Опрос недели: А вы бы запретили СМИ упоминать этническую принадлежность преступников?
В Госдуму на этой неделе с подачи главы Чечни Рамзана Кадырова внесли законопроект о запрете называть в СМИ национальность преступников. А вы бы поддержали такой закон или нет? И не станет ли он механизмом давления на свободу слова? «БИЗНЕС Online» отвечают Владимир Познер, Евгений Сатановский, Алексей Малашенко, Айрат Фаррахов, Артем Прокофьев и т. д.
Владимир Познер журналист, писатель— Я уже неоднократно выступал по этому поводу. Поддерживаю данный законопроект. Какая это свобода слова? Не все ли равно, вашу дочь изнасиловал русский или татарин? Вам важна национальность? У вас есть жена? Можете представить, что на нее напали? Вам важна национальность того, кто напал на нее или на вашего ребенка? Для вас это принципиально — узбек он, или татарин, или русский, или украинец? Таким образом возбуждается национальная рознь.
Евгений Сатановский политолог— Я вообще плохо отношусь к свободе слова. Ничуть не лучше, чем к механизмам давления на нее. Это две стороны одной кучки дерьма. И то, и другое несильно мне нравятся. Что до поддержки или неподдержки каких-то законопроектов, то к самой по себе демократии как к строю, Думе, органу, который принимает законы, и к любому парламенту, от конгресса США до израильского кнессета, отношусь приблизительно одинаково — без придыхания.
Как правило, и как подсказывает мой опыт, любые законы принимают не слишком умные люди, которые ничего не понимают в том, что они принимают. И все это есть поток случайностей, выведенный на бумагу. Я философски к такому отношусь. Понимаю, что это вопрос о национальности, но понятия не имею, стоит ли данное упоминание запрещать или не запрещать.
Я из той, наверное, не очень частой категории людей, которая пытается рассматривать любую тему с разных сторон. Поэтому, безусловно, существует национальная преступность и особенности национальной преступности. И как минимум имеет смысл понимать, чего ждать от той или другой этнической группы. Это удивительная западная особенность — считать, что нет ни рас, ни национальностей, и вообще, если не называть жопу жопой, то жопы не существует. Но ведь это не так. Существуют определенные комплексы поведения у людей той или иной этнической группы, представители которой приезжают в то или иное место. Отрицать это бессмысленно. С другой стороны, формировать толпу на погром — плохо. С третьей — не замечать особенностей национальных, этнических, каких угодно групп и убаюкивать себя идиотскими рассуждениями о том, что мы все равны по определению, просто потому, что мы такие изначально, — глупо. Вот в этом треугольнике, между погромами, тупой политкорректностью и удивительной глупостью, мы и бродим, обсуждая данную тему.
Дискуссия Симоньян и Кадырова на тему приезжих, которая лежит в основе обсуждения этого закона, очень показательна. При этом правы и та, и другая стороны. Только Кадыров — именно тот человек, который в личном качестве, как «старший чеченец по стране» (по крайней мере в нашу эпоху), следит за всеми неподобающими случаями поведения своих земляков и к ним применяет какие-то меры воспитания. Но он такой один! Я не знаю ни одного другого лидера какой-то национальной диаспоры, который занимался бы тем, что контролировал своих соотечественников на предмет того, чтобы они вели себя достойно. А не отмазывал в случае совершения противоправных поступков или преступлений.
Поддержал бы лично я этот законопроект? А хрен его знает… Я не знаю. Потому что нельзя давать простые ответы на сложные вопросы.
Артем Прокофьев депутат Госдумы РФ— Я против «парада запретов», который в последнее время двигается на нас. И считаю, что этот очередной, скажем так, заход на запреты — совершенно избыточный и ненужный. Конечно, необходимо бороться с ксенофобией, особенно — с агрессивной ксенофобией, но то, что предлагается, — это очередной запрет, а не решение проблемы. И вообще, в последнее время мы видим попытку подменить решение многих проблем, существующих в нашей стране в острой форме, какими-то запретами. Безусловно, это находится в ряду ограничений, которые в последнее время наложены в России на свободу слова.
Алексей Малашенко политолог— Преступников надо называть — по именам, фамилиям. Логика тут простая: если Вася совершил преступление, то нужно писать: «Это сделал Вася Иванов». Но этот законопроект я бы не поддержал. Если указывать национальность — это зависит от судей, от кого угодно. Но запрещать что бы то ни было… Знаете, мы так очень далеко зайдем. Это нельзя, то нельзя. Я абсолютно против таких запретов. Я не против, если напишут, что Вася Иванов — таджик или Вася Иванов — русский. Какая разница? Это ничего не меняет.
Айрат Фаррахов депутат Госдумы РФ— В целом я за то, чтобы преступления отделять от национальности. И не считаю, что в той или иной нации преступлений больше или меньше. Да, есть определенные национальные традиции, но они не влияют на те или иные правонарушения. То, о чем говорит глава Чечни, наверное, происходило более резонансно. А резонанс приводит к тому, что люди стали оценивать людей, а не поступки. У меня очень много друзей с Кавказа, и я действительно разделяю их переживания по этому поводу.
Что касается самого закона, то, честно говоря, детально его не изучал, просто о нем слышал. А все-таки любой закон требует тщательной проработки. Ну и не думаю, что здесь есть давление на свободу слова. Закон нужно изучить. Например, если хочет СМИ связать преступление с личностью его совершившего, кто он по происхождению и так далее, возможно, здесь нужно определить какие-то рамки.
Знаете, как только в Государственной Думе слышу слово «татары» в негативном формате, сразу стараюсь нажать на кнопку для того, чтобы это прокомментировать. Недопустимо ни политикам, ни журналистам, никому с учетом их влияния любое действие, любой акт связывать с национальностью.
Михаил Скоблионок президент еврейской национально-культурной автономии РТ— Я давно был за данный закон, еще год назад, до Кадырова, говорил об этом. А то у нас как кого-то поймают, пишут: «Он чеченец» или: «Он еврей, татарин». С какого хера надо писать, какой он национальности?! Если поймали преступника и он таким является, то не должно быть указано нигде его национальности, чтобы не вызывать национальную рознь между людьми. Это не должно быть механизмом давления! Ну какая разница, какой нации человек? Вот я еврей и свободно об этом говорю. А сейчас свободу слова ущемляют! Например, я выступал по телевизору, меня снимали, а потом те моменты, где была критика руководителей республики, — выкинули. Такие умные стали! Записывают все, а что не подходит — потом вырезают.
Ильдус Янышев председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР»— Я считаю, что это право журналистов — указывать любые данные, которые они считают необходимыми. Главное, чтобы факты соответствовали действительности. Например, как быть, если преступник — полукровка? Его привязка к национальности весьма условна, конечно. Можно даже поставить клеймо на человека. Но с основополагающей стороны, если информация не влияет на получение свободы, не несет неких призывов или унижений, что такого в том, что СМИ сообщат, к какой национальности принадлежит человек? Что он татарин, русский или еврей? А вот как это все интерпретировать — вопрос к читателю больше.
Вообще, в случае принятия этот закон будет давить на свободу слова. Тогда в дальнейшем мы сможем перейти к другим биографическим данным. Например, возраст можно не указывать, так как люди в возрасте начнут считать, что малолетние по отношению к ним творят беззаконие, и так далее. Конечно, в таком контексте указание нации в определенных кругах может использоваться для разжигания национальной вражды, но ведь использовать можно все что угодно. Повторю: главное, чтобы не было ущемления свободы слова.
Марат Нуриев депутат Госдумы РФ— Честно говоря, мы даже не рассматривали данный законопроект, я о нем знаю только из СМИ. Причем не только не изучили его, но даже и не читали. Вообще, на мой взгляд, он ничего не изменит. С другой стороны, делать акцент на национальность, возможно, — это лишняя информация. Может быть, Кадыров и прав. Обычно в СМИ не акцентируют внимание на том, что преступник — русский, чуваш или мордвин. А вот если он с Кавказа, то подчеркивают. Наверное, Кадырова задело это, ведь на Кавказе десятки национальностей проживают. Ну а в целом, повторю, у простого народа из-за этого закона мало что изменится.
Ильшат Аминов генеральный директор ТРК «Новый век»— Я полностью одобряю принятие такого закона. Во многих странах подобные ограничения приняты. Попробуйте в Америке написать «негр» — не поймут. Там есть определенные ограничения, так как они всячески стараются национальный мир сохранить. И это нормально. Потому что, согласитесь, когда мы пишем обо всех преступлениях, разве указываем национальность? Нет, конечно. Не пишут же, что татарин избил славянина. Просто: была драка хулиганов или хулиганы напали на прохожего. Это некрасиво — называть национальность.
Рустэм Ямалеев руководитель «Штаба татар Москвы»— Мне кажется, должна называться нация, это все идет в воспитательно-идеологический рычаг. Мы должны следить за своими соотечественниками, особенно за теми, кто проживает в Москве. Помните, как в фильме «Мимино» одни из героев говорит, показывая на сидящего на скамье подсудимых героя Кикабидзе, что ему стыдно за грузин? А вот когда он возле станции метро «Багратионовская», то уже гордится своим знаменитым соотечественником. Думаю, в случае принятия этот закон не будет механизмом давления на свободу слова. Но, называть или не называть нацию, должны решать сами журналисты.
Вахит Имамов главный редактор газеты «Мәдәни җомга»— Этот закон ничего не дает. Преступление он не умаляет, оценку преступления не приуменьшает или не преувеличивает. Будет ли он механизмом давления на свободу слова, я даже не знаю, трудно сказать, нужно с ним детальнее ознакомиться.
Фото:
«БИЗНЕС Online»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 187
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.