«Рост ключевой ставки Центробанка и процентов по ипотечным кредитам стал определенной угрозой для развития рынка жилья», — констатировал накануне на Гайдаровском форуме вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Еще одна угроза спросу на квартиры — стагнация доходов покупателей. О том, какова цель новой стратегии развития стройотрасли, что надо сделать, чтобы выправить ситуацию с ЖКХ и как правительство извернется ради льготной ипотеки, — в материале «БИЗНЕС Online».
Одну из сессий Гайдаровского форума, что проходит в эти дни в Москве, накануне посвятили приоритетам развития стройотрасли и ЖКХ
Износ коммунальных сетей в регионах дошел до 80%
Одну из сессий Гайдаровского форума, что проходит в эти дни в Москве, накануне посвятили приоритетам развития стройотрасли и ЖКХ. Однако формат в отличие от предыдущих тем больше походил не на дискуссию участников, а на интервью. На вопросы директора ассоциации инновационных регионов России Ивана Федотова отвечал вице-премьер Марат Хуснуллин. Начали беседу с наболевшего для коммунальной сферы — износа сетей. По словам Хуснуллина, в ряде cубъектов они изношены на 70–80%. И вопрос уже не в том, окажут ли людям качественные услуги, а в том, будет ли вообще в доме вода!
Поэтому правительство подготовило механизмы, включая инфраструктурное меню в виде бюджетных кредитов, чтобы сделать рывок в обновлении ЖКХ. Для решения проблемы износа нужно обновлять по меньшей мере 5% коммунальных сетей в год. Сейчас же это не больше 2%. Ветшает все: и теплосети, и канализация, и водопровод, и Татарстан не исключение. «Сотни прорывов в отопительный сезон — это очень плохо!» — заявил «БИЗНЕС Online» гендиректор «Татэнерго» Раузил Хазиев. Что до канализации, то в Казани пришлось пойти на непопулярные меры, подняв тарифы, но зато «Водоканал» уже начал латать тришкин кафтан рваных трубопроводов.
Износ сетей в масштабах страны ведет к большим потерям. Только по воде, по словам Хуснуллина, теряется около 20–25% и 12% — по теплу. Платят за это, понятно, потребители! Вице-премьер считает, что нужно найти такой механизм, который вовлек бы в ремонт и бюджетные, и внебюджетные источники финансирования. Нужно пересмотреть и тарифную политику, чтобы ЖКХ не стало гирей на ногах стройкомплекса в целом.
Тарифы крайне больной вопрос: что, опять залезем в карман простых граждан? В каждом регионе будет по-разному, считает Хуснуллин. «Человеку важен не сам тариф, а сколько он физически платит. Если мы завтра за счет различных тарифных решений, бюджетных и внебюджетных вложений сократим потери в тех же сетях, у человека тариф окажется выше. Но физически он станет платить не больше! Вопрос не в том, какой получится тариф, а в том, сколько человек будет платить в конечном итоге сегодня и в течение ближайших лет», — сказал Хуснуллин и добавил, что только за счет повышения тарифа отремонтировать все сети нельзя.
Правительство ежегодно устанавливает предельные индексы подорожания коммунальных услуг, и в этом году рост тарифа не должен быть выше 4%. При этом фактически регионы индексируют тарифы еще меньше. Но это очень плохой путь к накоплению недоремонта сетей. «Инфляция будет 7–8 процентов, — сказал вице-премьер. — И где вот эта разница недособранных средств? Где предприятия ЖКХ возьмут деньги не то что на обновление, а на текущее содержание?» По его словам, есть регионы вроде Москвы, которые закрывают такие проблемы своими вложениями, а есть и дотационные, которые просят эти деньги из бюджета.
Рост ключевой ставки Центробанка и процентов по ипотечным кредитам стал определенной угрозой для развития рынка, сказал вице-премьер
«Мы регулируем спрос ипотекой. Пока это более-менее удается»
От болезненной коммунальной темы Хуснуллин развернулся к строительству жилья. Насколько сегодня отрасль привлекательна для инвестора? Активность четко видна по выданным разрешениям на строительство, отметил вице-премьер. По его словам, по итогам 2021 года выдано на 40% больше разрешений, чем в пандемийном 2020-м. Это как новые инвесторы, так и уже существующие девелоперы. Правительство должно стимулировать приток частных инвестиций, говорит он. Тогда вырастет предложение на рынке.
Но как же быть со спросом при таких ценах на жилье, справедливо поинтересовался ведущий.
«Чтобы в России строилось и продавалось 120 миллионов квадратных метров жилья в год, нужно, чтобы реальные доходы населения росли на 2,5 процента в год. Если доходы не растут — значит, спроса не будет».
Еще один фактор поддержки стабильного спроса на жилье — доступность ипотеки. Но 47% населения России сегодня не может взять ипотеку, сказал он. Тогда правительство предлагает схемы социальной ипотеки, расселения ветхого и аварийного жилья, социальную или коммерческую аренду. Пока спрос удавалось регулировать ипотекой. Однако рост ключевой ставки Центробанка и процентов по ипотечным кредитам стал определенной угрозой для развития рынка, сказал вице-премьер. Ипотека в данном случае выступает как регулятор спроса. Хуснуллин напомнил, что, когда ставка ЦБ была ниже и действовали прежние условия льготной ипотеки на новостройки, спрос вырос: «Деньги пришли на рынок, и все стало активно развиваться».
«Сейчас ситуация более сложная, — сказал вице-премьер. — Но мы будем искать механизмы, как из этого выходить. Можно расширять льготные категории граждан. Например, мы убрали ипотеку для всей страны под 6,5 процента, снизили сумму, сделали ставку 7 процентов, что не так уж плохо в сегодняшней ситуации. Но при этом мы расширили льготные категории граждан — у кого дети. Дали возможность вкладывать ипотеку в ИЖС. Мы регулируем спрос ипотекой. Пока нам это более-менее удается».
Необходимо также развивать арендное жилье всех сегментов — от самого дешевого до дорогого. Судя по опросам, 30% населения России в ближайшие три года планирует сменить место жительства, сказал спикер. Повысить мобильность населения может в том числе цивилизованная аренда. Он привел в пример Дубай, где мигранты могут найти жилье с самыми разными условиями: от вагончиков на стройках до апартаментов. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», развивать рынок арендного жилья в Казани намерена компания «Дом.РФ», купив 150–400 квартир у застройщиков.
Хуснуллин предложил развивать общественный транспорт, в том числе железные дороги и трамваи
Строить гостиницы и заправки вдоль трассы Москва – Казань предложат инвесторам
В рамках сессии коснулись темы развития транспортной инфраструктуры. Рост городов в России сегодня опережает темпы строительства дорог. Для решения проблемы Хуснуллин предложил развивать общественный транспорт, в том числе железные дороги и трамваи. За последние 10 лет, по его словам, количество пользователей общественного транспорта снизилось на 19%. Причины вице-премьер видит и в снижении его комфортности, буме автомобилизации, росте автокредитов и доходов. Нужно улучшать также состояние самих дорог. Вице-премьер отметил, что в прошлом году смертность на дорогах снизилась на 9%.
«Чтобы вы понимали, что такое 9 процентов, — у нас в стране больше 60 тысяч людей в год гибнет на дорогах», — сказал Хуснуллин, добавив, что смертей стало меньше благодаря улучшению качества дорог. Основные же факторы смертельных ДТП — выезд на встречную полосу, вождение в нетрезвом состоянии и наезд на пешеходов — от качества асфальта не зависят.
Вице-премьер также рассказал о глобальных проектах строительства крупных магистралей, таких как Москва – Казань. По его прогнозам, ее достроят за три года. А развивать инфраструктуру вдоль трассы предложат частным инвесторам. Всего вдоль этой дороги предусматривается 12 точек развития, где будут АЗС, сервисы, гостиницы и даже склады.
«Мы сейчас готовимся выставлять это на аукцион. Мы видим, что везде, где есть возможность, надо максимально давать развиваться сервису и бизнесу вдоль транспортных магистралей», — подчеркнул Хуснуллин.
Как ранее писал «БИЗНЕС Online», «Автодор» предложит инвесторам 32 оазиса у автобана М12 с АЗС, кафе, мотелями и кемпингами. 16 из них будет в направлении Москвы и столько же по пути в Казань. Объекты сервиса построят напротив друг друга, а пять пар оборудуют газозаправочной инфраструктурой. Так, в РТ будет 6 функциональных зон, расстояние между ними в среднем составит 50 километров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.