Эмиль Сафиуллин: «В общей массе отмечаем ориентацию на азиатского производителя. По моим ощущениям, восемь предпринимателей из десяти сделали выбор в пользу азиатского аналога» Эмиль Сафиуллин: «В общей массе отмечаем ориентацию на азиатского производителя. По моим ощущениям, восемь предпринимателей из десяти сделали выбор в пользу азиатского аналога»

Какие изменения произошли на рынке авто, техники и оборудования

— Эмиль Рустамович, последний раз мы встречались с вами в 2020 году, когда мир переживал эпоху коронавируса. С тех пор бизнес столкнулся с трудными временами. Неприятности доставляет существенная нехватка техники и оборудования, страна живет в сложных условиях. Какие новые особенности работы можете выделить? 

— Кажется, что мы с вами встречаемся, когда нужно обсудить новые вызовы для рынка! За прошедшие два года заметили существенный рост популярности техники азиатского производства. Наша команда уже успела научиться выговаривать сложные названия незнакомых ранее брендов.

Грузоперевозчики все больше ориентируются на грузооборот со странами Азии. Ранее эти же логистические компании перевозили в основном продукцию из европейский стран.

Санкционный режим заставил бизнес искать других поставщиков. Так появился тренд на азиатское производство.
Эмиль Сафиуллин Руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг
Эмиль Сафиуллин руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг

— А что касается отечественного рынка? Заметили рост продаж в этом сегменте? 

— Конечно. Некоторые предприятия нашли себе подходящую замену техники, спецтехники или оборудования внутри страны. Но в целом в последнее время восемь из десяти предпринимателей сделали выбор в пользу азиатского аналога.

— Что можете сказать о качестве этих машин? 

— Думаю, поначалу покупатели с недоверием относились к новым для себя брендам, потому что брали, как говорится, кота в мешке. Но нареканий в сторону качества за время работы мы не слышали. Спецтехника уже давно едет к нам из Китая. Компании, занятые, к примеру, дорожным строительством, уже знакомы с продукцией китайских брендов задолго до введения санкций.

Что касается легковых автомобилей, и автоэксперты, и покупатели уже считают, что китайский автопром вплотную приближается к европейскому. Пока у новых брендов из Поднебесной нет за плечами столетней истории, чем они, может быть, и проигрывают маркам из Европы и США. 

— Сохраняется ли ввоз по параллельному импорту? 

— Да, параллельным импортом занимается много поставщиков — от официальных дилеров до отдельных физических лиц. Ввозят машины как «большой немецкой тройки», так и южнокорейских брендов.

Сейчас такая покупка имеет ряд минусов. Санкционная техника едет в Россию без гарантийного обслуживания. И клиент должен понимать, что при эксплуатации может полагаться только на свои силы или неофициальные сервисы.

Проблемой может стать банальная потеря ключа от машины. Приходится пользоваться услугами каких-то местных умельцев, отдавать большие деньги и ждать месяцами заказ по параллельному импорту, а тем временем ставить тягач в гараж.

В Татарстане ГК Альфа-Лизинг представлена в трех городах — в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске. В Казани офис расположен в бизнес-центре «Татария» на улице Николая Ершова. Штат — 60 человек.

В Поволжье компания также присутствует в Йошкар-Оле, Кирове, Нижнем Новгороде, Пензе, Самаре, Саранске, Саратове, Сыктывкаре, Тольятти, Ульяновске, Чебоксарах и других.

— Китайские производители еще не наработали историю и мировую славу, но для нашего покупателя они все равно смотрятся выигрышнее? 

— Ранее в России того же «китайца» брали неохотно, потому что в случае поломки приходилось долго ждать комплектующие. Сейчас появляется все больше дилерских центров, которые пополняют склады всем необходимым. Покупая технику, клиент получает и гарантию, и сервисное обслуживание.

— Можете назвать долю продаж азиатского оборудования, машин? 

— Расклад такой: легковая, грузовая и спецтехника азиатского производства заняла 50% рынка. Остальные цифры поделили между собой российские и европейские производители. По оборудованию доля азиатских производителей у нас немного выше — более 60%.

— Один из ваших крупных клиентов — таксопарки. Какие изменения произошли здесь? 

— Во-первых, согласно данным ФАС, агрегатор «Яндекс.Такси» занял доминирующее положение в большинстве регионов России. Буквально пару-тройку лет назад заметнее выделялись и другие компании, сейчас же перекос в сторону одного крупного игрока ощущается серьезнее.

Рынок переориентировался в сторону отечественных легковых автомобилей. Если раньше чаще заказывали машины южнокорейского производства — например Hyundai, то сейчас LADA — основной поставщик для таксопарков.

«Альфа-Лизинг активно сотрудничает с дистрибьюторами и создает специальные программы для покупки грузовых, легковых автомобилей, спецтехники» «Альфа-Лизинг активно сотрудничает с дистрибьюторами и создает специальные программы для покупки грузовых, легковых автомобилей, спецтехники»

«Лизинг — это дополнительная возможность оставить деньги в обороте, получить преференции и скидки»

— Что в таких условиях предлагают лизинговые компании? 

Альфа-Лизинг активно сотрудничает с дистрибьюторами и создает специальные программы для покупки грузовых, легковых автомобилей, спецтехники. Речь идет о дополнительной скидке при совершении сделки через нашу компанию.

Сейчас, к примеру, действует субсидия от Минпромторга России: скидка на аванс в 10%. Представим ситуацию: клиент выбирает технику, которая попадает под программу субсидирования, и вносит в сумму первоначального взноса 10% от стоимости покупки. Государство же добавляет к авансу дополнительные 10%, что существенно уменьшает дальнейшие платежи для клиента.

— Как менялся спрос за последние два года? 

— С февраля 2022 года мы заметили падение спроса, но на низком положении он оставался недолго. Вероятнее всего, рынок присматривался и адаптировался к новым условиям. Но по итогам 2022 года мы даже приросли в показателях — на 80% увеличился общий объем инвестиций и количество договоров.

В 2023 году спрос оставался на высоком уровне вплоть до повышения ключевой ставки. В Татарстане, к примеру, результаты по продажам взлетели сразу в два раза, и такая ситуация наблюдается по многим регионам Поволжья.

— Получается, бизнес все чаще пользуется лизингом? 

— Совершенно верно. Я связываю рост показателей с тем, что лизинг как продукт стал удобнее и проще кредита. Оформить онлайн-заявку, позвонить менеджеру и тут же скинуть документы можно в любое доступное время.

Компании Альфа-Лизинг нужен максимум день для рассмотрения и одобрения заявки, но есть примеры, когда эта работа занимает 15–20 минут. Скорость зависит от сложности и наполнения заявки.
Эмиль Сафиуллин Руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг
Эмиль Сафиуллин руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг

Когда нужно дополнительное время? К примеру, иногда требуется поиск необходимой клиенту техники.

— Клиенту не нужно приезжать в офис даже на подписание договора о лизинге? 

— Электронный документооборот позволяет подписывать все документы в онлайн-формате. К слову, раньше в нашем офисе часто была очередь из клиентов и не хватало места для одновременной работы со всеми.

— А почему система так упрощена? 

— Ковид в свое время заставил нас ограничить взаимодействие с людьми, что подтолкнуло развитие бесконтактных способов работы. Во время изоляции мы внедрили электронный документооборот, чтобы клиент не приезжал в офис ни на оформление заявки, ни на подписание договора о лизинге.

«Дочерью» локдауна, кроме того, стала и доставка. Альфа-Лизинг может доставить купленную машину и технику к дверям офиса или подъезду дома.

— Разве простота оформления не увеличивает риск мошенничества? 

— Риски мошенничества не исключены в любом бизнесе. Чтобы отсеивать такие случаи, работает служба безопасности, поэтому подобное происходит редко. Но процент в нашей сфере все же не нулевой.

— Вы связываете рост продаж компании с простотой оформления лизинга. Есть ли еще причины того, почему результаты так выросли за последний год? 

— Думаю, ранее выбирали лизинг не так охотно из-за того, что кредит был выгоднее с точки зрения ставок. В 2012 году, когда я только начинал свой путь в этой сфере, разница между ставками лизинга и кредита могла доходить до 15%.

Сейчас же эти два продукта равнозначны друг другу. Но лизинг еще и несет за собой выгоду по налоговой части сделки — уменьшается часть налога на прибыль и имущество организации. Так что лизинг — это дополнительная возможность оставить деньги в обороте, получить преференции и скидки на покупку определенных позиций.

«С 2022 года Альфа-Лизинг развивает направление производственного оборудования. Мы заметили, что в последние пару лет в Татарстане увеличилась активность местного малого и среднего бизнеса» «С 2022 года Альфа-Лизинг развивает направление производственного оборудования. Мы заметили, что в последние пару лет в Татарстане увеличилась активность местного малого и среднего бизнеса»

Альфа-Лизинг в Татарстане: «В последние пару лет выросла активность малого и среднего бизнеса»

— Давайте поговорим про изменения, которые произошли в Татарстане. 

— Из очевидного — строительство трассы М12 стало для наших клиентов из республики драйвером для замены и покупки новой техники для дорожного строительства. Сейчас трасса готова — и дорожники продолжают работать на других объектах, поэтому, думаю, спрос будет и в дальнейшем.

Что касается логистических компаний, ситуация в республике такая же, как и по всей стране. Грузоперевозчики быстро сориентировались и перешли с магистральной техники европейского производства на тягачи азиатских производителей. Особенно популярны бренды SITRAK и DongFeng.

Клиенты, покупающие легковые автомобили для встреч или личных нужд, пару лет назад выбирали машины от европейских брендов. Теперь они же берут Lixiang, Voyah и других премиальных «китайцев».

Наши предприниматели прекрасно прогнозируют изменения и оперативно подстраиваются под новые условия.
Эмиль Сафиуллин Руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг
Эмиль Сафиуллин руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг

— Закончилось строительство трассы М12. Теперь можно не ожидать двукратного роста? 

— В Татарстане проблем не будет, потому что бизнесу здесь есть куда развиваться и расти. Для примера возьмите сферу строительства: постоянно появляются новое жилье, государственные объекты, трассы.

Нужно понимать, что у любой техники есть срок службы. Работать на одной и той же грузовой машине несколько десятков лет не получится, потому что такая техника работает день и ночь. При большом количестве заказов компании постоянно обновляют свой автопарк, чтобы сохранять эффективность бизнеса. Все просто — старая машина требует дополнительных затрат на ремонт, который в свою очередь серьезно крадет деньги из прибыли.

«Татарстан — сильный регион с экономической точки зрения. На мой взгляд, предприниматели здесь чувствуют себя комфортно, потому что есть постоянный платежеспособный спрос» «Татарстан — сильный регион с экономической точки зрения. На мой взгляд, предприниматели здесь чувствуют себя комфортно, потому что есть постоянный платежеспособный спрос»

— Заметили ли вы появление новых отраслей предпринимательства в республике в прошедшем году? 

— С 2022 года Альфа-Лизинг развивает направление производственного оборудования. Мы заметили, что в последние пару лет в Татарстане увеличилась активность местного малого и среднего бизнеса. Появляется все больше ИП и небольших организаций, занимающихся, к примеру, пошивом одежды или производством строительных материалов.

Спрос на оборудование планомерно растет. Заказывают все — от вязальных машин до майнинговых ферм.

— Как думаете, с чем это связано? 

— С ориентацией на внутренний рынок. У предпринимателей укрепляется понимание того, что выгоднее производить, чем закупать за границей. В Татарстане всегда по части бизнеса все было хорошо. Здесь люди предприимчивые.

С этим, думаю, связан и тренд на стартапы. Человек, к примеру, занимался строительством и за последние пару лет принялся развивать дополнительное направление грузоперевозок. Таких примеров сейчас достаточно.

— Получается, можно говорить о том, что бизнес в Татарстане чувствует себя хорошо? 

— Татарстан — сильный регион с экономической точки зрения. На мой взгляд, предприниматели здесь чувствуют себя комфортно, потому что есть постоянный платежеспособный спрос. Для каждого найдется свой клиент, поэтому на плаву остается и мелкий бизнес.

В регионах с обратной ситуацией можно заметить тенденцию к поглощению мелкого предпринимательства более крупным. Часто встречал такие примеры с таксопарками, которые в условиях конкуренции с сильным лидером рынка прекращают деятельность.

«С нашей встречи в ковидный 2020 год штат в Татарстане вырос в два раза. За последние несколько лет мы открыли представительства в Альметьевске и Йошкар-Оле и активно начали смотреть в сторону продаж в сфере оборудования» «С нашей встречи в ковидный 2020 год штат в Татарстане вырос в 2 раза. За последние несколько лет мы открыли представительства в Альметьевске и Йошкар-Оле и активно начали смотреть в сторону продаж в сфере оборудования»

«Ставка ЦБ нас настораживает»

— В конце года всех ждало новое испытание — повышение ключевой ставки ЦБ. За год она росла 5 раз и достигла 16%. Можете спрогнозировать, как будут развиваться события в дальнейшем? 

— Прогнозировать в текущих условиях довольно сложно. Могу сказать, что ставка ЦБ нас пока настораживает, потому что она явно не мотивирует клиентов покупать. Бизнес занял выжидательную позицию и надеется на снижение ставки. Но думаю, что спрос все равно будет, но не такой, скажем, взрывной, как в последние годы.

Пока есть предпосылки, что этот год будет сложным. Ожидать хорошего роста спроса можно только в случае снижения ключевой ставки.
Эмиль Сафиуллин Руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг
Эмиль Сафиуллин руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг

— Как изменился кадровый состав? Может, появилась необходимость набирать специалистов под новые задачи?

— С нашей встречи в ковидный 2020 год штат в Татарстане вырос в 2 раза. За последние несколько лет мы открыли представительства в Альметьевске и Йошкар-Оле и активно начали смотреть в сторону продаж в сфере оборудования. Под эти цели набрали сотрудников, которые сейчас занимаются исключительно оборудованием и сельскохозяйственной техникой.

 Какие задачи ставите перед коллективом на будущий год? 

— Перед руководителями — максимально сохранять собранную команду, потому что многие работают с нами и больше семи лет.

Есть довольно оптимистичная цель — обеспечить такой же объем сделок, как и в прошлом году.

«С января 2019 года я возглавил дивизион „Поволжье“. Мы охватываем все города Поволжского региона» «В январе 2019 года я возглавил дивизион «Поволжье». Мы охватываем все города Поволжского региона»

«В апреле 2017 года в Татарстане мы начинали со штата из четырех человек — теперь в 15 раз больше»

— Давайте напомним нашим читателям, как вы пришли в сферу лизинга и компанию Альфа-Лизинг. 

— Начиналась моя трудовая деятельность довольно стандартно — я окончил Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет в 2012 году и начал искать работу по разным вакансиям. Начал стажироваться в качестве менеджера по работе с клиентами в одной из компаний, специализирующихся в сфере лизинга. Потом по приглашению я попал в другую, где работал на разных позициях, дойдя до руководителя филиала в Казани.

В Альфа-Лизинге мне выпала честь открывать первый филиал компании в Казани. Начинали со штата из четырех человек в апреле 2017-го. Теперь же приросли в 15 раз. В январе 2019 года я возглавил дивизион «Поволжье». Мы охватываем все города Поволжского региона.

— Ранее вы рассказывали нам, что любите путешествовать. Куда ездили в последний раз? 

— Я недавно вернулся из небольшого отпуска, который провел в горах Карачаево-Черкесии. Там отличный горнолыжный курорт, который подойдет всем — от новичков до опытных спортсменов.

— Каковы три секрета успешного бизнеса в текущих условиях?

— Первое — умение адаптироваться к постоянным изменениям, вычленять из них пользу. Второе — эффективная команда. Третье — честность как перед клиентами, так и перед сотрудниками.

Визитная карточка компании

ГК Альфа-Лизинг создает лизинговые продукты, с которыми предприниматели могут освободить ресурсы на развитие своего бизнеса. Компания более 25 лет подбирает и финансирует автомобили, спецтехнику и оборудование. Занимает 4-е место в рэнкинге лизинговых компаний России РА «Эксперт».

Управляющий директор ГК Альфа-Лизинг — Ольга Алексеевна Гришина.

Руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг — Эмиль Рустамович Сафиуллин.

Год открытия филиала в Татарстане — 2017.

Направления работы — лизинг авто, спецтехники и оборудования для бизнеса.

Количество сотрудников в Татарстане — 60 человек.

Количество филиалов в Татарстане — 3 (в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске).

Число постоянных клиентов — более 7 тысяч.

Визитная карточка руководителя

Эмиль Рустамович Сафиуллин — руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг.

Родился в Буинске в 1990 году.

Образование:

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, экономический факультет, 2012 год выпуска.

Трудовая деятельность:

2017–2019 — руководитель филиала Альфа-Лизинга в Казани.

С 2019 года по настоящее время — руководитель дивизиона «Поволжье» ГК Альфа-Лизинг.

Семейное положение: женат, две дочери.