mistahov.jpg

Ренат Мистахов еще на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» обмолвился, что завод выиграл «тендер на очень интересное судно»

ЗАГАДОЧНЫЙ ЗАКРЫТЫЙ ТЕНДЕР

Напомним, на минувшей неделе в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online», генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов рассказал о том, что предприятие выиграло «закрытый тендер на очень интересное судно», которое должно быть заложено в феврале-марте. От обсуждения подробностей он уклонился, отметив только, что в тендере участвовало 12 верфей, и что это фрегат водоизмещением 3 тыс. т. Отталкиваясь от материала «БИЗНЕС Online», портал flotprom.ru уточнил, что корабль строится для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. А сегодня блог, созданный по инициативе Центра анализа стратегий и технологий, конкретизировал : это большой пограничный сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 («Океан») разработки ОАО «ЦМКБ «Алмаз».

Информации об «Океане» немного, если точнее, то ее можно найти только на сайте «Военно-промышленного курьера» (ВПК). Проект 22100 - корабль открытого моря, предназначенный для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. «Океан» должен заменить пограничные сторожевые корабли (ПСКР) 1-го ранга проекта 11351. Новый ПСКР будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток, в арктических широтах и преодолевая площади крупнобитого льда. Предусмотрены бортовой вертолет и катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт во время движения фрегата. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. Особое внимание уделено созданию комфорта для экипажа. Каюты рассчитаны на двух человек, и в каждой предусмотрен санузел. Благодаря двум опреснителям, круглосуточно будет подаваться горячая и холодная вода. Головной ПСКР должен выйти в море в 2015 году.

ОСК ВЕДЕТ БИТВУ ЗА ЗАВОДЫ

По информации ВПК, «Океан» предполагалось строить на петербургском ОАО «Северная верфь». И действительно, в отчете совета директоров предприятия за 2010 год среди мероприятий, которые проводились «с целью увеличения портфеля судостроительных заказов», значится: «Выполнялся мониторинг ситуации по развитию флота пограничной службы ФСБ, в том числе по созданию сторожевого корабля 1 ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 шифр «Океан».

Любопытно, что «Северная верфь» один раз уже уступала зеленодольцам. Ведь изначально Вьетнаму, который в 2003 году решил заказать в России два фрегата, были предложены два проекта. Первый - 20382 «Тигр» (разработчик - ЦКМБ «Алмаз», завод – «Северная верфь»). Второй - 11661 «Гепард 3.9» (Зеленодольское проектно-конструкторское бюро и завод им. Горького). Вьетнам выбрал «Гепард». Тогда предполагали, что этому мог поспособствовать руководитель «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, которому не удалось договориться с собственником «Северной верфи» - «Межпромбанком» - о продаже завода.

Сегодня битва за предприятие (входит в «Объединенную промышленную корпорацию» - ОПК) продолжается - контроль над ним пытается получить ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Судостроительные активы ОПК были заложены по кредитам входящего в нее «Межпромбанка», который объявлен банкротом, сообщает «Интерфакс». В октябре 2011 года ОСК получила от Центробанка доверенность на управление «Северной верфью», но контроль над предприятием пока остается у бывшего менеджмента, который госкорпорация никак не может сместить.

Борьба достигла такого накала, что в ноябре «Северная верфь» даже подала иски к ВТБ, Сбербанку и «Альфа-Банку», обвиняя их в саботаже гособоронзаказа. Судостроители просят суд обязать эти банки выдать кредиты, прописанные в одном из распоряжений правительства РФ. Кроме того, «Северная верфь» требует возмещения банками убытков, вызванных невыдачей кредитов.

Любопытно, что завод им. Горького тоже упорно тянет с вхождением в ОСК, о чем говорится уже года четыре. Сейчас 75% акций завода находятся у ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс», 25% владеет Татарстан через минземимущества. Предполагалось, что республиканский пакет будет передан ОСК в 2010 году, но этого до сих пор не произошло. Может, быть и «Океан» - не только признание достоинств завода, но своего рода «пряник» - для сговорчивости.