Рядом с рекой Кондурчой в Самарской области хотят установить памятник Тамерлану. Правительство Узбекистана желает видеть монумент в честь победы Тамерлана над ханом Золотой Орды Тохтамышем, которая была одержана более 600 лет назад. Президент самарского областного татарского общества «Туган тел» Ильяс Шакуров рассказывает читателям «БИЗНЕС Online» о своем отношении к этой инициативе и о том, ждет ли он помощи в данном вопросе из Казани.
«Самое любопытное, что под Самарой несколько лет проводятся реконструкционные мероприятия, изображают битву Тамерлана с Тохтамышем (на фото), а точной информации о месте этой битвы нет!»
Мазохизмом попахивает, не находите?
Вызывает некоторое недоумение, что вопрос с установкой памятника Тамерлану в нашем регионе решается таким образом. Мне показали письмо на узбекском языке, постановление тамошнего правительства о том, что такой монумент нужно установить. Но у нас в Самарской области об этих намерениях никто и знать не знает, по крайней мере общественность. Мы об этом случайно узнали и считаем, что ставить Тамерлану памятник здесь не стоит. Да, для кого-то он великий полководец, у него было много сражений, но почему именно здесь, в России?! Самое любопытное, что под Самарой несколько лет проводятся реконструкционные мероприятия, изображают битву Тамерлана с Тохтамышем, а точной информации о месте этой битвы нет! Археологические раскопки не подтверждают, так же как и Куликовскую битву — она то ли была, то ли нет. Ни стрел, ни наконечников, насколько я знаю, не нашли. Просто по рассказам, по летописям известно, что это сражение было.
Обычно памятники ставится для чего? Для того чтобы запомнили потомки. А в отличие от Тохтамыша, потомков Тамерлана здесь нет. Так и зачем нам это нужно? Чтобы напоминать, как Тамерлан их разгромил? Ну как-то мазохизмом попахивает, не находите? Или сделают место для поклонения поклонников Тамерлана из Узбекистана? Но им сюда далеко ехать. Напомню, что буквально недавно 4 тыс. узбеков, оставшись без работы, жили под Самарой на железнодорожной станции и не могли уехать, потому что правительство Узбекистана их обратно не принимало. Смысл этого памятника? Мы понимаем, читаем масс-медиа, знаем, что 150 тыс. узбеков получили амнистию за нарушение эмиграционного законодательства, их простили, рабочая сила нужна в России, рабочие руки. Но это совершенно другая история.
«Ставить Тамерлану памятник в Самарской области не стоит. Да, для кого-то он великий полководец, у него было много сражений, но почему именно здесь, в России?!»
Наш Болгар уничтожил как раз Тамерлан
Понятно, когда ставят памятник Минину и Пожарскому в центре Москвы, в Уфе стоит — Салавату Юлаеву, не совсем понятно, почему в Казани нет монумента Батырше или Улуг Мухаммеду.
Постановление кабинета министров Республики Узбекистан
«О мерах по повышению эффективности работы по изучению военной истории».
Премьер-министр Республики Узбекистан А. Арипов, город Ташкент,
17 ноября 2021 года, №692.
Пунктом 7-м в постановлении значится: «Установка памятника Амиру Темуру и его военачальникам… в местности Кондурча в Самарской области (Российская Федерация). Министерство иностранных дел Республики Узбекистан — подписание меморандума с министерством иностранных дел и министерством культуры России». Реализация проекта назначена на 2021–2023 годы с участием министерства обороны и министерства внутренних дел Республики Узбекистан, национальной гвардии и службы государственной безопасности Узбекистана.
Считается, что та самая битва была в междуречье Кондурчи и Сока, но, повторяю, достоверно все это не установлено. Что мы точно знаем, существует Муромский городок — условное название крупного булгарского города, появившегося в X веке между современными селами Валы и Жигули, там идут раскопки уже с XIX столетия. Раскопано 3% от возможного. Там на 400 кв. км городище, 150 из них — сам город, раскапывают по чайной ложке, денег на это никто не выделяет. Хотя, я считаю, на этом месте можно было сделать шикарный музей цивилизации Средних веков на территории Евразии как место рекреации, туризма.
В этом году, 4 августа, было заседание у губернатора, где я об этом напомнил, повторил, меня поддержал наш профессор Петр Кабытов — самарский известный ученый, но все, как всегда, упирается в деньги и приоритеты…
Недавно была передача на ТНВ, где я тоже выступал, там прозвучало, что 20 июня 1941 года вскрыли гробницу Тамерлана и началась Великая Отечественная война. Да, как исторический персонаж он достоин внимания, создал достаточно большую империю, помогал ученым, но наш Болгар уничтожил как раз Тамерлан. Почему мы должны ставить ему памятник на нашей земле? Я не знаю доподлинно отношения к этому Дмитрия Азарова, нашего губернатора, но, судя по отзывам, он тоже не в восторге.
Мы письмо на имя губернатора подписали вдвоем: я, президент старейшей татарской организации «Туган тел» (нам 32 года исполнилось в 2021-м), и наш известный краевед Шамиль Галимов. В письме указали неуместность такого памятника в Самарской области. Можно со временем поставить некий обелиск павшим воинам и с той, и с другой стороны, наверное, но Тамерлану… Сказали, что на письмо ответят в течение 30 дней, как положено по законодательству.
Нас просто ставят перед фактом. Если надо закрепить, наполнить развивающиеся отношения между Узбекистаном и Россией, то нужно посоветоваться с людьми, как это лучше сделать. Вот мы открыли шикарный этнокультурный комплекс «Парк дружбы народов», там есть узбекский дом. Жители Самары и Самарской области, даже гости едут туда, смотрят, восхищаются. Вместе с тем я не знаю, помогало ли в этом правительство Узбекистана.
Мы на улицу с пикетом не выходили, обзвоном заниматься тоже некогда, на сайте свой материал разместили с письмом к губернатору.
Конгресс татар не приглашает нас на свои мероприятия с 2019 года
Надеюсь ли на поддержку Татарстана?.. Вы знаете, мы запускали в Самаре этнокультурный комплекс, куда вложено несколько десятков миллионов рублей частных денег почетного гражданина Самары Хугаева Ростислава Ерастовича, моего друга, я с ним хорошо общаюсь, комплекс строился где-то пять лет. На открытие приехали из Чувашии, Мордовии, даже из-за границы. Приглашение Рустаму Минниханову тоже отправляли. Я читал ответ, мол, очень занят и приехать не сможет: желаю вам счастливо открыть этот объект. Ни министр культуры, ни замминистра, ни из конгресса татар на это мероприятие никто не прибыл. 121 средство массовой информации было аккредитовано на открытие данного мероприятия, а от Татарстана никого. Странное отношение.
Я уж не говорю, что мы не видим никакой поддержки со стороны РТ в издании нашего журнала на татарском и русском языках «Самар татарлары». Он 10-й год выходит на деньги нашей семьи. Такого журнала ведь больше ни у кого нет в России. Есть у нас и его электронная версия, есть одноименный сайт. Раньше я удивлялся, обижался на такое равнодушие, но теперь свыкся… Единственная оставшаяся национальная газета Самарской области «Бердэмлек» и вовсе на грани закрытия. Из РТ обнадежили помощью, но не случилось. Конгресс татар не приглашает нас на свои мероприятия с 2019 года, ни меня как издателя журнала и сайта, ни редакторов или журналистов, ни наше старейшее областное общество «Туган тел», которое, напомню, является одним из учредителей ВКТ. Не знаю, объясняется это позицией их представителя здесь, в Самаре, или самого ВКТ. Я общаюсь с такими же белыми воронами, которые оказались не в общем конгрессовском тренде: они и в Оренбургской области, и в Пензенской, и в других областях. Год от года их становится больше. Почему? Думаю, конгрессу стоит об этом задуматься.
Как говорят на Кавказе, мажут ту телегу, которая скрипит
Вообще, наши областные власти с трудом идут на какие-то памятники, мы еле пробили памятную доску на месте прекрасной разрушенной Соборной мечети в Самаре в мавританском стиле, на месте которой сейчас стоит дворец спорта. У нас была татарская слобода — большой татарский квартал, мы никак не можем добиться, чтобы ее обозначить. Еще в 2014 году была принята программа переименования улиц, возврата их старых названий. У нас есть улица Самарская — длинная, хорошая, в центре города, она до большевиков называлась Мечетной. Только после неоднократных наших напоминаний (как же так? Почему другие улицы переиначили, Дворянскую, Куйбышевскую и другие, а до Самарской руки никак не дойдут?) в 2021 году и на ней вывесили таблички с двойным названием. Другая улица была Татарской, она сейчас Галактионовская, так и не вернули название.
В Самаре нет ни одной улицы, которая была бы посвящена татарам, коренному народу этой земли. Крещеной татарке, Герою Советского Союза Ольге Санфировой есть, но полноценного памятника ей тоже нет. В Самаре, которая, по некоторым источникам, была построена на месте ногайско-татарского поселения, нет ни одного памятника татарам. Только в последние годы усилиями Шамиля Хайдаровича Галимова установлено порядка 15 памятных досок, что здесь жил такой-то академик-татарин, там Герой Советского Союза – татарин, а больше ничего нет. Думаю, нам, татарам, и самим надо быть активнее, ведь, как говорят на Кавказе, мажут ту телегу, которая скрипит.
Ильяс Шакуров
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 298
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.