребителей (население). Но при этом мы упускаем одну важную деталь – платит кому и за что? А правильно ли сформирована та цена, которая предоставляется рынку и выставляется потребителю – предприятию или населению?

Одно дело – как сформировать цену, второе – как ее распределить между группами потребителей. Поэтому, прежде чем говорить о «перекрестке», надо определить, есть ли она вообще, а если есть, то в каких размерах? И кто отстаивает интересы «перекрестки»? Отвечу - группа компаний «Татэнерго».

- Но ведь не они получатели этих субсидий. В чем их интерес?

- Когда не будет «перекрестки» и когда этот тариф всей своей тяжестью «ляжет» на плечи граждан, они обязательно спросят, почему такой высокий тариф в комбинированной выработке? И если разобраться, сегодняшний тариф - необоснованно высокий. И здесь есть определенный интерес «Татэнерго» - сохранить этот общий «котел», в котором не увидишь, кому и сколько перераспределено, и всегда можно сказать – «это мы субсидируем население».

ТАРИФ ПОЗВОЛЯЕТ НЕ ДОКАЗЫВАТЬ НА РЫНКЕ СТОИМОСТЬ ТОВАРА

- Где выход из этой ситуации, как Вы считаете?

- Первое, что нужно сделать, – это правильно сформировать тариф, исключив все необоснованные затраты. Только после этого надо рассчитать размер «перекрестки» и определить, каким образом идти дальше.

- Вы принимаете участие в работе согласительной комиссии по тарифам?

- Да, и всегда дискутируем. Мы не согласны с теми подходами, которые до сих пор применяются. Надо отметить, что определенные подвижки есть, сегодня всё больше из тарифов выхолащиваются необоснованные затраты. Но мы уже на протяжении года говорим – нельзя покупать товар за 2 рубля, если он на рынке стоит 1 рубль! Ведь тариф в этом смысле хорош тем, что предприятию на рынке не надо доказывать стоимость своего товара в конкурентной борьбе. Твое дело – просто доказать обоснованность тарифа в госкомитете. Но потребитель должен получить действительно обоснованный тариф!

- Кто может проверить обоснованность тарифов?

DSC02380.jpg

- Это делается через аудиты. В этом году по заданию госкомитета РТ по тарифам привлекалась экспертная компания из Москвы, но, если откровенно, они меня разочаровали.

- Чем же?

- Они сказали – да, компания необоснованно покупает коммерческий газ. Но это и так было понятно! Мы даже указали суммы, на сколько это завышено. А эксперты, на мой взгляд, должны были ответить на вопросы – насколько обоснованные те потери, которые закладываются при расчете тарифа; насколько правильно ведутся процедуры закупок; насколько эффективно используются получаемые от потребителя средства? Или твоя задача – большие зарплаты сотрудникам и закупка необходимых товаров и услуг через посреднические компании?.. Мы сейчас настаиваем на том, чтобы все это было учтено.

- Раузил Хазиев на интернет-конференции сказал, что был подписан протокол, согласно которому «перекрестка» должна была продолжаться еще 3-5 лет – до ее окончательной ликвидации. Однако условия соглашения вами не соблюдаются... Хотя он признал, что на это вы имеете законное право.

- Нам говорят – продолжайте «перекрестку», чтобы мы (Татэнерго) продолжали хорошо жить. Эти договоренности справедливы? По этой договоренности нам рекомендовали покупать товар у определенных компаний, мы так и делали, пока не проанализировали и не поняли, что на рынке есть товар на 30-50 процентов дешевле! И тогда мы сказали – мы не будем так работать.

Я считаю, что ключевой вопрос – последовательность наших общих действий. А мы, к сожалению, полтора года протоптались на месте. Им надо понимать, что компании ушли, и всё – началась новая жизнь. Надо «затянуть пояса» и продолжать нормально работать. Мне кажется, позиция госкомитета РТ по тарифам недостаточно убедительна. Им надо ускорять процесс приведения ситуации в соответствие.

«ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР НА ПЛОЩАДКЕ «БИЗНЕС Online»

- И заключительный вопрос – Ваши предложения и замечания нашей газете?

- Для меня «БИЗНЕС Online» - один из основных источников, потому что времени катастрофически не хватает, а ваша газета в сжатой форме предоставляет всю ключевую информацию о происходящих событиях. Но если быть объективным, на мой взгляд, некоторые темы освещаются односторонне, в том числе и вопросы, касающиеся энергосистемы республики. А в целом я считаю, что вы молодцы, очень динамично развиваетесь.

Тема тарифообразования и перекрестного субсидирования очень серьезная и касается многих. Мне кажется, что есть смысл на площадке «БИЗНЕС Online» провести открытый «круглый стол» с участием всех заинтересованных сторон.

- Думаю, это вполне возможно. Спасибо Вам за интервью. Успехов!