erid: Kra24AvfV
«Люди с вилами к нам выходили, настолько народ потерял веру в руководство», — вспоминает начало птицеводческого комплекса «Ак Барс Холдинга» первый руководитель этого направления, бывший замминистра сельского хозяйства РТ Ришат Хисматуллин. Восстанавливать птицефабрики пришлось практически из руин, заново собирать коллектив, выстраивать систему качества и сбыт. Сегодня предприятия холдинга производят по 65 тыс. т мяса птицы и 870 млн яиц ежегодно. А бренды «Пестречинка» и «Яратель» хорошо знают потребители далеко за пределами Татарстана. С чем предприятия подошли к 25-летию холдинга, в интервью нашему изданию рассказали сразу три руководителя из птицеводческого «крыла» «Ак Барс Холдинга».
Проект «Интеграция птицефабрик мясного направления» реализовывался под личным контролем гендиректора холдинга Ивана Егорова и стоил 3,3 млрд рублей
О птицеводстве в «Ак Барс Холдинге»
В 2011 году «Ак Барс» запустил реорганизацию принадлежащего холдингу птицеводческого направления. Три производственные площадки преобразовали в филиалы на базе птицеводческого комплекса «Ак Барс» (ПВК): бывшая птицефабрика «Казанская» в Осиново стала зеленодольским филиалом, на мощностях агрофирмы «Ак Барс-Пестрецы» создали пестречинский филиал, чистопольский филиал создан на базе бывшей птицефабрики «Чистопольская». Комплекс дополнили мощностями по глубокой переработке мяса птицы на базе зеленодольского филиала.
Проект «Интеграция птицефабрик мясного направления» реализовывался под личным контролем гендиректора холдинга Ивана Егорова и стоил 3,3 млрд рублей.
В 2012 году в холдинг вошла птицефабрика яичного направления, которая сегодня выпускает продукцию под маркой «Яратель». В начале 2023 года у холдинга появился еще один филиал — птицефабрика «Ключинская». На арендованных площадях бывшей агрофирмы «Залесный» станут развивать производство мяса индейки. В Апастовском районе готовится строительство второй птицефабрики яичного направления, что позволит удвоить производство пищевого яйца в республике. А в Кайбицком районе уже стартовало строительство нового комбикормового завода, который станет кормить стремительно растущее птичье население.
Предприятия холдинга производят 65 тыс. т мяса птицы (в живом весе) и 870 млн яиц в год. Ежедневно за этим следят 1,6 тыс. птицеводов, зооинженеров и ветеринаров. Общая годовая выручка составляет 12,4 млрд рублей.
Ришат Хисматуллин: «Когда мы выкупили птицефабрику, решили перейти с яичного направления на бройлерное. Начали проводить реконструкцию»
«Была просто площадка, все было закрыто, разорено»
— Ришат Сахапович, как происходило присоединение птицеводческих активов к «Ак Барс Холдингу», оправданным ли оказалось это решение?
— В 1998 году на рынке фактически не было мяса курицы. Были синие жесткие куры-несушки, по сути, отходы яичного производства, да американские «ножки Буша». Птицеводство как в Татарстане, так и в Российской Федерации приходило в упадок. В советское время «Союзптицепром», «Росптицесоюз» централизованно доставляли птицефабрикам корма. Никто не задумывался о том, что их нужно покупать, но потом наступили 90-е годы. Руководители предприятий оказались не готовы к рыночным отношениям, коммерческой жилки не было.
Ришат Сахапович Хисматуллин родился 4 марта 1953 года в селе Базарные Матаки Алькеевского района ТАССР. После школы окончил Казанский ветеринарный институт по специальности «зооинженер». Работал на различных предприятиях отрасли, с 1992 по 1995 год был заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия РТ. В январе 1998 года Ришат Сахапович встал во главе Пестречинской птицефабрики и с этого момента крепко связал себя с птицеводством. С 2003 по 2010 год работал генеральным директором ОАО «Птицефабрика „Казанская“», с 2010-го по 2012-й — директором ООО «Пестречинка», с 2013-го по 2016-й поднимал и привел к успеху птицефабрику яичного направления «Яратель».
Всякий раз Ришату Сахаповичу доставалась непростая задача — птицефабрики попадали в «Ак Барс Холдинг» не в лучшем состоянии, как правило, после банкротства. Ему приходилось восстанавливать производство практически из руин, собирать коллектив, выстраивать систему качества и сбыт. Параллельно он воспитывал руководящие кадры и, уходя с очередного предприятия, оставлял хозяйство в руках молодого, но уже опытного руководителя. Все его «воспитанники» успешно работают по сегодняшний день. С августа 2016 года Ришат Сахапович отошел от оперативного управления, сконцентрировавшись на стратегических задачах на посту председателя совета директоров ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“».
— Промышленного птицеводства в Татарстане к 1998 году не осталось?
— Оно пришло в упадок. Птицефабрики в Пестречинском районе, на которой мы сейчас находимся, в 1998 году не существовало, была площадка, но все было закрыто. Птицефабрика оказалась банкротом, за долги она отошла «Ак Барс банку».
— Птицеводством в Пестрецах начали заниматься еще в 30-е годы прошлого века, но птицефабрика была яичного направления…
— Да, когда мы ее выкупили, решили перейти с яичного направления на бройлерное. Начали проводить реконструкцию. Хорошо, что все оборудование работники птицефабрики сумели сохранить от полного разграбления. А там железа столько, клеточное оборудование, электродвигатели! В те годы с разоренных предприятий все это вывозилось и на металлолом сдавалось.
— Предприятие закрыто, а люди остались?
— Команда осталась, начальники цехов. Конечно, жителям поселка Ленино-Кокушкино было очень тяжело, потому что это основное предприятие, которое обеспечивает местное население рабочими местами. А тут — работы нет, зарплаты нет…
«Кормление, поение птиц, влажность — все контролируется программным обеспечением, человеческий фактор исключается»
«Самым трудным было убедить людей»
— В 1998 году пришел «Ак Барс Холдинг». С чего вы начинали?
— С восстановления производства. Яйцо сначала возили из Белгорода, за тысячу километров, инкубировали здесь. Потихонечку начали работать. Параллельно делали ремонт, человек 100, наверное, только крыши перекрывали, все разрушено было. Но для нас самым трудным было убедить людей, которые потеряли веру в будущее. И убедить банковскую систему. Банки в те годы не хотели связываться с сельским хозяйством. Когда нам все же удалось привлечь кредитные ресурсы, довольно быстро наладили производство.
С приходом холдинговой компании «Ак Барс» к работе подключились грамотные специалисты, экономисты, финансисты, стало гораздо легче. Было полное понимание со стороны Ивана Михайловича Егорова, он приезжал, мы обсуждали проекты. Дискуссии были долгие, мы доказывали, что надо делать так-то или так и никак иначе. Выносили наши предложения на совет директоров. Так наши проекты и двигались вперед.
— Оборудование пришлось менять?
— Первым делом приобрели оборудование Big Dutchman, очень хорошее, высокотехнологичное. Кормление, поение, влажность — все контролируется программным обеспечением, человеческий фактор исключается. Мы много ездили, перенимали передовой опыт, чтобы наше птицеводство начинить высокими технологиями. В Америке были, всю Европу объехали — в Голландии, Германии, Франции.
«Раньше среднесуточный привес в 21 грамм считался огромным. А в 1999 году мы получили 42 грамма привеса. Сейчас получаем в среднем по 64–67 граммов среднесуточного привеса»
— Хорошая генетика тоже потребовалась?
— Конечно. Привезли хороший генетический материал из Франции. Сотрудники в первое время недоумевали: «Вот что это директор привез? Каких-то длинноногих бройлеров. Они вообще будут расти, не будут расти?» Я говорил: «Цыплят по осени считают. Сразу не будем расстраиваться».
— Хорошо показали себя длинноногие бройлеры?
— Да. Раньше среднесуточный привес в 21 грамм считался огромным. А в 1999 году мы получили 42 грамма привеса. Сейчас получаем в среднем по 64–67 граммов среднесуточного привеса.
— Сколько времени заняло становление предприятия?
— Лет за пять мы все здесь [в Пестречинском районе] восстановили. Но задача заключалась не только в том, чтобы одну фабрику восстановить. Нам надо было выстроить технологию производства, чтобы родительское стадо, ремонтный молодняк, бройлеры, яичное поголовье — все было отдельно, на разных площадках. Это необходимо для выполнения санитарно-ветеринарных требований. Мы пригласили специалиста из Шотландии, ежемесячно выплачивали ему огромную сумму, чтобы он выстроил всю технологию.
— Огромную — это сколько?
— Миллион рублей ежемесячно. В 2000-е годы это были очень большие деньги! И когда ты сам начинаешь платить, тогда понимаешь ценность того, что этот специалист дает, стараешься максимально использовать его знания и опыт.
«Чтобы обеспечить себя зерном, мы начали приобретать земли в Пестречинском районе. Сначала 500 гектаров было, а уже через пять лет — 12 тысяч гектаров»
«Птицевод — это не специалист, а сумасшедший человек»
— Современные куры такие мягкие, беленькие, крупненькие! Люди думают, что их накачивают чем-то.
— Чтобы обеспечить себя зерном, мы начали приобретать земли в Пестречинском районе. Сначала 500 гектаров было, а уже через пять лет — 12 тысяч гектаров. Взяли кредит, купили 50 зерноуборочных комбайнов. Мы потом эти комбайны в 15 районах использовали, услуги оказывали, а за это забирали зерно. Так формировались корма: пшеница — своя, ячмень — свой. А подсолнечный жмых, соевый шрот, кукурузу, горох покупаем. Все корма очищенные, никакой грязи, никакой пыли. Один раз телевизионщики к нам приехали, говорят: «У вас пахнет рыбой, жалуется народ (что птицу кормят отходами рыбного производства — прим. авт.)». Я отвечаю: «Ну пойдемте». Зашли внутрь, я из кормушки достал корм и поел. Говорю: «Хотите попробовать?» Отказались.
Раньше мы на своей площадке хранили огромные запасы кормов, до 500–1000 тонн доходило. А сегодня в составе холдинга есть комбикормовые заводы, которые ежедневно обеспечивают нас кормами. Ничего не застаивается, птица получает свежий корм.
Птицевод — это не специалист, а сумасшедший человек. Нормальный человек такого темпа не выдерживает, 365 дней в году нужно быть в напряжении. Произошло какое-то ЧП, отключили свет, ураган случился, люди ночью встают и сами едут на работу. Один раз я приезжаю ночью, а начальница цеха Халима Фаляховна уже тут. Когда все неполадки устранили, говорит: «Можно я уже домой поеду?» Я отвечаю: «Ну куда же ты ночью-то поедешь?» А она стоит в своей шубенке, а внизу… пижама. Только если человек настолько любит свое дело, может быть результат.
— В 2003 году в состав холдинга вошла птицефабрика «Казанская», в 2013 году — «Юбилейная», и везде вы успели побывать директором…
— Когда результат стал виден, Ивану Михайловичу стали одну фабрику за другой передавать. С «Казанской» птицефабрикой такая же история случилась: там тоже 20 граммов среднесуточного привеса было, а мы в Пестрецах к тому моменту уже по 42 грамма привеса получали. Иван Михайлович попросил меня там поработать. Потом мы построили комбинат по переработке мяса птицы в Осиново. Раньше производили по 500 килограммов колбасных изделий, а сейчас до 40 тонн в сутки. Потом Иван Михайлович выкупил «Юбилейную» птицефабрику в Лаишевском районе, которая сейчас называется «Яратель». Там тоже пришлось поработать: технология производства никудышной оказалась, работало очень много народу. Со временем и там навели порядок.
— Егоров часто к вам в гости приезжает?
— Иван Михайлович всегда в курсе дел. Когда он приходит, мы телефоны отключаем, садимся обсуждать. А так с раннего утра до поздней ночи нужно быть на связи. Он может в 23:30 звонить и узнать, как дела, он всегда в курсе всех событий. Большое внимание уделяет кадрам, есть у него такая черта, он долго подбирает, смотрит, учит. Характеры ведь тоже у всех разные. Какое должно терпение быть у руководителя!
Иван Михайлович понимает значение птицеводства, что в него нужно вкладывать. А если ты годами не будешь в него вкладывать, эффекта оно не даст. Например, убойный цех построил, а птицы у тебя нет. Или, наоборот, ты птицу вырастил, а у тебя убойный цех некачественный или инкубатор не работает. И все — цепочка прерывается. И, конечно, главный результат — то, что пришло на прилавок. Если на прилавок ложится хороший товар, значит, все нормально.
«У меня часто спрашивают: «А что вы себе заработали, какой-то бизнес отдельный?» Я говорю: «Главное мое достижение — это то, что после себя оставляю хорошее предприятие, красивых, умных, энергичных, перспективных людей»
«Люди просто с вилами к нам выходили!»
— Вы прошли много кризисов. Были ситуации, когда паника охватывает и не знаешь, что делать?
— У людей, может, были такие моменты, но у руководителя не должно быть никаких сомнений в том, что идешь правильным путем. Если ты даже ошибаешься, ты должен остановиться, признать ошибку и двигаться дальше. Если ты не ошибаешься, значит, ты не работаешь. В 2003 году, когда казанскую фабрику нам передали, там народ тоже веру в руководство потерял. Люди просто с вилами к нам выходили, никого не пускали на производство. Говорили: «Вы ничего не сумеете сделать». Иван Михайлович предложил собрать всех этих людей в ресторане «Тимерхан» в Казани. Мы собрали и людей, которые там работали на фабрике, и пенсионеров. Наверное, человек 150 было. За обедом поговорили, рассказали о планах, от них советы выслушали.
— Конечно, людям понравилось, впервые такое уважение к ним проявили.
— Да, понравилось. До этого они не верили никому. Потому что везде был развал, зарплату не платили по 6 месяцев. А что им оставалось делать? Один директор работает — уходит, второй директор уходит, третий. Денег нет. Естественно, собирается актив, и люди говорят: «Так не пойдет, мы своего директора назначим, пусть он работает». А тут очередной инвестор приходит, конечно, они не верят.
— В холдинге вы работает 25 лет, чем гордитесь больше всего?
— У меня часто спрашивают: «А что вы себе заработали, какой-то бизнес отдельный?» Я говорю: «Главное мое достижение — это то, что после себя оставляю хорошее предприятие, красивых, умных, энергичных, перспективных людей». Когда меня встречают люди, хоть в Лаишево, хоть в Пестрецах, хоть в Зеленодольске, и говорят: «Ой, спасибо! Ой, как хорошо!» Значит, что-то хорошее мы в этой жизни сделали.
Ежегодно холдингом производится 65 тыс. т мяса птицы, из них пестречинская площадка — 33 тыс. тонн, зеленодольский филиал — 28,5 тыс. т, птицефабрика Яратель — 3,5 тыс. тонн
Производство мяса кур-бройлеров
В холдинг входит три производственные площадки, где выращиваются куры-бройлеры (мясная порода). Производственная цепочка начинается в Чистополе, где содержится ремонтное стадо, суточные цыплята европейского кросса завозятся туда из-за границы. В Чистополе будущие мамы и папы бройлеров растут 120 суток, после чего едут в Пестрецы, где оборудована современная площадка родительского стада с единовременным содержанием 210 тыс. голов птицы. В год на предприятии получают более 40 млн штук инкубационного яйца. Здесь же был построен инкубатор. Выращивание бройлеров происходит на двух площадках — в Осиново и в Пестрецах. Все основные процессы на предприятиях холдинга — кормление, поение птицы, сбор яйца, микроклимат — практически полностью автоматизированы и управляются со смартфона специалиста.
Ежегодно холдингом производится 65 тыс. т мяса птицы, из них пестречинская площадка — 33 тыс. тонн, зеленодольский филиал — 28,5 тыс. т, птицефабрика Яратель — 3,5 тыс. тонн. На предприятиях бройлерного направления работает 1,2 тыс. человек, средняя зарплата — 50 тыс. рублей. Общая выручка мясного направления в 2022 году составила 7 млрд рублей.
Сергей Андреев: «На пестречинской площадке мы одновременно содержим 1,5 миллиона голов птицы, на зеленодольской площадке — 1,4 миллиона голов»
«Птицефабрика — как космический корабль!»
— Сергей Павлович, в чем уникальность вашего производства?
— В Пестрецах у нас построена производственная площадка, где содержится родительское стадо. Аналогов в России нет. Это как космический корабль! Особенность в том, что родительское стадо содержится в клетке, в то время как на большинстве птицефабрик практикуется напольное содержание. Клеточное оборудованием установлено в несколько этажей, для улучшения яйценоскости подобрано специальное освещение. Чем еще хорошо клеточное содержание? Яйцо не травмируется, по транспортерам поступает в зону яйцесбора, там его сортируют и отправляют в инкубатор. Яйцо обеззараживается, и через 21 день из него вылупляется цыпленок. Цыплят переводят в корпуса для выращивания бройлеров. На пестречинской площадке мы одновременно содержим 1,5 миллиона голов птицы, на зеленодольской площадке — 1,4 миллиона голов.
Сергей Павлович Андреев родился 10 июля 1983 года в селе Октябрьский Зеленодольского района. Окончил КГФЭИ и на четвертом курсе попал на практику в ХК «Ак Барс», где его наставником стал легендарный Ришат Хисматуллин.
Карьера молодого специалиста стремительно развивалась в границах холдинга. Начинал он с позиции маркетолога в торговом доме «Пестречинка», директором департамента проектного управления, в итоге вырос до позиции заместителя гендиректора по развитию АО «ХК „Ак Барс“». В 2016 году он отправился работать генеральным директором ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“», где и нашел свое призвание.
— Для чего нужна «клетка»? Чтобы птичка меньше двигалась, быстрее набирала вес?
— Да. А еще с квадратного метра птичника можно больше мяса получить, потому что клетка — это же четыре яруса, а пол — это только площадь самого пола. Мясо «клеточной» птицы хорошо идет для переработки, а из «напольной» птицы получается очень красивая товарная тушка первой категории, которая идет в магазин.
— В чем отличие первой и второй категории?
— Первая категория — это тушка без каких-то изъянов, а вот, например, если имеются какие-то порезы или порывы кожи — это вторая категория. Всю вторую категорию мы полностью перерабатываем на мясокомбинате в Осиново.
«В России мы на 15-й позиции по объемам производства, в Татарстане занимаем треть рынка»
«То, что делают торговые сети, — это супер!»
— Сколько мяса птицы производите?
— В год 65 тысяч тонн мяса в живом весе и 46 тысяч тонн — в убойном весе. В России мы на 15-й позиции по объемам производства, в Татарстане занимаем треть рынка.
— Ваш основной конкурент в Татарстане — «Агросила»?
— На магазинной полке мы конкурируем не только с «Агросилой», хотя она и расположена в Татарстане, а со всей Россией. Это продукция «Акашево» (Марий Эл), тот же ГАП «Ресурс» — «Тимашевская птицефабрика», «Юрма» (Чувашия), «Павловская курочка», и со многими другими производителями. Рынок мяса птицы на сегодняшний день очень конкурентен.
— Татарстанец в первую очередь купит местную курочку, хотя бы потому, что она более свежая.
— Торговые сети сегодня очень интересно работают. Раз в три недели они проводят тендеры среди поставщиков. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену, по ней и идет отгрузка продукции. При прочих равных торговая сеть выбирает регионального производителя. Но если у соседей цена ниже нашей… что ж, тогда мы ищем другие каналы продаж. Как тушку, так и разделку торговые сети сегодня покупают только по тендерам. Таким образом мы реализуем 80 процентов нашей продукции.
— Вам постоянно приходится снижать цену, чтобы побеждать?
— Нам постоянно приходится быть в конкурентном рынке. Не всегда же идет снижение цены, бывает и повышение, когда возникают объективные причины, например, повышается спрос. Тендеры помогают производителям все время находиться в конкурентной среде, в состоянии здоровой, честной борьбы со своими конкурентами.
— То есть работа с торговыми сетями вас устраивает?
— То, что на сегодняшний день делают торговые сети, — это супер! 60–70 процентов объемов продукции, которые идут в торговые сети, от нас уходят в фурах. Например, на склад Retail Group каждый день уходит три фуры по 18 тонн каждая: одна фура — курица, вторая — колбаса, третья — разделка. Затраты на логистику минимальные, тем более распределительный центр находится в Осиново.
— Самостоятельно в магазины совсем не возите?
— Остались магазины, с кем мы напрямую работаем, рынки. Из торговых сетей мы сами возим только в «Ленту». Также четыре фирменных магазина на наших фабриках. В «Агропромпарке» своя торговая точка. У нас есть и оптовая продажа. Мы возим продукцию в Нижний Новгород, Екатеринбург, Самару, вплоть до Крыма.
«За 1–2 года создать конкурентоспособный кросс бройлера невозможно. Генетическая основа создается десятилетиями»
«Если в России появится собственный кросс, будет здорово»
— В связи с санкциями усложнилась ваша работа?
— Поставки суточных цыплят как шли, так и идут. Мы работаем с кроссом «Кобб-500». У него репродуктор первого порядка находится в Подмосковье и в Белгороде. Они цыплят прапрародительского стада для своих репродукторов везут из-за границы, а мы у них забираем ремонтный молодняк.
— Почему в России до сих пор нет своей компании-бридера (первичной племенной компании — прим. авт.)?
— В России были свои кроссы яичных и мясных кур, сейчас они воссоздаются. Появился же селекционный центр «Смена» в Московской области, где будут заниматься разведением кур кросса «Смена-9». Насколько я знаю, неплохие меры поддержки будут предоставлять тем птицеводческим предприятиям, которые готовы работать с российским кроссом.
— Это будет полностью российский кросс или получится как с автомобилем «Москвич»?
— Насколько я знаю, это будет российский кросс. За 1–2 года создать конкурентоспособный кросс бройлера невозможно. Генетическая основа создается десятилетиями. Но хорошо, что эта работа уже ведется. Если в России появится собственный кросс, будет здорово. Он наверняка будет дешевле импортного, потому что покупка суточных цыплят ремонтного молодняка — это достаточно весомая статья затрат в птицеводстве.
— Скачки валют в прошлом году сильно сказались на вашем бизнесе?
— Они сказались на всех товарах, которые закупаются в долларах и евро: на генетических суточных цыплятах, на кормовых компонентах — премиксах, соевом шроте, на упаковке. На специи тоже поднялись цены. На этом фоне мы работаем с поставщиками внутри страны.
— Что будет, если введут запрет на поставки птицеводческого оборудования в Россию?
— Будет непросто, и не только для нас. Бизнес с той стороны тоже хочет работать с нами. Они с большим сожалением уходят из России. Но ничего — белорусы подхватили рынок: обслуживают оборудование, запчасти везут. Стали сотрудничать с ижевским заводом, у них хорошая линия поения для птицы, купили четыре комплекта — в 1,5 раза дешевле, чем американские или немецкие аналоги, все работает!
«Сейчас под брендом «Цыпляткино» у нас выпускается часть разделки, а вся тушка и переработка продается под брендом «Пестречинка». Индейка — наше новое направление — также будет продаваться под брендом «Пестречинка»
Мегаубойный цех в Зеленодольском районе
— Как появились ваши бренды — «Пестречинка» и «Цыпляткино»?
— Изначально наша продукция продавалась под брендом «Ак Барс Пестрецы», даже реклама на трамваях по городу была (улыбается). Ну а когда фабрики объединились, нужен был новый бренд, вот тогда и родилась «Пестречинка», как уменьшительно-ласкательное от «Ак Барс Пестрецы». Сейчас под брендом «Цыпляткино» у нас выпускается часть разделки, а вся тушка и переработка продается под брендом «Пестречинка». Индейка — наше новое направление — также будет продаваться под брендом «Пестречинка».
— В сегменте готовой еды не хотите себя попробовать?
— Мы задумываемся об этом, но пока наша инвестиционная программа направлена на производство. Готовится два крупных инвестиционных проекта: первый — это замена оборудования на пестречинской площадке и второй — создание большого убойного цеха с производительностью забоя 10–12 тысяч голов в час, со своей разделкой, складами для хранения, холодильными мощностями и логистической отгрузочной платформой. Территориально мы рассматриваем площадку в Зеленодольском районе. Этот проект мы планируем реализовать в перспективе 4–5 лет, после чего старые убойные цеха на предприятиях будут закрыты.
— Сколько будет стоить новый мегаубойный цех — миллиарда 3–4?
— А то и больше.
— Способ убоя птицы — халяль?
— У нас все халяль! Раньше мы забивали примерно 20–30 процентов птицы по стандартам халяль, а сейчас все 100 процентов. Даже когда мы нехаляльную продукцию делаем, она у нас все равно забивается по мусульманским стандартам. У нас на каждой площадке работает по шесть резчиков-мусульман, строго соблюдающих исламские каноны. Осуществляется полностью ручной забой с обязательным произношением молитвы.
— Это же удорожает производство?
— Удорожает, но это дает уверенность нашему потребителю, что стандарты халяль соблюдаются безукоризненно.
«Думаю, потому что изделия из говядины и свинины стали подороже, люди переключились на более доступную продукцию из мяса птицы»
«Почувствовали рост спроса на «переработку», особенно на колбасные изделия»
— Цены на зерно упали, когда же курятина подешевеет?
— Да, в этом году зерно подешевело, но увеличились другие затраты, в первую очередь трудовые ресурсы дорожают, энергоресурсы. Первый квартал 2023 года был ознаменован ценой ниже по сравнению с прошлым годом, но в апреле мы почувствовали повышение цены. Это связано еще и с погодными условиями (улыбается).
— Шашлыки?
— Да, шашлычный сезон. В майские праздники, даже если бы у нас было в 10 раз больше курицы, мы бы, наверное, все продали. В мае цена на мясо птицы еще немного подросла. Но в целом если сравнить пять месяцев прошлого года и пять месяцев 2023 года, то цена в этом году чуть-чуть пониже.
— В стране какая ситуация с мясом кур: дефицит, профицит?
— Страна на 100 процентов обеспечивает себя куриной продукцией. Мелкие фабрики не выдерживают конкуренции, закрываются. Но профицита по мясу я не вижу, спрос на продукцию стабильный. Рост спроса мы почувствовали на «переработку», особенно на колбасные изделия. Думаю, потому что изделия из говядины и свинины стали подороже, люди переключились на более доступную продукцию из мяса птицы.
«В майские праздники, даже если бы у нас было в 10 раз больше курицы, мы бы, наверное, все продали»
— В топе у вас что? Есть ли новинки?
— В летний период, конечно, купаты. Мы их продаем по 5 тонн в сутки. Шашлыки очень хорошо идут, рулет запеченный наш очень известный, «фонарики». Ветчина тоже хорошо продается, в последнее время очень выросли продажи сосисок, сарделек. В два раза выросли продажи котлет по сравнению с прошлым годом. Постоянно выпускаем новинки. Последний писк моды — котлеты «Восточные», по вкусу и внешнему виду — настоящие домашние котлеты. Муж не отличит от приготовленных дома котлет (улыбается), очень хорошо продаются. Есть новинки, которые не «идут», поэтому ротация ассортимента происходит постоянно. Выпустили, если позиция не пошла, переключаемся на другую.
— Удается на экспорт что-то отправлять?
— Мы куриные лапы отправляем на экспорт. Прошли аттестацию совместно с Россельхознадзором. Примерно 200 тонн в месяц продаем. И я даже не знаю, как сказать — по цене они продаются дороже, чем мясо!
— Китайцы куриные лапки очень любят.
— Они что только с ними не делают! Коптят, варят, даже шоколадом поливают. А самым деликатесом считается, когда костяную часть из лапки вытаскивают, и вот то, что осталось, — это самый дорогой продукт.
«Мы вынуждены работать с частными компаниями, которые привлекают персонал из Марий Эл, Кировской, Ульяновской областей. Не хватает рабочих рук»
«Не так чтобы катастрофа, но народу не хватает»
— Объемы производства, выручка насколько выросли за последние годы?
— Если рассматривать зеленодольский филиал, то после присоединения к «Ак Барс Холдингу» объем производства там вырос в два раза! На пестречинской площадке объем производства вырос в шесть раз. Общая выручка по бройлерному направлению у нас сейчас под 7 миллиардов в год, а тогда, в 2010 году, было 1,8 миллиарда.
— Сколько сотрудников работает и какая средняя зарплата?
— На сегодняшний день, если взять по трем площадкам (Пестрецы, Осиново и Чистополь) вместе с логистикой и торговым домом «Пестречинка», выходит около 1,4 тысячи человек. Средняя заработная плата — больше 50 тысяч рублей. Есть система мотивации для сотрудников. Например, у птичницы три основных показателя: среднесуточный привес, сохранность птицы и конверсия корма (расход корма на килограмм привеса). Эти три показателя формируют общий индекс продуктивности. Исходя из него формируется премиальная часть.
— Сложно ли найти работников, молодежь идет к вам работать?
— Не так чтобы катастрофа, но народу не хватает. Мы вынуждены работать с частными компаниями, которые привлекают персонал из Марий Эл, Кировской, Ульяновской областей. Не хватает рабочих рук.
— Чем вы привлекаете: бонусы, премии, поездки в санатории?
— Да, санатории есть, социальный пакет. Есть свой транспорт, которым мы доставляем людей на работу. В конце года выплачиваем 13-ю зарплату. Каждый год проводим в районе большой Сабантуй. На празднике чествуем ветеранов, поощряем наиболее отличившихся сотрудников, устраиваем соревнования. На наш Сабантуй каждый год приезжает Иван Михайлович. Пользуясь случаем, поздравляю руководителя нашего холдинга и всю нашу команду с 25-летием!
Птицефабрика в Лаишевском районе была основана в 1981 году под названием «Татарская», в 2012-м она вошла в состав холдинга «Ак Барс» как птицефабрика «Яратель»
Производство куриного яйца
Птицефабрика в Лаишевском районе была основана в 1981 году под названием «Татарская» (позже она называлась «Юбилейная»), в 2012-м она вошла в состав холдинга «Ак Барс» как птицефабрика «Яратель». Ежесуточно на ней выпускается более 2,4 млн яиц под брендами «Яратель», «Деревенские», «Вкусносельские». На фабрике содержится 2,5 млн кур-несушек (общее поголовье — 3,4 млн).
За 10 лет объем производства яйца вырос почти в два раза: с 490 млн яиц в 2012 году до 854 млн яиц в 2022-м. За это время на птицефабрике реализовали инвестиционных проектов на 3 млрд рублей. На предприятии работает более 400 человек, средняя зарплата — 63,5 тыс. рублей. Выручка от реализации яиц в 2022 году составила 5,5 млрд рублей.
Фанис Нигаматуллин: «Значительно улучшили производственные показатели, увеличили поголовье птицы. За 2022 год произведено рекордное за всю историю предприятия количество продукции — более 850 миллионов яиц»
«Первым, кто дотрагивается до яиц руками, становится покупатель»
— Фанис Гильмуллович, вспомните, в каком состоянии была фабрика в 2012 году, когда она вошла в «Ак Барс Холдинг»?
— В 2012 году птицефабрика представляла собой совсем не привлекательный актив с многочисленными долгами, в том числе по налогам и заработной плате. Площадка давно не видела инвестиций. По многим параметрам — применяемым технологиям, затратам и прочим вещам — птицефабрика была в числе отстающих.
В первый же год, когда директором стал Ришат Сахапович Хисматуллин, была выработана стратегия реконструкции и развития фабрики. В процессе ее реализации провели полное переформатирование производственных процессов, включая систему энергоснабжения. Заменили все производственное оборудование. Наша гордость — это транспортер, который доставляет яйцо от птичников до яйцесортировального комплекса по утепленной галерее протяженностью свыше 1,5 километра. Была приобретена современная сортировальная машина «Моба», которая позволяет в автоматическом режиме отбраковывать битое и грязное яйцо, производит взвешивание, определяет категорийность яйца и упаковывает его. Первым, кто дотрагивается до яиц руками, становится покупатель. Движением транспортеров, управлением точками сбора яйца (а их у нас свыше 2,8 тысячи) занимается искусственный интеллект. В 2018 году был введен в эксплуатацию блок промышленного стада, приобретена еще одна сортировальная машина.
Фанис Гильмуллович Нигаматуллин родился 21 февраля 1983 года. Окончил экономический факультет КГФЭИ. С 2007 по 2012 год был директором департамента экономики ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“». С января 2013 года по август 2016 года работал первым заместителем директора птицефабрики. С августа 2016 года — директор птицефабрики «Яратель».
— Что из себя представляет предприятие сегодня?
— Технологическая цепочка начинается с того, что мы закупаем суточных цыплят, которых четыре месяца выращиваем в зоне молодняка. Потом их переводят в промышленные блоки, где они 14–15 месяцев несут яйца. Кормление, поение, регулирование микроклимата и освещения в птичниках — все происходит в автоматическом режиме. Своей задачей мы видим создание таких условий содержания птицы, чтобы максимально использовать ее генетический потенциал.
— Каких результатов удалось достичь за 10 лет работы?
— Значительно улучшили производственные показатели, увеличили поголовье птицы. За 2022 год произведено рекордное за всю историю предприятия количество продукции — более 850 миллионов яиц. Мы показали плюс 40 миллионов яиц к уровню 2021 года. Это позволило птицефабрике «Яратель» войти в топ-6 производителей куриного яйца в России.
— Есть ли планы по дальнейшему развитию?
— Программа стратегического развития птицефабрики предусматривала увеличение производства яйца на лаишевской площадке до миллиарда в год, но позже она была пересмотрена. Изучили несколько вариантов и решили строить дополнительную площадку в Апастовском районе, сейчас ведется ее проектирование, на следующий год планируем приступить к строительным работам.
В рамках принятой программы развития в мае 2023 года мы начали строительство нового комбикормового завода в Кайбицком районе стоимостью полтора миллиарда рублей. Планируем инвестировать в 2023–2024 годы в реконструкцию производства на лаишевской площадке более 250 миллионов рублей.
Годовая мощность апастовской площадки составит 655 миллионов яиц. Основное технологическое оборудование будет закуплено немецкое от производителя, с которым мы давно сотрудничаем
«Яратель» 2.0 в Апастовском районе
— Почему нельзя добавить количество птичников на существующем заводе «Яратель»?
— Основная причина — это ветеринарно-санитарные нормы. У нас здесь 3,5 миллиона голов птицы, а когда мы начинали в 2012 году, было 2,3 миллиона голов. Поголовье выросло на миллион. И производство яйца тогда составляло 490 миллионов в год, а сегодня выросло в два раза. Чтобы не концентрировать большое поголовье в одном месте, остановились на таком варианте развития. На лаишевской площадке планируем сохранение текущих показателей производства, и дальнейшие проекты там будут направлены на повышение автоматизации производства и усовершенствование бизнес-процессов.
— Почему именно Апастовский район?
— Это близость к основным магистралям, плюс два выезда на строящуюся магистраль М-12, которая позволит быстро доставить яйцо в разные города. Необходимо отметить, что новый комбикормовый завод будет находиться в 17 км от выбранного нами земельного участка. Поблизости земли холдинговой компании (агрофирма «Апас-мол»), где можно, применяя наше органическое удобрение, повысить эффективность ведения растениеводства. Будет создан круговорот органической продукции: удобрение с птицефабрики — получение зерна — переработка зерна в комбикорм — потребление комбикорма птицей — получение яйца и удобрения.
В 2022 году этот проект мы презентовали президенту РТ Рустаму Нургалиевичу Минниханову, получили его одобрение. Есть заинтересованность в фабрике как в новом налогоплательщике и у главы Апастовского района. Еженедельно наш проект обсуждается на инвестиционном штабе, двигаемся большими темпами. Участок сформирован, оформлен в собственность. Была исследована роза ветров, с тем чтобы во время работы птицефабрики соблюдались все санитарно-ветеринарные требования.
— Когда планируется получить первое яйцо на новой площадке?
— По проекту в 2025 году, и потом еще два-три года потребуется для того, чтобы выйти на проектную мощность. Годовая мощность апастовской площадки составит 655 миллионов яиц. Основное технологическое оборудование будет закуплено немецкое от производителя, с которым мы давно сотрудничаем. Задача — сделать фабрику с большой степенью автоматизации. Совсем без людей не получится, но, думаю, будет работать не более 300 человек.
— Где закупаете племенную продукцию, есть ли с этим проблемы, наверняка все импортное?
— Мы закупаем суточных цыплят немецкого кросса. Для удешевления скооперировались с одной крупной российской птицефабрикой, племрепродуктором второго порядка. На эффекте масштаба стоимость суточного цыпленка становится дешевле.
— В России нет своего генетического материала?
— Для того чтобы организовать генетический центр, нужны колоссальные средства. Подвижки в этом направлении имеются, Росптицесоюз сейчас этим занимается. Плюс многие иностранные предприятия завезли в Россию прародителей наших кур-несушек, что сформировало «подушку безопасности» как минимум на три года.
«Яратель» покрывает порядка 30% потребности в курином яйце. Но рынок такой интересный, что иногда нам выгоднее везти яйцо в Москву, потому что торги в торговой сети «Пятерочка» прошли по цене выше, чем в Татарстане»
Круговорот яйца в России
— Насколько российский рынок обеспечен куриным яйцом?
— Сейчас в России производится 45–46 миллиардов яиц в год. В год один россиянин потребляет около 300 яиц. За рубежом этот показатель доходит до 500. Те же самые итальянцы со своими пиццами и пастами, те же мексиканцы…
— В детстве нам говорили, что каждый день кушать яйца вредно.
— Есть исследования ученых о том, что в яйце нет того холестерина, которого стоит остерегаться. Плюс в России еще не до конца развит рынок глубокой переработки яйца — жидкий белок, жидкий желток, жидкий меланж, сухой яичный порошок, сухой белок. В инвестиционных планах у нас есть создание мощностей по глубокой переработке яиц. Это будет второй этап реализации проекта на площадке в Апастовском районе. Мы были в Европе, там из яйца делают чипсы, питьевой йогурт. Яйцо — это очень полезный продукт, кладезь витаминов и энергии.
— В Татарстане вы какую долю рынка занимаете?
— «Яратель» покрывает порядка 30% потребности в курином яйце. Но рынок такой интересный, что иногда нам выгоднее везти яйцо в Москву, потому что торги в торговой сети «Пятерочка» прошли по цене выше, чем в Татарстане. А фабрике, которая находится в Новосибирске, почему-то выгодно привезти яйцо в Татарстан. Поэтому происходит круговорот яйца в России: мы везем свою продукцию от Крыма до Санкт-Петербурга, а внутри Татарстана продаем порядка 300 миллионов штук в год. Бывает и так: мы продали сетям яйцо по одной цене, а они на полку выставляют на 20 копеек дешевле. Когда мы спросили почему, нам ответили, что человек приходит в магазин за яйцом, а попутно покупает другие продукты. Яйцо становится таким «якорем».
— В Санкт-Петербурге своя огромная птицефабрика «Синявинская»! Когда вы реализуете проект в Апастовском районе, вы сможете сравняться с ней по объемам, стать вторыми по яйцу в России.
— Сейчас наша птицефабрика на шестом месте в стране. Сложно сказать, какое место мы займем в будущем, сегодня никто не стоит на месте, многие птицефабрики дополняют мощности.
— От чего зависит стоимость куриного яйца? Почему цены на них постоянно скачут?
— Цена на яйцо обусловлена рыночной конъюнктурой и имеет выраженный сезонный характер. В летние месяцы снижается до минимальных значений, в осенне-зимний период возрастает. Напрямую цена на рынке от себестоимости не зависит, но влияние, естественно, имеет. Себестоимость яйца складывается из многих факторов и в первую очередь из стоимости кормов и кормовых добавок. Цены на зерно в этом году снизилась, но при этом выросла цена подсолнечного масла, другие кормовые компоненты. Средняя цена реализации яйца у нас по сравнению с прошлым годом также снизилась.
«Мы совместно с Иваном Егоровым обсуждаем все наши инвестиционные проекты, новые продукты и идеи, вплоть до самых неординарных. Это большая совместная работа, и мы чувствуем постоянную поддержку с его стороны»
«Яратель» означает «Она любит»!
— Что обозначает название вашего бренда «Яратель»?
— Название нашего бренда происходит от двух слов: татарского «ярат», что обозначает «люби», и французского elle — «она». Получается «Люби ее!» или «Она любит».
— В одном из интервью вы рассказывали о планах по созданию суббренда «Ярателька» — небольшие яйца от молодых несушек, почему решили отказаться от идеи? Планируете ли еще какие-то новинки?
— Конъюнктура рынка изменилась, и мы решили приостановить запуск этого суббренда. Это не означает, что мы полностью отказались от этой идеи, просто для каждого продукта есть свое время.
— Какая сейчас выручка, прибыль на птицефабрике «Яратель»? Насколько она выросла по сравнению с 2012 годом?
— Выручка в 2022 году составила 5,5 миллиарда рублей (с НДС) и увеличилась по сравнению с 2012 годом в пять раз!
— Помогает ли птицефабрика жителям Лаишевского района?
— Фабрика принимает активное участие в общественной жизни района и сельского поселения. Ежегодно оказываем помощь малоимущим и нуждающимся, ветеранам труда и участникам ВОВ, религиозным учреждениям, спортивным секциям и кружкам. Большое внимание уделяем и социальным проблемам села. Начиная с 2013 года мы снова проводим национальный праздник «Сабантуй» в селе Габишево с приглашением почетных гостей, заслуженных ветеранов и народных артистов Республики Татарстан.
— Какую роль в становлении птицефабрики сыграл лично глава холдинга Иван Егоров?
— Иван Михайлович всегда принимает очень активное участие в нашем развитии. Степень его вовлеченности в наши вопросы очень высокая. В мае при его личном участии были забиты первые сваи на строительной площадке нового комбикормового завода в Кайбицком районе. Мы совместно обсуждаем все наши инвестиционные проекты, новые продукты и идеи, вплоть до самых неординарных. Это большая совместная работа, и мы чувствуем постоянную поддержку с его стороны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.