1. «В августе 44-го…» (реж. Михаил Пташук, 2001)


Фильмов о Великой Отечественной войне снято немало, но редко где контрразведчики из СМЕРШ изображаются в них мужественными героями, хотя фашистские шпионы и диверсанты существовали и с ними было необходимо беспощадно бороться. Именно об этом рассказывает белорусско-российская картина Михаила Пташука, основанная на романе Владимира Богомолова «Момент истины». Правда, сам Богомолов остался недоволен результатом и попросил убрать свое имя из титров, где фигурировал в качестве сценариста.

Действие картины развивается на только что освобожденной территории Белоруссии, где трое офицеров СМЕРШ разыскивают шпионов, передающих шифровки немецкому командованию. «В августе 44-го…» — первая большая «взрослая» работа актера Владислава Галкина, который начал сниматься еще совсем мальчишкой.

2. «Звезда» (реж. Николай Лебедев, 2002)

Картина Николая Лебедева, снятая по одноименной повести Эммануила Казакевича, повествует о молодых разведчиках. Ребят под руководством лейтенанта Травкина (чей позывной — «Звезда») отправляют в тыл врага для подсчета фашистских резервов и танков. Чтобы выполнить опасное задание, вчерашние мальчишки жертвуют очень многим…

Кинолента выступает своеобразным ремейком военной драмы Александра Иванова 1949 года. В сравнении с предшественником она менее документальна, но более зрелищна — между батальными сценами зритель может насладиться звездным небом, оценить красоту рассвета и окунуться в просторы родного края. Также в почете у Лебедева — проникновенный лиризм и доверительный тон высказывания, сделавший картину популярной среди женской аудитории.

Авторы новой «Звезды» получили Государственную премию Российской Федерации, а исполнитель роли Травкина Игорь Петренко стал звездой отечественного кино.

3. «Кукушка» (реж. Александр Рогожкин, 2002)


Эстетское кинополотно во многом так до конца и не понятого выдающегося режиссера Александра Рогожкина (к этому моменту он уже снял «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки») — образец военной картины без присутствия войны на экране. Офицеров вражеских армий — финского снайпера Вейкко и капитана Ивана Картузова — приютила у себя саамка Анни. Для девушки они не противники, а мужчины со своими достоинствами и слабостями. Амбивалентное название фильма указывает на профессию Вейкко и имя героини (Анни в переводе с саамского — «кукушка»).

Действие с оттенком рефлексии призывает к миру и подает войну как нечто чуждое человеческому духу и сердцу. В любых обстоятельствах режиссер предлагает героям и зрителю оставаться верным себе и своим идеалам. Языки и культуры, темпераменты и убеждения в картине не конфликтуют, а объединяются, чтобы выжить в жестокой, безумной реальности. А трио — Анни-Кристине Юусо, Вилле Хаапасало и Виктор Бычков — претендует на звание лучшего актерского ансамбля в новейшей истории отечественного кино.

«Кукушка» стала фильмом года по версии всех основных кинопремий страны («Золотой орел», «Золотой Овен», «Ника»), а также получила Государственную премию РФ.

4. «Свои» (реж. Дмитрий Месхиев, 2004)

Эта военная драма стала лучшей картиной в фильмографии режиссера Дмитрия Месхиева, к тому же собрала блестящий состав актеров разных поколений — Богдан Ступка, Сергей ГармашКонстантин Хабенский. Она рассказывает о побеге троих красноармейских военнопленных. Политрук Лившиц, чекист Толя и снайпер Митька Блинов скрываются от фашистов в сарае управляющего сельского хутора Ивана Блинова (отца Митьки) под Псковом. Набравшись сил, отважная троица вступает в сражение с немецкими солдатами и их прислужниками.

Жизнь советских людей режиссер показывает без псевдопатриотического пафоса и лишних эффектов. Камерное по ощущению действо ставит перед зрителем извечные вопросы. Личное или общественное, собственная жизнь или судьба Родины? Каждый из героев выбирает для себя. Фильм по праву можно считать энциклопедией человеческих отношений. Дружба и любовь, вера и предательство, жестокость и сострадание — все это герои переживают и испытывают по отношению друг к другу.

Картина удостоилась множества наград, среди них — «Золотой Георгий» за лучший фильм XXVI московского международного кинофестиваля. А еще «Свои» — это первая заметная роль в кино Анны Михалковой, которую некоторые называют сегодня актрисой №1 в российском кинематографе.

5. «Мы из будущего» (реж. Андрей Малюков, 2008)


Фантастический блокбастер Андрея Малюкова раскрывает тему войны через путешествия во времени. «Черные следопыты» Борман, Череп, Чуха и Спирт ведут незаконные раскопки в бывших местах боевых действий с целью наживы на орденах, медалях, документах и оружии времен Великой Отечественной. В одной из солдатских книг они находят собственные фотографии и переносятся в 1942 год. Временным порталом в фильме выступает волшебное озеро, куда герои беспечно ныряют, чтобы протрезветь.

Картина привлекает легкостью восприятия, причудливым сплетением эпох и событий. Режиссер искусно связывает временные узелки в единую пряжу, демонстрируя цельность и общность времени для человека. Элитарное действие в сказочной оправе побуждает задуматься о том, что мы утратили в прошлом и что имеем в настоящем.

В 2010 году вышла вторая часть картины о продолжении приключений героев. В первой же серии сыграл еще совсем молодой Данила Козловский, а также его одногруппник по курсу Льва Додина в СПбГАТИ, ныне один из лидеров российского экспериментального театра Дмитрий Волкострелов.

6. «Брестская крепость» (реж. Александр Котт, 2010)

Российско-белорусская картина Александра Котта, представленная на отечественных кинофестивалях, основана на реальных событиях и рассказывает о доблести советских солдат, защищающих Брестскую крепость от фашистских набегов летом 1941 года. Главные герои фильма имеют исторические прототипы. Это командиры майор Петр Гаврилов (уроженец Казанской губернии), полковой комиссар Ефим Фомин и лейтенант Андрей Кижеватов.

Выполненная в стилистике героико-лирических советских фильмов кинолента заставляет сопереживать первым жертвам и героям войны. Пронзительный и щемящий эффект достигнут авторами за счет оригинального художественного приема — рассказ ведется от лица подростка, ставшего свидетелем начала войны. «Я умираю, но не сдаюсь!» — надпись, оставленная солдатом в финале фильма, по праву выступает его лозунгом и смысловым конспектом.

 Кинополотно доступно зрителю в двух форматах — полнометражном и сериальном, вышедшем на телеэкраны под названием «Крепость» в 2011 году.

7. «Сталинград» (реж. Федор Бондарчук, 2013)

Военная художественная драма Федора Бондарчука повествует об обороне стратегически важного дома в период Сталинградской битвы в ноябре 1942 года. Пятеро советских солдат (Поляков, Чванов, Никифоров, Астахов и Громов) прячутся в полуразрушенной жилой пятиэтажке, являющейся прикрытием для пункта пересечения границы на Волге. Защищая дом от немецких захватчиков, герои знакомятся с его последней жительницей — 19-летней Катей.

«Сталинград» стал первой отечественной картиной, снятой в формате IMAX 3D. Не претендуя на историческую достоверность, он пленяет визуальным объемом, яркими спецэффектами и манящим флером фантастики (чего стоит одна любовь немецкого офицера Кана к Кате). Среди прочих достоинств фильма — чувственная музыкальная партитура Анджело Бадаламенти и выразительная актерская игра Томаса Кречмана, возведшая вражеского капитана в ранг главных героев полотна.

8. «Битва за Севастополь» (реж. Сергей Мокрицкий, 2015)

В центре нашумевшей картины Сергея Мокрицкого — легендарная девушка-снайпер 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Красной армии, лейтенант Людмила Павличенко (Юлия Пересильд). За время Великой Отечественной войны она уничтожила 309 немецких солдат и офицеров, за что получила звание Героя Советского Союза. Встав на оборону Севастополя и предотвратив множество атак, раненая героиня покидает город за несколько дней до его падения.

Психологический фильм-биография заинтересует не только любителей военной хроники, но и адептов качественных мелодрам. Эффектные батальные сцены на экране чередуются с душевными переживаниями героев, один из двигателей сюжета — отношения Павличенко с капитанами Леонидом Киценко и Макаровым. Как выжить хрупкой женщине и возможна ли любовь под снайперскими пулями — об этом рефлексирует режиссер в эстетской, элитарной картине.

Фильм был отмечен XIV кинопремией «Золотой орел» в номинациях «Лучшая женская роль в кино» и «Лучшая операторская работа», но главный успех — это звучащий в картине кавер Полины Гагариной на «Кукушку» Виктора Цоя. Неожиданная версия песни «Кино» стала суперхитом.

9. «Война Анны» (реж. Алексей Федорченко, 2018)

Драма Алексея Федорченко, представленная на Роттердамском кинофестивале, показывает войну глазами ребенка. Семья еврейской девочки погибает в ходе массового расстрела. Анна выживает благодаря матери, закрывшей ее от пули. Героиня укрывается в сломанном камине комендатуры поселка, оккупированного фашистами. От страха, одиночества и смерти девочку спасает неожиданный друг.

Картина привлекает тонким психологизмом, метафорами, причудливым миксом реального и ирреального. Пронзительный шокирующий эффект достигается без лишних слов благодаря немой игре 8-летней Марты Козловой и операторской работе Алишера Хамидходжаева. Нетривиальные, близкие ракурсы рождают рациональное и одновременно субъективное действие. Скорбь зрителю предлагают, но не навязывают.

Маленький артхаусный шедевр Федорченко удостоился кинопремий «Золотой орел», «Ника» и «Белый слон» в номинации «лучший фильм».

10. «Т-34» (реж. Алексей Сидоров, 2018)


Военно-приключенческий боевик 2018 года режиссера Алексея Сидорова собрал в российском прокате больше 2 млрд рублей, а исполнитель главной роли, танкиста Николая Ивушкина, актер Александр Петров закрепился в роли суперзвезды отечественного кино. В основе сюжета фильма лежит реальная история танкиста, который смог сбежать из немецкого плена на танке Т-34. Для съемок был использован реальный Т-34, подбитый во время войны, его полностью восстановили до боевого состояния.

Сидоров за «Т-34» получил премию «Золотой орел» за «лучшую режиссерскую работу» и «лучший сценарий».

11. «Подольские курсанты» (реж. Вадим Шмелев, 2020)


Военно-исторический фильм Вадима Шмелева повествует об отважном подвиге вчерашних мальчишек. Осенью 1941 года курсантам подольских пехотного и артиллерийского училищ приказывают держать оборону на Ильинском рубеже и вместе с армейцами отражать атаки фашистов в ожидании подкрепления. Жертвуя собой, юные герои вступают в неравный бой и 12 дней стоят непреодолимой стеной на пути немцев к Москве.

Картина притягивает масштабом, истовым трагизмом, проработкой деталей и зрелищными спецэффектами. История курсантов лишена стереотипов, псевдоисторизма и «фантастической» счастливой развязки, которой грешат многие современные фильмы о войне. Зрителю дают возможность вместе с курсантами пережить ужасы войны и осознать цену победы.

12. «Девятаев» (реж. Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов, 2021)

Кинолента Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова основана на реальных событиях и пересказывает подвиг знаменитого летчика-истребителя, казанца Михаила Девятаева. Попав в плен, он отказался перейти на сторону врага, разработав и воплотив план побега из фашистского концлагеря, в котором шли испытания ракеты «Фау-2». Герой покидает зловещий остров Узедом в Балтийском море на военном лайнере-бомбардировщике Heinkel He 111.

«Девятаев» объединяет драйв современных приключенческих фильмов с проникновенной лирикой, душевностью и достоверностью советских шедевров о ВОВ. Еще одно украшение картины — Павел Прилучный, искусно перевоплотившийся в советского летчика. Критики хвалили актера за духовную близость зрителю и «добросовестно сыгранную человечность». «Девятаев» стал фильмом открытия XXXXIII московского международного фестиваля.