Сегодня в Институте дизайна и пространственных искусств, опирающемся на мощную базу классического университета КФУ, обучаются около 1,5 тыс. человек: 686 — на программах высшего образования, 704 — на программе переподготовки «Цифровой и промышленный дизайн», более 100 — на общеразвивающих программах и программе по ландшафтному дизайну. О том, как удалось собрать мощную команду профессионалов и какие новые направления открываются в ИДиПИ, — в нашем материале.
Фото с закрытия «ИДиПИ-ФЕСТ», 2022 год
Комплексный подход и человек в центре всего
«Сформировать сообщество из 1,5 тысячи творческих людей всего за полтора года существования института удалось благодаря высокопрофессиональной команде сотрудников. Сегодня у нас работают 83 человека: это дизайнеры, архитекторы, инженеры, искусствоведы, педагоги. Для 56 из них ИДиПИ КФУ — это основное место работы», — говорит глава института Карина Набиуллина. Бо́льшая часть команды преподавателей обучались не только в России, но и получили зарубежное образование или проходили стажировки в лучших вузах мира — в Швейцарском федеральном технологическом институте (Swiss Federal Institute of Technology in Zürich), в Венском техническом университете (Technische Universität Wien, Австрия), Technical University Brandenburg (Германия) и др.
«Мы берем лучшие мировые практики для обучения дизайнеров и архитекторов и адаптируем их под российскую ментальность, пропуская через свой профессиональный опыт. Бо́льшая часть преподавателей имеют реализованные объекты и успешны в профессии», — сообщила заместитель по образовательным вопросам Аделя Сайфутдинова.
Сотрудники ИДиПИ КФУ на стажировке в Техническом Университете OSTIM (Анкара), 2022 год
Уникальность ИДиПИ КФУ заключается в соединении классических подходов, свойственных великим школам ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, существовавшие в России в начале XX века) и Баухаус (Государственный дом строительства Германии, законодатель архитектуры XX века), и актуальной сегодня digital1-компоненты, включающей в себя цифровой дизайн, программирование роботизированных систем, 3D-сканирование и прототипирование объектов предметно-пространственной среды, а также подготовку специалистов в сфере UI-2, UX3-дизайна.
Наиболее наглядно это прослеживается в самой востребованной сегодня программе — «Коммуникативный дизайн». Студенты осваивают графический дизайн с помощью ручной графики, владение которой имеет высокую ценность, а также с первого курса изучают профессиональные графические программы, основы работы Figma4, Blender5, CAD6/САМ7-системы, растровую и векторную графику, Photoshop, изучают моушен-дизайн. Таким образом, идет подготовка специалистов, способных аналитически мыслить и решать задачи коммуникации с помощью самых разных инструментов.
«Помимо создания опытно-конструкторского образца, наши студенты имеют возможность получить опыт коммерциализации своего творческого продукта в Креативном технопарке. На его базе сосредоточены роботизированные комплексы, способные воспроизводить объекты параметрического дизайна, графические планшеты для анимации, имеется свое текстильное направление, 3D8-сканеры и принтеры для прототипирования», — рассказал Айдар Нуруллин, руководитель НТЦ «Креативный технопарк».
Примеры работ студентов направления «Коммуникативный дизайн» можно увидеть на выставке – продаже цифрового искусства и NFT-технологий «Ретрофутуризм» на 9-м и 10-м этажах второго корпуса КФУ на улице Кремлевской, 35. Выставка представляет собой серию авторских графических работ студентов под руководством преподавателей Елены Денисенко и Эльзы Башировой. Здесь представлены сюжеты будущего с удивительными транспортными средствами и фантастической архитектурой, освоением космоса и водных пучин в качестве среды обитания. «Мнение об NFT9-токенах как об инструменте инвестирования сегодня неоднозначное, но, безусловно, это мощный инструмент закрепления авторского права — дизайнеры должны знать не только ценность своего творчества со студенческой скамьи, но и владеть разнообразными инструментами защиты своего авторства», — комментируют Денисенко и Баширова.
Новые направления Института дизайна и пространственных искусств КФУ: «UI/UX-дизайн», «Фешен-дизайн», «Образование в сфере дизайна, архитектуры и искусств», «Архитектура и инженерия»
В 2022/23 учебном году в ИДиПИ появились две новые образовательные программы: предметный и промышленный дизайн и архитектурное пространство. Они оказались востребованными: средний проходной балл ЕГЭ при поступлении составил 86, а две трети студентов обучаются на внебюджетной основе. На 2023/24 учебный год уже утверждено открытие новых программ: «UI/UX-дизайн», «Фешен-дизайн», «Образование в сфере дизайна, архитектуры и искусств», «Архитектура и инженерия».
Сегодня большое внимание уделяется цифровому образованию, соответствующие компетенции очень востребованы. Курируют разработку образовательной программы лично директор Института вычислительной математики и информационных технологий Дмитрий Чикрин и преподаватель ИДиПИ Миляуша Тукмакова, известная по разработке анимированной квест-игры для Билярского музея-заповедника — квест уже доступен для туристов. Кстати, в команду разработчиков данной игры включены студенты второго курса моушен-дизайна, а озвучку персонажей выполнили артисты казанского ТЮЗа. Это пример того, что задачи перед студентами максимально приближены к тому, что им предстоит делать в реальности.
Анимированная квест-игра для Билярского музея-заповедника, разработанная преподавателями и студентами ИДиПИ
Открыт прием на программу «Архитектура и инженерия». В 2023/24 учебном году на это направление смогут поступить только 24 человека. Компактная группа и уникальный контент позволят студентам оказаться в окружении единомышленников, разделяющих ценности и подходы ИДиПИ.
В России профессии архитектора и инженера существуют в отрыве друг от друга, однако на самом деле один без другого не может спроектировать нормально функционирующее здание. Пришло время возродить понятие «зодчий» — это человек, который свободно ориентируется во всех аспектах строительства и жизни объекта. «Архитектор должен не только чертить планы и рисовать фасады. Он призван понимать всю структуру здания, прогнозировать, как оно будет функционировать», — пояснил заместитель директора по развитию ИДиПИ Степан Новиков.
Еще одно новое направление обучения бакалавров — «Фешен-дизайн». С сентября на базе кафедры дизайна и национальных искусств работает швейная лаборатория под руководством Венеры Юмагуловой. Идея открыть новое направление подготовки основана на понимании, что мода и архитектура имеют общие грани. Архитекторы и дизайнеры создают оболочку комфортной жизни человека с одной лишь разницей — у первых она находится в статике, у вторых не может без динамики. Наравне со скульптурой и промышленным дизайном мода и архитектура — смежные области, в которых работали многие, от Кристиана Диора до Рея Кавакубо.
Способен ли молодой институт решать масштабные задачи? Пусть за него скажут реализованные проекты
За 2022 год институт совместно с крупными партнерами успешно реализовал и сдал в эксплуатацию объекты молодежной политики в Актаныше, Лаишево, Елабуге и др. На 2023-й заключены договоры по проектированию участков дорог уличной сети. Кроме того, институт делает смелые коллаборации с известными представителями креативных индустрий.
Например, этот учебный год в ИДиПИ начался с необычного эксперимента. 50 студентов, отправившись от главного корпуса КФУ на Кремлевской, разошлись по казанским улицам. Маршрут прогулки превысил 62 км, а затем появился материал в виде фотографий, заметок и зарисовок, основанных на их ощущениях. Результат продемонстрировала выставка «Красная линия. Маршрут построен».
Открытие выставки «Красная линия. Маршрут построен» в выставочном зале музея Лобачевского в КФУ
Название не случайность. «У архитекторов есть понятие „красная линия“ — ограничение, за которое, как правило, не выходят при проектировании. Выставка вдохновила нас шагнуть дальше красной линии и выйти за некоторые привычные рамки, поставить смелые творческие задачи, по этому принципу мы следуем и в стратегии развития института», — говорит Набиуллина.
Выставка создавалась в коллаборации с художницами арт-группы «Замороженная конина» Катериной Конюховой и Анастасией Морозовой совместно с преподавателями и студентами ИДиПИ под руководством Новикова и саунд-дизайнером Захарии Туктаровым. Материалы прогулок были переложены в три арт-инсталляции: например, получилась 63-метровая лента с фотографиями, серия анимационных роликов и инсталляции со звуком.
Выставка произвела большое впечатление на профессиональное сообщество. «На мой взгляд, получился прекрасный современный исследовательский проект — как тема города исследуется средствами искусства. Она, по сути, продемонстрировала все задачи современного дизайна, который создает продукт на стыке совмещения искусства, технологий, иммерсивности вокруг человека, который находится в центре всего», — поделилась впечатлениями Вера Белова, дизайнер и основательница Belova Art Gallery10.
«Институт стремится создать новый формат образования, опираясь на опыт прошлого, но не копируя его, — резюмирует в разговоре с нашим изданием академик отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, эксперт союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования Дмитрий Наринский. — В условиях труда архитекторов происходят серьезные изменения, а образование остается инертным. Команда ИДиПИ пробует инновационные образовательные треки, и я их в этом всячески поддерживаю. Чем больше архитектурно-дизайнерские школы будут отличаться друг от друга, тем больше разных специалистов мы получим».
1 digital — цифровой
2 UI — пользовательский интерфейс
3 UX — опыт пользователя, опыт взаимодействия
4 Figma — фигма
5 Blender — блендер
6 CAD — computer-aided design — компьютерная поддержка проектирования
7 САМ — computer-aided manufacturing — компьютерная поддержка изготовления
8 3D — трехмерный
9 NFT — уникальный токен
10 Belova Art Gallery — художественная галерея Беловой
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.