«Мы сами не возвеличиваем и не пишем о выдающихся татарах», — уверена руководитель общественной организации по поддержке женщин, семьи и детей «Сириус» Сурия Усманова. Она считает, что ее малая родина достойна открытия музеев, посвященных выдающимся деятелям татарского народа. В своем интервью «БИЗНЕС Online» Усманова, соавтор книги «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной при содействии благотворительного фонда «Татнефть», рассказала о том, почему до сих пор не нашла в соответствующем вопросе поддержки властей.
Сурия Усманова: «В Чистополе есть музеи, посвященные ярким личностям нашей страны, например музей знаменитого писателя Бориса Пастернака, есть и краеведческий музей. Но нет ни одного посвященного татарам, внесшим вклад в развитие этих территорий!»
«А как же татарское наследие этих мест?»
— Сурия-ханум, вы известный в Татарстане общественный деятель, были депутатом Госсовета РТ. Что вас подвигло к изучению биографий и вклада выдающихся татарских деятелей Чистополя и Чистопольского уезда?
— Да, я врач, юрист, с 1995 по 2000 год была депутатом Государственного Совета Республики Татарстан. При этом родилась в деревне Кутлушкино Чистопольского района РТ. Вплотную изучать жизнь и творчество знаменитых людей Чистопольского уезда стала в последние годы после появления информации о новых музеях, которые планируют открыть в городе Чистополе.
— Как эти два факта связаны между собой?
— В Чистополе есть музеи, посвященные ярким личностям нашей страны, например музей знаменитого писателя Бориса Пастернака, есть и краеведческий музей. Но нет ни одного посвященного татарам, внесшим вклад в развитие этих территорий! Я начала писать письма куда только возможно — президенту РТ, в министерство культуры, другие органы власти… И везде удивлялись: «А разве есть у нас выдающиеся татары в Чистопольском уезде? Покажите их». Затем я начала исследование, оно заняло около двух лет. В результате нашла около сотни таких личностей! Я систематизировала информацию и подсчитала, что можно создать не один, а 10 подобных музеев.
Известные уроженки Казани: Зайнап Хусаения, Хадича Ямашева- Таначева, Фатиха Аитова, Махипарваз Давлеткильдеева, Асма Даутова, Марьям Мураштиева, Амина Терегулова,Нафиса Вагапова. Казань, 1916
— Сразу 10? Не слишком ли много? Кому-то может не понравиться и выпячивание в этом вопросе национальной темы.
— Все очень просто. В 2018 году Чистополь выиграл грант, выделенный Новым банком развития (НБР) стран БРИКС. Основой проекта развития Чистополя как малого города стала концепция создания и развития Чистопольского государственного музея-заповедника. В данное время в городе имеются музей уездного города, мемориальный музей Бориса Пастернака, литературно-мемориальный музей «Дом учителя». На средства гранта планируют создать мемориальный музей драматурга Леонида Леонова и поэта Ильи Сельвинского, музей купца Подуруева, музей Александра Бутлерова. Это как раз 10 музеев. В рамках деятельности перечисленных музеев Чистополь представляется как русский купеческий город.
А как же татарское наследие этих мест? Его влияние на здешнюю жизнь было ничуть не меньшим. И, на мой взгляд, заслуживает тех же 10 музеев.
— То есть вы считаете, что сейчас наследие знаменитых татар в Чистополе не охраняется?
— В данное время в Чистополе никто на государственном уровне не изучает, не охраняет наследие выдающихся татар. Обратите внимание — на государственном уровне! Привожу конкретные факты. Чтобы открыть музей Бориса Пастернака, даже расселяли жильцов дома, где он жил, а затем капитально отремонтировали здание. А на доме, который известный богослов Закир Камалов построил сам, нет даже его фамилии. На здании школы, которую построил Нажиб Амирхан, тоже нет таблички с его фамилией. Дом, в котором жила муза Габдуллы Тукая Зайтуна Мавлюдова, никак не отмечен. То же самое касается и драматурга Мирсая Амира — автора книги «Вечная любовь».
Книга была издана при содействии благотворительного фонда «Татнефть»
Яркая жизнь, которой было отмерено 25 лет
— Вместе с кандидатом исторических наук Таминой Биктимировой вы написали книгу «Чистай өязенең мәгърифәт йолдызлары: тарихи-документаль һәм библиографик җыентык» («Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник»), которую презентовали на прошлой неделе. Расскажите о ее героинях.
— Прежде всего я хотела бы поблагодарить благотворительный фонд «Татнефть» за оказанную помощь при издании книги, посвященной просветительницам. Что касается музея, его открыла бы под названием «Выдающиеся татарские просветительницы города Чистополь и Чистопольского уезда — феномен татарского просвещения начала ХХ века».
Это и Фатима-Фарида Вагапова — публицист, автор статей о положении и правах женщин, публиковалась в газетах «Вакыт», «Казан мухбире» и так далее, получила широкую известность и являлась большим авторитетом в татарской среде. При этом одна из первых татарских учительниц и публицисток прожила совсем немного — она умерла от туберкулеза в возрасте 25 лет. Но уже к этому времени была известна в широких слоях татарского и русского общества как страстная противница бесправия женщин.
Далее. Лэбибэ Хусаинов основала в 1904 году в Казани свою новометодную начальную женскую профессиональную школу. Или возьмем ту же Илхамию Туктарову-Богданович — участницу I съезда женщин-мусульманок, в советское время работавшую в комиссариате просвещения.
Лябиба Хусаенова (справа) с семьей. Казань, 1910-е годы
Наверное, немногие знают имя Абруй Сайфи, а она была одним из организаторов журнала «Азатхатын» (ныне «Сөембикә»), которая в 1937 году попала в жернова репрессий.
Причем таких ярких личностей было очень много, и о них широкая публика практически не знает.
Хотя в начале 90-х годов о просветительнице Фатиме Аитовой или первом в мире шариатском судье – женщине Мухлисе Буби знали тоже только ученые, благодаря стараниям Розы Туфитуловой, Тамины Биктимировой, Туфана Миннуллина в Казани была открыта женская гимназия имени Фатимы Аитовой, а затем в здании самой школы — посвященный ей музей. А о судьбе Мухлисы Буби театр имени Камала поставил спектакль «Любовь бессмертная» по сценарию Ркаила Зайдуллы. Таким образом, Фатима Аитова и Мухлиса Буби получили то признание и уважение народа, которое они заслужили.
— Но наверняка в числе просветителей, связанных с Чистополем, были не только представительницы прекрасного пола.
— Да, не только. Габдрахим Утыз-Имяни аль Булгари (1752–1836), а также другие поэты, теологи XVIII и XIX веков должны быть представлены в отдельном музее. Сохранились около 60 произведений Утыз-Имяни, из них более половины относятся к поэзии, а другие являются научными работами по лингвистике, философии и теологии. Среди остальных деятелей можно назвать Габдрахима Усмана, одного из авторов «Таварих-и Булгария» («История Булгарии») Хисамуддина ибн Шарафуддин аль-Муслими. Вспомним и просветителей, писавших в жанре «таварих» («историческая хроника»): поэты Сахибгарай бин Ахмад аль-Булгари ас-Салмани, Ибрагим Хаккыя, Кашшаф Тарджеманов и другие.
Я считаю, что не только выдающиеся деятели прошлого, но и те, кто был нашими современниками, достойны увековечения. Скажем, именитые ученые, Сайид Вахидов — историк, нашедший тарханный ярлык казанского хана Сахиб-Гирея, или Альфред Халиков, имя которого сейчас носит Институт археологии АН РТ, скончавшийся не так давно востоковед Джамиль Зайнуллин. Всех и не перечислишь.
— Да, чистопольская земля очень богата на таланты. Одно имя вашего односельчанина Гаяза Исхаки чего стоит.
— Да, вы правильно подметили. Кроме Исхаки, если продолжать разговор о деятелях культуры, это и династия Амирхановых, композитор Джаудат Файзи, основатель татарского профессионального театра Габдулла Кариев. Разве можно о них забыть?
Лидеры татарского национального движения: Садри Максуди, Гаяз Исхаки, Фуад Туктаров
«Мы сами не возвеличиваем и не пишем о выдающихся татарах»
— Как же так получилось, что о чистопольской земле стали говорить как о месте, не рождавшем татарских талантов?
— Прежде всего, население города Чистополя и Чистопольского уезда — сокровище татарской нации. Здесь можно показывать тысячелетнюю историю татарского народа и рассказывать о ней. На территории Чистопольского уезда расположено два памятника археологии федерального значения — столица Волжско-Камской Булгарии, великий город Биляр. Также в пределах Чистополя расположен памятник археологии федерального значения — городище Джукетау.
Кроме того, на территории уезда выявлено огромное количество памятников археологии: в Чистопольском районе — 250, в Алькеевском — 160, в Алексеевском — 700. Город Чистополь и Чистопольский уезд — это родина великих деятелей татарской культуры, о чем мы с вами уже говорили.
Девушки Чистопольской губернии: Хатима Камалова, Халимабану Исхакова, Зайтуна Мавлюдова, Ильхамия Туктарова и др. 1910 год
— Выходит, Чистопольский уезд был намного больше современного Чистопольского района?
— Чистополь являлся уездным центром, в состав которого входила 21 волость. Чистопольский уезд — это Чистопольский, Новошешминский, Аксубаевский, Нурлатский, Алексеевский, Алькеевский и Черемшанский районы РТ. В 1917 году в уезде проживали 400 тысяч человек, а в городе Чистополе — 30 тысяч человек. До Октябрьской революции Чистополь был по значимости вторым после Казани городом Казанской губернии. К концу XIX века город стал значимым в масштабах всей Российской империи центром торговли зерном.
— Есть ли какие-то подвижки в вопросе создания новых музея в Чистополе, связанных с татарской историей?
— Лед тронулся: через две недели вместе с вице-президентом Академии наук Татарстана Данией Загидуллиной и директором Института татарской энциклопедии и регионоведения Искандером Гилязовым собираемся провести круглый стол в АН РТ. Там и поднимем тему упоминавшихся нами личностей. Ведь на слуху в основном лишь наши поэты — Тукай и Джалиль. А почему так? Потому что мы сами не возвеличиваем и не пишем о других выдающихся татарах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.