Уже четвертый месяц в здании Новой Третьяковки в Москве с большим зрительским успехом проходит крупнейшая выставка работ Михаила Врубеля. Организаторы решили не останавливаться на традиционном общении с искусством и ненадолго открыли портал в прошлое. Ровно на один час посетитель экспозиции мог почувствовать себя художником, влюбившимся в голос прекрасной оперной певицы, его музы и будущей жены Надежды Забелы. Помогала в этом путешествии во времени оперная дива современности Альбина Шагимуратова. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Уже четвертый месяц в здании Новой Третьяковки в Москве с большим зрительским успехом проходит крупнейшая выставка работ Михаила Врубеля
Муза Врубеля, Римского-Корсакова и Рахманинова
Концерт-посвящение Надежде Ивановне Забелы-Врубель задумывался как ключевое музыкальное событие к выставке Михаила Врубеля в Третьяковской галерее, на которую главный музей российской столицы уже продал все билеты на месяц вперед до ее окончания 8 марта. И, несмотря на и без того обширную экспозицию (более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев), призывал усилить зрительское впечатление.
Все началось с легенды знакомства художника со своей будущей женой, известной в Петербурге оперной певицей Надеждой Забелой. «Их встреча была главной судьбоносной случайностью для Врубеля. На постановку „Гензель и Гретель“ должен был поехать Константин Коровин. Но Савва Мамонтов направил оформлять Врубеля», — рассказывала перед концертом куратор выставки Ирина Шуманова.
Врубель увидел будущую супругу в 1896-м на репетиции оперы в Панаевском театре, где работал художником-оформителем. Точнее будет сказать — услышал. Он вошел в темный зал, наполненный прекрасным голосом. И тут же влюбился без памяти. Художник не видел певицу, но решил, что этот голос останется с ним навсегда. К слову, на выставке можно услышать Забелу — в архиве чудом сохранились 40 секунд аудиозаписи.
Концерт-посвящение Надежде Ивановне Забелы-Врубель задумывался как ключевое музыкальное событие к выставке
Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде Ивановне предложение, а своей сестре писал, что непременно покончил бы с собой в случае отказа. Как ни странно, Забела согласилась, но с условием. «Он должен был написать два портрета Забелы и ее партнерши Татьяны Любатович, исполнявшей партию Гензеля. Врубель написал три портрета, чтобы наверняка понравиться Надежде Ивановне. Два из них представлено на нашей выставке», — говорила Шуманова.
Как известно, брак с Забелой развил новые творческие движения в художнике. Он писал много ее портретов, но и она, в свою очередь, получила дополнительный рывок в карьере. После замужества с Врубелем певица стала частью труппы Мамонтова, а позже — исполнительницей главных партий в операх Николая Римского-Корсакова «Псковитянка», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Майская ночь», «Моцарт и Сальери», «Вера Шелога», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Кощей Бессмертный».
Ее лирико-колоратурное сопрано было какого-то особого, кристально-чистого, неизъяснимо обаятельного тембра. История сохранила подлинные впечатления самого великого композитора о пении Забелы: «Была моей лучшей Снегурочкой» (дарственная надпись композитора певице), «Так спетой Снегурочкой, как Надежда Ивановна, которой я раньше не слыхивал» (Римский-Корсаков в письме Врубелю).
Порядка 10 минут зрители, собравшиеся в холле перед Башней Татлина в Новой Третьяковке в ожидании концерта, слушали волнующую историю любви художника и певицы, пока на постамент к роялю не вышла Альбина Шагимуратова
Музыкальная трансформация Надежды Забелы-Врубель в Альбину Шагимуратову
Порядка 10 минут зрители, собравшиеся в холле перед Башней Татлина в Новой Третьяковке в ожидании концерта, слушали волнующую историю любви художника и певицы, пока на постамент к роялю не вышла Альбина Шагимуратова. Воодушевленные гости, среди которых была не только директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, но и, к примеру, председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков, стоя приветствовали певицу.
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова
На певице лежал немалый груз ответственности: попытаться перенести зрителей на сотню лет назад и передать уникальный тембр Забелы-Врубель, влюблявший в себя не только поклонников, но и гениев. Впрочем, Шагимуратова давно знакома с музыкальной биографией Забелы-Врубель. Еще в годы учебы в Москве она исполняла партии Царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане» и Шамаханской царицы в «Золотом петушке» Римского-Корсакова на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. И сейчас на сцене Мариинского театра она блистает в образе Царевны Лебеди.
Для первого отделения концерта-посвящения солистка Мариинки выбрала известные арии из опер Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста». Ее чистый, сочный, большой, летящий, безупречно точный звук вкупе с тонкой психологической проработкой драматического образа заставляли замереть собравшихся и ловить каждую ноту непродолжительного концерта.
Шагимуратова исполнила не только «Сирень», но и знаменитый романс Татьяны «Ночь тепла, ночь тиха» из оперы «Демон» Антона Рубинштейна
Второе отделение оммажа перед певицей стояла задача развеять сложившийся миф о том, что Забела-Врубель могла исполнять только арии сказочных персонажей в операх Римского-Корсакова, став в какой-то степени заложницей своих героинь. Куратор выставки утверждает, что в поклонниках у Забелы ходили не только Врубель и автор оперы «Снегурочка», но и Сергей Рахманинов. По одной из версий, романс «Сирень» был навеян одноименной картиной Врубеля, посвященной певице.
Оперная дива из Казани исполнила не только «Сирень», но и знаменитый романс Татьяны «Ночь тепла, ночь тиха» из оперы «Демон» Антона Рубинштейна. Причем оба произведения певице пришлось дважды исполнять на бис — зрители стоя приветствовали Шагимуратову и отказывались отпускать ее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.