Стоимость строительства заложенного еще в генплан 1969 года Вознесенского тракта оценивают в 31 млрд рублей Стоимость строительства заложенного еще в генплан 1969 года Вознесенского тракта оценивают в 31 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Бюджетный кредит ускорит темпы на Вознесенском тракте и расширит «бутылочное горлышко» в «Салават Купере»

Только два проекта профинансирует Татарстан с привлечением 10,4 млрд рублей федеральных бюджетных кредитов, выдачу которых одобрила правительственная комиссия во главе с вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным. И оба в Казани. Взятые под 3% годовых со сроком до 15 лет деньги пойдут на строительство Вознесенского тракта и развитие транспортной доступности микрорайона «Салават Купере» на Горьковском шоссе и улице Осиновской, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минстроя РТ.

Стоимость строительства заложенного еще в генплан 1969 года Вознесенского тракта оценивают в 31 млрд рублей. Первый отрезок от Аметьевской магистрали до проспекта Победы стоит 12 млрд рублей. Проектируемый второй отрезок до трассы М7 дороже и оценивается в 19 млрд рублей. В начале года бюджет РТ нашел на стройку Вознесенского только 500 млн рублей. Так что, получается, федеральный бюджетный кредит позволит не сбавить взятый темп работ — ведь сдать первый и второй отрезки планируют в 2023 году. Данное событие — если оно, конечно, случится именно в эти годы — крайне важно для Казани с точки зрения жилищного строительства. Ну и, конечно, для успешного выполнения планов по вводу жилья.

Бюджетные кредиты под 3% годовых на 15 лет лишь одно из пяти блюд «инфраструктурного меню». Татарстану и другим регионам также предлагают пользоваться следующими инструментами.

1. Облигационные займы АО «Дом.РФ». ЦБ разрешил выпустить госкомпании ценные бумаги номиналом в 1 трлн рублей. До 2024 года АО разместит облигации на 150 млрд рублей, а вырученные средства пойдут на льготные кредиты застройщикам по ставке не выше 4% годовых. Для получения такого кредита «Дом.РФ» потребует гарантии региона. Госгарантию бюджетное законодательство расценивает как долг, который в Татарстане наращивать пока не готовы.

2. Госпрограмма «Стимул». Татарстан уже получил 5 млрд рублей до 2023 года. В 2021-м по программе построят три детских сада, а затем власти направят деньги на инфраструктуру комплексной застройки новых городских районов.

3. Деньги нацпроектов «Демография» и «Образование» на стройку детсадов и школ.

4. Программа ликвидации аварийного жилья — государство приобретет квартиры для переселенцев у застройщиков. По принятой в 2019 году республиканской программе ликвидации аварийного жилья до 2025-го на расселение потратят 1 млрд рублей — в 9 раз меньше, чем в 2013–2017 годах. А низкая выкупная цена по Татарстану не привлекает коммерческих застройщиков. Впрочем, решать эту проблему традиционно поручили Госжилфонду при президенте РТ.

В августе на стройплощадке Вознесенского тракта ежедневно работали 250 рабочих и 90 единиц спецтехники. Со стороны проспекта Победы уже возвели объездную дорогу и монтируют подпорные стены будущего тоннеля. Такая же объездная появится на улице Гвардейской, где тоже приступили к подпорным стенам — еще летом на стройплощадке появилась машина для буронабивных свай, арматурные каркасы. Строят и путепровод над железной дорогой, ведущей к Казанскому домостроительному комбинату.

В августе на стройплощадке Вознесенского тракта ежедневно работали 250 рабочих и 90 единиц спецтехники В августе на стройплощадке Вознесенского тракта ежедневно работали 250 рабочих и 90 единиц спецтехники Фото: «БИЗНЕС Online»

Параллельно переносят тепловые сети, несколько канализационных коллекторов, высоковольтную линию, а также сети водо-, газоснабжения и связи. Доля дороги в общей цене строительства первого отрезка трассы составит 25–30%, оставшиеся 70–75% потратят на перенос коммуникаций и выкуп 72 земельных участков. Под дорогу изымут 52 гаража, пять участков садоводства, три заправочные станции, несколько строительных баз и коммерческие объекты. Сумма выкупа пока неизвестна — ведется рыночная оценка.

В проект заложили велодорожки, ливневки, тротуары, троллейбусную линию, три подземных перехода на улицах Назиба Жиганова, Родины и Аделя Кутуя и один надземный у проспекта Победы.

«Пляски девелоперов» у Вознесенского тракта: кто поживится на новой «точке роста» Казани

Начало проектирования и строительства первого участка Вознесенского тракта вызвало шевеление в стане девелоперов. Дорога затрагивает интересы «Ак Барс Дома», ТСИ, СМУ-88, «Унистроя» и ASG — и это лишь самые крупные компании. Главный интерес — у жителей Казани, которые получат возможность свободнее выезжать и въезжать в город, освоивший новые территории.

Еще одна часть бюджетного кредита пойдет на решение проблем микрорайона «Салават Купере». Улицу Осиновская уже расширяют до четырех полос. Новая дорога длиной 1,4 км обойдется бюджету РТ в 1,2 млрд рублей Еще одна часть бюджетного кредита пойдет на решение проблем микрорайона «Салават Купере». Улицу Осиновскую уже расширяют до четырех полос. Новая дорога длиной 1,4 км обойдется бюджету РТ в 1,2 млрд рублей Фото: администрация Кировского и Московского районов

Ради расширения Осиновской уже сносят 19 домов, вырубают деревья и распахивают дополнительные полосы

Еще одна часть бюджетного кредита пойдет на решение проблем микрорайона «Салават Купере». Улицу Осиновскую уже расширяют до четырех полос. Новая дорога длиной 1,4 км обойдется бюджету РТ в 1,2 млрд рублей. После того как расширенная дорога по генплану соединится с улицей Залесной двухуровневой развязкой, пробки там должны рассосаться. И жители «Салават Купере», «Радужного» и Осиново смогут добираться до Казани гораздо быстрее — насколько, конечно, позволит пропускная способность Горьковского шоссе. Впрочем, срок начала строительства развязки неизвестен, поэтому пока вернемся к расширению улицы Осиновской.

Работы стартовали в конце лета со сноса 19 домов, на выкуп которых из бюджета РТ выделили 128 млн рублей. Но сначала стороннему наблюдателю казалось, что демонтаж ограничится только домами на перекрестке улиц Осиновской и Залесной — машинам тут приходилось стоять минут по 15, чтобы повернуть наконец на Горьковское шоссе, ведущее в Казань. В итоге «повезло» только многоэтажным кирпичным домам, которые стоят чуть дальше от «красной линии», — их не тронули.

Снос частных одноэтажных домов еще не закончен, но рабочие уже вырубают деревья, растущие на участках и вдоль улицы. Вчера пассажиры проезжающих мимо автобусов уже наблюдали выкорчеванные пни на газонах вдоль дороги. А дорожники уже начали планировать новую дорогу, «распахав» полосу справа.

«Ласковых решений нет»: удастся ли Казани уехать от коллапса на метробусе?

В далеко идущих планах решения транспортных проблем — пуск до микрорайона скоростных автобусов – метробусов. Пока точной трассировки нет, есть лишь предложения — тендер на разработку метробусных маршрутов стоимостью 15 млн рублей выиграл московский РосдорНИИ. Предварительные расчеты специалистов показывают, что путь на метробусе из «Салавата» до центра города займет 47 минут. Пока же люди едут 84 минуты — почти полтора часа. Первый вариант — линия до центрального вокзала «Казань-1». Второй вариант — от улицы Нурихана Фаттаха, далее по Тэцевской, Копылова, Декабристов с конечной остановкой на транспортно-пересадочном узле «Казань-2» со станцией метро «Северный вокзал». Протяженность маршрута — примерно 14,5 километра. Преимущество второго варианта в том, что путь проходит по уже существующим дорогам, потому стоимость этого проекта ранее оценивали в 1,8–2,2 млрд рублей.