Один из главных татарстанских долгостроев наконец завершен: в субботу после пяти лет строительства открыли новый терминал аэропорта Бегишево. Здание строилось под расширение международных перевозок, сегодня «надежды на заграницу» рухнули, но, как заверяют эксперты, пустовать аэровокзал не будет. Достоинства нового здания оценил и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Сегодня то, что было задумано как терминал международных воздушных линий (МВЛ), перепрофилировано под внутренние перевозки
Гениальная мысль
«Мы уже потеряли надежду на то, что это здание когда-нибудь будет достроено, — обратился вчера к пришедшим на торжественную церемонию открытия терминала „В“ международного аэропорта Бегишево его генеральный директор Андрей Парфененко. — Тем не менее мы дали слово и его сдержали». Строительство здания начали в 2018 году на собственные деньги компании и дважды его останавливали — как сказал Парфененко, «в связи с санкциями в отношении российских авиаперевозчиков и ухудшением ситуации в гражданской авиации в целом». В итоге сегодня то, что было задумано как терминал международных воздушных линий (МВЛ), перепрофилировано под внутренние перевозки.
Стоимость строительства в разные годы называлась разная — 769 млн, 1 млрд рублей. На церемонии открытия внимание на данном аспекте не акцентировали, сделав упор на новом качестве обслуживания. По сравнению с достаточно скромным терминалом «А» новое здание действительно производит впечатление: три этажа, просторные залы, панорамные окна, эскалатор (правда, в субботу он не работал), 8 лифтов, комната матери и ребенка со спальными местами для детей, бизнес-зал. Обещают, что скоро откроются четыре кафе.
Сергей Когогин: «Бегишево — единственный аэропорт страны, который находится под санкциями, но нам это не мешает»
Некоторые сложности возникли из-за санкций — пришлось заменять импортное оборудование. «Бегишево — единственный аэропорт страны, который находится под санкциями, но нам это не мешает», — отметил на церемонии генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Видимо, имеется в виду то, что санкции наложены на воздушную гавань как на собственность стратегического завода — автогигант владеет Бегишево с 2009 года. «Аэропорт никому не был нужен, — напомнил в субботу об обстановке тех лет президент Татарстана Рустам Минниханов. — А Когогин наезжает, что иностранцы (имеются в виду частые визиты иностранных партнеров автогиганта — прим. ред.). И у меня появилась гениальная мысль. Говорю: „Сергей Анатольевич, давай аэропорт передадим тебе“. Как говорится, удачно жениться уже успех. Мы удачно „поженили“ Бегишево с Сергеем Анатольевичем, нашли хозяина, который шаг за шагом все приводил в порядок». Когогин пошутил, что Минниханов продал КАМАЗу аэропорт за 150 млн рублей, а потом еще жалел, что продешевил.
Рустам Минниханов: «У меня появилась гениальная мысль. Говорю: «Сергей Анатольевич, давай аэропорт передадим тебе»
За время под крылом КАМАЗа действительно сделано много: обновлен терминал «А», на федеральные деньги реконструированы патрульная дорога, перрон, рулежки, создано ограждение с современными системами охраны, устроены очистные сооружения. В минувшем августе вблизи появилась новая бесплатная парковка. «Сергей Анатольевич, все, к чему прикасаются ваши руки, получается очень хорошо», — расчувствовалась на церемонии депутат Госдумы от РФ и жена гендиректора КАМАЗа Альфия Когогина.
Когогин подчеркнул, что строительство терминала для КАМАЗа вовсе не коммерческий проект, а стремление создать нормальные условия для пассажиров
А почему нефтехимики в стороне?
Когогин подчеркнул, что строительство терминала для КАМАЗа вовсе не коммерческий проект, а стремление создать нормальные условия для пассажиров, что в условиях одного только терминала «А» было проблематично. «Мы надеялись, что будет серьезно расти международный трафик, но время поменялось, — отметил глава автогиганта. — Впрочем, мы видим, с какой скоростью восстанавливается пассажиропоток». Как уверен председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким, от временной (как он полагает) переориентации терминала никто не проиграет. «Сейчас растут внутренние перевозки, внутренний туризм, Закамский регион промышленно развит, экономика в любом случае будет развиваться, поэтому терминал сделан вовремя, — подчеркнул он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — К тому же рано или поздно начнутся и международные перевозки, а тут уже все готово». Отметим, что в новом терминале на будущее зарезервировали место для таможенных и пограничных постов. Напомним, сегодня из Бегишево за границей доступны только Ереван и Анталья.
Бегишево ставит перед собой задачу увеличить поток до 1 млн пассажиров в год
«Даже открытие только под внутренние воздушные линии — настоящий прорыв, потому что в часы пик старого терминала не хватает, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в транспортной отрасли РТ. — В летний сезон, утром, когда одновременно обрабатываются четыре рейса, залы были переполнены, и один из этих рейсов нередко приходится пускать через сектор МВЛ. Так что достижение в любом случае, особенно в нынешнее время, когда доходы компаний падают, цены на стройку растут, зарубежное оборудование не продают. Кстати, такая важная вещь, как багажная система, — российская, и уверяю, она ничуть не хуже импортных».
Бегишево ставит перед собой задачу увеличить поток до 1 млн пассажиров в год. Напомним, в 2022-м пассажиропоток аэропорта снизился на 5,5% до 618 тыс. человек. В нынешнем году воздушная гавань Закамья планирует обслужить более 700 тыс. пассажиров.
В субботу Минниханов настоятельно дал понять, что Бегишево должен быть заботой не только КАМАЗа
Отметим, что в субботу Минниханов настоятельно дал понять, что Бегишево должен быть заботой не только КАМАЗа. Аэропорт обслуживает территорию с населением более 1 млн человек. Это и Набережные Челны, и Нижнекамск, и Альметьевск, и Заинск, и Елабуга. В округе сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия, в том числе «Нижнекамскнефтехим», ТАНЕКО, ТАИФ-НК. «Аэропорт носит имя Николая Лемаева — человека, который много сделал для города, комбината, республики, страны. Нефтехимики здесь, Нижнекамск здесь. Вы, наверное, поняли, почему я это сказал, — прозрачно намекнул президент. — Сергей Анатольевич свое сделал, сейчас дело осталось за вами». К слову, авиационный опыт у СИБУРа есть: в 2021 году компания запустила в Тобольске аэропорт Ремезов стоимостью 19 млрд рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.