НЕУДАЧНЫЙ МОМЕНТ

Напомним, что на весьма непопулярную меру ограничения поездок льготников, к которой кабмин РТ обратился в конце декабря, власти решились под давлением обстоятельств. Из миллиона с небольшим льготников социальные проездные покупают примерно 180 тыс. человек. Армия условно-бесплатных пассажиров, на полноценную оплату проезда которых в бюджете денег нет, регулярно вгоняет в гроб транспортные компании. За последние пять лет обанкротился каждый третий перевозчик. Фактически власти признали: обеспечение права ветеранов, пенсионеров, инвалидов на бесплатный проезд тяжким бременем лежит на перевозчиках.

Но момент для изменения ситуации оказался крайне неудачным: накануне выборов президента РФ власти все же решили не играть с огнем. Тем более что пенсионеры и коммунисты уже успели пошуметь на митинге перед кабмином, требуя вернуть заслуженный за долгие годы труда безлимитный проезд. В связи с многочисленными обращениями граждан льготникам решили вернуть безлимитный проезд – а для транспортников найти деньги в бюджете.

На брифинге в доме правительства министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин рассказал о механизме возврата к безлимитному социальному проезду, который действовал до конца прошлого года.

В ОТВЕТ НА 100% ОПЛАТУ ПЕРЕВОЗКИ ЛЬГОТНИКОВ ОТ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ЖДУТ КАЧЕСТВА УСЛУГ

Итак, более 1 млрд. рублей требуется на компенсацию выпадающих доходов транспортным компаниям от перевозки льготников в 2012 году. Однако в республиканском бюджете на эти цели было заложено лишь 335 млн. рублей. Сейчас в связи с возвратом льготникам права на безлимитный проезд по льготному проездному, правительству предстоит изыскать в бюджете республики от 500 до 600 млн. рублей дополнительно. Все суммы будут уточнены после аудита, который минтранс обещает провести в течение месяца совместно с центром экономических и социальных исследований при кабмине РТ и госкомитетом РТ по тарифам.

Как пояснил Сафин, перевозка каждого льготника будет оплачиваться полностью – а раз так, то и спрос с транспортных компаний будет более жестким. Будет усилен контроль как со стороны минтранса, так и со стороны ГИБДД и Ространснадзора к техническому состоянию автобусов, парк которых в Татарстане в среднем изношен на 65%. Всего в республике на регулярных маршрутах – около 4 тыс. автобусов, 10% которых эксплуатируются более 10 лет.

«Автобусы должны быть чистыми и теплыми, мы будем требовать оказания более качественных услуг», - подчеркнул министр, отметив, что требования будут предъявляться в том числе к внешнему виду машин. Глава минтранса, в частности, выразил недовольство тем, что многие автобусы сплошь завешаны рекламой.

Ленар-Сафин-показал-проездные,-которые-поступят-в-прод
Ленар Сафин показал проездные, которые поступят
в продажу с 20 января

МИНТРАНС ОБЕЩАЕТ АУДИТ ТАРИФОВ, А В ЧЕТЫРЕХ ГОРОДАХ
ВНЕДРЯТ ТРАНСПОРТНЫЕ КАРТЫ

Кроме того, транспортников ждет серьезный аудит тарифов на проезд – министр выразил надежду, что некоторые транспортные компании самостоятельно примут решение об их снижении.

Но в Казани себестоимость проезда, по словам перевозчиков, опрошенных корреспондентом «БИЗНЕС Online», и так выше 20 рублей – и снижать ее, по сути, некуда. Казанские транспортники, по их словам, и без того находились в неравных условиях по сравнению с перевозчиками в районах республики. Если в Казани при тарифе 18 рублей за перевозку льготника бюджет платил 9,44 рубля, то в районах тарифы значительно ниже – и там бюджетная дотация зачастую полностью соответствовала тарифу.

Допдоходы в районах формировались еще и за счет непрозрачности: никто точно не знает, сколько же льготников перевезли в том или ином районе. Ведь это в Казани знают, сколько льготников перевезено по маршруту и даже конкретным автобусом благодаря наличию системы электронного билета. Поэтому ситуации, когда районный перевозчик меняет время работы, сокращает количество остановок или рейсов, отнюдь не были редкостью.

В ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» глава минтранса прокомментировал факты неполного исполнения муниципальных контрактов на перевозку пассажиров. По словам Сафина, в ряде районов близ Казани, в частности, в Пестречинском, могли иметь место сокращения маршрутов, сокращение времени движения транспорта и т.д. - однако сейчас маршрутная сеть восстановлена.

Для персонификации учета льготников еще в четырех городах республики – это Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск и Зеленодольск – будут введены транспортные карты. Таким образом министерство рассчитывает максимально охватить города, где проживает наибольшее число льготников. Все это оборудование транспортникам придется приобретать за свой счет – хотя и при поддержке «АК БАРС» Банка, оператора системы «Транспортная карта». По словам министра, «по разумной льготной схеме».

DSC_4030.jpg
Глава госкомитета по тарифам Раузил Хазиев заявил, что теперь без дополнительной проверки с выездом на место тарифы приниматься не будут

СМОТРЯ КАК ПОСМОТРЕТЬ НА 18 РУБЛЕЙ…

По словам главы госкомитета по тарифам Раузила Хазиева, тарифы анализируются по представленным документам. По шести городам – Казань, Набережные Челны (электротранспорт), Нижнекамск, Чистополь, Зеленодольск, Бугульма – уже есть предложения по повышению тарифов. Однако теперь без дополнительной проверки с выездом на место тарифы приниматься не будут, подчеркнул Хазиев.

Он отметил также, что в Татарстане стоимость проезда колеблется от 8 до 18 рублей. По его мнению, было бы неверно говорить, что в Казани – самая высокая стоимость проезда в автобусах.

«Если покупать один билет в казанском автобусе, то он действительно стоит 18 рублей. Однако приобретая билет на 10 поездок, цена одной поездки составит уже 16 рублей, а цена одной поездки при приобретении месячного проездного – 15 рублей, как и в других крупных городах Поволжья. В том же Екатеринбурге тариф – 18 рублей», - отметил Хазиев. По его словам, в структуре расходов транспортников в Казани до 30% тарифа занимают лизинговые платежи, 25% - заработная плата, еще столько же – ГСМ, и в основном из-за роста ГСМ транспортные предприятия выходят на рост тарифов. А только в 2011 году стоимость дизтоплива выросла на 60%.

ПЕРЕВОЗЧИКИ РАЗОЧАРОВАНЫ: В ЯНВАРЕ ОНИ ПОЛУЧАТ ДОТАЦИИ ПО СТАРОЙ СХЕМЕ

Источники «БИЗНЕС Online» из числа перевозчиков находятся в растерянности. Обещанные в конце прошлого года стопроцентные компенсации за проезд льготников в буквальном смысле повисли в воздухе. Отмена постановлений «о 30 поездках», пусть и временно, но возвращает старую схему финансирования – до разработки новых документов. Вот и получается, что за перевозку льготных пассажиров в январе они получат дотации в прежнем размере – то есть по 9 рублей 44 копейки. Другого действующего постановления пока просто нет.

Перерасчет, конечно, будет – но потом. Что значит это «потом», понимают все, кто имел дело с бюджетом: данные подаются в октябре, а деньги поступают значительно позже. Между тем состояние транспортников в столице Татарстана далеко не сахарное: практически у всех перевозчиков есть долги перед поставщиками, по налогам, кредитам, автобусы нуждаются в постоянном ремонте. И такие «кассовые разрывы» вынуждают предприятия балансировать на грани банкротства.

«Я просто в шоке… Лучше бы всего этого не было, - сказал нам на условиях анонимности руководитель одной из компаний-перевозчиков. – Ведь мы, получается, размечтались – настроили водителей, что сможем поднять заработную плату. А обещание, что нам компенсируют – так в законе с 2006 года написано, что компенсация должна быть стопроцентной. Так что – пока не увижу – не поверю».

ТРАНСПОРТНИКИ ПОКА В РАСТЕРЯННОСТИ: КАК ИМ БУДУТ ПЛАТИТЬ, ТОЧНО НЕИЗВЕСТНО

Ситуацию газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали представители транспортных компаний.

Фердинант Гарипов - перевозчик, Казань:

- Ну, что я могу вам сказать? Нам вроде бы обещали все это компенсировать полностью, когда произойдет эта процедура – я не могу сказать… Меня удивляет, что никто не понимает – даже коробку спичек пенсионерам за полцены не продадут. А это же транспорт! Вы посмотрите, в каких условиях мы работаем! Каждый день ломаются автобусы, каждый день – тормоз, газ, сцепление, через каждые сто метров, на каждом повороте, в постоянных пробках… К аудиту мы готовы, скрывать нам нечего – у нас все прозрачно. Если установят меньше тариф – будет меньше прибыли, а значит, транспортники не смогут менять автобусы. А вкладываться в ремонт – вы сами понимаете, что лучше: запчасти или новая машина.

Роберт Гилязов – директор ООО «Инженерно-технический центр» (перевозчик, Казань):

- Президент сказал, что будет компенсация до тарифа, пока есть только такая информация. Пока точной информации по порядку компенсации до нас не доводили. У нас система транспортных карт, поэтому точно известно, сколько льготников мы перевезли. Вообще, вопросы пока остаются – до какого тарифа будут полностью компенсировать проезд? У нас же есть 18-рублевый тариф, есть 16-рублевый… А тариф в 18 рублей и так занижен – в результате у всех транспортных предприятий есть задолженности, у кого-то перед лизинговыми компаниями, у кого-то перед банками. Понятно, что лизинговые платежи выплачиваются и вроде бы эти деньги останутся у перевозчиков – но ведь и автобусный парк надо менять всем. Мы уже подавали документы в госкомитет по тарифам – в ноябре снова подорожало топливо, и тариф там был уже выше.