Татарстанский рынок автомобильного ритэйла находится на пороге революции. Резкое падение продаж автомобилей и кредитный кризис подорвали позиции даже самых сильных игроков. Владелец компании "Таттранском" (автосалоны "Сапсан") Ильдар Зиннуров сейчас находится в поиске покупателя блок-пакета акций (25% + одна акция) своей компании. Причина заключается в том, что компания столкнулась с острым дефицитом денежных средств - в октябре банки потребовали досрочного погашения кредитов.

За полтора месяца компании пришлось извлечь из оборота гигантские средства - более 700 млн. рублей. Это почти треть ежемесячной потребности группы "Сапсан" в оборотных средствах. На этом фоне компания была вынуждена свернуть строительство десяти автосалонов в Москве и Сыктывкаре (на сегодня Сапсан имеет 23 действующих салона в РФ, реализующих автомобили  Ford, Volvo, Honda, KIA, Fiat, Skoda, Sens, Audi, Ssang Yong.). Поиск инвестора, готового приобрести 25% Таттранскома, ведет банк "Зенит", сообщает "Деловой квартал. Казань". 

Не исключено, что покупателем может стать давний конкурент Таттранскома - ТрансТехСервис. Как известно, обе компании начинали свой бизнес в начале 90-х годов в Набережных Челнах. Зиннуров не исключает такого варианта развития событий, но полагает, что этому в первую очередь могут мешать амбиции лидеров. Владелец ТТС Вячеслав Зубарев считает, что переговоры можно начать, когда структура компании "Сапсан" станет более прозрачной.

Интерес к приобретению "Сапсана" проявляет петербургский автомобильный холдинг РРТ, который в этом году начал экспансию на региональные рынки. В августе 2008 года РРТ открыл салон GM в Казани.

Также в качестве возможных покупателей доли компании называют зарубежные инвестфонды.

*     *     *

Вероятно, что поиск покупателя "Сапсаном" - лишь первый известный случай, когда владельцы бизнеса, связанного с продажей автомобилей, пытаются решить свои проблемы путем продажи его части или даже полного выхода из числа владельцев. В месяцы, предшествовавшие кризису, в Казани и Татарстане продолжали открываться автосалоны и многие из новичков наверняка не смогут устоять в конкурентной борьбе.

Рынок сокращается в разы - как рассказали корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» в автосалоне "Skoda" на Космонавтов ("Сапсан Лидер") продажи уменьшились в 2 раза, в автосалоне "Диляра" - на 40%, "Фобос" - как минимум на 30%. Подтверждают существенное снижение продаж и в других автосалонах Казани. В декабре следует ждать ухудшения ситуации на рынке – уже сейчас автосалоны вынуждены идти на беспрецедентные скидки ввиду того, что им необходимо продать автомобили 2008 года выпуска, поскольку в начале следующего года их придется продавать еще дешевле. На этом фоне банки значительно сократили выдачу автокредитов - так, в середине ноября Интехбанк, Автоградбанк объявляли о прекращении выдачи автокредитов. 

БИЗНЕС Online