07.jpg

Татарстанские предприниматели пока еще не осознали, что их ждет после ратификации соглашения о вступлении России в ВТО

ГОСУДАРСТВО БОЛЬШЕ НЕ ПОМОЩНИК

Донести мысль, что «ВТО не так страшно, как его малюют» (формулировка председателя правления ТПП РТ Шамиля Агеева ред.), и рассказать о том, что предстоит нашему бизнесу после ратификации соглашения о вступлении России в эту организацию летом этого года, а, следовательно, какие шаги можно и даже нужно предпринять, ТПП пытается давно. Увы, даже на сегодняшний семинар, когда, казалось бы, до дня «икс» осталось всего ничего, пришло очень мало предпринимателей. Остальные либо надеются на традиционное «авось», либо на государство, которому обычно и жалуются на злых иностранцев, и оно тут же приходит на помощь. Впрочем, на семинаре выяснилось, что государству жаловаться даже на тот же демпинг будет уже бессмысленно – ВТО прислушивается только к голосу самих бизнесменов, а именно – к отраслевым ассоциациям предприятий. С количеством которых в Татарстане тоже, мягко говоря, дело обстоит неважно.

НЕХВАТКА ПЕРЕВОДЧИКОВ И АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИЙ ОБМЕН ЛЮБЕЗНОСТЯМИ

Глава татарстанского ТПП сразу заявил, что сам документ, который подписывала российская сторона, занимает 740 страниц, и положения его до сих пор неизвестны (хотя МЭРТ РФ и обещало выложить в открытый доступ на своем сайте документы с условиями присоединения России к ВТО еще 19 декабря - ред.). По мнению Агеева, тормозит публикацию… острая нехватка переводчиков: «У них (видимо, в МЭРТе - ред.) штатных переводчиков нет столько, чтобы перевести быстро». Так как полностью положения не опубликованы, бизнес пока не знает, чего бояться и с чем бороться. «Тот материал, что был представлен руководству нашей республики, 55 страниц, скорее, отражает результат переговоров. Для получения хоть каких-то подробностей 17 января ТПП РТ пригласила в Казань главного переговорщика России по ВТО Максима Медведкова», - обнадежил Агеев собравшихся.

Ситуация осложняется тем, что до сих пор ни одного серьезного исследования о последствиях вступления страны в ВТО нет и просчитать их почти невозможно. Ни одна страна, по словам Агеева, сделать этого не смогла. А в России сделать это еще сложнее – просторы уж больно велики: «Когда революция в России была, через 20 лет в Сибири некоторые деревни жили еще по старым законам, - объяснил Агеев неподъемную сложность исследования, - У нас же решения наверху принимаются….Вот приняли решение по лицензированию такси. Из 19 тысяч таксистов только 900 только лицензируются, а остальные и не собираются».

Главным «виновником» вступления России в ВТО Агеев считает США, «потому что они все продавили». В этой связи любопытно, что США проинформировали ВТО, что в отношении России страна не будет применять соглашения ВТО (такое право, как ни странно, есть у любого члена ВТО). А следовательно знаменитая поправка Джексона-Вэника (поправка дремучих времен «холодной войны», ограничивала торговлю со странами социалистического блока) продолжит действовать - и отменить ее может только Конгресс США (американцы, впрочем, пообещали в этом году). Однако Россия в ответ проинформировала ВТО, что также не будет применять соглашения организации в отношении США. С «продавленным США», однако, придется как-то жить и быть успешным, если и не американском рынке, то хотя бы на своем. Главная задача, по словам Агеева, «как выжить производственному бизнесу, который у нас еще сохранился».

ВТО ОСТАВИЛО УКРАИНУ БЕЗ СОБСТВЕННОГО САЛА

Руководитель рабочей группы консультантов по ВТО центра экономических и социальных исследований (ЦЭСИ) при кабмине РТ Ильдус Биктагиров начал свой доклад с рассказа о том, как Украина свой производственный бизнес вступлением в ВТО почти угробила. Во-первых, отрицательное сальдо торгового баланса за 3 года «счастливого пребывания» нашего соседа в организации впервые в истории Украины вырос более чем в 2 раза. За 3 года многие предприятия понесли убытки, снизили объемы производства, да и просто закрылись. Особенно пострадали предприятия, производившие продукцию с высокой добавленной стоимости. Объем производства автомобилей за 2 года упал в Украине в 6 раз. «Украина всегда считалась крупным производителем сахара. А сегодня она завозит 260 тысяч тонн сахара-сырца из тростника в год! Десятки предприятий закрылись. Украина забыла про экспорт сахара. Взять сало всем известное – только за 7 месяцев 2011 года в Украину поступило 20 тысяч тонн сала. В сахарной отрасли и свиноводстве численность занятых сократилась на 500 тысяч человек», - продолжал Биктагиров рассказывать «прибитым» страшными цифрами татарстанским предпринимателям. В легкой промышленности производство упало на 45%. Пострадали авиационная, молочная, пищевая промышленность.

НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЧИНОВНИКОВ И НЕОБРАЗОВАННОСТЬ БИЗНЕСМЕНОВ

Впрочем, тут же оговорился докладчик, главная причина этого – поспешность вступления в ВТО (для Украины в свое время это было самоцелью – побыстрее «оторваться» от России). В итоге сегодня в Украине встает вопрос о пересмотре вступления страны в ВТО, однако это еще 15 лет переговоров!

Агеев, комментируя цифры, заметил, что повлиял еще и глубочайший политический кризис. А Биктагиров «добил» Украину фразой: «Нельзя ставить на колени свою экономику из политических соображений».

Вторая причина неудачного вступления - низкий профессиональный уровень чиновников. «У нас это тоже имеет место быть, поверьте, я знаю о чем говорю, будучи членом рабочей группы по адаптации предприятий», - намекнул докладчик.

В-третьих, повлияло и неумение применять на практике инструменты защиты отраслей. Предприниматели слабо знали методы (а наши, увы, знают, еще меньше).

КИТАЙСКИЙ РЫВОК И ДИСКРИМИНАЦИЯ РОССИИ

Но есть и другие примеры, обнадежил Биктагиров упавших духом бизнесменов – Китай, вступивший в ВТО в 2000 году, добился отличных результатов. Если в 2000 году прямые иностранные инвестиции в Китай составляли $40 млрд., то в 2010 – $185 млрд. При этом путь Китая в ВТО был похож на российский, у жителей Поднебесной на это ушло 15 лет. Но времени Китай даром не терял, подготовив сотни тысяч специалистов в компаниях, работающих в международной торговли. «А у нас? Очень смутное представление о том даже, что такое ВТО. Условия присоединения не совсем ясны. Почему не опубликовали?! Мы ездили, просили, дайте нам условия присоединения по тарифам, услугам. Только после ратификации, говорят (летом этого года – ред.)», - возмущался докладчик. К тому же, пока страна все эти годы вступала в ВТО, она была лишена возможности как-то повлиять на выработку норм международного торгового права, соглашений и их корректировки. И за все это время скопилось порядка 100 ограничений в отношении России со стороны стран-участников ВТО, которые, по словам Биктагирова, носят «дискриминационный характер».

СВЕТОФОР СУБСИДИЙ

После мрачного вступления Биктагиров перешел к плюсам, которые сулит вступление в ВТО. По его словам, в 1995 году, средний таможенный тариф по странам-участникам ВТО составлял всего 4%. При вступлении в ВТО, отметил Биктагиров, мы тоже получим преимущество в соответствии с принципом режима наибольшего благоприятствования: «когда условия, предоставляемые одному субъекту международной торговли, должны быть предоставлены любому другому субъекту ВТО».

«ВТО приветствует конкуренцию производителей, но категорически возражает против конкуренции государств и правительств. Это касается и государственного субсидирования. Сейчас много кривотолков, особенно в сельском хозяйстве. Что сельское хозяйство рухнет! То, что касается экспортного субсидирования в части сельского хозяйства – государство просто берет на себя обязательства по постепенному их (субсидий - ред.) снижению», - заверил Биктагиров.

Зато вступление в ВТО заставит Россию, прежде всего, отменить «запрещенные сусбидии» (красные) – экспортные и импортозамещающие. «Желтые» субсидии, наносящие ущерб членам ВТО отменять пока не обязательно. В ответ на «красные» и «желтые» субсидии ВТО введет компенсационные пошлины – если общая величина субсидирования в стоимости товара превысит 5% - сроком на 5 лет. Разрешены лишь платежи на научные исследования, финансовая помощь депрессивным регионам (как мы понимаем, Татарстану с этого точно ничего не перепадет – ред.) и платежи по программам охраны окружающей среды.

ГОСПРЕДПРИЯТИЯ ОТПРАВЯТ В КОНКУРЕНТНОЕ ПЛАВАНИЕ

Помимо основного соглашения ГАТТ (Генерального соглашение по тарифам и торговле) от 1994 года есть и дополнительные соглашения с ограниченными участниками. Всего их четыре.

«Насколько я знаю, Россия не вошла в соглашение по торговле гражданскими самолетами. Это не значит, что мы не будем ими торговать. Но мы будем ими торговать на условиях ГАТТ-1994. Проблема в том, что эти соглашения предусматривали нулевые или близко к нулю таможенные тарифы», - объяснил Биктагиров.

Иными словами, Россия боится импорта зарубежной авиационной техники, с наплывом которой наша авиационная промышленность, считают власти, может не справиться. Но в результате и торговать нашими самолетами в странах ВТО придется не по нулевой ставке таможенных пошлин, что, возможно, могло принести какие-то выгоды казанской авиационной отрасли.

Зато Россия заключила соглашения по правительственным закупкам – обязалась допустить на рынок закупок иностранные компании. И обязалась ликвидировать большое число льгот и привилегий государственным предприятиям(!). При этом, к слову, в ВТО понимают под государственными субсидиями не только прямые дотации, но и налоговые льготы, и гарантии по займам, и льготные тарифы. А также закупку внутренних товаров на госнужды по ценам выше мировых, покупку правительством акций предприятий по ценам выше рыночных и снижение транспортных расходов на внутренние перевозки товаров, идущих на экспорт.

Вступление в ВТО не означает, что тут же все таможенные тарифы будут обнулены или доведены до каких-нибудь 4%. В соглашении есть тарифные графики, иллюстрирующие обязательства по тарифам на 11,5 тыс. товарных позиций. Где указан, во-первых, действующий тариф, во-вторых, уровень тарифа, с которым страна присоединяется к ВТО. И, наконец, «конечный уровень связывания ставки пошлины» - иными словами, тот тариф, по которому страна обязуется торговать через определенное время (какое – также прописывается в соглашении).

ОЭЗ «АЛАБУГА» ТЕРЯЕТ СВОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Кроме того, по-видимому, особенно болезненным для Татарстана может стать возможная печальная судьба ОЭЗ «Алабуга». Дело в том, что ВТО приветствует создание таможенных союзов и зон свободной торговли. В рамках союзов таможенные тарифы могут отличаться от принятых обязательств. И эти тарифы не будут распространяться на других членов ВТО. С другой стороны, Россия приняла на себя обязательство «применять обязательства единообразно на территории РФ, включая приграничную торговлю, особые экономические зоны, где может быть установлен особый режим торговли, тарифов, налогов».

«Это значит, что наши резиденты ОЭЗ «Алабуга» потеряют свое преимущество. России удалось договориться лишь по двум зонам: Калининградской (ОЭЗ сохраняет преимущества до 2016 года) и Магаданской (до 2014 года). А «Алабуга» не упоминается в обязательствах, как исключение», - рассказал Ильдус Биктагиров. Что смогут предпринять в ответ республиканское власти, пока неясно.

КАКОЙ ДЕМПИНГ ПРОЩАЕТ ВТО

Если вспомнить множество разговоров о том, что зарубежные компании обязательно атакуют наш рынок, яростно демпингуя на каждом шагу, особый интерес, конечно, вызывает «оружие», которым можно этому противостоять. Оружие называется Антидемпинговым кодексом. Прежде чем подробно рассказать, как ВТО разбирается с демпингом, докладчик остановился на том, кто больше всего сегодня демпингует против нас – та же самая Украина. В мировых масштабах демпинг практикует и Китай. Впрочем, в понимании ВТО демпинг - это не просто продажа по искусственно заниженным ценам, а поставка товара на экспорт по цене, ниже цены на аналогичный товар при его продаже на внутреннем рынке страны экспортера (производителя). ВТО прощает демпинг, если объем демпингового импорта менее 3% от импорта аналогичного товара, и если маржа демпинга не превышает 2%. Антидемпинговые процедуры ВТО возбуждает в случае реальной опасности потери внутреннего рынка для национального производителя. И только после получения жалобы, где обосновывается, что демпинг наносит или угрожает нанести материальный ущерб национальному производителю (падает производство, снижается уровень загрузки мощностей и т.д.).

«У ВАС БЫЛА НАДЕЖДА, ЧТО АИР РТ ВСЕ РАЗРУЛИТ – ТАК ВОТ, НЕ РАЗРУЛИТ!»

Бизнесу придется учиться обосновывать свои претензии. Просто жаловаться государству или в ФАС (как это делается у нас зачастую) – не получится: ВТО не принимает жалобы и просьбы от правительств и президентов. Только – от ассоциаций производителей товара. Что означает, в свою очередь, необходимость бизнесу объединяться в отраслевые союзы (об их необходимости, кстати, говорится давно, но до сих пор почти безуспешно). Тем более, что ВТО беспокоится, разумеется, не об успешности отдельного производства, а либо обо всех предприятиях, производящих данную продукцию (что составляет отрасль), либо о компаниях, производящих более 50% продукции. Поэтому ассоциация, чтобы иметь право заявлять о своих претензиях, должна иметь в своем составе хотя бы 51% всех производителей отрасли.

«Если у вас была надежда, что агентство по инвестиционному развитию РТ все разрулит – так вот, не разрулит. Даже рассматривать ее заявления не будут», - заметил Биктагиров.

Если в результате антидемпингового расследования ВТО докажет, что демпинг имеет место быть, будут введены антидемпинговые пошлины, первоначально на 5 лет. Как доказывать, впрочем, что та или иная зарубежная компания демпингует, большой вопрос. Для этого надо довольно серьезно исследовать зарубежные внутренние рынки. Кроме того, придется как-то научиться увязывать демпинг с материальным ущербом. То есть доказать, что ущерб вызывается именно демпингом, а не плохим управлением и ошибками компании.

«В ноябре прошлого года директор зеленодольского «ПОЗиС» заявил, что, мол, плохо продается их продукция в связи с тем, что фирма Samsung сбросила в РТ холодильники по демпинговым ценам. И нашим чиновникам сегодня еще можно об этом говорить. И они в ответ покивают головой. Но откуда он взял, что цена демпинговая? Он знает цену холодильников в стране происхождения? В третьих странах?» - удивлялся Ильдус Биктагиров.

ВТО берет обязательство разрешать споры между своими участниками, и гарантирует, что ни один спор не останется нерешенным. При этом в организации работает всего 500 человек: «Я вообще удивляюсь, какой объем работы они делают!» – покачал головой Биктагиров. А затем, удостоверившись, что Агеев вышел, понизив голос, добавил для сравнения: «У нас в ТПП РФ 2500 человек работает, а тут всего 500 человек всю мировую торговлю регулирует. И успешно».