Кризис вносит коррективы в развитие сотового ритэйла: участники рынка констатируют серьезное падение продаж.
Крупнейшим продавцом сотовых телефонов в Татарстане является компания "Евросеть" с сетью из 81 салона связи.

О том, как работает компания в новых, нестабильных экономических условиях, газете «БИЗНЕС Online» рассказал управляющий субфилиала "Татарстан" компании "Евросеть" Максим Помыкалов.

Евросеть, филиал в Татарстане
Количество салонов в РТ: 81
Доля рынка в РТ: 25%
"Средний чек" в 2008 году: 5000 рублей

"СТРУКТУРА ПРОДАЖ ИЗМЕНИТСЯ"

- Максим Юрьевич, как сотовые ритэйлеры переживают начало кризиса? Новый мобильный телефон – отнюдь не предмет первой необходимости…

- Спад продаж, безусловно, есть. Однако снижение продаж в конце осени естественно для рынка сотового ритэйла: здесь ярко выражена сезонность. Люди готовятся к зимним праздникам, стараются особо не тратиться. Октябрь в этом году не сильно отличался от октября прошлого года. Падение было чуть большим за счет того, что банки стали выдавать меньше потребительских кредитов. Кроме того, сказался спад, который происходит на рынке в целом. За два последних месяца продажи снизились процентов на 20.

- Как, на ваш взгляд, рынок сотового ритэйла будет развиваться дальше?

- Следующий год сложно прогнозировать по нескольким причинам. Начнем с того, что независимых сотовых ритэйлеров на рынке практически не останется – уже начались процессы поглощений ритэйлеров операторами связи.

Изменится структура продаж: продавцы уже не будут держать на полках телефоны всех цветов радуги, каждая модель будет представлена в одном - двух цветах. Это ограничение идет от самих производителей телефонов.

Они стараются снижать издержки для того, чтобы уменьшить риск перепроизводства, затоваривания. Мировые продажи телефонов уже демонстрируют негативную динамику. Ведущие производители корректируют свои планы, отказываясь от некоторых моделей, которые должны были выйти на рынок в следующем году, сокращают производство телефонов и переориентируются на модели бюджетного ценового сегмента, а моделей узкой направленности – молодежных, имиджевых –  будет значительно меньше.

Поэтому лучше сейчас купить то, что хочется, потому что не факт, что в следующем году вендор посчитает, что это должно быть в производственной линии. Но аксессуары к сотовым телефонам никто не отменял. Если очень хочется яркий телефон нестандартной расцветки, можно будет купить сменный корпус.

Многие прогнозируют снижение стоимости мобильных телефонов в следующем году, но это заблуждение. Хорошие цены можно увидеть сейчас, до Нового года, и они будут держаться до тех пор, пока распродаются товарные запасы. Потом предложение просто сократится, а цена в результате вырастет.

- Как влияют на ваш бизнес изменения, происходящие сегодня на арендном рынке? Ритэйлеры, как правило, работают на арендованных площадях…

- Рынок аренды сейчас совершенно поменялся. Если на этапе развития мы готовы были платить хорошие деньги за хорошее место, то в условиях кризиса и падения потребительского спроса главным приоритетом становится повышение эффективности бизнеса. Аренда занимает наибольшую долю в наших расходах и поэтому перед нами стоит выбор – либо договориться о снижении арендных ставок с нашими партнерами, либо закрыть часть магазинов. Сейчас в среднем по республике аренда завышена процентов на 30. Но стоит помнить, что владельцы помещений и арендаторы напрямую зависят друг от друга – если мы не можем платить, то освобождаем помещение, и они, как следствие, остаются без постоянного источника дохода. На фоне того, что происходит сейчас на рынке, найти арендатора даже с дисконтом в 20% уже очень тяжело. Поэтому арендная плата, бесспорно, будет снижаться.

- Рынок сотового ритэйла в Татарстане уже насыщен. За счет чего продавцы будут в дальнейшем конкурировать друг с другом, чем привлекать покупателей?

- Все игроки будут диверсифицировать бизнес, предлагать новые, в том числе непрофильные, продукты и услуги, расширять комплексность предложения. Сейчас в наших салонах мы продаем DVD-диски, электронные билеты на поезда и самолеты, принимаем платежи за услуги ЖКХ, телефонной связи и Интернета, взносы по кредитам… Но я думаю, что основным конкурентным преимуществом будет уровень и качество обслуживания.

- Какие телефоны чаще всего покупают казанцы?

- Лидером продаж среди брэндов в салонах "Евросеть" является Samsung. Что касается начинки, люди в основном выбирают новый телефон по принципу "лучше, чем предыдущий".

В ноябре этого года средняя стоимость проданного телефона в нашей компании снизилась до 4800 рублей, хотя еще в мае она превышала 5000 рублей. Снижение небольшое, но надо учесть, что на средний чек влияет любая покупка. Сейчас многие покупают второй телефон, это, как правило, недорогая модель, в которой есть минимально необходимый тому или иному потребителю набор функций. К тому же, сейчас есть недорогие телефоны с широким выбором современных функций. Средний чек пошел вниз еще и за счет уменьшения количества выдаваемых кредитов.

- Вы довольны тем, как в ваших магазинах продается iPhone 3G?

- Что касается iPhone, то его продажи сейчас соответствуют уровню потребительского спроса. Это очень интересный гаджет, универсальный, функциональный, но пока он дошел до России, большинство желающих уже купили его на "сером" рынке, а остальных покупателей, которые ждали его официального появления и хотели бы его приобрести, не устраивает цена.
На продажах iPhone 3G сказывается и наличие конкурентов - моделей, похожих по дизайну, управлению, набору функций. Например, Samsung WiTu, несколько моделей коммуникаторов НТС, Nokia 5800 и некоторые другие.

- Как повлиял на продажи сотовых телефонов запуск 3G в Татарстане?

- Пока еще целенаправленно за 3G люди не приходят. Как правило, телефоны с его поддержкой пользуются спросом из-за других популярных функций – качественной фотокамеры, наличия Bluetooth, МР3-плеера, интересного дизайна. Конечно, с момента запуска в Казани в эксплуатацию сетей 3G, такие телефоны начали покупать и те, у кого востребован мобильный Интернет и кто предъявляет высокие требования к его скорости и качеству. Я думаю, с дальнейшим развитием этих технологий в республике большинство людей скоро в полной мере оценят все плюсы сетей третьего поколения.

- Ваши планы по открытию онлайн-магазина в Казани в силе?

- Открытие обязательно состоится в следующем году. Онлайн-покупки - это очень удобно, поэтому, я думаю, их популярность в Татарстане будет расти.  Перед запуском и во время мы будем подробно разъяснять преимущества приобретения товара через онлайн-магазин, так как местный потребитель еще не достаточно хорошо знаком со спецификой "виртуальных" продаж.

"КОМПАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ"

- Как вы сейчас оцениваете долю "Евросети" на рынке РТ?

- Я думаю, что она не изменилась с лета, ведь продажи падают у всех.

- Сколько человек работает в татарстанском филиале?

- В течение года численность сотрудников филиала составляет 350 - 500 человек: с началом летних каникул приходит много студентов, и штат компании увеличивается, а в начале учебного года, наоборот, происходит отток людей.

- Сколько времени, в среднем, прорабатывает продавец в Евросети?

- По разному. В Поволжье первые салоны связи "Евросеть" открылись 4-6 лет назад, и у нас сейчас работает немало людей, начавших свою карьеру компании в те годы. Это профессионалы, лояльные к компании, стабильно и много зарабатывающие, делающие карьеру. А есть те, кто изначально приходит на определенное, не очень долгое, время – как правило, это студенты. Их у нас привлекает гибкий график и возможность почасовой работы. Они, кстати, и создают основную текучку кадров, которая действительно довольно высока, впрочем, как и в любом ритэйле.

- О строгости трудовой дисциплины в Евросети ходят легенды…

- Дисциплина, безусловно, должна быть на высоте, но мы требуем с людей только в рамках трудового законодательства. Главный же наш принцип – набирать в команду победоголиков, людей нацеленных на результат, которые хотят и могут работать с максимальной самоотдачей, и стремятся раскрывать свои таланты: "Евросеть" - компания креативных людей и профессионалов своего дела. Есть люди, которые считают, что им должны платить зарплату только за то, что они есть, которых надо заставлять работать, - такие у нас долго не задерживаются. Мы никого не заставляем работать, но у нас уникальная система мотивации, которая выстроена таким образом, что сотрудники сами стремятся к наилучшим результатам. Благодаря нашей корпоративной культуре и политике "Евросеть" неоднократно получала призы как лучший работодатель года, а в этом году ее уже дважды в различных опросах называли лучшим местом работы в российском ритэйле.

- А сколько зарабатывают продавцы в вашей компании?

- У нас есть продавцы, которые зарабатывают по 40 тысяч рублей в месяц, а есть те, кто по 8 тысяч. Все зависит от каждого конкретного человека. У нас установлены проценты с продаж, зависящие от общих результатов продаж сотрудников торговой точки, и если собирается сильная команда, она показывает хорошие продажи и, как следствие, получает хорошие зарплаты.

- Многие компании на фоне кризиса объявили о сокращении персонала. Вы прибегаете к таким мерам? 

- Кризис заставляет нас повышать требования к производительности труда. В этой ситуации сотрудники должны показывать свои профессиональные способности не на 100, а на 200%, включая все свои внутренние резервы. Есть люди, которые к этому не готовы. Они принимают решение искать более легкой работы с меньшими требованиями. Но это больше касается офисных работников, так как, повторюсь, сотрудники розницы сами себе зарабатывает зарплату. У них полностью сдельная система оплаты труда. Если людям не нравится зарплата, они уходят.

"ГОВОРИТЬ НА ТОМ ЯЗЫКЕ, НА КОТОРОМ ВАС ПОНИМАЮТ"

- Вы знакомы с основателем "Евросети" Евгением Чичваркиным?

- Нет. Евгений неоднократно приезжал в Казань, но это было до того, как я возглавил филиал компании в Татарстане. Регулярно в компании проходят сборы руководителей розницы, на которых всегда присутствует Евгений. Так что у каждого есть возможность лично с ним пообщаться. Евгений – это сильная и харизматичная личность. На нем держится настрой на победу и корпоративный дух в компании. Он умеет объяснять сложные вещи простым языком...

- … с использованием ненормативной лексики.

- Да, такое тоже было. Но иногда эмоционально окрашенная речь быстрее доносит смысл сказанного. Помните анекдот? На стройке запретили общаться матом и стройка вместо того, чтобы идти год, шла четыре года.
Впрочем, в отношении компании "Евросеть" и Чичваркина разговоры о злоупотреблении ненормативной лексикой – это миф, который развеивается на раз-два-три. Послушайте интервью Евгения, почитайте его ЖЖ, наконец, его письмо нашим покупателям, которое сейчас вывешено во всех наших магазинах, вы сами все поймете и увидите.

- А совет "сообщите нам о продавце, который показался вам грубым, и он пожалеет" работает? 

- Для нас очень важна обратная связь с нашими покупателями: для того, чтобы стать лучше, надо знать, что исправлять. Нельзя объять необъятное: иногда я могу не знать, что на той или иной торговой точке, к примеру, работают неадекватные продавцы. Наши покупатели помогают нам стать лучше.

- Максим Юрьевич, когда вы пришли в Евросеть? Как стали управляющим филиала?

- В сотовый ритэйл я пришел из другой области - был руководителем коммерческой службы в фирме, которая занималась отделочными материалами. В 2005 году я начал работать в Евросети в должности управляющего филиала в Тольятти. Затем возглавлял сервисное подразделение компании в ПФО, работал с подразделениями, где требовалась определенная корректировка бизнес-процессов. С ноября 2006 года являюсь управляющим филиала в РТ.

- Вы следите за новинками мобильной техники? Часто меняете сотовый телефон?

- Телефон – один из инструментов моей работы. Фанатом меня назвать сложно, но стараюсь следить за новинками. Сейчас у меня Sony Ericson K770i – бизнес-аппарат среднего уровня с хорошей камерой, хорошим диктофоном, надежный. Мне он нравится и по дизайну, и по функциональному набору. Телефоны я меняю, наверное, так же, как и все – примерно раз в 1,5 года. Новинки не высматриваю, но если пришло время менять аппарат и попадается действительно хорошая, качественная модель, покупаю. Я довольно жестко подхожу к выбору. Мне очень важна надежность аппарата, долгий срок службы аккумулятора, а кроме того - хорошая камера. По работе я много фотографирую, а возить с собой фотоаппарат не всегда удобно.

- Как вы думаете, что позволило вам стать лучшим управляющим филиала "Евросети" в Поволжье?

- Наверное, желание быть лучшим, доказать прежде всего самому себе, что я могу достичь профессиональных высот. Но это заслуга не только моя, а всей команды, с которой я работаю. 

Жанна Печенко

Максим Помыкалов

Родился 6 сентября 1978 года в Самаре. 
В 2004 году окончил  Самарскую Государственную Экономическую Академию по специальности "Коммерция".
С 1995 года работает в розничной торговле, начинал в должности продавца-консультанта. В 2001-2005 годах работал начальником отдела продаж ООО "Торговая площадь – Самара". В апреле 2005 был приглашен в качестве заместителя управляющего Поволжского филиала в ТД Евросеть. С ноября 2006 года управляющий субфилиала  Татарстан.
Женат, есть дочь. Увлекается коллекционированием оружия, автомобилями.