ПО 100 ПРИХОДОВ НА КАЖДОГО

Русская Православная Церковь по итогам первого заседания Священного Синода объявила о том, что в Татарстане и в Омской области образованы новые епархии, объединенные в митрополии. Соответственно архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий становится митрополитом. Кроме того, епископом Альметьевским и Бугульминским стал клирик Казанской епархии игумен Мефодий (Зайцев). Похоже, это стало новостью и для самой Казанской епархии, где газете «БИЗНЕС Online» заявили, что не знают ничего больше того, что написано в пресс-релизе РПЦ, опубликованном на официальном сайте Московского патриархата.

Это событие было ожидаемо православной общественностью. Дело в том, что в Татарстане число православных храмов в последние годы заметно росло. Только в Казани их насчитывается 50, а по всей республике - 340. Когда храмов становится слишком много, необходимо разделение и разукрупнение епархий. Связано это с тем, что иерарх (епископ, архиепископ, митрополит) должен окормлять свою паству постоянно. Окормлять – то есть, служить в приходах епархии по престольным праздникам, которых в году немало. В случае если храмов становится слишком много, может элементарно не хватить физических сил это делать. В новейшей истории России уже было одно укрупнение, связанное с Татарстаном. В послевоенное время территория Марийского края входила в состав Казанской епархии. Йошкар-Олинская и Марийская епархии были образованы лишь в июле 1993 года по благословению Патриарха Алексия II.

Сейчас фактически просто происходит дальнейшее разукрупнение, заявил нашему корреспонденту источник в Казанской епархии: «По правилам епископ должен окормлять 100 приходов. А у нас их 340! Конечно, архиепископ Анастасий не жаловался. Сил у него хватало, справлялся. Но сами понимаете, осуществлять это архипастырское кормление было тяжело. Поэтому Патриархом и было принято решение о разукрупнении».

СТАТУС РАСТЕТ

По словам Марата Гатина - начальника управления президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями, «если наша Казанская епархия превращается в митрополию, это однозначно повышает ее статус». Одновременно и архиепископ Казанский и Татарстанский становится митрополитом, и по духовному своему сану он становится также выше.

- С чем это может быть связано? Сейчас в целом Русская Православная Церковь проводит реформу, как они ее называют, «воссоздание». В результате появляются новые епархии вследствие разукрупнения тех, где очень много приходов. Чтобы новые епископы во вновь созданных епархиях стали ближе к пастве и больше общались с прихожанами – основная цель в этом, - рассказал Гатин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Подобного же мнения придерживается и Рафик Мухаметшин - ректор Российского исламского университета. Он «не замечал в последнее время резкого увеличения числа православных в республике», однако, на его взгляд, «наличие большего числа епархий даст возможность больше строить новых церквей – что необходимо для увеличения числа прихожан». Мухаметшин обращает внимание и на то, что это, безусловно, может отразиться и на структуре Духовного управления мусульман:

- Мы всегда говорили, что у РПЦ у нас в Татарстане одна епархия. И Духовное управление мусульман у нас - единая структура. Сейчас же будет лишний повод говорить, что вот у Православной Церкви несколько структур – не надо ли и нам, мусульманам, несколько духовных управлений? Вот с этой точки зрения, думаю, у мусульман будет желание использовать этот случай для решения каких-то своих проблем, - заявил ректор «БИЗНЕС Online».

Наблюдатели также надеются на то, что, с учетом разукрупнения, у региональных епархий появится больше самостоятельности. Александр Салагаев - председатель общества русской культуры Татарстана, впрочем, удивлен, что не образована Набережночелнинская епархия, так как там, по его мнению, мог бы быть достаточно большой епархиальный округ:

- Я ожидаю уменьшения того монополизма, который ввел Анастасий. Ведь от его позиции, от его политики до сих пор зависело практически все, - поделился он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

ЦЕРКОВЬ БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ ЛЕТ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ЖИЗНЬ ПО НЕИЗМЕННЫМ ЗАПОВЕДЯМ

Свой комментарий нашему изданию дал (на условиях анонимности) бывший клирик Казанской епархии:

- По всей России идёт разукрупнение епархий, и это, несомненно, очень положительно. С одной стороны, церковь - это очень консервативный институт: более двух тысяч лет она неизменно благословляет жизнь по заповедям, которые не изменяются. Но, с другой стороны, это живой богочеловеческий, вечно обновляющийся организм, и поэтому он тоже должен соответствовать тому, что происходит в наши дни.

Епископ — это ангел церкви, посредством которого осуществляется соборность и апостольство. Он контролирует каноничность богослужения и заботится о кадрах. То, что в нашей епархии епископ должен был контролировать столько церквей, - более двухсот, это не всегда было на пользу. Потому что у нас много священнослужителей, которые были поставлены в те времена, когда священников не хватало, и по своим моральным качествам, и по учительству они мало соответствуют сегодняшним требованиям церкви. Очень часто бывало так, что священник служит, и он сам себе и царь, и Бог. А когда есть грамотный, хороший, добрый епископ, который может разобраться в каких-то проблемах, это очень хорошо, потому что, к сожалению, у нас священнослужители есть и пьяницы, и так далее, и так далее.

Так что когда у епископа количество церквей, которое он может объездить, когда он знает всех священников в лицо, тогда он может осуществлять контроль реально.

Епископу, по сути, дан ум Христов, он мудростью и добротой умиряет людей. Есть люди от мира сего и не от мира сего. В церковь обычно ходят люди, которые не совсем от мира сего, и вот епископ, он обычно человек, который имеет высшее образование, он умиряет действия между людьми церковными и светскими. И если он мудрый и добрый, то тогда это очень большую пользу приносит. Потому что зачастую священнослужители сидят на своих местах, не могут ни достучаться до епископа, не могут решить своих проблем быстро и как следует. Благословение епископа является гарантом истины, без него ничего делать нельзя, и ему дана духовная власть над священнослужителями, которым он запрещает служение в случае жалоб и аморального поведения.

Кроме того, в такой огромной республике, как Татарстан, архиепископ единовластно управлял церковью, причём автономность его управления, она даже как-то мало подвластна и патриархии. Потому что епископ один только может давать отчёт о происходящем в республике. Сейчас епископов будет трое, и эта соборность, она исключает исключительное право епископа распоряжаться самолично всем.

Вообще дух церкви — это соборность, когда друг друга люди и поправляют, и помогают. Это очень хорошо, если у нас будет три ангела церкви.