«Казань сформировала славу одного из центров наружной рекламы в России, и люди сами стремятся к нам попасть, чтобы вырасти», — говорит владелец медиагруппы «РИМ» Илья Фомин об экспертах международного уровня в своей команде. В новом интервью для «БИЗНЕС Online» предприниматель рассказал, какой путь прошла его группа компаний за четыре года, как уход международных брендов сказался на рынке рекламы, в чем диджитал-экраны выигрывают у статичных билбордов и как настроить свое продвижение из любой точки мира.
Илья Фомин: «Мы, по сути, стали агрегатором операторов наружной рекламы»
31 регион, 116 городов и 23 тысячи рекламных поверхностей
— Илья Александрович, в предыдущем интервью «БИЗНЕС Online» в 2019 году вы говорили: «Моя цель — через пять лет войти как минимум в тройку ведущих операторов наружной рекламы России». В начале июля медиагруппа «РИМ» стала вторым оператором наружной рекламы в России. Вы, можно сказать, перевыполнили цель. Как вам это удалось?
— «РИМ» развивается во всех направлениях. Основное — это наружная реклама, которая сейчас является одной из самых технологичных рекламных отраслей. Я до сих пор придерживаюсь мнения, что наружка даст прикурить всем другим форматам рекламы. Там такие технологии применяются: DSP-, ERP-, SSP-платформы, плееры для цифровых экранов, технологии продаж. Растет доля диджитал-экранов — сейчас на них приходится более 50 процентов выручки.
Другая точка роста — партнерская сеть. Мы, по сути, стали агрегатором операторов наружной рекламы. Даем локальным игрокам доступ к федеральным рекламодателям и их бюджетам: берем локальные рекламные сети в управление, что позволяет их владельцам больше зарабатывать.
На данный момент наша сеть самая большая среди региональных — мы представлены в 116 городах и 31 регионе на более чем 23 тыс. рекламных поверхностей. Это даже больше, чем у первой компании на рынке.
Важной частью нашей группы является баинговое направление — агентство Red Tag. Когда клиентам не хватает наших собственных конструкций, мы можем для них закупить рекламу у 800 операторов почти в тысяче городов России. Причем среди клиентов этого направления — крупные федеральные агентства.
— За эти четыре года произошло много событий: коронавирус, СВО, санкции. Наверняка были трудности для рынка…
— Коронавирус был самым сильным ударом: мы потеряли аудиторию, когда люди перестали выходить на улицу. Единственный раз за всю историю наружной рекламы она стала никому не нужна. За время карантина появилось много сервисов, которые стали продвигаться в наружной рекламе.
«Мы даем локальным игрокам доступ к федеральным рекламодателям и их бюджетам: берем локальные рекламные сети в управление, что позволяет их владельцам больше зарабатывать»
— Как изменилось число партнеров и клиентов на фоне СВО?
— Первый эффект СВО — уход международных компаний, что предполагает остановку всей рекламной активности. Но они и не были никогда основными клиентами для наружной рекламы, нашего основного бизнеса. В 2021 году у нас было всего 18% международных рекламодателей: многие остались, а на место ушедших пришло 4–5 новых компаний из местных игроков.
Также произошло сокращение рекламного инвентаря в целом. Многие интернет-площадки стали вне закона для распространения рекламы, хотя аудитория там осталась. Телевидение очень выросло в стоимости, и не каждый бренд может позволить себе размещаться на фоне текущей новостной повестки. По сути, эффективным медиа осталась только наружка, которая может охватить большую часть аудитории.
150 цифровых билбордов в Казани к концу года и собственное производство
— Вы упомянули, что 50% выручки вам приносит реклама на цифровых экранах. Расскажите об этом направлении подробнее.
— Я считаю, что цифровая наружная реклама — это отдельный вид медиа, кардинально отличающийся от статичного билборда скоростью запуска рекламной кампании, возможностью выбора аудитории, времени и периода размещения. По сути, это интернет-реклама, вынесенная в офлайн, от которой нельзя закрыться блокировщиком рекламы.
Мы видим приток клиентов в эту сферу и ее расширение. Диджитал-конструкции стали появляться не только в крупных городах, но и в средних, и в небольших. Это, по сути, новое телевидение. Она позволяет максимально быстро в короткие сроки доносить коммуникационное сообщение до 90% аудитории страны.
— А стоимость размещения на статичном билборде и цифровом экране отличается?
— Ценообразование рекламы зависит от географии, и в каждом городе стоимость будет своя. По сути, на диджитал-экране мы продаем не размещение, а эфир. Обычно это 60 выходов в час — одна реклама выходит раз в минуту. В сделку автоматически интегрируется онлайн-закупка на нашей собственной DSP-платформе prodigital.ru. Там у клиента есть личный кабинет, который позволяет ему самостоятельно и гибко настроить рекламную кампанию: выбрать определенные конструкции, запустить на них рекламу только в те часы, когда ему нужно.
Макет заказчик также загружает самостоятельно, модерацию контента осуществляет живой сотрудник оператора каждой конструкции. Там же можно посмотреть отчеты, скриншоты каждого выхода в каждом городе. Вся работа автоматизирована. Мы считаем, что через 2–4 года основная часть рекламы будет закупаться именно через такие сервисы с личными кабинетами, как prodigital.ru.
«Я считаю, что цифровая наружная реклама — это отдельный вид медиа, кардинально отличающийся от статичного билборда скоростью запуска рекламной кампании, возможностью выбора аудитории, времени и периода размещения»
— Сколько цифровых рекламных площадей у вас в Казани?
— Всего в Казани более 500 билбордов, из которых 150 могут быть цифровыми. В этом году начали программу додиджитализации. В начале года у нас было 72 диджитал-экрана, сейчас — 120, а к сентябрю будет все 150. В этот момент Казань станет одним из лидеров России по количеству цифровых экранов.
Также мы с партнерами открыли компанию «Экраниум» — бизнес по производству цифровых экранов. В планах установить по России 300 экранов до конца года. Комплектующие закупаем в Китае. Сборочный цех находится в Казани, поэтому мы сами даем гарантийные обязательства, проводим обслуживание. У компании-партнера большой технологический опыт в таком производстве, а мы отвечаем за маркетинговую часть, продажи и дистрибуцию.
«Мы видим приток клиентов в эту сферу и ее расширение. Диджитал-конструкции стали появляться не только в крупных городах, но и в средних, и в небольших»
«Люди сами стремятся попасть в Казань, чтобы вырасти по компетенциям»
— По результатам 2022 года выручка группы компаний составила 2,2 млрд рублей. Какое направление приносит больше всего оборота?
— У меня есть креативное агентство, агентство по интернет-продвижению, баинговое агентство… Но основа нашего бизнеса — наружная реклама, ее оборот в группе составляет 90%.
— Какие самые крупные клиенты у вас были в последнее время?
— 10 лет назад самыми крупными клиентами были мобильные операторы, ретейл-сети, в Москве еще и застройщики. Сейчас наружную рекламу выбирают самые технологичные компании, онлайн-сервисы и экосистемы: «Яндекс», Сбер, VK. Кто-кто, а эти ребята умеют считать эффективность рекламы и понимают, что каждый рубль, вложенный в наружку, наиболее эффективно к ним вернется. Распробовало наружку и государство.
— Вы сказали, что за эти годы выросла команда. Сколько у вас работает человек?
— Во всей группе работают 283 человека — это если считать только офисных сотрудников. Если взять с учетом персонала подрядчиков, то в широком смысле мы обеспечиваем загруженностью более 800 человек.
По факту мы формируем в Казани кластер наружной рекламы. Мы релоцируем в Татарстан большое количество экспертов отрасли: из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. Такой индустрии нет ни в одном городе в России — только в Казани и в столице.
Казань сформировала славу одного из центров наружной рекламы в России, и люди сами стремятся к нам попасть, чтобы вырасти по компетенциям.
Сама по себе Казань занимает 2% объема рынка наружной рекламы России, а объем финансов, которые проходят через казанские рекламные компании, входящие в кластер, достигает 9% от всего рынка наружной рекламы. Это происходит благодаря тому, что из Казани запускаются рекламные кампании от Находки до Калининграда.
«Основа нашего бизнеса — наружная реклама, ее оборот в группе составляет 90%»
— В 2019 году у холдинга было 6 сфер деятельности: креативное агентство, интернет-продвижение, event-агентство, наружная реклама, indoor-реклама, реклама в медиа. О наружной рекламе мы уже поговорили. Как себя чувствуют остальные направления? Возможно, от каких-то пришлось отказаться?
— Креативное агентство Brainstore сейчас выводим на рекламодателей первого эшелона. Агентство по интернет-продвижению и перформанс-маркетингу BS Lab мы реформируем в предприятие с собственным отделом продаж и клиентской службой. «РИМ Indoor» существует независимо — когда необходимо, сотрудничаем друг с другом. Из группы ушло event-агентство.
По-прежнему работает и «РИМ Media», медиабаинговое агентство по размещению рекламы на радио, TV и наружной рекламы. Мы запустили федеральное медиаагентство Mediastore. Оно больше направлено не на закупку медийной рекламы, а на разработку стратегии. Мы заметили, что на фоне последних событий стали расти региональные бренды, но московские маркетинговые компании не относятся к ним всерьез. А мы считаем, что это классные бизнесы, которые растут из своих городов так же, как мы из Казани растем по России. Мы взяли топовых стратегов из ушедших международных агентств и сможем дать таким клиентам классные знания, технологии и экспертизу в области планирования рекламных кампаний и разработки стратегий.
О семье и новых хобби
— А что у вас изменилось в личной жизни?
— Три месяца назад у нас с супругой родился сын Александр — назвали в честь моих отца и дедушки. Старшей дочке Мирославе 10 лет. Очень талантливая девочка: поет, танцует, участвует в чемпионатах и выступлениях.
— Вы активно увлекались спортом. А сейчас как развлекаетесь и расслабляетесь?
— В этом году у меня появилось новое увлечение — я занялся эндуро, ездой на мотоцикле по пересеченной местности. Сначала этим увлеклись мои друзья, потом я впервые попробовал арендовать мотоцикл-эндуро в Сочи, а в начале сезона уже купил первый мотоцикл. Еду как-то по Казани, вижу, что на наших щитах размещается компания по продаже этих мотоциклов. И раз они разместились у нас, я просто обязан поехать и купить у них (смеется — прим. ред.). Дойдя до первых соревнований, я понял, что нужна машина посерьезнее. Купил себе новый профессиональный мотоцикл, рассчитанный на гоночный режим.
«Когда-то давно я работал с человеком, который ввел правило: «Если лошадь сдохла, надо с нее слезть». Какой-то процесс может классно работать два-три года, а потом перестать, и тогда нужно без сомнений от него отказаться»
— Наш традиционный вопрос: какие ваши три секрета успешного бизнеса?
— Гибкость. Когда-то давно я работал с человеком, который ввел правило: «Если лошадь сдохла, надо с нее слезть». Какой-то процесс может классно работать два-три года, а потом перестать, и тогда нужно без сомнений от него отказаться. Мы в компании до сих пор этим руководствуемся, поэтому всегда растем.
Смелость. Не надо никогда ничего бояться. Нужно ставить и брать самую высокую цель. Когда я смотрю на свое положение, я понимаю, что и другие могли бы сюда дойти, просто испугались или посчитали недостижимым.
Делегирование. Я сам перфекционист, очень требователен. Но нет ничего важнее для роста компании, чем делегирование. Надо быть готовым к тому, что другой человек сделает по-другому, и иногда оказывается, что он делает это лучше тебя. Я раньше сам занимался продажами, а теперь далек от них. Зато у меня освободилось время для стратегических задач, а продажи не только не упали, но стали только лучше.
Визитная карточка компании
Медиагруппа «РИМ»
- Год основания — 2012.
- Количество сотрудников — 283 человека.
- Средняя зарплата — 77 тыс. рублей.
- Оборот группы за 2022 год — 2,2 млрд рублей
Prodigital.ru — Платформа для размещения цифровой наружной рекламы.
Профессиональный инструмент для быстрого запуска, прогнозирования и настройки цифровой рекламы на экранах, который помогает рационально расходовать бюджет — запускать эффективные рекламные кампании с максимальными охватами.
Визитная карточка руководителя
Илья Фомин — учредитель компании.
Родился 26 марта 1983 года в Казани.
Образование:
Окончил экономический факультет КГУ им. Ульянова-Ленина по специальности «финансовый менеджмент» (2005).
Трудовая деятельность:
- 2001–2007 — основатель сети «Картошка из печи».
- 2007–2008 — руководитель управляющей компании «Элемте».
- 2008–2010 — руководитель компании Larisa Sign.
- 2010–2011 — коммерческий директор Global Engineering.
- С 2012 года по настоящее время — владелец медиагруппы «РИМ».
Семейное положение: женат, двое детей.
Сфера деятельности компаний, входящих в холдинг:
- Brainstore — креативное агентство;
- BS Lab — агентство интернет-продвижения и перформанс-маркетинга;
- «РИМ Billboard» — оператор наружной рекламы с собственной сетью конструкций;
- «РИМ Indoor» — федеральный оператор indoor-рекламы;
- «РИМ Media» — медиабаинговое агентство по размещению рекламы на радио, TV и наружной рекламы;
- RED TAG — баинговое агентство, закупка рекламного инвентаря по всей России;
- «Экраниум» — производство цифровых экранов для наружной рекламы;
- Mediastore — агентство эффективных стратегий и грамотного планирования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.