«Сейчас родители понимают, насколько важно создать правильную развивающую среду для ребенка. Чем раньше обнаруживаются логопедические, неврологические особенности ребенка, тем раньше педагоги смогут проработать эти моменты, чтобы малыш был готов к школе», — объясняют популярность частных детских садов их руководители. Современный садик — это не только манная каша и добрая нянечка, теперь дошколят учат сразу трем языкам, развивают в них инженерную мысль и делают более самостоятельным и смелым. Но как выбрать тот самый садик, на что обратить внимание? Секретами с «БИЗНЕС Online» делятся руководители частных дошкольных учреждений Казани.
Сейчас практически 90% родителей, которые приводят малыша в частный сад, идут в частное образование осознанно
«Дошкольный возраст недооценивали»
Еще в начале 2000-х частные детские сады в Казани можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сегодня же, по данным министерства образования и науки РТ, в регионе 34 частные организации дошкольного образования, из них 6 школ с дошкольными группами.
Коммерческие садики посещают 3,2 тыс. детей из 210 тыс. ребят в возрасте до 7 лет, это всего 1,5% от дошколят Татарстана. Однако интерес к коммерческим садикам растет. Специалисты объясняют это тем, что 10 лет назад около 60% родителей, которые выбирали частные детские сады, делали это в ожидании места в муниципальных. Сейчас практически 90% родителей ведут своих детей в частное образование осознанно.
«Частные сады становятся все более популярны, потому что появляется все больше осознанных родителей, — считает основатель казанской школы Aurora Gymnasium Диляра Залялиева. — У государственного образования основной запрос на воспитание послушных детей. В частных садах и школах более свободный подход, который позволяет формировать у детей уверенность, инициативность, более яркую социальную позицию. Да, послушный ребенок — это удобно, но это нехорошо для взрослых людей: они вырастают, не умея слушать себя, делать выбор. Современные родители это понимают».
Еще одна причина растущей популярности частных садиков — во внимании, которое начали проявлять к дошкольному возрасту в принципе. По словам Залялиевой, только около 30% клиентов по старинке ждут от организации просто качественного присмотра: вкусного питания, сна по расписанию и добрых воспитателей. Большинство же видят в частных садиках «игру вдолгую», понимают, что до 6 лет закладывается характер и основы личности, и хотят сформировать этот базис «мощным», качественно подготовить ребенка к школе и жизни.
«Дошкольный возраст очень важен, и, думаю, его недооценивали. Сейчас родители понимают, насколько важно создать правильную развивающую среду для ребенка. Чем раньше обнаруживаются логопедические, неврологические особенности ребенка, тем раньше педагоги смогут проработать эти моменты, чтобы малыш был готов к школе», — объясняет основатель первой в Татарстане сети международных полилингвальных детских садов и кембриджской школы «Бала-Сити» Альбина Насырова.
«Ищем золотую середину, чтобы ребенок успешно овладел необходимыми навыками к школе, гармонично развивался и успел наиграться»
«Умение читать-писать — это уже минимум»
За это время изменились и запросы родителей. Опрошенные эксперты выделяют три самых популярных направления подготовки дошколят:
- изучение иностранных языков. Практически «маст хэв» — изучение в садике английского языка, но все больше родителей просит мультилингвальное обучение, когда дошколенок осваивает сразу несколько языков. В топе запросов — китайский и, конечно, татарский. Насырова вспоминает, что еще 10 лет назад, когда «Бала-Сити» только заходила на рынок с идеей мультилингвального образования, родители малышей спрашивали: «А это не вредно?» «Сегодня мультилингвизм — международный тренд, и очень приятно, что Татарстан активно подхватил этот тренд: по всей республике у нас открываются мультилингвальные детские сады и школы», — рассказывает Насырова.
- развитие логического мышления. Детям предлагают и ментальную арифметику, и занимательную математику, и СТЕМ, и шахматы. Прокачка логической «мышцы» начинается чуть ли не с ясельных групп, а «подготовишки» вовсю осваивают робототехнику.
- развитие творческого потенциала. По наблюдениям наших спикеров, много садов взялось за творческое развитие. Но такой запрос формируют не только родители будущих первоклассников — это общий образовательный тренд.
«Насколько мне известно, сейчас просто беспрецедентный конкурс в КГАСУ на дизайнерский факультет, многие взрослые „уходят“ в творческие профессии», — отмечает Залялиева.
Еще один яркий тренд — наличие «нулевых классов» при школах. Все больше родителей забирает шестилеток в «нулевые классы», чтобы ребенок мягко адаптировался к будущей школьной жизни.
«Возросли и требования к ребенку на выходе из сада. Писать, читать, считать — это уже минимум. Пошел тренд на игру, чтобы дети успели „наиграться“. Запрос идет и от школ в том числе: дошколят часто нагружают кружками и занятиями, а оказавшись в школе, они не отлипают от игрушек. Ищем золотую середину, чтобы ребенок успешно овладел необходимыми навыками к школе, гармонично развивался и успел наиграться. Многое зависит от концепции детского сада, но родительские пожелания, конечно, учитываются», — рассказывает основатель «Аврора Гимназиум».
Садики для малыша, который проявляет интерес к технике, и малыша, которому важно раскрыться и развить уверенность в себе, будут различаться в подходах
«Объединяют порой совершенно несовместимые методики»
На что обращать внимание при выборе дошкольного «университета»? Многое зависит от запросов родителей, их финансовых возможностей и потребностей самого ребенка: садики для малыша, который проявляет интерес к технике, и малыша, которому важно раскрыться и развить уверенность в себе, будут различаться в подходах и, как следствие, в материально-технической базе, расписании занятий.
Тем не менее эксперты уверены, что есть несколько важных «маркеров», отличающих хороший садик. Мы выделили топ-5 самых главных.
1. Наличие лицензии.
Все опрошенные нами руководители уверены, что детский сад должен быть лицензирован. Это гарантирует, что учреждение находится на контроле не только минобрнауки Татарстана, но и прокуратуры, Роспотребнадзора и других контролирующих структур.
«Наличие у частного детского сада лицензии — гарант определенной безопасности. Это значит, что помещения, в которых находятся малыши, соответствуют всем санитарным требованиям. Я, например, всегда за российский СанПиН, его нормы созданы в помощь руководителю сада: нормы освещенности, проветривания, питания — все это про комфорт и здоровье детей», — объясняет Насырова.
2. «Наполнение» групп.
Речь не только об интерактивных досках и компьютерах — это все, конечно, хорошо, но для дошколят порой важнее, чтобы в зоне доступа были игрушки и развивающие материалы.
«Я часто вижу, что все игрушки, книжки, настольные игры находятся на полках, добраться до которых может только воспитатель. Давать право выбора ребенку важно, поэтому необходимо, чтобы игрушки, кисточки и краски, карандаши, развивающие сенсорику материалы — тары с песком, водой, крупами, например, — всегда были в зоне доступа малыша», — рассказывает директор одного из частных садиков Казани. Кроме того, важно, чтобы в группе была «мягкая зона», где ребенок может отдохнуть или побыть один, когда ему грустно. Должна быть в доступе и зона чтения.
3. Обучающие программы.
Тут формат «чем больше, тем лучше» не работает: по словам наших экспертов, в некоторых садиках делают этакий «винегрет», смешивая все популярные программы, часто несовместимые между собой.
«Объединяют порой совершенно несовместимые вещи, например, и методику Монтессори, и вальдорфскую систему обучения, и кембриджскую, и говорят: „У нас это все есть, приходите!“ Важно смотреть, чтобы такого микса не было, потому что в конечном итоге ни одну из заявленных программ ребенок не освоит, воспитатели пройдутся галопом по Европам», — объясняет руководитель одного из частных детских садов Казани.
4. Количество воспитателей в группах.
Один взрослый на 25 малышей не лучший сценарий, опрошенные нами эксперты считают оптимальным такой расклад — трое взрослых на 15 малышей ясельного возраста.
«Причем это может быть и младший воспитатель, главное, чтобы у воспитателя были дополнительные руки, которые помогут присмотреть за детьми: одеть, раздеть. С детьми постарше хороший расклад — не менее двух взрослых на 15–18 детей», — рассказывают в «Бала-Сити».
5. Отзывы выпускников.
Один из руководителей дошкольного заведения рассказывает нам, что еще не перевелись садики, в которых детей по факту ничему не учат, и к своим 6 годам малыш оказывается не готов к школе. Причем как-то выявить такое ДОУ «на старте» очень сложно, грешить подобным отношением к детям могут как сады «подешевле», так и более раскрученные учреждения. Живое (по возможности) общение с выпускниками прошлых лет поможет расставить точки над i.
Отдельно эксперты предлагают оценивать уровень подготовки педагогов, особенно иностранцев. Бывают ситуации, когда руководители в погоне за созданием языковой среды нанимают в качестве педагогов просто носителей языка, иностранцев (в том числе и студентов), которые не имеют педагогического образования, знаний детской психологии и даже опыта работы с малышами. Поэтому эксперты рекомендуют родителям спрашивать, что за иностранный специалист будет работать с их ребенком, где он работал и какое образование получил.
Важно и то, как преподается язык ребенку. Руководители частных садиков уверяют, что занятий по 15 минут дважды в неделю не хватит, нужна «языковая среда». Это значит, что в течение дня с ребенком говорят только на иностранном языке.
«Если воспитатель отвечает только за английский (китайский, татарский — любой) язык, то общаться с детьми такой воспитатель должен только на иностранном языке, ребенок не должен знать, что этот взрослый вообще знает русский язык. Один язык — один воспитатель, это железное правило. Если их учитывать, происходит волшебство — через год-два ребенок начинает понимать, отвечать на иностранном языке», — подытожила Насырова.
Топ-5 развивающих садиков Казани
В Кембридж — с пеленок: как «Бала-Сити» готовит дошколят к успешному будущему
* Cambridge Programme (Кембридж Программ) — кембриджская программа обучения; ** STEM (science, technology, engineering and mathematics) — естественные науки, технология, инженерия и математика. Это широкий термин, используемый для объединения этих академических дисциплин; *** BC Games — авторская программа развивающих настольных игр от Бала-Сити
Адрес: г. Казань,
— кампус «Булак»: ул. Лево-Булачная, д. 14А;
— кампус «Дубрава»: ул. Абубекира Терегулова, д. 18;
— кампус «Проспект»: ул. проспект Универсиады, д. 10;
— кампус «Грин Сити»: ул. Бари-Галеева, 8а к2;
— кампус «Четаева»: ул. Четаева, д. 45.
Телефон: +7 (843) 255-50-50
Занятия по психологии, капоэйра и развитие креативности: как в Aurora Gymnasium* прививают любовь к учебе и учат адаптироваться к жизни
*Аврора Гимназиум
Адрес: г. Казань, ул. Япеева, д. 5.
Телефон: +7 987 296-55-29
Ментальная арифметика и нейроподготовка: как в образовательном центре «Алифба» воспитывают смелость и эмоциональную зрелость в дошколятах
Адрес: г. Казань
— ЖК «Весна» (ул. Азата Аббасова);
— ул. Чуйкова, 41а.
Телефон: +7 950 310-69-99
Когда с детьми на равных: воспитанники «Малинка скул» сами выбирают темы занятий и заботятся о малышах
Адрес: ул. Рауиса Гареева, д. 100.
Телефон: +7(952)-047-39-17.
Синтез науки, техники и знания иностранных языков: как в «Созвездии детства» воспитывают будущих инженеров
*СТЕМ
Адрес: г. Казань
— ул. Завойского, 11а;
— Ямашева, 88;
— Энгельса, 59;
Телефон: +7 937 615-23-38
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.