IMG_0167.jpg

«СВОИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Я ДОВОЛЕН»

- Рустем, расскажите немного о себе.

- Я родился в Казани в 1978 году. Окончил Казанский технологический университет по специальности «государственное и муниципальное управление». Кандидат социологических наук.

- Сегодня все громче говорят о том, что технические вузы не должны обучать гуманитариев. А вы довольны качеством полученного образования?

- Своим образованием я доволен. Когда я учился, а это был период с 1998 по 2003 годы, образование по этой специальности - государственное и муниципальное управление – давали в КГУ, в КГТУ (КХТИ) и институте при президенте РТ. Я общался с выпускниками аналогичных факультетов всех этих вузов, и мне кажется, что в КГТУ обучение было самым сильным. Даже если судить по научной составляющей.

- Наверное, преподаватели по многим дисциплинам были совместителями из других вузов?

- Преподаватели у нас были свои – с бывшей кафедры научного коммунизма и с кафедры истории. И на основе объединения этих двух кафедр в 1995 году, если не ошибаюсь, и возникла кафедра государственного и муниципального управления и социологии. Некий микс политологов и социологов.

«МЫ АНАЛИЗИРУЕМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ»

- По окончании вуза не было проблем с трудоустройством?

- Закончив вуз, я поступил в аспирантуру - еще на три года. И параллельно я работал в ЦАИРе - центре аналитических исследований и разработок у Александра Леонидовича Салагаева. У центра в то время был грант российской академии наук по разработке проблематики межэтнических отношений. А моя диссертация как раз была посвящена межэтническим отношениям. Можно сказать, что моя научная деятельность и практическая работа шли параллельно.

- Наверное, и место будущей работы уже было обеспечено?

- В общем-то, да. Центр занимается маркетинговыми и социологическими исследованиями, и меня к этой работе также привлекали. А сегодня я работаю маркетологом-аналитиком в "ЦАИР-Маркетинг".

- В чем заключается ваша работа?

- Мы анализируем социологические данные, которые собирает «полевой» отдел, и оформляем аналитические исследования в виде отчетов.

ПИСАЛ КУРСОВЫЕ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ГРУППИРОВОК

- Ваша диссертация была посвящена межэтническим отношениям, а вопросы – сразу три – заместителю Верховного суда РТ Максиму Беляеву вы прислали по теме криминала, ОПГ... С чем связан такой интерес к этой теме?

- Дело в том, что в вузе темой первой моей курсовой работы были казанские молодежные преступные группировки. Курсовую я писал под научным руководством Александра Салагаева. И потом интерес к этой теме продолжился – и на третьем, и на четвертом курсах я также занимался проблематикой, связанной с группировками. Так что эта тема мне близка. Я даже не могу сказать, что сейчас я от нее полностью отошел.

Периодически мы эту работу ведем: в 2006 - 2008 годах участвовали в европейском проекте, в рамках которого исследовали молодежные группировки России. Сейчас готовится книга, которая обобщает опыт исследования преступных группировок и шаек по всему миру, и мы совместно с Александром Леонидовичем подготовили в нее статью, которая будет представлять историю группировок России.

- Стенограмма интернет-конференции с Максимом Беляевым уже опубликована. Вы удовлетворены его ответами на ваши вопросы? Или у вас есть своя точка зрения на сей счет?

- Максим Владимирович, отвечая на мои вопросы, в частности, по поводу «крышевания» бизнеса милицией, сказал, что группировки на определенном этапе стали «съедать» друг друга, так как появились материальные ресурсы. Я, в принципе, с этим согласен. «Пирог» не резиновый, а группировщики конца 80-х – начала 90-х годов уже отхватили себе львиную его долю, поэтому «подрастающее поколение» фактически осталось ни с чем.

Я с этим же связываю и депопуляризацию идеи группировок – молодежь не могла реализовать себя экономически. К тому же с начала 2000-х годов стало расти благосостояние, появилась возможность заниматься легальным бизнесом. Зачем молодежи идти в группировки, если можно и без этого неплохо устроиться?

Не стоит забывать и о том, с началом 2000-х годов по всему миру усиливается внимание к безопасности, связанное со страшным террористическим актом 11 сентября 2001 года в Америке. И Путин сказала в то время, что будем «мочить в сортире»… Все это способствовало укреплению правоохранительных органов. И Максим Владимирович говорил, что в 90-е годы у милиции не хватало мощностей, возможностей противостоять организованной преступности, а затем ситуация стала переламываться, и милиция-полиция начинает бороться более эффективно.

«ДАЛИ ЧИТАТЕЛЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ ДИСКУТИРОВАТЬ»

- Наш традиционный вопрос о нашей газете: давно ли и как часто читаете «БИЗНЕС Online», что пожелаете нам?

- «БИЗНЕС Online» я читаю практически с начала ее запуска. И когда я сажусь за компьютер, первым делом читаю текущие новости в вашей газете. Проект очень интересный, особо понравилось то, что вы дали читателям возможность дискутировать в комментариях. А пожелание – держитесь и дальше так же.

- Вы часто задаете вопросы участникам наших интернет-конференций?

- Задал впервые! Сложно задавать вопросы по теме, в которой не разбираешься.

- Но ведь еще есть простое любопытство!

- В этот раз так и получилось – любопытство было продиктовано опытом изучения этой темы.

- Спасибо вам за интерес к газете. Успехов вам!