«А Я НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ПРИХОДИТЬ – В РЕГЛАМЕНТЕ ЭТО НЕ ПРОПИСАНО!»

Ректор КФУ Ильшат Гафуров приехал на факультет журналистики и социологии Казанского (Приволжского) федерального университета неожиданно – по крайней мере, студенты, которые обсуждали ситуацию в микроблоге «Твиттер», были удивлены тем, что занятия внезапно отменили, а их собрали в актовом зале. Правда, в последнее время будущими журналистами интересуется не только президент РФ Дмитрий Медведев, который за последнее время уже два раза посещал московский журфак, но и власти Татарстана. Буквально за день до визита Гафурова на журфак приезжала заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова.

Появившись в здании журфака на Товарищеской, Гафуров отправился слушать презентацию декана Васила Гарифуллина, а на встречу со студентами пришел гендиректор телерадиокомпании ТНВ Ильшат Аминов.

Декан рассказал ректору о возможности создания на базе факультета нового подразделения – Института массовых коммуникаций, который будет решать задачи социально-экономического развития Татарстана и ПФО.

- К презентации, конечно, нет вопросов, но я сразу скажу о том, что мне не понравилось, - сказал Гафуров, выслушав декана. - Те критические замечания в мой адрес, которые были озвучены (по всей видимости, речь идет о скандале с переездом журфака осенью прошлого года – авт.), приводят к тому, что мы не с лучшей стороны позиционируем университет, а нам с вами еще за абитуриентов бороться. Поэтому я бы хотел ответить на ряд наболевших вопросов. Во-первых, почему мы не обсуждали ваш переезд сюда? Многие вот меня обвиняют в том, что я не пришел, ничего не объяснил. А я и не должен был приходить – ни в одном регламенте это не прописано. Если есть проблема, ее нужно озвучить. Я каждый день с 8 утра до 10 вечера нахожусь на работе, но ни один человек не изъявил желания прийти. Зато сделали гневный посыл через СМИ. Меня потом постоянно спрашивали – как я к этому отношусь? Да нормально я к этому отношусь. Если тебе в лицо каждый день плюют, рано или поздно ты сам плюнешь. Вот не надо доводить до такой ситуации».

КАК МЕТРО ПОМЕШАЛО ФИЗКОРПУСУ

Гафуров сообщил, что постоянно ведет переговоры с руководством республики о новых помещениях для КФУ. «Если хотите, возможно, вскоре в центр переедете», - пообещал ректор и добавил, что напрасно его обвиняют в покровительстве только физико-математической школе.

- В интернете часто пишут, дескать, Гафуров заканчивал физфак и поэтому начал вливать деньги только в физико-математическое направление, - заметил ректор. - На самом деле все не так. Эти направления я рассматриваю как точки роста для нашего университета. Обладая мощью фундаментальной науки, которая там была изначально, они могут быстро переформатироваться и заниматься чисто прикладными вещами.

Ильшат Рафкатович посетовал на то, как сложно было переоборудовать физический корпус под новое оборудование, которое он назвал «уникальным».

- К примеру, выяснилось, что прямо под зданием проходит ветка метро, и аналитическое оборудование там ставить нельзя, - говорил Гафуров преподавателям журфака. – Сейчас нам необходимо переоборудовать второе здание, на это нужно 300 - 350 миллионов рублей.

По словам Гафурова, более тесно общаться с представителями гуманитарных направлений, конечно, можно, но проблематично для человека с его занятостью.

- Если мы будем к вам постоянно ходить, у нас ни на что больше времени не будет, - невозмутимо сказал Гафуров. - А если я буду сидеть на одном месте, никаких дополнительных ресурсов мы не получим.

В презентации декана Гафурову понравилась та часть, в которой рассказывалось о возможном создании центра переподготовки журналистов. И хотя ректор язвительно заметил, что «презентация не впечатлила, а люди этого факультета должны это уметь», на переподготовке кадров он решил остановиться отдельно.

- Если вы даете первичное образование, почему переподготовкой должен кто-то другой заниматься? – задал ректор риторический вопрос, сделал многозначительную паузу и оглядел зал. Затем продолжил и сказал, что в центрах переподготовки (не только в сфере журналистики, но и в других сферах) должны работать преподаватели КФУ.

- Мы должны сделать так, чтобы люди получали дополнительную зарплату в университете, а не подрабатывали на стороне, - был категоричен Гафуров. - Мы изучили этот момент – оказалось, что если административно запретить преподавателям, к примеру, юридического факультета работать в других институтах, то все это направление в них встанет! 80 процентов этих кадров - это наши преподаватели…

КАК ГАФУРОВ ПОРУЧИЛ ЖУРФАК СВОЕМУ ТЕЗКЕ

Гафуров подробно рассказал, о чем ему довелось поговорить днем ранее с премьер-министром и кандидатом в президенты РФ Владимиром Путиным, доверенным лицом которого он является. Оказалось, что больше всего ректора КФУ волнует вопрос участия бизнес-сообщества в поддержке высшего образования.

- Какие бы миссии мы ни выполняли, бесплатно работать во всех отраслях мы не можем, - заявил ректор. - Вчера на встрече с председателем правительства мы говорили о том, что бизнес-структуры должны начать инвестировать в систему высшего образования. Нам все время говорят, что вы готовите не тех специалистов, говорят, что их приходится еще два-три года переобучать. И вчера я поднял вопрос, готов ли бизнес сформулировать проблемы, которые испытывает в разрезе трех-четырех лет?

По мнению Гафурова, это позволит выстраивать вузам долгосрочные программы, которые будут отвечать реальным потребностям рынка. Причем предприятия могут не только давать кадровый заказ, но и принимать участие в дополнительном обучении студентов, выделяя на это деньги.

- Поэтому под каждый факультет, под каждый институт, который мы формируем, мы стараемся найти стратегического партнера из реального сегмента экономики, - подытожил Гафуров и сообщил, что уже почти каждому институту таких партнеров удалось найти, а гендиректор телеканала ТНВ Аминов приехал с ним не случайно. Оказалось, что тот приехал, потому что его компания стала стратегическим партнером журфака.

- Мы договорились, что вы будете готовить специалистов, а они будут оказывать нам всяческое содействие, участвовать в формировании программ для старшекурсников, чтобы с третьего-четвертого курса наши ребята знали, куда они пойдут работать, какую зарплату работодатели могут им предоставить. В противном случае разговоры о том, что мы готовим не тех специалистов, так и будут висеть в воздухе.

Преподаватели журфака парировали: журналистика и бизнес – вещи не вполне совместимые, на что Гафуров заметил: «Я с этим не согласен. Вот, к примеру, телеведущие - очень богатые люди». Из зала кто-то бросил реплику: «Телеведущие - продажные».

- Да, кстати, о продажности, - вспомнил ректор. – За все годы моей службы в разных должностях журналисты про меня много всякого написали. В том числе и заказные статьи были, и это говорит о том, что, работая в прессе, можно много заработать…

КАК АМИНОВ НЕ НАШЕЛ СЕБЕ МОЛОДЫЕ КАДРЫ

Аминов вернулся от студентов журфака расстроенным и сообщил, что не увидел среди них кадры, которые могли бы ему пригодиться при запуске нового телеканала «ТНВ-Планета».

- Я спросил, кто знает три языка – русский, татарский и английский, а руку поднял только один человек, - сообщил ректору Гафуров. – Как они будут работать? Ведь у нас будут зарубежные поездки.

- А вот здесь журналистов обвинили в продажности, - заявил, обращаясь к Аминову, Гафуров.

- Кого? Моих журналистов? – опешил гендиректор ТНВ. Но узнав, что претензии не относятся к его подчиненным, рассказал присутствующим, что «свободными могут быть только идиоты».

- Только не надо пудрить детям мозги и говорить, что есть свободная журналистика, - улыбнувшись, заметил Аминов. – В наши дни журналистам важно работать в СМИ, идеология которого соответствует его личным убеждениям. Вот я разделяю курс нынешней власти и работаю с удовольствием. А другие могут работать и на ТНВ, и на телеканале «Дождь», ведь свобода журналистики – это свобода выбора.

РАБОТОДАТЕЛИ РЕДКО БЫВАЮТ ДОВОЛЬНЫ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Свою точку зрения газете «БИЗНЕС Online» высказали эксперты.

Зульфия Султанова - главный редактор газеты «Челнинские известия»:

- Политика «кадрового заказа» интересна. Единственное, что ТНВ - это все-таки телеканал, а надо, чтобы будущих журналистов обучали не только телевизионному делу, но и грамотно готовили для работы в других СМИ. Хотя я знаю, что Ильшат Аминов преподавал и он отличный профессионал. Будут ли готовы коммерческие СМИ инвестировать деньги и пользоваться кадровым заказом, не знаю, но в нашей газете был опыт работы со студентами, которым мы платили высокие гонорары и которых брали после окончания вуза на работу.

Если говорить об изданиях и бизнесе, то стоит отметить тот факт, что СМИ должны зарабатывать деньги. Если будет больше средств у издания, будут больше гонорары у журналистов. Многие журналисты сейчас пишут рекламные тексты, кто-то специализируется только на них, кто-то совмещает редакционные материалы и рекламу. Это совершенно нормально.

Считаю, что образование в КФУ хорошее, но обучение можно дополнить более серьезными дисциплинами и улучшить техническую базу, чтобы получать универсальных журналистов. Мы работали с выпускниками КФУ, и большинство владеет всеми профессиональными инструментами, так что вуз дает хорошие навыки для будущих журналистов.

Александр Латышев - главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

- Мы столкнулись сейчас с перепроизводством кадров. Так что, на мой взгляд, такой точечный отбор - это большой плюс. Потому что студенты уже во время учебы могут знать, куда им пойти работать, кто их поддержит. Это вынужденная практика! Мне кажется, что и другие СМИ в дальнейшем будут практиковать подобное. Если инвестировать средства в бюджетное отделение, то это и неплохая помощь КФУ.

В современном мире журналистика и бизнес очень часто перекликаются, многие живут только за счет рекламодателей. Конечно, в глобальном плане это неправильно, но это современные реалии.

Если говорить о подготовке выпускников, работодатели редко бывают довольны качеством образования. Прежде всего потому, что вузы чаще дают теоретические знания, а не практические. Но в целом КФУ готовит неплохих журналистов.

Рашид Галямов - генеральный директор ИД «Парадигма»:

- Дискуссия ректора с журфаком – это разговор инопланетян с разных планет. Они просто не слышат друг друга и не понимают, что требует другая сторона. Честно говоря, я еще как-то понимаю ректора, который пытается выстроить некий административный порядок в своем вузе, завести туда деньги, выбить помещения, подтащить туда каких-то практиков… Понятно, что лучше бы со стратегии развития начал бы, но все же налицо желание куда-то двигаться. Но я никак не понимаю возмущающихся людей, которые ныне работают и учатся на журфаке. За последние лет 10 я встретил от силы трех выпускников журфака, которые читали базовые тексты мировой художественной и политологической литературы и которые, например, имели бы элементарные познания в экономике. Молчу про умение связно писать и выражать свои мысли. Пока выпускники (в подавляющем своем большинстве) не закончат пятый курс, они практически не работают в СМИ. Кто приходит устраиваться на работу - легко догадаться… В общем, налицо системный кризис профессионального образования работников медиасферы. Одним сотрудничеством с ТНВ (при всем уважении к Ильшату Аминову) его не преодолеешь. Нужна кардинальная реорганизация всей системы подготовки журналистов, об этом знают все руководители СМИ, но в отдельности никто ничего не может сделать…

Искэндэр Ясавеев - замдекана факультета журналистики КФУ:

- Нельзя сказать, что гуманитарные факультеты "не у дел", но совершенно очевидно, что естественнонаучные направления в настоящее время являются приоритетными. Очень надеюсь, что постепенно нам удастся убедить руководство университета в том, что не все измеряется масштабом грантов и отдачей от внедрения инноваций. Казанский университет может и должен способствовать развитию институтов гражданского общества, инициировать публичные дискуссии, становиться площадкой для равноправного диалога профессиональных сообществ и граждан. А без развития гуманитарных факультетов университет не сможет выполнять ту роль, которую он исторически играл в Казани и Поволжье.

Полностью поддерживаю мысль, что журналистика и бизнес - вещи малосовместимые. Нацеленность журналистов на получение прибыли, а также на обслуживание интересов властей, на мой взгляд, означает конец журналистики как профессии.

Геннадий Наумов - главный редактор, генеральный директор издательского дома "АНТ-Медиа":

- И грустно, и смешно - при царе-батюшке ректор Казанского университета избирался, а сейчас назначается. То есть планка демократии опустилась ниже времен самодержавия, не говоря о вольном духе, который выветрился из стен университета. Так что удивляться нечему, партнеры нашли друг друга. Ильшат Аминов - талантливый парень и человек неплохой, однако журналист, надевший китель чиновника, чиновником и становится. Он входит в начальственный кабинет со своим мнением, а выходит с мнением начальника, а если он не меняет своего мнения, ему придется поменять место службы. Вот если обществу нужны именно такие кадры, то г-н Гафуров не ошибся в выборе стратегического партнера. Удивляться, повторюсь, нечему, ведь Россия - едва ли не единственная страна в мире, где расцветают пышным цветом государственные СМИ. А коли так, кто-то же должен ковать им кадры чиновников от журналистики, которые пишут рукой, а не душой, у которых на лице одно только выражение: "чего изволите-с"?