Вскоре стартует прием заявлений в школы, который для родителей будущих первоклассников часто превращается в жесткий квест. Кажется, что от правильного решения зависит, насколько дети будут успешны в современном мире, где правит бал жесткая конкуренция. Почему не стоит расстраиваться, если не удается записать ребенка в элитное заведение дошкольной подготовки? Надо ли переживать, что малыш не знает алфавита, хотя сверстники уже освоили чтение? Об этом руководитель АНО «Бала-Сити» Альбина Насырова поговорила с Татьяной Филипповой, ведущим научным сотрудником Института возрастной физиологии РАО, автором серии пособий «Ступеньки к школе».
Татьяна Филиппова: «При выборе школы лучше тянуться не за статусностью, а за тем, какой там педколлектив, какой учитель набирает детей»
Почему папы понимают своих детей лучше, чем мамы
— Татьяна Андреевна, выбирая школу, что предпочесть — заведение, где много требуют, жесткая дисциплина? Или где дается свобода действий, уважают выбор ребенка?
— Конечно, рейтинг имеет значение. Но в первую очередь я бы советовала выбирать школу исходя из возможностей ребенка. Физиологическая готовность, психологическая, интеллектуальная — все должно сойтись. Для этого необязательно ходить к психологу — больше доверяйте себе, своему родительскому чутью, наблюдайте за ребенком, делайте выводы. Например, если он даже на самом интересном детском представлении через 10 минут начинает ерзать на стуле или может расплакаться от грустной сказки, такому впечатлительному, с лабильной нервной системой малышу жесткая дисциплина просто будет противопоказана.
В России можно «отдать в школу» в 6 лет с небольшим, а можно и ближе к 8. И эти полтора года очень важны. Если у ребенка есть хронические заболевания, та же сезонная аллергия, он трудно расстается с родителями, не стоит торопиться, ориентируясь на то, что уже умеет читать-писать. Став старше, он гораздо легче адаптируется к новым условиям, обязанностям.
А при выборе школы лучше тянуться не за статусностью, а за тем, какой там педколлектив, какой учитель набирает детей. Я бы не советовала полагаться на отзывы в интернете — под действием эмоций кто-то что-то анонимно высказал, а в сети это осталось навсегда. Придите в школу сами, посмотрите бытовые условия, пообщайтесь с родителями, которые, как правило, ждут своих детей после уроков. Что нравится, что не очень? В конце концов, в рамках выбранной школы, если не сложится с одним учителем, всегда есть возможность перейти к другому. Ведь важно, чтобы ребенок по темпу деятельности совпадал с педагогом.
Есть дети-шустрики, есть медлительные, их немного, большинство выполняет задание в среднем темпе. Темп деятельности — генетическая данность, изменить его невозможно! Учитель быстродействующий хоть и понимает, что Васеньку торопить нельзя, все равно — ребенок в его классе будет спешить, у него начнет портиться почерк, это скажется на успеваемости, настроении. В итоге срыв нервно-психической сферы не даст возможности реализоваться интеллектуальному потенциалу.
«В рамках выбранной школы, если не сложится с одним учителем, всегда есть возможность перейти к другому. Ведь важно, чтобы ребенок по темпу деятельности совпадал с педагогом»
— В каком возрасте нужно начинать подготовку к школе? У нас в «Бала-Сити» учителя начальной школы, например, сами приходят в детсады и ведут подготовку к школе, дети знакомятся, привыкают, вместе с одногруппниками идут в первый класс, получается такой гармоничный мягкий переход.
— Вы делаете абсолютно правильно, что назначаете занятия на первую половину дня, когда работоспособность, интеллектуальная восприимчивость у детей на пике. Поэтому я против того, чтобы «водить на подготовку» по вечерам. После «тихого часа» лучше гулять, читать, разговаривать, а в качестве дополнительных занятий выбирать что-то, связанное с движением: танцы, плавание.
А при занятиях в группе я бы рекомендовала обращать внимание на успехи, а не на неудачи. Иногда бывает, что у половины детей задание получилось, у половины — нет. Родитель огорчается: как же так, давай добьемся, чтобы и у тебя получилось! Хотя правильнее было бы не акцентировать внимание на неудаче, убрать задачу в сторону, будто и не давали, чтобы у ребенка не было боязни ошибок как катастрофы. «Держите лицо», ваше удивление, неудовольствие ребенок считывает моментально. К слову, больше понимают детей папы, чем мамы. Для меня самой это стало открытием, когда на консультациях в ответ на рекомендации мужчина часто толкает супругу — видишь, я же говорил! У меня есть гипотеза — это в силу того, что папы воспринимают происходящее рационально. Ну не получилось, значит, просто подход не тот. А мамы эмоциональны, хотят всего и сразу.
«Делайте все, что в ваших силах, чтобы у ребенка было счастливое детство. Этот задел радости, родительского тепла его обязательно будет выручать в трудные минуты, позволит добиваться целей»
Счастливый ребенок вырастает в успешного взрослого
— В дошкольном возрасте дети и сами хотят многое попробовать, всем живо интересуются. А в среднем звене мы сталкиваемся с тем, что подростку вообще ничего не нравится, мотивации ноль. Что в таком случае делать?
— Начало полового созревания — очень сложный период, даже в норме ребенок может чувствовать некий дискомфорт. Чтобы в это время не потерялся познавательный интерес, важно еще в младшем школьном возрасте найти, что интересно помимо учебы. Какая-то деятельность, в которой ребенок очень успешен, получает удовольствие. Тогда и пубертат пройдет намного легче. Но искать это надо не в 10–12 лет, а намного раньше, пробовать водить ребенка на разные кружки. Чтобы совпал интерес и отношения с педагогом, будь то преподаватель музыки или тренер в спортсекции.
— Мне как руководителю языковых детских садов близка ваша точка зрения, что живую речь ничего не заменит. Почему даже сейчас, когда очень много приложений, электронных программ обучения, лучше всего работает метод живого погружения в языковую среду?
— Так устроен человек. Насколько бы ни совершенствовались гаджеты, наша физиология остается прежней. Так что я за раннее языковое развитие, если оно происходит через общение, игры и сказки. Не стоит бояться, что в билингвальной обстановке ребенку будет тяжело. Да, говорить полноценно он, возможно, начнет чуть позже, язык формируется дольше. Но для развития мозга хорошо, когда идет переключение. Я и своему сыну пела колыбельные на русском и на английском, потом подключились сказки, игры в студии, так что потом учиться в английской спецшколе ему было легко.
— Ваши пожелания современным родителям?
— Делайте все, что в ваших силах, чтобы у ребенка было счастливое детство. Этот задел радости, родительского тепла его обязательно будет выручать в трудные минуты, позволит добиваться целей. Счастливый ребенок вырастает в успешного взрослого.
— Спасибо, Татьяна Андреевна, за интересный разговор, будем ждать вас у себя в гостях в Казани. Кстати, приглашаем к себе и читателей «БИЗНЕС Online». В школе «Бала-Сити» стартует приемная кампания на новый учебный год, мы будем рады видеть родителей на дне открытых дверей 5 февраля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.