«Неважно, в какой отрасли работает предприятие — ресторанный бизнес, строительство, производственная линия. Система Production Loss Finder* может быть полезна всем. Надо пробовать», — рассказывает директор ООО «ТатИТнефть» Рустем Шакиров. Система ищет резервы на производстве и оптимизирует затраты. «ТатИТнефть» работает и над новым роботом, который автоматизирует работу с налоговой и избавит компании от документальных проверок. О том, чем полезна Production Loss Finder и как ее можно получить бесплатно, «БИЗНЕС Online» рассказал директор компании Рустем Шакиров.
Рустем Шакиров (справа): «Неважно, в какой отрасли работает предприятие: ресторанный бизнес, строительство, производственная линия — система Production Loss Finder может быть полезна всем»
«Наша система ведет учет в разрезе каждой единицы продукции»
— Рустем Ядкарович, на форуме Kazan Digital Week вы презентовали свою разработку, систему Production Loss Finder, предназначенную для поиска потерь на производстве. Расскажите о ней подробнее.
— Все началось с внутренней системы управления производством, которую мы разработали для «Татнефть-Пресскомпозита». Мы внедрили ее на предприятие, повысили тем самым эффективность производства и автоматизацию. Система Production Loss Finder — некая производная от этой системы. Она работает параллельно управленческим системам, существующим на производстве, и позволяет находить резервы, видеть потери, собирать информацию о времени, затраченном на производство продуктов, материалах, компетенциях сотрудников.
В чем суть метода? В систему заносятся технологическая производственная карта, оргструктура предприятия. На мобильные устройства сотрудников устанавливается приложение. Когда рабочий приступает к своему этапу работы над продуктом, он делает в мобильном приложении отметку «Начать производственный этап». Когда заканчивает работу, нажимает кнопку «Закончить этап». И так на каждом из этапов.
Вроде все просто, но с помощью этого способа мы получаем глубокую аналитику: какие материалы от какого поставщика зашли в производство, кто работал на каждом из этапов и сколько времени потратил на задачу, насколько загружено оборудование. На выходе каждой единице продукции присваивается уникальный номер. И это важно: на данный момент мы не знаем ни одной системы, которая бы вела учет не серийно, а по каждому продукту.
В итоге, считав уникальный номер детали с того же мобильного приложения, мы видим всю информацию по продукту: кто делал, на чем, из чего, сколько времени было затрачено. Эта же аналитика дает нам возможность узнать, как, например, одна бригада выполняет задачу быстрее, чем другая, применить такой подход ко всем бригадам и повысить производительность. Отмечу, что у нас есть несколько патентов на сам способ измерений.
«Интерес к системе уже проявляют предприятия оборонного комплекса, у них существует отчетность в разрезе каждой единицы продукции, наша система одна из немногих позволяет предоставить такую отчетность»
— Система позволяет оцифровать эти данные? Можно с ней просчитать, насколько выгодным будет принятие тех или иных решений по оптимизации производства?
— Да, и это крайне важная функция. На мой взгляд, наш подход позволит ускорить темпы цифровизации в рамках страны. Почему? При автоматизации производственных процессов сопротивляется сама система, выстроенная на предприятии, люди боятся изменений, появляются предлоги не внедрять новое. Один из явных предлогов — финансовое обоснование: главный инженер, который просит автоматизировать участок производства, не может доказать руководству, что система себя окупит, скажем, через 5 лет. Наша система дает такую возможность: при ее применении можно спрогнозировать результаты при внедрении конкретных систем. Мы готовим отчет, в котором говорим, что при внедрении таких-то инструментов автоматизации вы получите на предприятии такие-то результаты. Поэтому, возможно, наша система будет продуктом для консалтинга.
— Кто может применить систему? Она заточена только на нефтяников?
— Система может быть использована на предприятии любой отрасли, причем внедрить ее можно как в целом для предприятия, так и для отдельного цеха, где директор, например, видит неиспользованные резервы. Она быстро разворачивается и так же быстро сворачивается, поэтому ее можно установить на несколько месяцев, затем удалить. Система не требует переустановки действующих информационных систем, она не привязывается ни к ним, ни к существующей IT**-инфраструктуре и работает как надстройка.
Интерес к системе уже проявляют предприятия оборонного комплекса, у них существует отчетность в разрезе каждой единицы продукции, наша система одна из немногих позволяет предоставить такую отчетность. Сейчас переходим к заключению договоров с рядом компаний из этого сегмента. Но по большому счету неважно, в какой отрасли работает предприятие: ресторанный бизнес, строительство, производственная линия — система может быть полезна всем. Надо пробовать. Мы потому и даем открытый код.
— Вопрос как раз о нем. Насколько знаю, по открытому коду вы готовы предоставить программу бесплатно. Для кого она будет доступна и что нужно сделать, чтобы получить ее?
— На этапе запуска продукта на рынок «Татнефть» готова предоставить открытый код предприятиям бесплатно, тем самым поддерживая развитие производственных площадок в стране. Достаточно заключить договор с «ТатИТнефтью», и мы предоставим код. Сейчас мы готовим сайт, через который можно будет дистанционно из любой точки РТ или России получить открытый код и подключиться к системе. Также удаленно мы сможем консультировать по системе, но, конечно, если появится такая необходимость, наши сотрудники выйдут на предприятие.
«Наш продукт четко выполняет свою функцию, но при этом проще и дешевле. Кроме того, наша система — аналитическая, мы архитектурно выстраиваем ее так, что с ее помощью можно быстро получить необходимую отчетность»
«Все идет к тому, что вместо налогового инспектора будет робот»
— «ТатИТнефть» занимается разработкой еще одного программного решения — системы «Налоговый мониторинг». Как она была создана, какие задачи решает?
— Идея этой системы родилась также из потребностей «Татнефти». Есть налоговый режим, который называется «налоговый мониторинг». Суть в том, что налоговый инспектор, сидя у себя в кабинете, может вести проверку удаленно, в режиме реального времени. Предприятие, со своей стороны, реализует техническую возможность. Компании сейчас склоняются к тому, что наиболее оптимальный способ — создание витрины данных, организация публикует на ней свои налоговые декларации, настраивает алгоритм раскрытия показателей. Таким образом, налоговый инспектор от декларации может спуститься до первичного документа, он видит и подтверждает правильность формирования налоговой базы. Мы стали участником проекта внутри «Татнефти» и подумали: почему бы наш опыт не отмасштабировать для других предприятий? Сейчас мы завершаем разработку платформы, которая позволяет любому предприятию, вне зависимости от используемой учетной системы, зайти недорого и быстро в режим налогового мониторинга.
ООО «ТатИТнефть» зарегистрировано в 2016 году в Иннополисе. Компания — 100% дочерняя компания «Татнефти», созданная для разработки автоматизированных систем управления производством (АСУП). Здесь работают 60 человек, офисы «ТатИТнефти» представлены в Альметьевске, Казани, Иннополисе. Директор компании — Рустем Шакиров.
— Что нужно, чтобы войти в налоговый мониторинг? Как ваша система поможет?
— Сейчас Федеральная налоговая служба (ФНС) говорит, что мы должны переходить на риск-ориентированную оценку работы. Поэтому, во-первых, предприятию нужно описать риски, контрольные процедуры, создать матрицу рисков, согласовать с ФНС. Во-вторых, требуется учетная система формирования и раскрытия отчетности. В-третьих, предприятию необходима система электронного хранения документов, без нее невозможно полноценно использовать систему мониторинга, конечная цель которого — получить документы, не выходя из кабинета. Наша система позволяет закрыть все три потребности, а также она может быть интегрирована с уже имеющимися системами, например с системой электронного хранения документов.
— Ваша разработка уникальна для рынка или у нее есть аналоги?
— Аналоги есть, но они более дорогостоящие. Наш продукт четко выполняет свою функцию, но при этом проще и дешевле. Кроме того, наша система — аналитическая, мы архитектурно выстраиваем ее так, что с ее помощью можно быстро получить необходимую отчетность. Из других плюсов: при смене формы регистров, отчетов мы будем вносить изменения в нашу систему, и предприятию-клиенту не понадобится перенастраивать свои собственные учетные системы, для них все изменения пройдут в автоматическом режиме. Сотрудники даже не заметят произошедших изменений, продолжат работать, как работали. Мы также стараемся делать наше решение универсальным в части используемых компонентов и применяем компоненты российской разработки, в каких-то моментах наши клиенты могут выбирать, как настроить систему. Кроме того, мы хотим соответствовать критериям российской принадлежности программного обеспечения и импортозамещения.
— Получается, предприятию достаточно вести документацию и можно забыть про налоговые проверки? Они уйдут в почти автоматический формат?
— Фактически да. Мы считаем, что тема с налоговым мониторингом выльется в нечто большее. Сейчас каждое предприятие — участник налогового мониторинга — создает свою витрину. Налоговый инспектор должен владеть 15–20 витринами. ФНС сейчас обдумывает возможность создания одной витрины и некоего промежуточного слоя, который будет через программный код обращаться напрямую в систему налогового учета или налогового мониторинга на предприятии и доставать оттуда нужные ему данные. В конечном итоге, подозреваю, и налоговый инспектор в дальнейшем не будет нужен: все идет к тому, что у ФНС появится робот, который станет дергать за ниточки робота со стороны предприятия. Вот мы такого робота для предприятий сейчас делаем.
— Насколько знаю, разработки ведутся по созданию не только налоговой витрины, но и витрины бухгалтерской отчетности?
— Верно. После создания витрины для налогового мониторинга мы примерили данный механизм к бухгалтерской отчетности. Получилось удачно. Сейчас мы работаем над объединением наших систем и созданием дашборда для директора. Объясню: сейчас наша система подтягивает все документы компании, чтобы предоставить информацию налоговой. Мы же хотим, чтобы эта информация, определенным образом обработанная, была доступна директору предприятия, чтобы он видел аналитику и мог делать определенные выводы.
В планах у нас объединить бухгалтерскую информацию с налогового мониторинга с информацией о производстве Production Loss Finder в универсальную аналитическую систему, которая анализирует до первичного документа не только налоговую, но и бухгалтерскую и любую другую управленческую отчетность, формируя для директора полную картину производственных процессов.
И мы видим, что потребность в таком продукте будет.
* Искатель Производственных Потерь
** АйТи
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.