Сейчас практически 90% родителей, которые приводят малыша в частный сад, идут в частное образование осознанно Сейчас практически 90% родителей, которые приводят малыша в частный сад, идут в частное образование осознанно Фото: ru.freepik.com

«Дошкольный возраст недооценивали»

Еще в начале 2000-х частные детские сады в Казани можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сегодня же, по данным министерства образования и науки РТ, в регионе 34 частные организации дошкольного образования, из них 6 школ с дошкольными группами.

Коммерческие садики посещают 3,2 тыс. детей из 210 тыс. ребят в возрасте до 7 лет, это всего 1,5% от дошколят Татарстана. Однако интерес к коммерческим садикам растет. Специалисты объясняют это тем, что 10 лет назад около 60% родителей, которые выбирали частные детские сады, делали это в ожидании места в муниципальных. Сейчас практически 90% родителей ведут своих детей в частное образование осознанно.

«Частные сады становятся все более популярны, потому что появляется все больше осознанных родителей, — считает основатель казанской школы Aurora Gymnasium Диляра Залялиева. — У государственного образования основной запрос на воспитание послушных детей. В частных садах и школах более свободный подход, который позволяет формировать у детей уверенность, инициативность, более яркую социальную позицию. Да, послушный ребенок — это удобно, но это нехорошо для взрослых людей: они вырастают, не умея слушать себя, делать выбор. Современные родители это понимают».

Еще одна причина растущей популярности частных садиков — во внимании, которое начали проявлять к дошкольному возрасту в принципе. По словам Залялиевой, только около 30% клиентов по старинке ждут от организации просто качественного присмотра: вкусного питания, сна по расписанию и добрых воспитателей. Большинство же видят в частных садиках «игру вдолгую», понимают, что до 6 лет закладывается характер и основы личности, и хотят сформировать этот базис «мощным», качественно подготовить ребенка к школе и жизни.

«Дошкольный возраст очень важен, и, думаю, его недооценивали. Сейчас родители понимают, насколько важно создать правильную развивающую среду для ребенка. Чем раньше обнаруживаются логопедические, неврологические особенности ребенка, тем раньше педагоги смогут проработать эти моменты, чтобы малыш был готов к школе», — объясняет основатель первой в Татарстане сети международных полилингвальных детских садов и кембриджской школы «Бала-Сити» Альбина Насырова.

«Ищем золотую середину, чтобы ребенок успешно овладел необходимыми навыками к школе, гармонично развивался и успел наиграться» «Ищем золотую середину, чтобы ребенок успешно овладел необходимыми навыками к школе, гармонично развивался и успел наиграться» Фото: ru.freepik.com

«Умение читать-писать — это уже минимум»

За это время изменились и запросы родителей. Опрошенные эксперты выделяют три самых популярных направления подготовки дошколят:

  • изучение иностранных языков. Практически «маст хэв» — изучение в садике английского языка, но все больше родителей просит мультилингвальное обучение, когда дошколенок осваивает сразу несколько языков. В топе запросов — китайский и, конечно, татарский. Насырова вспоминает, что еще 10 лет назад, когда «Бала-Сити» только заходила на рынок с идеей мультилингвального образования, родители малышей спрашивали: «А это не вредно?» «Сегодня мультилингвизм — международный тренд, и очень приятно, что Татарстан активно подхватил этот тренд: по всей республике у нас открываются мультилингвальные детские сады и школы», — рассказывает Насырова.
  • развитие логического мышления. Детям предлагают и ментальную арифметику, и занимательную математику, и СТЕМ, и шахматы. Прокачка логической «мышцы» начинается чуть ли не с ясельных групп, а «подготовишки» вовсю осваивают робототехнику.
  • развитие творческого потенциала. По наблюдениям наших спикеров, много садов взялось за творческое развитие. Но такой запрос формируют не только родители будущих первоклассников — это общий образовательный тренд.

«Насколько мне известно, сейчас просто беспрецедентный конкурс в КГАСУ на дизайнерский факультет, многие взрослые „уходят“ в творческие профессии», — отмечает Залялиева.

Еще один яркий тренд — наличие «нулевых классов» при школах. Все больше родителей забирает шестилеток в «нулевые классы», чтобы ребенок мягко адаптировался к будущей школьной жизни.

«Возросли и требования к ребенку на выходе из сада. Писать, читать, считать — это уже минимум. Пошел тренд на игру, чтобы дети успели „наиграться“. Запрос идет и от школ в том числе: дошколят часто нагружают кружками и занятиями, а оказавшись в школе, они не отлипают от игрушек. Ищем золотую середину, чтобы ребенок успешно овладел необходимыми навыками к школе, гармонично развивался и успел наиграться. Многое зависит от концепции детского сада, но родительские пожелания, конечно, учитываются», — рассказывает основатель «Аврора Гимназиум».

Садик для малыша, который проявляет интерес к технике, и малыша, которому важно раскрыться и развить уверенность в себе, будут различаться в подходах Садики для малыша, который проявляет интерес к технике, и малыша, которому важно раскрыться и развить уверенность в себе, будут различаться в подходах Фото: ru.freepik.com

«Объединяют порой совершенно несовместимые методики»

На что обращать внимание при выборе дошкольного «университета»? Многое зависит от запросов родителей, их финансовых возможностей и потребностей самого ребенка: садики для малыша, который проявляет интерес к технике, и малыша, которому важно раскрыться и развить уверенность в себе, будут различаться в подходах и, как следствие, в материально-технической базе, расписании занятий.

Тем не менее эксперты уверены, что есть несколько важных «маркеров», отличающих хороший садик. Мы выделили топ-5 самых главных.

1. Наличие лицензии.

Все опрошенные нами руководители уверены, что детский сад должен быть лицензирован. Это гарантирует, что учреждение находится на контроле не только минобрнауки Татарстана, но и прокуратуры, Роспотребнадзора и других контролирующих структур.

«Наличие у частного детского сада лицензии — гарант определенной безопасности. Это значит, что помещения, в которых находятся малыши, соответствуют всем санитарным требованиям. Я, например, всегда за российский СанПиН, его нормы созданы в помощь руководителю сада: нормы освещенности, проветривания, питания — все это про комфорт и здоровье детей», — объясняет Насырова.

2. «Наполнение» групп.

Речь не только об интерактивных досках и компьютерах — это все, конечно, хорошо, но для дошколят порой важнее, чтобы в зоне доступа были игрушки и развивающие материалы.

«Я часто вижу, что все игрушки, книжки, настольные игры находятся на полках, добраться до которых может только воспитатель. Давать право выбора ребенку важно, поэтому необходимо, чтобы игрушки, кисточки и краски, карандаши, развивающие сенсорику материалы — тары с песком, водой, крупами, например, — всегда были в зоне доступа малыша», — рассказывает директор одного из частных садиков Казани. Кроме того, важно, чтобы в группе была «мягкая зона», где ребенок может отдохнуть или побыть один, когда ему грустно. Должна быть в доступе и зона чтения.

3. Обучающие программы.

Тут формат «чем больше, тем лучше» не работает: по словам наших экспертов, в некоторых садиках делают этакий «винегрет», смешивая все популярные программы, часто несовместимые между собой.

«Объединяют порой совершенно несовместимые вещи, например, и методику Монтессори, и вальдорфскую систему обучения, и кембриджскую, и говорят: „У нас это все есть, приходите!“ Важно смотреть, чтобы такого микса не было, потому что в конечном итоге ни одну из заявленных программ ребенок не освоит, воспитатели пройдутся галопом по Европам», — объясняет руководитель одного из частных детских садов Казани.

4. Количество воспитателей в группах.

Один взрослый на 25 малышей не лучший сценарий, опрошенные нами эксперты считают оптимальным такой расклад — трое взрослых на 15 малышей ясельного возраста.

«Причем это может быть и младший воспитатель, главное, чтобы у воспитателя были дополнительные руки, которые помогут присмотреть за детьми: одеть, раздеть. С детьми постарше хороший расклад — не менее двух взрослых на 15–18 детей», — рассказывают в «Бала-Сити».

5. Отзывы выпускников.

Один из руководителей дошкольного заведения рассказывает нам, что еще не перевелись садики, в которых детей по факту ничему не учат, и к своим 6 годам малыш оказывается не готов к школе. Причем как-то выявить такое ДОУ «на старте» очень сложно, грешить подобным отношением к детям могут как сады «подешевле», так и более раскрученные учреждения. Живое (по возможности) общение с выпускниками прошлых лет поможет расставить точки над i.

Отдельно эксперты предлагают оценивать уровень подготовки педагогов, особенно иностранцев. Бывают ситуации, когда руководители в погоне за созданием языковой среды нанимают в качестве педагогов просто носителей языка, иностранцев (в том числе и студентов), которые не имеют педагогического образования, знаний детской психологии и даже опыта работы с малышами. Поэтому эксперты рекомендуют родителям спрашивать, что за иностранный специалист будет работать с их ребенком, где он работал и какое образование получил.

Важно и то, как преподается язык ребенку. Руководители частных садиков уверяют, что занятий по 15 минут дважды в неделю не хватит, нужна «языковая среда». Это значит, что в течение дня с ребенком говорят только на иностранном языке.

«Если воспитатель отвечает только за английский (китайский, татарский — любой) язык, то общаться с детьми такой воспитатель должен только на иностранном языке, ребенок не должен знать, что этот взрослый вообще знает русский язык. Один язык — один воспитатель, это железное правило. Если их учитывать, происходит волшебство — через год-два ребенок начинает понимать, отвечать на иностранном языке», — подытожила Насырова.

Топ-5 развивающих садиков Казани

В Кембридж — с пеленок: как «Бала-Сити» готовит дошколят к успешному будущему

«Бала-Сити» известен каждому родителю, желающему дать ребенку образование мирового уровня. Это настоящий бренд, ставший символом педагогического знака качества. Здесь впервые в Татарстане стали реализовывать мультилингвальную концепцию обучения, которая уже больше 10 лет является эталоном в этом направлении.

Одна из особенностей детских садов — это языковая среда, которую создают профессиональные педагоги – носители языка со всего мира. Обучение предусматривает две образовательные программы: российскую (ФГОС) и международную: Cambridge Programme*. Это позволяет выпускникам далее успешно поступать и обучаться в мультилингвальной школе BC Academy.

В «Бала-Сити» трепетно относятся к культуре родного края, помогая детям расширить их навыки владения русским и татарским языками. Помимо английского языка, дошколята изучают набирающий популярность китайский. Это больше, чем мультилингвальный детский сад. Здесь помогают ребенку развиваться во всех направлениях:

 

  • STEM**, BC Games***, Lego, Мататалаб, робототехника, шахматы направлены на развитие инженерного мышления. Команды «Бала-Сити» два года подряд занимают призовые места на Национальном чемпионате по Робототехнике (2500 участников со всей страны).
  • Хореография, чирлидинг, актерское мастерство, Bala-Art, йога, музыка, балет, мировое художественное искусство — комплекс программ, формирующих эстетическое восприятие и эрудицию.
  • Подготовка к школе.

В «Бала-Сити» уверены, что абсолютно каждый ребенок талантлив и уникален, главное — с заботой и любовью помочь раскрыть в ребенке творческие способности, позволить ему самореализоваться в будущем, сформировать всесторонне развитую личность. Малыши проводят в саду «Бала-Сити» полный день с 7:30 утра и до 19:00, учатся в современных классах с интерактивными досками и проекторами, в группе от 15 до 18 ребят, педагоги и воспитатели уделяют внимание каждому ребенку. 

В каждом кампусе есть медсестра, которая заботится о здоровье детей и делает обход групп каждое утро. Питание в детских садах «Бала-Сити» пятиразовое, халяль. Для малышей с аллергией предусмотрено отдельное меню.

 

Стоимость: от 42,3 тыс. рублей/месяц с питанием.

Вступительный взнос: 80–100 тыс. рублей.

Возраст обучающихся: от 2 до 7 лет.

* Cambridge Programme (Кембридж Программ) — кембриджская программа обучения; ** STEM (science, technology, engineering and mathematics) — естественные науки, технология, инженерия и математика. Это широкий термин, используемый для объединения этих академических дисциплин; *** BC Games — авторская программа развивающих настольных игр от Бала-Сити

Адрес: г. Казань,

— кампус «Булак»: ул. Лево-Булачная, д. 14А;

— кампус «Дубрава»: ул. Абубекира Терегулова, д. 18;

— кампус «Проспект»: ул. проспект Универсиады, д. 10;

— кампус «Грин Сити»: ул. Бари-Галеева, 8а к2; 

— кампус «Четаева»: ул. Четаева, д. 45.

Телефон: +7 (843) 255-50-50

Подробнее

Занятия по психологии, капоэйра и развитие креативности: как в Aurora Gymnasium* прививают любовь к учебе и учат адаптироваться к жизни

Развитие креативного мышления и инициативности, умения и желания учиться — «фишка» прешколы «Аврора Гимназиум». Сюда принимают ребят старше 5,5 года. По словам учредителя и идейного вдохновителя школы Диляры Залялиевой, «Аврору» выбирают осознанные родители — представители креативных индустрий: IT, предприниматели, дизайнеры, архитекторы, коучи, блогеры, большинство из них являются известными, успешными людьми в своих областях. 

«Им важно развить индивидуальность своих детей, при этом подготовив их к учебе и будущей жизни. Известно, что креативное мышление развивается в процессе игры, соответственно, у детей много игровой деятельности, а также все занятия (наши дети учатся по ФГОС и программе Петерсон — по математике) пропускаются через игровую деятельность и креативный компонент», — рассказывает Залялиева.

Дети проводят в «Аврора Гимназиум» полный день, с 8:00 до 18:00. Помимо уроков, ребята гуляют, занимаются спортом, осваивают историю мировой художественной культуры, хореографию, робототехнику, столярное дело и рукоделие, музыку. Также в «Авроре» масса кружков в вечернее время: от вокала и языков до капоэйры и литературного кружка.

«Каждую неделю наши дети встречают интересных гостей или посещают новые места в городе. На все мероприятия прешкола соединяется с основной, поэтому вся школа от нулевого до 9-го класса живет как единый организм», — рассказывает Залялиева. Не менее двух часов в неделю дети занимаются с психологами. Такие занятия учат адаптироваться к жизни, развивают внимание, концентрацию и усидчивость, умение дружить и выстраивать свои границы.

 

Стоимость: 42 тыс. рублей/месяц.

Вступительный взнос: 55 тыс. рублей.

Возраст обучающихся: от 5,5 до 7,5 года.

*Аврора Гимназиум

Адрес: г. Казань, ул. Япеева, д. 5.

Телефон: +7 987 296-55-29

Подробнее

Ментальная арифметика и нейроподготовка: как в образовательном центре «Алифба» воспитывают смелость и эмоциональную зрелость в дошколятах

В детском образовательном центре «Алифба» занимаются как полуторагодовалые малыши, так и почти первоклашки, и для каждого возраста в центре предусмотрели полезные активности. Малыши с полутора до трех лет занимаются с детском клубе: педагоги-дефектологи работают над развитием речи малышей, воспитатели учат с детьми буквы, занимаются «Веселой математикой», рисуют в арт-студии.

Детей с 3 до 6 лет принимают в «нулевой» класс выходного дня, занятия проводятся вечером в будни или в выходные. Работа с малышами ведется по авторской программе основателя детского образовательного центра «Алифба» Дили Шакировой. Малышей, конечно, учат чтению, счету и письму, дети постарше занимаются ментальной арифметикой, скорочтением, каллиграфией, учат английский и китайский языки.

В отличие от других садов, в образовательном центре «Алифба» проводится нейроподготовка к школе. «Наш подход нравится и родителям, и коллегам. В этом году на нас выходили заведующие государственных садиков, завучи школ с вопросом: „По каким программам вы работаете? Ваши дети отличаются от других: они раскрепощенные, смелые, не боятся высказывать свое мнение“, — рассказывает основатель центра „Алифба“ Шакирова. — Это как раз то, к чему мы стремимся, нам важно развивать воспитанников не только интеллектуально, но и психологически. Мы тщательно следим за тем, чтобы психологический возраст наших воспитанников „дозрел“ до школы. Многие дети не готовы к школе: они в 7 лет идут к школу, но психологически им 4–5 лет. Поэтому малыш, который вроде бы научился читать и писать, не может высидеть урока по 30 минут. Отсюда появляются СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности — прим. ред.), неврология и все остальное».

В образовательном центре «Алифба» для развития детей созданы все условия: в каждом классе есть компьютеры и интерактивные доски, дети в течение дня занимаются спортом, гуляют. Еще одна особенность — в каждой группе занимаются максимум по 10 малышей.

«Это необходимо, чтобы выбранные методики работали качественно, — объясняет Шакирова. — У нас 5 тысяч выпускников, все тепло отзываются об „Алифбе“, родитель, который привел к нам одного ребенка, обязательно приводит остальных. Пока мы принимаем малышей только на полдня, но в будущем учебном году в планах открыть сад полного дня. Ждем в гости!»

 

Стоимость: от 16 тыс. рублей/месяц.

Вступительный взнос: от 6 тыс. рублей.

Возраст обучающихся: от 18 месяцев до 3 лет (образовательный клуб), с 3 до 6 лет («нулевой» класс).

Адрес: г. Казань

— ЖК «Весна» (ул. Азата Аббасова);

— ул. Чуйкова, 41а.

Телефон: +7 950 310-69-99

Подробнее

Когда с детьми на равных: воспитанники «Малинка скул» сами выбирают темы занятий и заботятся о малышах

Центр образования «Малинка скул» часто называют школой лидерства: даже с самыми маленькими воспитанниками тут общаются на равных, а ребята постарше участвуют в составлении учебного плана, выбирают темы для проектной работы и помогают с младшими.

В «Малинка скул» учат по уникальной программе, разработанной на основе программ «От рождения до школы» Николая Веракса и «Вдохновение» под редакцией Владимира Загвоздкина.

«Эта программа полностью соответствует ФГОС, она вобрала в себя передовой опыт мировой практики и зарубежных психолого-педагогических исследований», — рассказывает создатель и директор «Малинка скул» Юлия Ларионова.

У каждого малыша в этом детсаду есть карта развития, по которой педагоги отслеживают прогресс ребенка. Утром и вечером здесь проводится детский совет, где дошколята обсуждают день, делятся своими впечатлениями, сами предлагают педагогу, что хотели бы узнать и в каком формате. Дети постарше выбирают на совете темы для проектной работы, где затем проявляют свои знания, умения и навыки.

Еще одна особенность центра — смешанные группы. Старшие дети в них учат младших, приобретают лидерские черты, а младшие учатся заботиться друг о друге. С раннего возраста дети знают, что такое взаимопомощь, взаимопонимание и сотрудничество.

«Одна из важных особенностей нашего центра — оборудование Монтессори. Именно оно помогает развивать мелкую моторику, зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Все пособия на полках располагаются так, чтобы ребенок мог сам взять их и убрать на место. Так формируются важнейшие качества — самостоятельность и независимость. Все это важно для пока еще маленького человека, который обязательно станет большим, ответственным, добрым и заботливым человеком. Разве не об этом мечтают его родители?! И, конечно же, педагоги центра образования „Малинка скул“».

 

Стоимость: 14,5–23,5 тыс. рублей/месяц.

Вступительный взнос: нет.

Возраст обучающихся: от 1 до 7 лет.

Адрес: ул. Рауиса Гареева, д. 100.

Телефон: +7(952)-047-39-17.

Подробнее

Синтез науки, техники и знания иностранных языков: как в «Созвездии детства» воспитывают будущих инженеров

В садиках «Созвездие детства» точно знают, как вырастить будущего успешного инженера, ученого и изобретателя. Малышей здесь учат по программе инженерного образования STEM*, которая объединила в себе науку, технику, инженерную мысль и математику — все то, что так востребовано сегодня.

«Развивающие занятия многообразны и нацелены на всестороннее развитие ребенка. Большое внимание уделяется естественно-научному блоку занятий: математике, опытно-экспериментальной деятельности, Lego**-конструированию, робототехнике, проектной работе. Так у малышей развивается логическое и инженерное мышление, формируются самостоятельность, креативность, умение работать в команде», — директор сети детских садов «Созвездие детства» Александр Мигунов.

В «Созвездии детства» в игровой форме преподают иностранные языки (английский и китайский), приобщают к искусству на уроках музыки, театра, танцев и в ART-студии. На занятиях детским фитнесом и йогой ребята учатся управлять своим телом, развивают ловкость, выносливость. А занятия шахматами и ментальной арифметикой развивают ум. Система дает свои плоды: выпускники «Созвездия» учатся не только в ведущих лицеях и гимназиях России, но и за рубежом.

«Нашей задачей было создать лучшие условия для развития ребенка. Наши детские сады лицензированы, педагоги — увлеченные, творческие, открытые детям. Гармонично организованное рабочее и игровое пространство, сбалансированное пятиразовое питание, огороженные прогулочные и спортивные площадки — мы учли все условия для развития и комфортного пребывания воспитанников», — рассказывает Мигунов.

 

Стоимость: 26 тыс. рублей/месяц.

Вступительный взнос: 20 тыс. рублей.

Возраст обучающихся: от 15 мес. до 7 лет.

*СТЕМ

Адрес: г. Казань

— ул. Завойского, 11а;

— Ямашева, 88;

— Энгельса, 59;

Телефон: +7 937 615-23-38

Подробнее