«Мы должны что-то для мира создать. Тогда экономический рост теоретически может быть и 5 процентов, и выше», — дал рецепт Алексей Кудрин в программном интервью РБК. Он рассказал, чем три года занимался на посту главы Счетной палаты, объяснил, почему Россия никак не может достроить модель госуправления, прокомментировал, как нужно бороться с выводом дивидендов и стоит ли повышать налоги. Все ключевые тезисы — в материале «БИЗНЕС Online».
Алексей Кудрин счел российскую экономику изжившей себя
О контроле Счетной палаты за открытостью властей и чувствами налогоплательщиков
«Принцип, который мы в стратегии прописали, — помогать реализовывать чувство налогоплательщика. Если мы платим налоги, надо интересоваться, куда они пошли, интересоваться их эффективностью. Мы предоставляем эти инструменты налогоплательщикам, нашим гражданам. Мы, по сути, тот орган, который помогает посмотреть на власть с независимой точки зрения», — объясняет одну из функций Счетной палаты председатель ведомства Алексей Кудрин в большом интервью РБК. На этом посту экс-министр финансов работает уже больше трех лет и уверяет, что палата не просто проводит «чисто финансовые проверки», а совершенствует госуправление, занимается стратегическим аудитом (или перформанс-аудитом) и следит, «чтобы все, что делает власть, было для людей, чтобы власть ничего не скрывала, была более открыта и в конце концов подотчетна гражданам».
При этом, по словам Кудрина, Счетную палату нельзя назвать в полной мере свободной: «Некоторым нашим сотрудникам требуется мужество, когда они выходят на какие-то мероприятия».
О системе госуправления
Подробно высказал Кудрин и мнение о нынешней системе госуправления. «Главное препятствие для нас — то, что мы из Советского Союза, из той самой экономики с госпланами, госценами, госсобственностью, с низкими предпринимательскими навыками. Нам нужно создавать больше рынков, больше вот этой свободы предпринимательства. А мы все время где-то на полпути к этому, никак не можем свою модель до конца достроить», — считает он, сетуя, что разгосударствление экономики, начатое в 2000-х, сейчас затормозилось.
Тем не менее, по его словам, заявка на прорыв есть в объявленных государством 42 инициативах социально-экономического развития, которые дополняют нацпроекты. Серьезный тренд отмечает Кудрин и в цифровизации госуправления, благодаря которому уже к концу срока нынешнего правительства, по его мнению, «мы увидим интересный результат».
Об изжившей себя модели экономики
Темпы роста российской экономики, по мысли финансиста, были низкими и до пандемии. «После 2000-х годов многие экономисты говорили, что нам нужно перейти от экономики спроса к инвестиционной модели. Этого перехода так и не получилось. Мы эксплуатируем старую модель экономики, которая себя уже изжила и не даст нужного результата. Экономика в общем не создает каких-то прорывных качеств, новых товаров», — уверяет он.
Кудрин считает, что нужен, во-первых, переход на инвестиционный тип экономики, а во-вторых, большая конкурентоспособность для экспорта. «Экономика спроса», по его мнению, ограничена внутренним потреблением, подпиткой нефтью — это старая модель. Кудрин напомнил, что три года назад предупреждал, что внутренний спрос может обеспечить в лучшем случае 2-процентный рост экономики. «Нужно, чтобы у нас были те товары, которые вдруг захотели бы купить во всех странах, как iPhone. Мы должны что-то для мира создать. Тогда экономический рост теоретически может быть и 5 процентов, и выше», — рассуждает он.
Классной экспортной историей Кудрин назвал российскую вакцину, уточнив, однако, что экспорт — это не только конкурентоспособная продукция, но и логистика, видимо, имея в виду срыв поставок «Спутника» в ряд стран. «Чтобы нам удвоить экспорт, количество компаний-экспортеров должно утроиться, учетвериться. И мы должны сказать им: ребята, вот вам бонусы за это», — заключил он.
О нехватке кислорода регионам
Самостоятельность и финансовую обеспеченность регионов Кудрин назвал в числе пунктов стратегии экономического развития, которая нужна России (наряду с менеджментом, человеческим капиталом и конкуренцией). По его мнению, если [в регионах] пережимать, инициатива там умрет. «У регионов за последние 10 лет сократились в 2 раза собственные инвестиции их бюджетов в процентах к ВВП. Им приходится больше на зарплаты тратить, на текущие вещи», — констатировал он, анонсировав предложения по пересмотру полномочий субъектов.
«Мы можем при тех же доходах какие-то расходные полномочия передать на федеральный уровень, причем в той сфере, где они более или менее равномерно, сообразно численности населения распределены. Например, известное предложение — передача платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. Сегодня платежи за все неработающее население составляют почти 800 миллиардов рублей в год, только за пенсионеров — почти 300 с чем-то миллиардов. Можно любую модель отработать, которая высвободила бы определенный ресурс субъектов, чтобы они кислорода вдохнули», — заявил Кудрин.
Главная дискуссия с минфином по этому поводу сводится к вопросу: кто доплатит? Но глава Счетной палаты считает, что ресурсы у страны имеются, «всегда есть возможность насобирать из разных источников — ФНБ, госзаимствования и так далее — те 300, 400, 500 миллиардов рублей, которые бы дали дополнительный кислород регионам». Он напомнил, что правительство уже приняло решение направлять на инфраструктурные инвестиции деньги сверх 7% ВВП ликвидных средств ФНБ, но, на его взгляд, было бы правильнее сдвинуть цену отсечения по нефти на $1, чтобы дополнительные средства шли через бюджет на текущие расходы.
О снижении бедности в 2 раза
Снизить бедность (которая в прошлом году составила 12,1%, или более 17 млн человек) сразу в 2 раза можно, если привлечь несколько сот миллиардов рублей. Кудрин полагает, что «это абсолютно разумные и посильные для государства цифры». При этом надо ввести многофакторную модель нуждаемости, которая ограничивает соцвыплаты тем, у кого есть вторая квартира или вторая машина.
Правительство, по словам спикера, на самом деле работает над данной историей, у него есть «разумная модель». При этом прожиточный минимум в качестве ориентира бедности менять не собирается.
О новых налогах, дивидендных ограничениях и инфляции
К идее ввести новые налоги Кудрин относится сдержанно. «Все-таки правительство обещало в какой-то момент не трогать налоги в течение 6 лет. И мы, пожалуй, не находимся в столь критической ситуации, чтобы нарушать данное обещание», — напомнил он, уточнив, что это же справедливо и для повышения НДФЛ для богатых.
При этом идею искусственно ограничить использование корпоративных прибылей для выплат дивидендов он не поддерживает, придерживаясь той же стратегии, что и на посту главы минфина. «Механизм работает так: если у вас есть свобода вывода капитала, то дальше это вопрос вашего планирования и риска. Вы заходите в экономику, инвестируете, не понравилось — переводите в другую отрасль или выводите. Если же у вас начинаются ограничения, то вы и меньше денег туда заведете», — поясняет он.
С настороженностью он относится и к мерам экспортных ограничений с целью сдерживания инфляции. «Когда возникает шок или пик негативного явления, это, возможно, и разумно. Но действие таких мер в течение трех-четырех месяцев уже чревато другими дисбалансами. В этом смысле я скорее за целевые субсидии населению на определенные виды товаров, за скидки для особо нуждающихся, адресную помощь», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.