«Основным запросом было обеспечить доступ к воде. Вдобавок большинство опрошенных выступали за то, чтобы сохранить природную территорию», — объясняли накануне концепцию проектирования южной части челнинской набережной им. Фикрята Табеева. Сегодня территория представляет собой необлагороженную зону, привлекая шумные компании. Архитекторы же предложили сделать там пляж, фестивальную и мангальные зоны. О том, какие претензии высказали челнинцы, почему часть людей демонстративно покинули слушания и как казанские архитекторы реагировали на критику, — в материале «БИЗНЕС Online».
Обсуждение будущего городской набережной им. Фикрята Табеева в Новом городе состоялось накануне в МЦ «Нур». Уже при входе в аудиторию стало ясно, что жаркой дискуссии не избежать
«Сейчас эта территория выглядит как свалка»
Обсуждение будущего городской набережной им. Фикрята Табеева в Новом городе состоялось накануне в МЦ «Нур». Уже при входе в аудиторию стало ясно, что жаркой дискуссии не избежать. Разработчики проекта подготовились к обсуждению и разложили по столам распечатанные карты благоустраиваемой территории. Еще до начала слушаний люди, окружив карты, словно голодные акулы, бродили вокруг столов, уже споря о чем-то, параллельно указывая на зоны пальцами. В целом надо сказать, что судьба территории заинтересовала челнинцев — собрались больше 100 человек. Часть пришедших следили за презентацией стоя.
«Хорошо, что собрался полный зал неравнодушных людей, которые хотят узнать, что будет с набережной. Это очень интересный проект. Его сделали наши коллеги из Казани, — поприветствовал собравшихся и. о. руководителя исполкома Илья Зуев. — Задача простая — сделать Челны краше, использовать набережную по максимуму, создать новое пространство. Речь о тех территориях, которые до сегодняшнего дня посещались стихийно: люди приезжали на машинах, после них оставался мусор. Да, отдыхали и получали какое-то удовольствие. Мы теперь хотим сделать все это красиво, функционально. Республика выделяет на это финансирование».
Илья Зуев: «Задача простая — сделать Челны краше, использовать набережную по максимуму, создать новое пространство»
Проектирование доверили архитектурному бюро Heads Group. Специалисты исследовали местность и накануне представили горожанам свое видение проектирования первой очереди реконструкции городской набережной. Облагородить все сразу не получится, поэтому было решено начать с ее южной части.
Бюро работает с 2017-го. В последние четыре года компания активно занимается общественными пространствами Татарстана. На счету Heads Group 7 реализованных проектов парков, еще три парка сейчас в стадии строительства. В их копилке, к примеру, разработка проекта обустройства парка «Молодежный» в Заинске, спортивный кластер каскадов прудов Лениногорска и прочее. Самый громкий проект бюро — победа в конкурсе на реконструкцию ТЦ «Кольцо» в Казани.
«Когда мы получили заявку на этот проект, то рассмотрели всю набережную, начиная от ее южной части до парка „Прибрежный“. Территория будет обустраиваться по своеобразной очередности. В 2022 году была реализована часть парка „Прибрежный“. Сейчас мы приступаем к очереди проектирования других зон набережной, — рассказал руководитель бюро Heads Group Владислав Куликовский. — По результатам голосования выиграла набережная имени Фикрята Табеева. Дальше стал вопрос о конкретной части. Набережная очень большая. Выбор пал на самую неблагоустроенную, но потенциально интересную территорию косы. Сейчас она выглядит как свалка».
Набережная им. Фикрята Табеева, пожалуй, самое излюбленное горожанами место в летний период. В свое время она была благоустроена стараниями экс-мэра города Василя Шайхразиева. Сегодня она представляет собой променад длиною 1,5 км вдоль берега Камы. Асфальтная дорожка условно разделена на две части: пешеходную и велосипедную. Вдоль набережной расположены ларьки с фастфудом и кофе, зоны проката спортивного инвентаря. Рядом главный пляж города SunDale Айрата Тагирова.
Табеева — тесная, узкая набережная, где при массовом скоплении народа некомфортно и неудобно находиться. Есть спортивные сообщества: велосипедисты, лыжероллеры, которые активно передвигаются по велосипедной дорожке. С пешеходами создаются конфликты.
Городские власти уже давно мечтали облагородить территорию, сделав из нее визитную карточку Челнов. Но каждый раз все упиралось в финансирование. Однако в последние годы вопрос сдвинулся с мертвой точки. Республика стала выделять средства на благоустройство общественных пространств. За счет этих средств уже благоустраивают парк «Прибрежный». Сейчас очередь дошла и до городской набережной.
Еще до начала презентации архитекторы напомнили, что ранее на территории так называемой косы был грузовой порт КАМАЗа, который работал с 1980 по 1991 год
Фестивальная зона, парк и зона барбекю: что предложили казанские архитекторы?
Еще до начала презентации архитекторы напомнили, что ранее на территории так называемой косы был грузовой порт КАМАЗа, который работал с 1980 по 1991 год. Сюда заходили корабли для транспортировки новых грузовиков по воде, ежегодно принимая и отправляя около 1 млн т груза. В 2006-м территорию выкупил «Риат», а в 2011-м началось строительство элитного поселка Чаллы Яр. От бывшего порта на данный момент осталась коса из бетонных волноломов, маяк, причальная стенка. Территорию все еще используют как место спуска лодок на воду. В то же время там образовались стихийные места для отдыха, пляж, большая поляна с живописными видами.
Из зала поинтересовались, почему казанские архитекторы взялись именно за южную часть, начав, по сути, работу с конца. «Территория набережной в центральной части довольно сложная. Существующий бюджет не соразмерен территории центральной части. Мы могли бы уйти в кабалу реализации маленькими кусочками», — объяснил Куликовский.
Помочь архитекторам разобраться с местностью вызвалась местная активистка Гузеля Ахметгараева, которая возглавляет сообщество Urbantatar в Набережных Челнах, а прошедшим летом руководила летней программой дирекции парков и скверов в Казани. Она присоединилась к команде Heads Group, и они вместе провели социальные опросы для формирования общественного мнения.
Гузеля Ахметгараева рассказала, что в публичном опросе о будущем благоустраиваемой зоны приняли участие 1,2 тыс. человек. 47% опрошенных заявили, что хотели бы видеть на данной территории место для купания
Ахметгараева рассказала, что в публичном опросе о будущем благоустраиваемой зоны приняли участие 1,2 тыс. человек. 47% опрошенных заявили, что хотели бы видеть на данной территории место для купания. Основные запросы населения — оборудованный пляж, семейные кафе и мусорные контейнеры. После опроса было проведено 15 встреч с экспертами, которые высказали свои предложения по зоне.
«Основным запросом было обеспечить доступ к воде. Вдобавок большинство опрошенных выступали за то, чтобы сохранить природную территорию. Люди говорят, что здесь нужно ограничить движение автомобилей и шум от гуляний на природе», — поделилась активистка результатами.
Александра Бакунина: «Когда гуляешь по набережной, то вода находится где-то далеко. По ней не очень удобно спускаться. Но если дойти до территории косы, то открывается доступ к природной составляющей. Можно подходить к воде»
Выслушав все мнения, архитекторы подготовили первый генплан территории, разместив там фестивальную зону, зону барбекю, пляж, зону экстремальных видов спорта, парк и две парковки. Архитекторы отметили, что на косе уже сформированы пешеходные тропинки и их планируется сохранить в существующем виде.
«Когда гуляешь по набережной, то вода находится где-то далеко. По ней не очень удобно спускаться. Но если дойти до территории косы, то открывается доступ к природной составляющей. Можно подходить к воде. Это концептуально другая часть, отличная от набережной Табеева и парка „Прибрежный“, — рассказала архитектор Александра Бакунина. — Мы не позиционируем ее как продолжение Табеева, а позиционируем в виде более камерной территории. Она уходит от прямой линии, представляя собой свой собственный сценарий использования».
Она добавила, что в будущем планируется расширить набережную, разделив велодорожки и пешеходную зону, отдав променад только пешеходам, а для спортсменов вынести эту дорожку в лесопарковую часть.
Презентацию концепции южной части набережной прервал шоумен Артур Королев, который сразу же не согласился с размещением фестивальной зоны и площадки для сцены
«Давайте сделаем с этой зоной все что угодно, но не мангальную и не бухальную!»
Презентацию концепции южной части набережной прервал шоумен Артур Королев, который сразу же не согласился с размещением фестивальной зоны и площадки для сцены. «Эта история очень напоминает градостроительный проект нашего города, где пытаются что-то быстрее застроить, пока нет генерального плана. Здесь у нас тоже нет понимания того, что будет в центральной части набережной. Логичнее было бы разместить их там, — сказал он и сразу же получил поддержку в зале. — Мне логичнее было бы от майдана спускаться на центральную часть и там организовывать фестиваль. Получается, что мы с вами начинаем с конца. Сначала конец построим, а потом, к 2026 году, начнут делать центральную часть. Считаю, что надо спроектировать всю площадку, чтобы было понятно, нужна ли здесь фестивальная зона и сцена».
Надо сказать, что Куликовский даже с какой-то радостью принял замечание: «Классный вопрос, спасибо! Мы пришли к вам просить совета. Предлагайте. Нам очень важны такие комментарии, особенно в конструктивном русле». Житель поселка Чаллы Яр по имени Михаил вышел к экрану и, демонстративно указав руками на косу на карте, сказал: «Давайте сделаем с этой зоной все что угодно, но не мангальную и не бухальную! Кто за это? Поднимите руки!» Из зала послышался гул, люди его поддержали.
Свои претензии к плану также высказал ресторатор Максим Федоров, который живет в ЖК «Парус» и прекрасно знаком с территорией набережной
Свои претензии к плану также высказал ресторатор Максим Федоров, который живет в ЖК «Парус» и прекрасно знаком с территорией набережной. По его словам, сейчас зону косы облюбовали любители шумных посиделок: «Готовые тропинки, о которых вы говорите, получаются от нас. Мы их топчем, когда мусор убираем за „алконавтами“, которые там собираются. Или после тусовок на корабле „Аякс“, где каждую ночь проходят тусовки, пьянки, играют нацистские песни».
Владельцы старого судна «Аякс» возразили Федорову, заявив, что там лишь туристический клуб «Кораблик». Но ресторатора поддержали люди из зала. «Днем может быть, а ночью там никакого контроля. Алкоголь и наркотики! Сам там однажды был, мне не понравилось», — заявил молодой человек, вызвав смех в зале.
«Вся полоса — это ветрозащитная зона. Как решен с экологами вопрос? Вы знаете, что там дальше идут 10-метровые ямы? Какой там пляж? Люди под таким ветром там утонут у вас, — продолжил Федоров делать замечания. — Спокойная погода, о которой вы рассказываете, в год бывает максимум две недели. В основном тут все воет. Не зря пляж там, потому что за косой ветра меньше».
Не согласился он и с расположением на территории парковок: «Она станет местом сбора для молодежи, которая до 4 часов утра будет мешать спать всем жителям близлежащих домов. Прецеденты в городе уже были! Вы сейчас там все благоустроите, и вся наркомания, алкашня там начнет собираться. Какая фестивальная зона? Что они там фестивалить будут? Что за зона барбекю? Люди там станут бухать! Давайте называть вещи своими именами. Артур правильно говорит! У меня вопрос к исполнительной власти: почему этим не занимаются челнинские архитекторы? Люди, которые знают особенности города и этой зоны».
Далее с продолжительным монологом выступил один из аксакалов челнинской архитектуры Ильдус Камалов. Зал сначала поддержал его желание выступить, но, когда тот затянул с этапами своей биографии, были те, кто махнул рукой и просто демонстративно покинул зал слушаний
Далее с продолжительным монологом выступил один из аксакалов челнинской архитектуры Ильдус Камалов. Зал сначала поддержал его желание выступить, но, когда тот затянул с этапами своей биографии, были те, кто махнул рукой и просто демонстративно покинул зал слушаний. Таких корреспондент «БИЗНЕС Online» насчитал пять человек. У Камалова отобрали было микрофон, но тот продолжал рассказывать о своих работах и собственном видении территории.
«Ильдус Хабибович, у вас концепция — застроить всю воду, потратив на это 500 миллиардов рублей. Это же слишком радикальная история. Давайте вернемся к нашей работе», — успокаивал его Куликовский.
Участникам слушаний предложили внести свои предложения и замечания на картах прямо на столах, отметив места отдыха и концентрации людей стикерами разных цветов
Участникам слушаний предложили внести свои предложения и замечания на картах прямо на столах, отметив места отдыха и концентрации людей стикерами разных цветов. Пока все колдовали над столами, из зала на сцену по очереди выходили местные жители, предлагая архитекторам собственное видение территории. Те, в свою очередь, принимали все предложения и просили указать их в анкетах и на карте, чтобы они не потерялись.
Следующую встречу архитекторы предложили провести через три недели. К тому моменту они внесут корректировки в проект с учетом замечаний и предложений челнинцев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.