«Большое количество населения возмутилось мобилизацией военнослужащих по палочной системе набора в военкоматах, на что моментально отреагировало государство. По этой же палочной системе происходит возбуждение уголовных дел в отношении предпринимателей», — говорил в суде владелец ЗАО «Тафлекс». Андрея Герасимова осудили по второму кругу: за банкротство суд назначил ему штраф, но освободил от наказания и оправдал по делу о легализации денег. Однако он собирается добиваться полного оправдания. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Свободным от наказания и с правом на реабилитацию вышел из зала суда владелец ЗАО «Тафлекс» Андрей Герасимов, который также известен как председатель национально-культурной автономии удмуртов РТ
За что судили владельца «Тафлекса»
Свободным от наказания и с правом на реабилитацию вышел из зала суда владелец ЗАО «Тафлекс» Андрей Герасимов, также известный как председатель национально-культурной автономии удмуртов РТ. Четыре года обвинений и судебных баталий, в ходе которых уже прозвучал один приговор, закончились для бизнесмена «полуоправдательным» решением.
События вокруг компании по производству этикеток развернулись в 2018 году. По версии следствия, Герасимов, купив эту фирму, продал 7 единиц типографской техники на сумму около 73 млн рублей «дружественной» фирме — «Метизной компании», которая принадлежала его другу и была «прописана» в Уфе. Эту сделку правоохранительные органы посчитали мнимой — якобы ЗАО «Тафлекс» на самом деле оборудование никуда не вывозило и деньги за него не получало. После этого оборудование перепродали третьему участнику цепочки — тоже «Тафлексу», но уже не ЗАО, а ООО. Последняя фирма принадлежала тестю Герасимова Анатолию Кучаеву, а сам он в течение полутора лет был ее директором.
Эти действия, по версии следствия и обвинения, привели к тому, что «Тафлекс» не смог расплачиваться со своими поставщиками. Например, основному поставщику — «АМ Материалс» — он задолжал порядка 54 млн рублей, еще 3 млн рублей — налоговой. В 2016 году компанию признали банкротом.
Арбитражный суд Татарстана, куда обращался конкурсный управляющий «Тафлекса», отказался привлекать Герасимова к субсидиарной ответственности по долгам компании. Тогда «конкурсник» написал заявление в правоохранительные органы, которые возбудили уголовное дело — по ст. 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство») и ст. 174.1 УК РФ («Легализация имущества, приобретенного в результате совершения преступления»). По этим статьям Герасимову грозил реальный срок — до 6 лет лишения свободы.
Однако в 2019 году дело, дойдя до суда, было возвращено в прокуратуру. В 2020-м Герасимов услышал приговор: 3 года лишения свободы условно. С решением суда он не согласился: настаивал на своей невиновности, заявляя, что все его действия были направлены не на банкротство компании, а, наоборот, на ее спасение. Верховный суд этот приговор отменил и направил дело на новое рассмотрение.
По версии следствия и обвинения, эти действия привели к тому, что «Тафлекс» не смог расплачиваться со своими поставщиками. Например, основному поставщику — «АМ Материалс» — он задолжал порядка 54 млн рублей, еще 3 млн рублей — налоговой
Герасимов: «Мы всегда были сильны перед внешними угрозами, но слабы перед внутренними»
На заседание, где Герасимову дали возможность выступить с последним словом, его пришли поддержать сотрудники компании, рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». Сам он был довольно эмоционален в выражениях, посетовав на современное законодательство и нечистоплотность, по его мнению, потерпевшей стороны («АМ Материалс»). «Я, сотрудники и государство в результате их („АМ Материалс“ — прим. ред.) действий потеряли производственную, технологичную компанию, которая обеспечивала рабочие места, разрабатывала новые продукты для клиентов, платила налоги. Кто вернет нам компанию и сколько стоит создать ее? Эта потеря, на мой взгляд, больше, чем деньги — неоправданные надежды, разочарование в справедливости системы, положительной среде для бизнеса, серые перспективы будущего», — заявил Герасимов в суде.
По его словам, из ситуации напрашивается вывод, что современная бизнес-конъюнктура не имеет «законных путей», чтобы сохранить предприятие и вывести его из кризиса. «Закон о банкротстве, который назрел и нужен стране, в стадии обсуждения уже более четырех лет. Компании, которые оздоравливаются при существующем законе и дальше развиваются, — их просто нет!» — заявил Герасимов. Более того, по его словам, при существующих правилах любой кредитор может пытаться взыскать долг и через арбитражную, и через уголовную плоскости и тем самым фактически выбить предприятие из колеи.
«Когда Владимира Высоцкого в советские времена западные журналисты спросили о его отношении к властям страны, он ответил: „У меня есть претензии к властям моей страны, но решать я их буду не с вами“. Как видим, их мы не решили, распад СССР — пример этому. Мы были всегда сильны перед внешними угрозами — наши воины не раз доказывали и доказывают это, но слабы, к сожалению, перед внутренними», — сказал Герасимов.
При этом он отметил, что государство фактически никак не защищает бизнесменов, которые оказались перед жерновами правоохранительной системы. «Большое количество населения возмутилось мобилизацией военнослужащих по палочной системе набора в военкоматах, на что моментально отреагировало государство. По этой же палочной системе происходит возбуждение уголовных дел в отношении предпринимателей (это я ощутил на своем личном опыте в данном уголовном деле), но они в большинстве случаев остаются без внимания», — сказал Герасимов.
«Если я и виновен, то только в том, что имел смелость и уверенность, что смогу развить предприятие, но не сумел, к сожалению, этого сделать. В данном случае совесть моя чиста и мне не в чем раскаиваться! Выходит, другим наука: как появилась сложная финансовая ситуация — сразу подавать заявление на банкротство. Это проще и безопаснее. Но в таких условиях, особенно в настоящее время, может находиться практически половина предприятий страны!» — заключил предприниматель. Он попросил оправдать его по всем предъявленным статьям.
По словам Пузырева, сейчас Герасимов считается несудимым, т. к. уголовное дело прекращено. «Также он может обратиться в суд, чтобы взыскать издержки с государства, поскольку был незаконно обвинен в легализации и отмывании [денег]», — отметил адвокат
Что решил суд
Судья Рамиль Гайфутдинов пробыл в совещательной комнате четыре дня. Выйдя в зал, он сообщил, что огласит не весь приговор, а только вводно-резолютивную часть. Закон позволяет это сделать в случае, если преступление совершено в экономической сфере, а объем приговора достаточно большой.
«Признать Герасимова Андрея Сергеевича виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 195 УК РФ („Неправомерные действия при банкротстве“ — прим. ред.)», — зачитал судья. При этом изначально Герасимову предъявляли обвинение по более тяжкой статье 196 УК РФ(«Преднамеренное банкротство»), по которой ему грозило до 6 лет колонии. Максимальное же наказание по ст. 195 УК РФ — 3 года лишения свободы. Однако суд назначил ему мягкое наказание — штраф в 250 тыс. рублей. «В связи с истечением срока давности освободить от назначенного наказания в виде штрафа», — зачитал далее судья.
По ст. 174.1 УК РФ суд Герасимова оправдал. «Признать невиновным, оправдать <…> в связи с отсутствием состава преступления. Признать за Герасимовым право на реабилитацию в указанной части», — огласил судья. Отметим, что гособвинение просило назначить Герасимову по этому делу 2,5 года условного лишения свободы.
Гражданский иск, заявленный компанией «АМ Материалс», судья оставил без рассмотрения, объяснив, что сторона вправе потребовать деньги через гражданский суд.
«А вы бились четыре года!» — сказал адвокат Герасимова Алексей Пузырев представителю потерпевшей стороны Фариду Набиуллину, а Герасимов даже по-дружески отбил ему кулачок.
«Верховный суд еще на первом круге сказал, что 196-й [статьи здесь] нет», — прокомментировал решение суда адвокат Пузырев, но добавил: хотя приговор они считают «неплохим», со статьей 195 они также не согласны.
По словам Пузырева, сейчас Герасимов считается несудимым, т. к. уголовное дело прекращено. «Также он может обратиться в суд, чтобы взыскать издержки с государства, поскольку был незаконно обвинен в легализации и отмывании [денег], — отметил адвокат. — Достаточно редко, когда в этой части (по данной статье — прим. ред.) оправдывают».
«Будем добиваться полного оправдания, чтобы вообще чистым быть!» — сказал «БИЗНЕС Online» Герасимов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.