Арман Костанян: «Школа должна быть, как крутая компания» Арман Костанян: «Школа должна быть как крутая компания» Фото предоставлено Арманом Костаняном

«Треть наших выпускников поступают в вузы на льготных условиях»

— Арман Артурович, в марте вы стали лучшим учителем Татарстана, в октябре вошли в топ-5 лучших учителей России. А как началась ваша педагогическая карьера?

— Все начиналось в 2017 году, когда я только закончил университет. Мне предложили летом поработать в школе, но изначально я даже не видел себя в роли учителя. После повторного звонка решил попробовать, участвовал в выездных школьных мероприятиях, профильных сменах. А потом получил предложение от лицея Иннополиса и с головой ушел в преподавание!

— Расскажите, пожалуйста, о лицее подробнее. Что в нем было особенного?

— Это лицей-интернат, где дети обучаются с 7-го по 11-й класс. Они углубленно изучают математику, физику, информатику и английский язык, основной упор мы делаем на олимпиадном движении, проектной деятельности и исследовательской работе. В прошлом году у нас были порядка 39 призеров всероссийской олимпиады школьников — на 153 учащихся! Есть призеры международной олимпиады по экспериментальной физике. Таких мы переводим на индивидуальную траекторию образования. По результатам ЕГЭ мы три года подряд были лучшими по математике в Татарстане.

Кроме этого, ребята участвуют в перечневых олимпиадах, которые дают льготы при поступлении в вузы, и минимум треть выпускников (в этом году практически половина) поступают на льготных условиях. Им достаточно сдать профильный ЕГЭ на 70–75 баллов, им этот результат автоматом засчитывается как стобалльный, и дети без конкурса поступают в топовые вузы России.

«Иннополис — это город высоких технологий, поэтому мы стараемся цифровые инструменты внедрять не только в образовательный процесс, но и в административные вопросы»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Наверное, к вам очень сложно поступить?

— Не очень сложно, если есть большое желание. Всегда можно подготовиться. Ребята, которые учатся в обычных школах, сидят и решают демо-варианты вступительных испытаний на нашем сайте. Мы проводим дистанционный этап, чтобы ребенок понял, справится ли он с уровнем, который будет дальше, или нет. Если все в порядке, приглашаем на очные экзамены, потом собеседование.

Сейчас здесь учатся ребята из 25 регионов. Преимущественно, конечно, из Татарстана и близлежащих регионов, но есть ребята из Крыма, Калининграда, Иркутской области и других дальних субъектов. Они принимаются в лицей на конкурсной основе. В прошлом году к нам поступило около 600 заявок, но каждый год мы можем отобрать только 30 человек.

Каково ученикам жить в интернате одним без родителей?

— Тех, кто из ближайших городов, на выходные забирают родители. Учителя находятся в лицее до 3–5 часов вечера, а после основных уроков у детей занятия по выбору: олимпиадные дисциплины, танцы, бассейн, вокал, гончарное дело, робототехника и многое другое — у нас порядка 50 различных кружков по желанию. И все это — плюс пятиразовое питание и проживание в интернате — абсолютно бесплатно.

У каждой параллели свои воспитатели, которые все держат на контроле, почти как мама с папой. Но пару раз сталкивались с тем, что ребенок понимает, что не может жить в условиях интерната. В этом смысле полезно предварительно отправлять детей в лагерь.

«В него влюбляешься, именно когда начинаешь здесь жить»: истории покупателей квартир в Иннополисе

А есть семьи, которые переезжают в Иннополис вслед за детьми. Причем есть кейсы, когда дети сами находят информацию о нашем лицее, хотят поступить и поступают. Родители приезжают, влюбляются в город и покупают здесь жилье.

«Здесь чистый воздух, безопасно, комфортная среда. Огромное количество различных интересных мероприятий. Их я здесь чаще посещаю, чем в Казани. И здесь особый вайб, который мне нравится. Приобрели здесь квартиру в «Квартале Ю», привлекло, что это комфортабельный дом со всеми удобствами, инфраструктурой — с подземной парковкой, обустроенным двором» «Здесь чистый воздух, безопасно, комфортная среда. Огромное количество различных интересных мероприятий. Их я здесь чаще посещаю, чем в Казани. И здесь особый вайб, который мне нравится. Приобрели здесь квартиру в «Квартале Ю», привлекло, что это комфортабельный дом со всеми удобствами, инфраструктурой — с подземной парковкой, обустроенным двором» Фото предоставлено ООО «СЗ Иннополис 2024»

— А вам нравится жить в Иннополисе?

— Меня в первую очередь сюда привлек лицей. Но мне нравится и сам город. Он компактный — здесь все в шаговой доступности. Если раньше я из Казани ездил сюда на работу и тратил 3–4 часа только на дорогу туда-обратно, то сейчас это занимает пять минут.

Здесь чистый воздух, безопасно, комфортная среда. Огромное количество различных интересных мероприятий. Их я здесь чаще посещаю, чем в Казани. И здесь особый вайб, который мне нравится. Приобрели здесь квартиру в «Квартале Ю», привлекло, что это комфортабельный дом со всеми удобствами, инфраструктурой — с подземной парковкой, обустроенным двором.

«Наша задача — чтобы ребенок выпустился воспитанным, нравственным, порядочным. Имел те навыки, которые позволят ему быть высококлассным специалистом. Но самое главное, чтобы он был добрым, честным и сделал мир лучше. В первую очередь мы должны воспитывать, а уже потом все эти наши математики и физики» «Наша задача — чтобы ребенок выпустился воспитанным, нравственным, порядочным. Имел те навыки, которые позволят ему быть высококлассным специалистом. Но самое главное, чтобы он был добрым, честным и сделал мир лучше. В первую очередь мы должны воспитывать, а уже потом все эти наши математики и физики» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нас девятиклассники делают прикладные вещи на уровне средних программистов в IT-компаниях»

— Чем дети Иннополиса отличаются от других? К вам, наверное, поступают только особенно замотивированные?

— Мотивацию нужно же всегда поддерживать. Если к тебе пришел мотивированный ребенок, это не значит, что ему можно дать гору учебников и сказать: «Все, сиди занимайся». Он два часа позанимается и скажет: «Ну на фиг, мне этого ничего не надо». Нужно помогать, наставлять, корректировать траекторию движения.

Наша задача — чтобы ребенок выпустился воспитанным, нравственным, порядочным. Имел те навыки, которые позволят ему быть высококлассным специалистом. Но самое главное, чтобы он был добрым, честным и сделал мир лучше. В первую очередь мы должны воспитывать, а уже потом все эти наши математики и физики (улыбается).

— А как вообще сегодня, в XXI веке, мотивировать детей что-то заучивать, если у каждого в кармане телефон с ответами на все вопросы?

— Очень важно донести до детей, что мы им в первую очередь даем не знания. В XXI веке знания под рукой, поэтому сейчас очень важно научить детей, как анализировать эти данные, делать на основе их свои умозаключения, развивать логику и стратегическое мышление. Если ребенок будет это уметь, то сможет адаптироваться в любой сфере.

— Вы сами на уроках цифровые технологии используете?

— Безусловно! Иннополис — это город высоких технологий, поэтому мы стараемся цифровые инструменты внедрять не только в образовательный процесс, но и в административные вопросы. Используем телеграм-бот для ведения патронажного журнала, который сделали наши ученики. На хакатоне ребята написали для школьных медиков бот, где хранятся данные по каждому ученику.

У нас дети начиная уже с девятого класса могут прикладные вещи делать на уровне начинающих и средних программистов в IT-компаниях.
Арман Костанян учитель математики лицея Иннополис
Арман Костанян учитель математики лицея Иннополиса

Сейчас разрабатываем свое ПО на основе нейронных сетей, которое поможет формировать индивидуальную траекторию развития для каждого ученика. Программа задает учащемуся вопросы и исходя из его ответов адаптируется под него и генерирует новые вопросы, чтобы проявить глубину знаний, интересы, увлечения, указать на слабые и сильные зоны. На конкурсе «Учитель года» я презентовал эту разработку Сергею Сергеевичу Кравцову (министру просвещения РФ — прим. ред.), он отреагировал положительно. И предложил, если у нас все получится, интегрировать ее в единую платформу «Моя школа», к которой будут подключаться все образовательные учреждения России.

На уроках нейросети еще не помогают?

— Пока нейросети на зачаточном уровне. Но мы можем использовать их на уроках литературы. Ребята анализируют текст и предлагают ChatGPT тоже сделать это, а после обсуждают результат. Главное, не отвергать этот инструмент, а правильно применять.

«Дети с каждым годом все революционнее!»: что учитель из Иннополиса не успел сказать на встрече с Путиным

— А в математике искусственный интеллект не применяете?

— Искусственный интеллект может посчитать какие-то алгебраические уравнения, выражения, но математически рассуждает он пока тяжеловато. Созданные на принципах машинного обучения программы, которые умеют решать уравнения по фото, были и до этого.

Но даже когда ИИ разовьется, он будет все равно только подспорьем для учителя, но ни в коем случае не его заменой.

«Нужно создавать среду для молодого учителя, чтобы он хотел остаться и развиваться» «Нужно создавать среду для молодого учителя, чтобы он хотел остаться и развиваться» Фото предоставлено Арманом Костаняном

«Школа должна быть как крутая компания»

— Кстати о замене учителя. Одна из болевых точек в российской системе образования связана с престижем профессии педагога. В обществе последние несколько десятилетий считается, что это очень трудная работа с низкой зарплатой. Как привлекать в школы молодых педагогов?

— Есть стереотипы такие, но они есть в любой профессии. Мне нравится моя работа, поэтому я считаю ее престижной. Сейчас есть школы, где бешеные зарплаты.

Зарплата — это хорошая мотивация на первом этапе. Но это все равно не решит проблему удержания сотрудников.
Арман Костанян учитель математики лицея Иннополис
Арман Костанян учитель математики лицея Иннополиса

Мы видим, что люди поступают в педагогические вузы, но не задерживаются в школах. Нужно создавать среду для молодого учителя, чтобы он хотел остаться и развиваться. Школа должна быть как крутая компания, у которой есть план развития, которая ставит перед собой цели и достигает результатов. Мне очень повезло, потому что у нас в лицее проводят различные мастер-классы, мы посещаем уроки молодых учителей, а они перенимают знания опытных преподавателей.

— Исторически сложилось, что среди школьных учителей большинство — женщины. Вы, как учитель-мужчина, сталкиваетесь с какими-то предрассудками?

— Еще один стереотип, который уходит в прошлое. У нас в лицее довольно много преподает мужчин, и все этому рады. Я считаю, что в школе, как и дома, должно быть мужское и женское влияние. Парню тяжело подойти к учительнице с личными проблемами, а у меня ему проще спросить совета.

— Есть ли у педагога право на личную жизнь? Все мы, например, знаем истории, когда учителей осуждали за откровенные фото в купальнике в соцсетях.

— Учитель в первую очередь — это конечно, пример для подражания, значимая фигура в глазах учеников, родителей. И если мы что-то будем непонятное выкладывать: «Посмотрите, как я алкоголь употребляю, сигарету курю», — это не есть хорошо. Когда учитель выходит из школы, он остается учителем. Как и звезды шоу-бизнеса — они тоже всегда в образе, всегда пример для подражания. И одно их действие может отразиться на массе людей.

«Очень важно, чтобы был налажен контакт родителей и школы. Потому что и мы, и они, по сути, делаем одно и то же дело. Когда связь не налажена, получается так, что учителя одно говорят, родители — другое. И ребенок, конечно, слушает родителей. Или вообще решит никого не слушать» «Очень важно, чтобы был налажен контакт родителей и школы. Потому что и мы, и они, по сути, делаем одно и то же дело. Когда связь не налажена, получается так, что учителя одно говорят, родители — другое. И ребенок, конечно, слушает родителей. Или вообще решит никого не слушать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Дети, как и взрослые, должны быть услышанными»

— Арман Артурович, дайте, пожалуйста, советы родителям. Часто бывает, что мамы и папы все время пропадают на работе и недостаточно погружены в образовательный процесс, не могут уделить ребенку достаточно времени. А у того свои сложности, переходный период. Как избежать конфликтов и недопонимания?

— Родители должны поддерживать ребенка в любых его начинаниях, чтобы он мог уверенно делать выбор. Он скажет: «Я хочу заниматься конструированием». Хорошо, давай, вот есть такие курсы, действуй. Мы в лицее как раз и даем попробовать себя в разных направлениях.

Очень важно, чтобы был налажен контакт родителей и школы. Потому что и мы, и они, по сути, делаем одно и то же дело. Когда связь не налажена, получается так, что учителя одно говорят, родители — другое. И ребенок, конечно, слушает родителей. Или вообще решит никого не слушать.

— Как родителям реагировать на плохие оценки?

— В первую очередь нужно спокойно пообщаться с ребенком, узнать, за что такая оценка. Ни в коем случае не нужно наезжать на учителя, как у нас, к большому сожалению, во многих школах любят делать. Есть очень смешной и одновременно грустный мем: если раньше ученик получил плохую оценку — его ругают учитель и родители, теперь родители ругают учителя.

Нужно понимать, что учитель просто так плохую оценку не поставит. Плохая оценка возникает, если ребенок что-то не сделал либо если он вовремя не разобрался. Это как на работе — прошел дедлайн и тебя оштрафовали. Двойка — это твой штраф.

— Если родители теперь ругают за плохие оценки учителей, получается, что у педагогов больше нет рычагов влияния на детей и авторитета?

— Если учитель не поставил себя так, что его слово — авторитет, то у меня вопрос к учителю. Важно найти точки соприкосновения. Я всегда говорю ребятам, что если они с чем-то не согласны, то могут аргументировать свою позицию. Мое слово не закон, их мнение тоже учитывается.

Дети, как и взрослые, должны быть услышанными. Когда их не слышат, как раз и возникает стена непонимания.
Арман Костанян учитель математики лицея Иннополис
Арман Костанян учитель математики лицея Иннополиса

— Как у вас в лицее выстраивается работа с родителями?

— Мы стараемся максимально привлекать родителей на все праздничные мероприятия в качестве зрителей и артистов. В прошлом году запустили «Лекторий поколений», где каждый четверг они рассказывают про свою профессию, хобби. Если сперва приходилось их прямо уговаривать, то сейчас бывают дни, когда хотят приехать сразу несколько родителей.

«В этом году больше половины выпускников поступили в Университет Иннополис. Многим ребятам уже на первых курсах все легко дается, потому что у них очень хорошая подготовка» «В этом году больше половины выпускников поступили в Университет Иннополис. Многим ребятам уже на первых курсах все легко дается, потому что у них очень хорошая подготовка» Фото: «БИЗНЕС Online»

—То есть вы сознательно несколько лет ведете профориентационную работу?

— Конечно! Сегодня это одно из самых приоритетных направлений в образовании, потому что в России есть большая проблема — ребята к одиннадцатому классу не знают, чем хотят заниматься. Они сдают экзамены по предметам, которые у них более-менее получаются, поступают в вуз, который их принимает, а потом на втором, третьем курсе понимают, что вообще не хотят этим заниматься. И поэтому у нас большая часть населения работает не по специальности.

Чтобы у нас такого не было, мы очень тесно сотрудничаем с особой экономической зоной, с Университетом Иннополис, проводим с ними встречи, различные лекции и мастер-классы.

— И многие ваши выпускники поступают в Университет Иннополис?

— В этом году многие — больше половины выпускников. Это те, кто хочет связать свою жизнь со IT-сферой, а Университет Иннополис — один из лучших вузов в стране в этом смысле. Кто-то поступает в МГТУ им. Баумана, ВШЭ, Санкт-Петербургский государственный университет, Университет им. Лобачевского в Нижнем Новгороде. Кто-то за рубеж.

Мы стараемся давать такое качественное образование, чтобы ребята были конкурентоспособны. И многим ребятам уже на первых курсах все легко дается, потому что у них очень хорошая подготовка.