Электронные сервисы в первую очередь направлены на удобство клиентов

Наряду с министерствами крупные компании республики также проводят свои коллегии. На отчетную конференцию АО «Татэнергосбыт» по итогам 2021 года в Казань прибыли руководители и представители 9 филиалов и 78 офисов со всего Татарстана. Участникам мероприятия предстояло обсудить итоги года ушедшего и сверить часы в настоящем, отметить отличившихся, поговорить о планах — не только производственных, но и социальных, просто пообщаться с коллегами из разных районов республики. Директор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов выступил с подробным докладом о том, с какими итогами компания завершила 2021 год.

В 2021 году суммарно всеми станциями Республики Татарстан выработано 26 млрд 860 млн кВт.часов, при этом потребление электроэнергии составило 31 млрд 878 млн кВт.часов В 2021 году суммарно всеми станциями Республики Татарстан выработано 26 млрд 860 млн кВт⋅ч, при этом потребление электроэнергии составило 31 млрд 878 млн кВт⋅ч Фото предоставлено АО «Татэнергосбыт»

Известно, что уровень развития экономики региона оценивается в том числе и по уровню энергопотребления. Как отметил Сулейманов, сегодня Татарстан идет с опережающими темпами по сравнению со среднероссийской динамикой: если по РФ прирост составляет 5,4%, то по республике — 9,6%. В 2021 году суммарно всеми станциями Республики Татарстан выработано 26 млрд 860 млн кВт⋅ч, при этом потребление электроэнергии составило 31 млрд 878 млн кВт⋅ч.

«Увеличение потребления электроэнергии сказывается и на нашей клиентской базе, которая составляет 1 миллион 762 тысячи 640 лицевых счетов физических лиц и более 43 тысяч юридических лиц», — отметил директор компании. Соответственно, увеличились и объемы реализации электроэнергии по всем группам потребителей. Так, по группе «Прочие потребители» (юридические лица) рост составил более чем 13%, а у населения — 7%.

Одним из основных приоритетов компании является развитие и предоставление услуг в цифровом формате. И сегодня «Татэнергосбыт» фактически обеспечил все возможности для дистанционного обслуживания как населения, так и бизнеса, бюджетных организаций. Целевой ориентир — полностью цифровой офис и дистанционное взаимодействие.

«Сейчас мы особенно уделяем повышенное внимание развитию электронных сервисов, которые ориентированы, в первую очередь, на удобство наших клиентов» «Сейчас мы уделяем повышенное внимание развитию электронных сервисов, которые ориентированы в первую очередь на удобство наших клиентов» Фото предоставлено АО «Татэнергосбыт»

«Электронный документооборот, личный кабинет на сайте „Татэнергосбыт“ и его мобильная версия позволяют потребителю получать первичные документы, оплачивать и отслеживать задолженность, направлять обращения и письма, заключать договор, не приходя в офис. Сейчас мы уделяем повышенное внимание развитию электронных сервисов, которые ориентированы в первую очередь на удобство наших клиентов», — говорил Сулейманов.

«Дело осталось за малым — чтобы сами потребители активнее обращались к удобным инструментам взаимодействия с „Татэнергосбытом“, что особенно актуально в наше время. На данный момент наблюдается положительная динамика роста пользователей дистанционных ресурсов — доля платежей через личный кабинет АО „Татэнергосбыт“ выросла на 4 процента, количество активных пользователей личного кабинета и мобильного приложения увеличилось на 31 тысячу, но этого мало, учитывая общую численность наших потребителей», — отметил Сулейманов.


Отдельно остановился директор на результатах проекта замены приборов учета электроэнергии на «умные» счетчики. За 2 года действия программы «Татэнергосбытом» было заменено более 51 тыс. приборов учета. Сулейманов озвучил ключевые моменты, на которые следует обратить внимание, выстраивая работу в 2022-м. Планы на этот год — установка почти 40 тыс. приборов. Напомним, что компания поставила себе амбициозную задачу — до конца 2035 года установить более 1,2 млн счетчиков.

На коллегии компании обсуждались и вопросы профсоюзной организации, внутрикорпоративной работы, ну и, конечно, особо отличившиеся были отмечены наградами.

На коллегии компании обсуждались и вопросы профсоюзной организации, внутрикорпоративной работы, ну, и, конечно, особо отличившиеся были отмечены наградами На коллегии компании обсуждались и вопросы профсоюзной организации, внутрикорпоративной работы, ну и, конечно, особо отличившиеся были отмечены наградами Фото: Сергей Елагин

Цифровизация не самоцель, это инструмент для взаимодействия

По окончании конференции мы побеседовали с Сулеймановым.

— Рифнур Хайдарович, как оцениваете результаты деятельности компании в 2021 году? Адаптировался ли коллектив к пандемийным условиям? Какие задачи стояли перед коллективом компании?

— К пандемии, наверное, невозможно адаптироваться, хотя, если сравнивать с 2020-м, однозначно, мы выстроили новые подходы коммуникаций и работы с клиентами. Если говорить о задачах: в 2021-м было реализовано множество задач — интеллектуальная система учета, автоматизированы прием и передача показаний приборов учета, расширены возможности дистанционного взаимодействия для наших клиентов, внедрен электронный архив.

— «Татэнергосбыт» в последние годы стремительно наращивает свои сервисные активы — стоит ли предположить, что именно на цифровизации вы акцентируете основное внимание?

— Цифровизация не самоцель. Это инструмент, чтобы сделать взаимодействие между жителями и поставщиками ресурсов незаметным, создавая экосистему, в которой наши клиенты будут автоматически получать необходимые услуги просто, удобно и доступно. Вместе с тем оцифровать сервисы, не переведя в «цифру» сами бизнес-процессы компании, нелогично.

Приведу объективные данные. На «Татэнергосбыт» приходится более 70 процентов доли рынка расчетов за электроэнергию и более 80 процентов расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Общая площадь жилого фонда, который мы рассчитываем, сопоставима с площадью Монако, Сан-Марино или Бельгии. Сегодня мы можем сказать, что обеспечили для своих клиентов 100-процентную возможность для взаимодействия с нами дистанционно, не приезжая в офис.

«Количество наших клиентов ежегодно растет. Сегодня это более 1,7 миллиона физических и 43 тысячи юридических лиц» «Количество наших клиентов ежегодно растет. Сегодня это более 1,7 миллиона физических и 43 тысячи юридических лиц» Фото: Сергей Елагин

— Значит ли это, что вы планируете закрывать офисы по республике?

— Мы нацелены на максимальный перевод наших клиентов на дистанционное обслуживание. Одновременно мы не можем игнорировать ту категорию граждан, которая, откровенно будем говорить, никогда с «цифрой» не подружится. Поэтому о закрытии офисов речи пока нет, но оптимизация бизнес-процессов, конечно же, идет. К примеру, когда мы объединились с расчетным центром в 2019 году, у нас было 208 офисов, на сегодняшний день их 78.

— Сколько клиентов сегодня обслуживает «Татэнергосбыт»?

— Количество клиентов ежегодно растет. Сегодня это более 1,7 миллиона физических и 43 тысячи юридических лиц. Чтобы обеспечить в каждом доме и на производстве свет, мы ежемесячно закупаем на оптовом рынке около 1,7 миллиона киловатт-часов. Каждые 60 минут планируем покупку. Ежемесячно обрабатываем более 2 миллионов числовых значений для определения обязательств перед поставщиками и потребителями, выставляем счета юридическим лицам по 6 вариантам тарифов и физическим лицам по 20 видам услуг. Мы обеспечили 100-процентное направление потребителям первичных документов дистанционно. Количество электронных договоров энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения в 2021 году возросло на 30 процентов. Дистанционно показания передают более 80 процентов клиентов. В планах — достижение максимального значения к 2023 году.

— Вы осуществляете сбор платежей по всей жилищно-коммунальной отрасли республики. О каких цифрах идет речь?

— «Татэнергосбыт» — это в первую очередь гарант финансовой стабильности работы всей энергосистемы республики. Ежегодный оборот денежных средств компании составляет 124 миллиарда рублей. Залог прозрачных расчетов — это автоматическое расщепление платежей. Ежемесячно к нам поступает более 1,7 миллиона платежей на сумму более 3 миллиардов. И мы их перечисляем полутора тысячам получателей в срок не позднее одного рабочего дня. Это позволяет обеспечить прозрачность и своевременность расчетов, а также снизить риск банкротства управляющих компаний.

— Какие планы на текущий год?

— Кажется, еще только вчера мы создавали личный кабинет, а сегодня уже говорим о цифровизации всей отрасли. Мы на пороге новых технологий и решений. Впереди реализация стратегии по цифровому развитию компании, утвержденная советом директоров.

Изменился мир, меняемся и мы. Но неизменными остаются наши ценности, приоритеты, наше отношение к работе и наш командный дух.