«Две недели мы не выходили из управления. Работали с перерывами лишь на сон. В следственно-оперативную бригаду включили сразу 14 следователей. Это небывалый случай в истории МВД. Иначе справиться с объемом работы было бы невозможно», — вспоминают следователи дело о первом лохотроне в Татарстане. 25 лет назад они совместно с оперативниками БОП накрыли банду из 62 человек — до сих пор за 60-летнюю историю следствия в составе органов внутренних дел это самое большое число фигурантов в Татарстане. О том, как работали первые казанские лохотронщики и какой системой опознавательных знаков пользовались мошенники, — в материале «БИЗНЕС Online».
В 1998 году в Казани местом притяжения любителей легкой наживы стали рынки. А в лидеры по популярности выбилась игра — «Счастливый билет»
Что такое «Счастливый билет»
В то время, когда российская экономика находилась в условиях тяжелейшего кризиса и переживала дефолт, в Татарстане зародился первый большой лохотрон. В 1998 году в Казани местом притяжения любителей легкой наживы стали рынки. А в лидеры по популярности выбилась игра — «Счастливый билет». Условия, на первый взгляд, были самые простые — ведущий игры предлагал участнику выбрать 7 карточек с цифрами. Для выигрыша ценного приза (обычно это были деньги) сумма цифр со всех карточек должна была быть больше, чем у соперника. Если у обоих выпадала одинаковая сумма цифр, выигрывал тот, кто поставит больше денег. Но выиграть в «Счастливый билет», конечно же, не удавалось никому.
Так, самой «жирной жертвой» игры стала посетительница вокзала, которая решила перед поездкой пройтись по торговым точкам, чтобы купить чего-нибудь в дорогу. Сомнений в выигрыше в «Счастливом билете» у нее не было — на кон она поставила все деньги от продажи квартиры, которые были при себе: целых 320 тыс. рублей. Приличная сумма по тем временам. Как это ни странно, соперник смог поставить больше и забрал все.
Проигравшие тянулись в милицию, однако путанные и порой несвязанные показания не давали сотрудникам понять всей картины. Запутывало их и то, что игры проводились под «вывеской» официально зарегистрированного ООО под названием «Комета». По документам общество занималось содержанием казино, ипподромов, где можно было делать ставки на лошадей и скакунов, и других игорных заведений. Все суммы, полученные в ходе игр, пробивались через кассовый аппарат, у общества была лицензия, оно исправно платило налоги, но, как оказалось позднее, действовало хитро и продуманно с первого дня своей работы.
В толпе людей агент фирмы, именуемый «подарком», выискивал потенциальную жертву и красочно заманивал поучаствовать в «Счастливом билете», уверяя, что выиграть можно даже без вложений. Естественно, соперником был подставной «счастливчик», чья комбинация цифр в конечном итоге всегда совпадала с комбинацией, набранной жертвой.
Теперь, когда жертва оказывалась в шаге от победы, ее начинала подогревать толпа подставных «болельщиков». Казалось, стоит только дать чуть больше денег, как приз у тебя в кармане, но тут подставной соперник начинал выкладывать деньги для раскрутки игры и даже собственные деньги жертвы, которые по незаметному круговороту «артистов» пришли к нему в руки.
В толпе людей агент фирмы, именуемый «подарком», выискивал потенциальную жертву и красочно заманивал поучаствовать в «Счастливом билете», уверяя, что выиграть можно даже без вложений
Как работал черный бизнес: правила и секреты
Всего в Казани работало больше 10 игровых точек, на которых ежедневно трудились 10–12 человек. Весь штат, обслуживающий игру, и вовсе насчитывал около сотни работников. Новые принимались только по просьбе тех, кто успевал себя хорошо зарекомендовать в фирме. Выйти из бизнеса было еще сложнее — кадров, обладающих ценными знаниями, под различными предлогами и угрозами не отпускали. Тем, кто все же осмеливался уйти, приходилось либо прятаться, либо платить огромные суммы отступных.
Организатором бизнеса был 36-летний украинец Игорь Голубов. За всю жизнь он успел пройти путь от шахтера до лидера профсоюзного движения, мог найти язык с любым, великолепно вел переговоры, прекрасно внушал. Родись он позже, вполне мог стать современным коучем или бизнес-тренером и «снимать» деньги вполне легальным путем. Но в 90-е инфоцыганства еще не придумали.
По мере процветания бизнеса улучшались и отношения людей, задействованных в нем: кто-то сожительствовал, а некоторые пары и вовсе узаконивали отношения. Отметим, что для участия в роли подставных «болельщиков» в основном привлекались матери-одиночки. И не просто так: по закону к ним применяются более мягкие меры наказания, мол, в любом случае не сядут.
А еще для любого бизнеса необходима работа над ошибками. Об этом не забывали и работники «Кометы». Для этого они регулярно собирались на пустырях. В какой-то момент и вовсе разработали скрипт, позволяющий избежать всех возможных проблемных ситуаций. Например, особо переживающим игрокам предлагалось дать минуту на раздумья. Использовался на точках и свой «язык»: палец на плече указывал на милиционеров, находящихся рядом, сложенная рука — у кого-то рядом видеокамера. В особо щекотливых ситуациях, когда в игру вмешивались стражи порядка, лохотронщики показательно давали участникам выиграть.
Для того чтобы задержать лохотронщиков, милиционерам было нужно собрать улики, подтверждающие, что выиграть в «Счастливом билете» нельзя
Как ловили лохотронщиков: содержали в актовом зале, статистов для опознания брали в вузах
Расследование поручили операм БОП и следователям МВД. Для того чтобы задержать лохотронщиков, милиционерам нужно было собрать улики, подтверждающие, что выиграть в «Счастливом билете» нельзя. Из-за строгой иерархии внутри бизнеса внедриться туда было невозможно. Сотрудникам оставалось лишь наблюдать за происходящим и вникать в суть обмана. Все действия фиксировались на скрытые видеокамеры. Подготовительные мероприятия растянулись на месяцы.
Наконец масштабное задержание сразу в нескольких точках прошло 1 февраля 2000 года. Вечером, когда лохотронщики собрались для вечерней планерки с деньгами, которые заработали за день, их скрутили сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью и СОБРа. Примечательно — в задержании приняли участие почти все сотрудники управления БОП. Параллельно обыски проходили в офисах фирм.
Операция закончилась задержанием 62 человек. Но тут милиционеры столкнулись с новой проблемой — такую толпу было негде содержать, они не поместились бы ни в один изолятор. Решение пришло быстро: всех разместили прямо в актовом зале УБОП. «Две недели мы не выходили из управления. Работали с перерывами лишь на сон. В следственно-оперативную бригаду включили сразу 14 следователей. Это небывалый случай в истории МВД. Иначе справиться с объемом работы было бы невозможно», — вспоминал начальник отдела экономики и коррупции, руководивший расследованием дела, Сергей Симонов.
Не менее комично проходила и процедура опознания участников группировки. По закону для каждого требовалось несколько статистов, а это огромное количество человек. Поэтому следователям пришлось обратиться за помощью к ректорам нескольких вузов, чтобы для этих целей заведения направили своих студентов.
Уже через четыре месяца Верховный суд Татарстана признал 27 подсудимых виновными в участии в преступной организации и совершении мошенничества. В России это был второй приговор, вынесенный по ст. 210 УК РФ («Участие в преступной организации»). 17 подсудимых, все из которых были женщинами, получили условные сроки. Остальные 10 человек — от 3 до 6 лет лишения свободы. Директор фирмы Голубов получил больше всех — 9 лет лишения свободы. Свою вину по предъявленным статьям он так и не признал.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.