«Ожидали худшего, но компании смогли воспользоваться уходом зарубежных производителей и занять их места на рынке. Ретейл сильно вырос за последние годы. Возможно, благодаря минимальному регулированию», — заметил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов на площадке форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла». Представители отрасли обсуждали белую полосу фешен-ретейла, вероятное сокращение числа магазинов по стране, жесткую экономию потребителей и возможное ужесточение регулирования электронной торговли. Подробнее об этом — в материале «БИЗНЕС Online».
Андрей Павлов: «Западные бренды нас сами покинули, и слава богу. Мы прослезились, и говорим «До свиданья»
«Развитие производства под собственными торговыми марками — главный фактор неопределенности»
В Москве продолжается «Неделя российского ретейла» — это IX международный форум бизнеса и власти, который объединил в центре международной торговли более 7 тыс. участников рынка и экспертов отрасли. Во второй день форума участники обсудили возможности потребительского рынка, совершенствование электронной коммерции и развитие региональных сетей. Спустя 1,5 года после ухода зарубежных компаний на фоне спецоперации крупные игроки рынка продолжают работать в условиях «тумана», заявил президент Inventive Retail Group Тихон Смыков, поскольку в данном случае на ситуацию оказывает влияние многообразие путей доставки товаров на территории России, что лишает возможности оценить наполненность рынка.
«Пришло много новых игроков. Мне кажется, только ленивый человек с деньгами не попытался привести какое-то количество автомобилей, айфонов и продать их», — говорит Смыков. Вместе с тем российские производители, по его словам, смогли оперативно занять ниши, которые ранее сохраняли за собой зарубежные компании. «Мы стали много российского продавать. Вопрос: если все начнет возвращаться на круги своя, что будет с инвестициями? Развитие производства под собственными торговыми марками — главный фактор неопределенности, который сохраняется», — заметил он. По словам Смыкова, в этих условиях бизнес пока предпочитает воздерживаться от больших рисков, сопряженных с крупными инвестициями. Inventive Retail Group специализируется на продаже детских товаров, электроники и спорттоваров, компания ощутила на себе все прелести импортозамещения.
Президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб настроен позитивнее. По его словам, многое удалось заместить и ряд брендов просто сделали вид, что ушли, но потом вернулись через дистрибьюторов или по параллельному импорту. В тоже время на рынке стройматериалов не так все гладко. Гендиректор СТД «Петрович» Евгений Мовчан рассказал, что сегодня на рынке наблюдается дефицит отечественного товара.
«В сфере стройтоваров была гиперинфляция. Сейчас опять начинается дефицит, подъем цен на металл, деревосодержащую продукцию. Это тревожный момент», — сказал он и добавил, что бизнесу в целом удалось быстро наладить новую логистику поставок, хотя без осложнений не обошлось. «Есть проблема с сертификатами, таможня не пропускает. Виктор Леонидович (Виктор Евтухов — замминистра промышленности и торговли РФ — прим. ред.) придет, хотелось бы продлить старые на три года», — озвучил он свое предложение.
Зато у российского фешен-ретейла впервые началась белая полоса: практически все компании наконец-то «достойно заработали», отметил президент обувной компании Zenden Group Андрей Павлов. До этого же отечественный рынок жил в постоянном кризисе. Западные бренды съедали самые лучшие площади в ТЦ по минимальным ставкам, фактически лишая российских предпринимателей хлеба.
«Западные бренды нас сами покинули, и слава богу. Мы прослезились, и говорим: „До свиданья“, — сказал Павлов под одобрительный смех зала. — Сегодня многие торговые центры говорят: „Боже, как хорошо, что ушли западные бренды-якоря. Эти площади мы разделили на куски и сдали за цену гораздо выше“. Места в ТЦ начали занимать российские ретейлеры, в том числе наши магазины». Павлов выразил надежду, что теперь конкуренция станет рыночной и справедливой, а государство будет четче организовывать защиту и поддержку отечественного рынка.
Оборот онлайн-ретейлера Ozon за 2022 год вырос на 86% по сравнению с 2021-м до 832 млрд рублей
Гендиректор Wildberries предложила отложить вопрос ужесточения регулирования e-commerce
Дали слово и представителям электронной торговли. Так, оборот онлайн-ретейлера Ozon за 2022 год вырос на 86% по сравнению с 2021-м до 832 млрд рублей. На фоне беспрецедентного роста выручки здесь всерьез озабочены возможным госрегулированием отрасли, которое, по мнению управляющего директора Ozon Сергея Белякова, может замедлить дальнейшее развитие рынка. «Я не готов сказать, что регулирование не нужно. На мой взгляд, есть недостаточное нормативное регулирование и саморегулирование, но точно знаю, что топорное регулирование, которое зафиксирует статус компании, будет мешать отрасли», — пояснил представитель Ozon.
Одновременно с этим государству, по его мнению, стоит поддерживать коммерчески успешные компании. «Иногда меры поддержки направлены на содействие неэффективным. Вместо того чтобы поддерживать компании, которые будут расти, принимаются решения поддерживать тех, кто будет падать. Получается, что экономически успешный бизнес своим успехом оплачивает поддержку неуспешного бизнеса», — полагает спикер.
Замминистра промышленности и торговли РФ Евтухов, в свою очередь, не исключил дополнительного регулирования e-commerce, если ситуация с маркетплейсами будет накаляться. Напомним, в конце мая прокуратура начала проверку Wildberries после жалоб продавцов. По словам предпринимателей, маркетплейс заблокировал их товары на общую сумму 50 млрд рублей. В свою очередь, в Wildberries сообщали, что служба безопасности компании раскрыла нелегальные способы продвижения на площадке с помощью внешних сервисов. Это могло нанести ущерб маркетплейсу на сумму порядка 650 млн рублей. В результате компания приняла решение заблокировать аккаунты 300 продавцов из-за подозрения в использовании серых схем.
«У нас саморегулирование и контроль начинает буксовать. Если мы не найдем решения, возможно, придется устанавливать варианты отношений с потребителями. Последние кейсы говорят о том, что где-то что-то надо подкручивать, — заметил Евтухов. — Бывают проблемные ситуации. Есть саморегулирование, самокоординация, но надо научиться с учетом активного роста проблемы решать и купировать. Мы в интернет-торговлю не залезали активно, но, возможно, если ситуация будет дальше накаляться, какие-то точечные решения с точки зрения формирования равнодозволенного [рынка] придется принимать, вырабатывать регулирование электронной торговли».
Генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук призвала минпромторг отложить ужесточение регулирования электронной торговли. По ее словам, компания ведет свою работу исключительно в интересах успешного развития рынка. «Ни для кого не секрет, что мы являемся основным ньюсмейкером. Но основная задача наша — представлять возможность социального лифта для миллионов людей, а вовсе не личное обогащение, — заверила она. — Мы стараемся оставлять себе ровно столько денег, чтобы нам хватало средств развиваться. Живем на 1 процент, остальное вкладываем назад в развитие рынка, стройку стратегических центров».
— Вспомнился анекдот времен перестройки: за рубль купил, за 3 продал, на эти проценты и живу, — заметил модератор сессии Андрей Шаронов.
— Не надо так про нас, — смутилась Бакальчук.
— Нет, я не про вас, — успокоил ее модератор.
Генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук призвала минпромторг отложить ужесточение регулирования электронной торговли. По ее словам, компания ведет свою работу исключительно в интересах успешного развития рынка
Разумное потребление, рост дискаунтеров и магазинов в регионах
Тренд этого года — разумное потребление, отметила президент Х5 Group Екатерина Лобачева и привела в пример рост сети жестких дискаунтеров «Чижик», которые также открылись недавно в Казани и Челнах. В новый для себя формат вышла и сеть «Детский мир» — магазины для небольших населенных пунктов с населением меньше 50 тыс. человек. «В этих городах детского офлайн нет вообще, и потребители, а это четверть всего рынка, не могли купить что-то для ребенка», — сказала гендиректор «Детского мира» Мария Давыдова.
Вспомнили и Татарстан. Генеральный директор и председатель правления АО «Почта России» Михаил Волков рассказал, что его компания сегодня является крупнейшим логистическим центром и стремится стать партнером для маркетплейсов. С этой целью разработано несколько проектов, которые, по его словам, помогают партнерам избегать издержек. Упомянул Волков и об экспериментальном запуске бондового склада на базе логистического почтового центра в Казани. «Пользуясь случаем, хочу сказать слова большой благодарности Рустаму Минниханову», — сказал гендиректор «Почты России». Эксперимент начнется в апреле 2023 года. Заместитель гендиректора и директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов вспомнил о форуме «Россия – исламский мир: KazanForum». На его площадке ретейлер подписал соглашение с ДУМ РТ, чтобы в сетях было еще больше халяльной продукции.
«Требования к халяль, качеству, на сегодняшний день востребовано широкой массой людей, — пояснил Исмаилов. — Расширяя географию продаж этой продукции, мы видим, что все больше людей, даже не имеющих отношения к исламу, осознавая качество продукции, желают ее приобретать».
Остановились спикеры и на еще одной теме — росте числа магазинов в регионе. Так например, в Челнах норматив уже в 3 раза выше нормы. «Отчет минпромторга по нормам торговых площадей показал, что во многих регионах магазинов куда больше, чем требуется. В Набережный Челнах 5 тысяч магазинов на 500 тысяч жителей — это в 3 раза выше нормы», — посетовал директор Zenden Павлов. При этом кадров в отрасли не хватает. «Мы дошли до того, что я вывесил объявление у себя в компании, чтобы летом сотрудники приводили своих детей с 14 самозанятыми помогать в магазин. Куда мы катимся!» — эмоционально высказался спикер.
«По данным минпромторга, в стране в 2 раза больше магазинов, чем надо. Что делать? Я много раз повторял, что надо принимать закон о времени работы магазинов и ограничивать их», — вдруг нашел решение спикер. По его словам, многим торговым точкам сегодня часто приходится работать впустую, когда в магазинах часами нет ни одного клиента. Ограничение работы магазинов, как полагает Павлов, будет подспорьем и в решении демографической проблемы.
«У нас половина населения страны заняты в торговле и услугах, надо менять потребительское поведение. Если воскресенье будет выходным днем, родители наконец вернутся в семьи и к своим детям, — отметил он. — Оборот в 45 процентов в субботу и воскресенье показывает, что родители не уделяют должного внимания своим детям». Магазины, которые работают 24 на 7 в отдаленных уголках страны, по его словам, тоже надо закрывать. «У меня около поселка магазин „Магнит“. Штат этого магазина — пять мигрантов и одна девушка с уставшими глазами, по-моему, у нее вся жизнь в магазине. Не хочу, чтобы такие торговые точки работали. Мы не должны забывать, что мы народ-победитель, а не народ-потребитель».
«О том, что у нас в 2 раза больше торговых точек, не надо — мы такую информацию, естественно не давали. У нас есть показатель минимальной обеспеченности торговыми площадями в различных регионах, где-то он превышен, но это минимальный показатель, и мы приветствуем его увеличение», — парировал, в свою очередь, Евтухов. Он также добавил, что торговые точки вряд ли работают в убыток и искусственно закрывать магазины не вполне правильно. «Наши родители действительно приходили домой раньше, но мир изменился. Не только с точки зрения того, что мы стали потребителями, просто другие возможности, технологии», — заключил представитель минпромторга.
По мнению Евтухова, в России успешно проходит импортозамещение, которое стало необходимым в условиях ухода зарубежных компаний
7,5% россиян живут в режиме жесткой экономии
Как в целом поживает российский ретейл? На стратегической сессии «Новые возможности потребительского рынка: стратегии и пути развития» одним из спикеров должен был стать министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Однако отчитываться пришлось все тому же заму Евтухову.
«Сейчас у нас два основных вызова — мировой экономический кризис и непростая геополитическая обстановка. При этом оцениваем состояние потребительского рынка как стабильное», — заметил спикер. Оборот розничной торговли в России за минувший период составил 42,5 трлн рублей, а темпы роста просели на 6,5%. «Все мы в I–II кварталах предыдущего года ожидали худший результатов. Основное падение у нас на непродтоварах, главным аутсайдером, к сожалению, стал автопром. Сейчас ситуация меняется, рассчитываем, что цифры скорректируются», — оптимистично настроен замминистра. Падение по продовольственному сегменту по итогам года составило 1,75%, а общепит, напротив, вырос на 7,6%. «Наш ресторанный бизнес может служить хорошим примером того, как должна развиваться эта отрасль. Недаром в прошлом году в Москве понаполучали звезд „Мишлен“ — он уехал, но звезды остались», — иронично заметил он. Запредельный рост, на уровне 38%, также показала электронная торговля.
По мнению Евтухова, в России успешно проходит импортозамещение, которое стало необходимым в условиях ухода зарубежных компаний. «Всем, кто остается работать, мы предоставляем такой же режим, как и национальным игрокам. Иногда происходят так, что компании уходят формально, меняют вывеску, но договариваются об обратном импорте. Пожалуйста, пусть возвращаются, вопросов нет, — заверил он. — Мы приняли временную меру — введение параллельного импорта. Но чем быстрее российские компании займут ниши, тем быстрее мы будем от этой меры отказываться».
Руководитель Роскачества Максим Протасов добавил ложку дегтя в оптимистичный доклад. По его словам, исследования показывают, что доля россиян, которые придерживаются режима максимально жесткой экономии, — 7,5%. Еще 26% российских потребителей стараются сократить расходы на продукты питания и товары первой необходимости, при этом 66% россиян чаще приобретают товары по скидкам и акциям, а каждый пятый респондент стал чаще покупать что-либо в сети дискаунтеров.
«В этой ситуации контролировать качество все сложнее. Что делаем, чтобы из подобной ловушки выходить? Мы максимально усилили исследования и делаем все, чтобы усилить влияние Роскачества на потребительские предпочтения», — отметил Протасов. Роскачество в прошлом году запустило реестр доверенных онлайн-магазинов и активно ведет работу в соответствующем направлении.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.