В прошлом году на авторынке Татарстана продолжил бушевать коронакризис. Продажи новых машин на уровне 2019-го автодилерам только снятся. Но есть в этой бочке дегтя и ложка меда: премиальный и люксовый сегменты растут как на дрожжах. BMW еще держит первенство, но на пятки ему наступает Mercedes-Benz. Porsche выезжает за счет «электрички», а предприниматель Илон Маск всерьез приходит в Татарстан. Ну и вишенка нашего авторейтинга — авто ценой до 50 млн рублей.
Первая часть нашего авторейтинга традиционно посвящена luxury-сегменту
Кризис авторынка не затронул продажи авто премиум- и люкс-классов
Первая часть нашего авторейтинга традиционно посвящена luxury-сегменту. Здесь нас ждет главная сенсация авторынка 2021-го: по данным аналитического агентства «Автостат», рост регистрации новых премиальных авто в Татарстане превысил 18% и составил практически половину прироста всего нового автопарка РТ. Из-за сложностей с получением цифр от ГИБДД агентство в прошлом году длительное время не обновляло отчеты, соответственно, не публиковались и наши рейтинги. И вот наконец появились данные за 11 месяцев 2021 года, которыми мы и спешим поделиться (правда, теперь нет отдельной статистики по Казани, учет ведется только по республике в целом). Если по итогам января – ноября в 2020-м было зарегистрировано 3 786 авто премиальных марок, то за аналогичный период 2021-го — 4 484, причем средний прирост покупок автомобилей данного сегмента за прошлые годы находился лишь на уровне 3,5%.
Между тем в целом продажи автомобилей никак не могут выйти на уровень допандемийного 2019 года. Количество приобретенных новых авто продолжает снижаться, клиенты предпочитают более дешевые подержанные машины, но только не в люкс-сегменте. Эксперты объясняют парадокс тем, что покупатели автомобилей класса люкс не так подвержены финансовым последствиям кризиса, как потребители машин масс-маркета. Восстановление объемов продаж премиальных автомобилей началось еще в последнем квартале 2020-го и в течение 2021-го только набирало обороты.
У Audi дела идут неплохо, но хуже, чем у ее земляков: в Татарстане автолюбители, по данным «Автостата», поставили на учет 422 машины данной марки, что на 5% выше показателей 2020 года
Пятое поколение A6 обеспечило рост продаж Audi в Татарстане
Начнем разбор с немецкой тройки. У Audi дела идут неплохо, но хуже, чем у ее земляков: в РТ, по данным «Автостата», поставили на учет 422 машины указанной марки, что на 5% выше показателей 2020 года — автолюбители приобрели и зарегистрировали на 19 авто больше. Этот показатель, правда, в 3 раза отстает от роста продаж Audi в общероссийском масштабе. Так, по информации ассоциации европейского бизнеса, в России в январе – ноябре 2021-го было продано 15,6 тыс. новых машин, что на 17% больше уровня 2020 года.
Самой популярной моделью у Audi, за которую проголосовали рублем как автолюбители, так и компании в Татарстане, стала А6 5-го поколения. Несмотря на стоимость базовой комплектации в 4,04 млн рублей, за год данная модель приросла на 19 поклонников, увеличив общее количество регистраций с 55 до 74. Нельзя не отметить, что три года назад, когда модель этого поколения вышла на российский рынок и стоила в стоковой комплектации 2,75 млн рублей, спрос на нее был существенно ниже: в РТ нашлись только 18 покупателей.
Аутсайдером марки стала модель Q7. Спрос на большой кроссовер сокращается ежегодно. И если в прошлые годы снижение регистраций укладывалось в 6–12 автомобилей, то в 2021-м было растеряно 27 позиций до 49 регистраций (в 2017-м — 107). Причиной всему этому служит расточительность «второго флагмана» и цена на него, начинающаяся от 6 млн рублей. Несмотря на то что в последнем, втором рестайлинговом, поколении двигатель одной из моделей «крупномера» снизили до 249 л. с. (таким образом, уменьшился транспортный налог), модель популярнее от этого не стала. Ведь есть и сопутствующие расходы, которые, как и в случае с яхтой, довольно значительны.
У BMW по сравнению с Audi прирост продаж выше почти в 3,5 раза — 17%.
Победы бело-синих
У BMW по сравнению с Audi прирост продаж выше почти в 3,5 раза — 17%. Действующий на протяжении пяти лет республиканский чемпион по количеству регистраций люксового сегмента прибавил за 11 месяцев прошлого года 201 регистрацию, осчастливив 1 410 автомобилистов, поклоняющихся баварскому образцу агрессивного спортивного стиля. За прошедшие пять лет немецкий шик пришелся по душе в 1,5 раза большему числу татарстанских автолюбителей, выбирающих данную топовую марку. Такое ощущение, что коронакризис сыграл на руку автодилерам BMW — продажи росли, как и в 2020-м.
А что по моделям? Несмотря на спад по количеству, на первом месте в списке автомобилей от баварской компании стоит, как раньше, спортивный, мощный, но экономичный BMW X5. Хоть позиция кроссовера не пошатнулась, но результаты слегка удивили. Машин данной модели зарегистрировано на 28 меньше — 261. Почти столько же новых авто было оформлено в собственность в 2017 году (259). Сейчас на официальном сайте марки дизельный BMW X5 xDrive25d в базовой комплектации предлагается за 6,04 млн рублей, за автомобиль с бензиновым двигателем придется выложить как минимум 6,5 млн рублей.
Хорошим спросом пользуется четырехдверное кросс-купе BMW X6. Оно и логично — новый «икс-шестой» третьего поколения выглядит фирменно агрессивно и имеет яркую визитную карточку в виде подсвечиваемой решетки радиатора. Годовой прирост продаж модели составил 50 регистраций, увеличившись до 175, а минимальная цена за два года с момента выхода X6 на рынок выросла с 5,42 млн до 7,1 млн рублей.
Люксовый компактный кроссовер в классическом кузове Х3 (от 4,52 млн рублей) приобрели 224 покупателя — на 47 больше, чем в 2020-м, и в 3,5 раза больше, чем в 2017-м.
Стоит отметить и постоянных наших участников. BMW 5 Series (4,25 млн рублей) прибавила 40 регистраций до 168, а баварская «тройка» (3,28 млн рублей) приглянулась 130 татарстанцам, перетянув на свою сторону еще 13 поклонников бело-синих.
Отметим, что в 2021-м был приобретен 1 071 автомобиль BMW текущего года выпуска и еще 339 — 2020-го. Для сравнения: в 2020-м на текущий год выпуска пришлось 900 авто, на предыдущий — 298.
Mercedes-Benz отстал от BMW ненамного. Всего лишь 146 регистраций отделяет одного «немца» от другого
Кризис на рынке полупроводников не помеха для продаж Mercedes-Benz
Mercedes-Benz отстал от BMW ненамного. Всего лишь 146 регистраций отделяет одного «немца» от другого. Учитывая темп прироста у мерса и сохранение динамики, можно спрогнозировать грядущую смену лидера. 2021 год для Mercedes как в абсолютных, так и относительных величинах был самым продуктивным на фоне других марок. В Татарстане зарегистрировано на 246, или на 24%, больше новых авто. Немецкий концерн установил новый личный рекорд — 1 264 регистрации.
Фраза «какой русский не любит быстрой езды» близка и татарстанским автовладельцам. Как можно держать стабильно высокую скорость при поездках зимой, когда снега местами по колено? Только этим можно объяснить резкий перекос в предпочтениях в пользу Mercedes.
Фаворитом топ-чарта марки с количеством в 363 регистрации стала модель GLE-Class, увеличившая армию своих поклонников на 218 человек. Оно и понятно, ведь GLE — самая популярная модель немецкого бренда. Это один из 9 SUV, предлагаемых компанией, он занимает место между GLC и GLS в паре с GLE Coupe. Но это общемировые показатели. У нас же ситуация диаметрально противоположная: GLE стоимостью от 6,4 млн рублей в Татарстане потеснил компактный и полноразмерный кроссоверы, вырвавшись на пьедестал почета.
На втором месте по приросту адептов и на третьем — по числу продаж расположился полноразмерный кроссовер люкс-класса GLS. По факту он является третьим поколением GL-класса, а сборку осуществляют не только в американской Алабаме, но и деревне Есипово Московской области. За анализируемый период количество владельцев в Татарстане увеличилось на 148 человек, что на 84 больше, чем в прошлом периоде. Стоимость более «простой» модели GLS, например GLS 400 d 4Matic Luxury, начинается от 10,59 млн рублей, но есть и более роскошная модель — Mercedes-Maybach GLS 600 с 557-сильным двигателем и ценой от 16,47 млн рублей.
Но вернемся к более «массовым» моделям. Паркетник Mercedes GLC на базе модели С-класса поставил личный рекорд и заставил раскошелиться на 37 татарстанцев больше, чем в 2020 году. 184 автомобиля выехало на улицы республики, чтобы покорять своим видом других автолюбителей. Напомним, стоимость «массовой» модели начинается от 4,82 млн рублей.
Из прочих прибавлявших в весе отметим плюс 54 единицы до 92 регистраций у компактного кроссовера и самого крупного автомобиля на платформе А-класса Mercedes GLB (от 3,53 млн рублей за GLB 200 Progressive). Повышенное внимание к данной модели обусловлено тем, что у GLB сугубо семейная целевая аудитория — это и высокий потолок, и возможность заказа 7-местной модели.
Выпускаемый под маркой Mercedes полноразмерный внедорожник G-класса пользуется все большей популярностью у наших земляков. Если ранее он прибавлял в среднем по 3–4 машины в год, то в 2021-м прирост составил 20 авто данного класса. По республике разъехалось 56 новеньких вездеходов повышенной комфортности. Уточним, что за комфорт в виде G 350 d нужно будет отдать минимум 12,3 млн рублей, а если нравится бензиновое «рычание», то и все 20,7 млн рублей.
Но не может быть везде все гладко. Пока тяжеловесы среди моделей Mercedes набирали в свой клуб еще больше поклонников, такие автомобили бизнес-класса, как C-Class и E-Class Coupe, упускали приверженцев. На двоих они потеряли 64 единицы: первый — 37, второй — 27. В республике было зарегистрировано всего лишь по две модели таких седанов. Возможно, это связано с ценообразованием. Что лучше купить: C 200 4Matic Sport Plus минимум за 4,56 млн и E 200 4Matic Sport за 5 млн рублей или Mercedes GLC за 4,82 млн рублей?
Добавим, что 965 авто пришлось на 2021 год выпуска и еще 299 — на предыдущий против соотношения 742 на 409 в январе – ноябре 2020-го. То есть тогда явно преобладали прошлогодние авто, в то время как спрос на марку Mercedes в РТ в 2021-м не давал застаиваться автомобилям на складах — бо́льшая часть автомобилей 2020 года выпуска была продана уже в январе – феврале 2021-го.
Нарастил продажи и японский премиум-бренд Lexus. Расположившись на третьем месте нашего рейтинга, он прибавил 73 регистрации, увеличив продажи новых авто на территории РТ на 15%
Lexus: амбиции для «бедных»
Нарастил продажи и японский премиум-бренд Lexus. Расположившись на третьем месте нашего рейтинга, он прибавил 73 регистрации, увеличив продажи новых авто на территории РТ на 15%. Итогом стало расширение автопарка республики на 576 новых автомобилей Lexus, производимых японской корпорацией Toyota Motor. Но даже такие неплохие результаты не дали пока вернуться на уровень 2017 года, когда количество продаж составляло 669 единиц.
На фоне того, что продажи японских авто в целом по России год к году практически не изменились (18 206 к 18 187 единицам), можно порадоваться за татарстанцев, которые купили 3,2% от общего объема проданных в РФ автомобилей данной марки.
Что касается персональных успехов, то здесь без неожиданностей: бестселлер марки, обновленный RX (от 4,43 млн рублей), укрепил свои позиции. Приверженцем данной модели стал 291 новый собственник: увеличение по сравнению с 2020 годом на 46 единиц. За последние пять лет это личный рекорд модели как по приросту, так и по общему числу неофитов.
Занявший вторую позицию компактный кроссовер NX (от 3,22 млн) расширил круг почитателей на 11 человек до 172, но до рекорда 2017-го с его 247 голосами пока еще далеко. На 12 до 50 единиц упал спрос на флагман кроссоверов LX (от 7,91 млн).
Что касается соотношения текущего и предыдущих годов выпуска, то оно составило 428 на 148 против 385 на 118 в 2020-м, т. е. немного сдвинулось в пользу прошлогодних запасов.
Личные рекорды скандинавов
Большинство других премиум-брендов тоже продемонстрировало отличные результаты. Например, Volvo, имеющая наивысший из возможных рейтингов безопасности, стала пятой в Татарстане в люкс-сегменте с показателем 314 проданных машин. Причем процентный прирост в республике на фоне всего рынка РФ выглядит очень внушительно: если, по заявленным данным АЕБ, у Volvo по России 22-процентный прирост продаж, то по РТ — 45%, или плюс 97 единиц. Таким образом, 3,7% от общего объема проданных в РФ автомобилей шведской автомобилестроительной компании было реализовано в РТ.
Пробежимся по скандинавским моделям. На первом месте по популярности расположился легендарный среднеразмерный кроссовер XC60 (от 4,4 млн рублей), собираемый в Бельгии. Круг почитателей данной модели расширился на 36 персон, увеличившись до 119 реализованных авто. Его старший брат, внедорожник XC90 рестайлингового второго поколения (от 5,58 млн рублей), ускорил покорение сердец автолюбителей — за год он переманил на свою безопасную сторону еще 42 покупателя, увеличив общее количество зарегистрированных в РТ авто до 99 единиц, а младший — ХС40 (от 2,8 млн рублей) — прибавил 17 до 45 единиц.
В общей сложности у Volvo по годам выпуска на 2021-й пришлось 280 машин, а на остальные — 34. Годом ранее расклад сил был 154 на 63 в пользу более свежих.
Настоящий прорыв, который и удержал уровень продаж Porsche в РТ, сделала модель Taycan. Электромобиль уже не новинка — первые немецкие электрокары добрались до России еще весной 2020 года
Как «электричка» вытянула весь состав Porsche
Следующим идет завсегдатай нашего рейтинга люксовых авто — Porsche. Любимчик татарстанской публики, к удивлению, снизился на два пункта до 160 регистраций на фоне 8-процентного повышения продаж в РФ, но результат для марки по сравнению с другими годами все равно неплох.
К удивлению, снизился спрос на главный автомобиль модельного ряда — Cayenne. Ни узнаваемая внешность, ни удобный салон, ни впечатляющая динамика с отточенной управляемостью и умной электроникой не смогла удержать объемов продаж — модель потеряла 11 позиций, показатель упал до 102 регистраций. В настоящее время базовую модель данной марки можно приобрести, имея на руках от 6,47 млн рублей, а за топовую версию придется выложить уже как минимум 16,64 млн рублей.
Поддержку лейтмотиву марки оказал созданный на базе Aidi Q5 компактный кроссовер Macan (от 5,55 млн рублей). Его, как и в 2020 году, приобрели 32 автомобилиста.
На два хозяина меньше нашли себе автомобили модели Panamera, обретя всего 8 владельцев в Татарстане.
Настоящий прорыв, который и удержал уровень продаж Porsche в РТ, сделала модель Taycan. Электромобиль уже не новинка — первые немецкие электрокары добрались до России еще весной 2020 года. Полностью электрическое четырехдверное купе, выигрывающее по динамике у Panamera, порадовало в прошлом году 15 не боящихся проблем с подзарядкой автовладельцев, каждый из которых потратил на приобретение электрической «ласточки» от 8,38 млн до 15,79 млн рублей.
В прошлом году в Татарстане авто от предпринимателя Илона Маска показали просто невероятный результат — прирост продаж на 1,2 тыс. процентов, т. е. в 13 раз!
Илон Маск покоряет Татарстан
Раз затронули тему альтернативных источников энергии, то стоит отметить продукцию Tesla, которая еще в 2019 году стала крупнейшим производителем электромобилей в мире, а ее седан Tesla Model 3 стал самым продаваемым электромобилем в мире. В прошлом году в Татарстане авто от предпринимателя Илона Маска показали просто невероятный результат — прирост продаже на 1,2 тыс. процентов, т. е. в 13 раз!
Понятно, что невероятный результат достигнут за счет эффекта низкой базы. Если в 2020 году была зарегистрирована только одна новая «электричка», то в 2021-м — уже 13. Как и в мире, в РТ первая по популярности — Model 3: 9 регистраций. Татарстанцы также приобрели три Model X и одну Model Y.
Третий эшелон
Бренды третьего эшелона по объему продаж тоже оказались успешными. У Infiniti 3-процентное увеличение регистраций — 32 единицы. У Genesis показатели гораздо выше: корейских машин встало на учет на 115% больше — 84 автомобиля.
В свою очередь, Jeep не смог улучшить свое положение, а по процентным показателям вообще попал в группу «ложноположительных» — 13 регистраций, как и в прошлом году. У Jaguar дела идут и вовсе неважно: минус 38% и всего 15 проданных авто.
В России Rolls-Royce поставил рекорд: в 2021-м продано более 300 машин против 200 годом ранее
В пандемию сверхбогатые татарстанцы особенно ценят комфорт
Ну и наконец поговорим об авто для настоящих миллиардеров. Британские производители элитных автомобилей опубликовали статистику продаж в 2021 году, в которой компания Rolls-Royce показала самый выдающийся результат за всю свою 117-летнюю историю: реализовано 5 586 машин. Это на 49% больше, чем в 2020-м, но даже в сравнении с прежним рекордом 2019 года рост составил 9%.
В России Rolls-Royce тоже поставил рекорд: в 2021-м продано более 300 машин против 200 годом ранее. Из них четыре Rolls-Royce было продано в РТ — это три кроссовера Cullinan и один кабриолет класса люкс Rolls-Royce Dawn. И если за первый нужно выложить от 34 млн до 49 млн рублей, то вторую модель можно приобрести подешевле — от 29 млн до 42,3 млн рублей.
В дополнение к Rolls-Royce автопарк республики увеличился на пять автомобилей сегмента «суперлюкс». Это один Bentley Bentayga, два Сontinental Flying Spur и столько же Сontinental GT. Цены на данные модели в среднем варьируются от 27 млн до 35 млн рублей, но в зависимости от комплектации и индивидуальных предпочтений (например, сейчас популярна опция «звездное небо» на потолке салона, стоимость которой — от 1,5 млн рублей) цена может уйти далеко за эти пределы.
Завезли в республику два мощнейших серийных пикапа RAM 1500. Инфернальный пикап, выпущенный тиражом всего в 702 экземпляра, напоминает Hummer, а 712-сильный мотор объемом 6,2 л позволит «выстрелить» с места до 160 км/ч за 10,5 секунды. Стоимость в зависимости от модификации находится на уровне 16 млн рублей.
Изюминкой всех этих роскошных приобретений татарстанцев стал кроссовер Aston Martin модели DBX. Набирающий первую «сотню» за 4,5 секунды автомобиль с 550-сильным двигателем в Россию поставляется с завода компании в Сейнт Атане в Уэльсе. И если в 2020 году, когда были запланированы первые поставки, минимальная стоимость машины находилась на уровне 14,2 млн рублей, то сейчас данное авто можно приобрести уже за 22,63 млн рублей.
Хоть все и говорят, что на дворе кризис, но, что удивительно, спрос на дорогие автомобили увеличивается. Причем растут продажи и у сверхдорогих авто. Автомобильный кризис, который затронул рынок в целом, явно обошел стороной сегмент премиального и люкс-класса.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 198
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.