В сентябре суд первой инстанции отправил Сизову под домашний арест В сентябре суд первой инстанции отправил Сизову под домашний арест Фото: Альбина Фархутдинова

Два судебных заседания в один день

Главный врач центра гигиены и эпидемиологии в Татарстане Елена Сизова сегодня утром появилась в здании Верховного суда РТ в компании адвоката Ольги Шмуратовой. В сентябре суд первой инстанции отправил Сизову под домашний арест, сегодня их главной миссией было оспорить решение и смягчить меру пресечения на более мягкую.

Уголовное дело вообще было возбуждено 4 июня и в отношении казанского бизнесмена, директора ООО «Эстео» Глеба Полякова. Он занимался поставками реагентов в центр гигиены и эпидемиологии в РТ. Его обвиняют по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»). Речь идет о закупке реагентов с ценой, завышенной в 8 раз. По версии управления экономической безопасности МВД по РТ, к этой госзакупке имела отношение Сизова. Хищение оценили в 1,6 млн рублей (т. е. реагенты, по оценке силовиков, стоили по рынку не более 200 тыс. рублей). 13 сентября Вахитовский суд отправил Сизову после двух суток в ИВС под домашний арест до 4 октября. А другой фигурант дела, бизнесмен Поляков, находится в СИЗО — его арестовали еще 14 июня. Параллельно проверяют и другие его контракты с учреждением: в сумме они на 65 млн рублей.

Ранее организация называлась «Центр санитарно-эпидемиологического надзора». Главное здание находится на улице Сеченова в Казани. Это ключевое подведомственное учреждение Роспотребнадзора по Татарстану. Его деятельность охватывает множество направлений, одно из наиболее заметных — борьба с пандемией COVID-19. С первых дней распространения вируса центр организовал масштабное тестирование на коронавирус, отслеживание контактов заболевших и контроль соблюдения карантинных мер. Специалисты активно реагировали на изменения эпидемиологической обстановки, внедряя новые методы диагностики и защиты, а также обеспечивали вакцинацию населения.

Основные функции центра включают мониторинг эпидемиологической ситуации, проведение исследований, анализов и лабораторных тестов для выявления потенциальных угроз здоровью граждан. Сотрудники осуществляют эпидемиологический надзор за общественными местами, предприятиями общественного питания, медицинскими учреждениями и контролируют качество воздуха, воды и продуктов питания.

Согласно данным портала «Контур.Фокус», за последние 12 месяцев центр эпидемиологии заключил государственные контракты на сумму 319 млн рублей.

Свое мнение было и у прокуратуры. Представитель надзорного ведомства Алсу Захарова просила отменить постановление Вахитовского суда и избрать в отношении Сизовой меру пресечения в виде заключения под стражу. «Сизова обвиняется в совершении преступления, относящегося к категории тяжких. Судом не были проверены все обстоятельства, имеющие значение для решения по существу вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу», — говорила она.

Адвокат Ольга Шмуратова: «Сизовой крайне необходимо осуществлять свою трудовую деятельность, поскольку она не замужем и в семейных отношениях ни с кем не состоит» Адвокат Ольга Шмуратова: «Сизовой крайне необходимо осуществлять свою трудовую деятельность, поскольку она не замужем и в семейных отношениях ни с кем не состоит» Фото: Альбина Фархутдинова

Сизова: «Мне просто необходимо выйти на работу, чтобы элементарно покупать продукты»

Адвокат Шмуратова спорила: она уверяла в суде, что показания свидетелей носят общий характер. Но ключевое, на что она ссылалась, — отсутствует экспертная оценка, что стоимость реагентов действительно была завышена.

«Сизовой крайне необходимо осуществлять свою трудовую деятельность, поскольку она не замужем и в семейных отношениях ни с кем не состоит, — уточнила Шмуратова. — У нее нет совершеннолетних детей, которые могли бы взять на себя обязанность по ее обеспечению и обеспечению ее родителей. Сизова может осуществлять свою трудовую деятельность, не взаимодействуя с допрошенными свидетелями».

Также адвокат объяснила, что родители Сизовой не смогут осуществлять уход за собой из-за ряда заболеваний. «Они останутся в беспомощном состоянии, и это может привести к трагедии, она единственный ребенок в семье, а иных родственников в Казани у них нет», — конкретизировала Шмуратова.

Когда очередь дошла до Сизовой, она встала к трибуне и попросила суд удовлетворить ходатайство защиты. «Хочу пояснить, что уголовное дело было возбуждено еще в начале июня. В нашем учреждении прошли обыски, изъятие документов, определенные допросы. У меня даже тогда не возникало мысли о чем-либо спрашивать своих сотрудников и тем более давить, как не возникает и сейчас. Эти сотрудники находятся не в моем прямом подчинении», — рассказала суду Сизова.

Елене Сизовой 49 лет. Она окончила Казанский государственный медицинский университет по специальности «медико-профилактическое дело». Свою карьеру начала в 1999 году в должности санитарного врача отделения гигиены питания центра госсанэпиднадзора Вахитовского района. Через пять лет перешла в республиканское ведомство, где возглавила направление в отделе гигиенической сертификации. Уже спустя год Сизова стала заместителем начальника отдела регистрации и лицензирования, а спустя 9 лет, в 2014 году, возглавила этот отдел. Затем она получила должность начальника отдела надзора по гигиене питания в республиканском Роспотребнадзоре.

Карьерный рост Елены Петровны совпал с назначением Марины Патяшиной на пост руководителя управления Роспотребнадзора по Татарстану в 2011 году. В 2019-м Патяшина приняла решение назначить Сизову руководителем центра гигиены и эпидемиологии на улице Сеченова. Источники утверждают, что Патяшина всегда высоко ценила Сизову и ее профессионализм, и отмечают, что в ведомстве последняя считалась одним из самых приближенных к руководителю Роспотребнадзора сотрудников.

Однако судья прервал обвиняемую, уточнив, что дело пока рассматривается не по существу, и попросил Сизову конкретизировать, почему она не согласна с избранной мерой пресечения.

«Я единственная дочь в семье. У меня нет мужа, детей, меня содержать некому. Содержать моих родителей тоже некому. Мне просто необходимо выйти на работу, чтобы элементарно покупать продукты, оплачивать коммунальные услуги», — говорила она.

Также Сизова напомнила, что ее родители нуждаются в уходе и реабилитации. «Мне просто надо работать, мне нужно к своему коллективу, тем более сейчас, в преддверии таких событий, как БРИКС. У нас очень ответственное направление деятельности. Я их должна поддержать, организовать работу. Очень прошу, ваша честь, рассмотреть апелляционное ходатайство моего защитника, удовлетворить его и апелляционное представление органов обвинения оставить без удовлетворения», — подытожила обвиняемая.

Судья, выслушав стороны, объявил, что в суд поступило коллективное письмо от сотрудников центра гигиены и эпидемиологии, вероятно, со словами поддержки в адрес Сизовой. Далее судья удалился в совещательную комнату, пробыв там несколько минут, постановил: меру пресечения изменить на запрет определенных действий.

Силовики пришли на Сеченова: за что закрыли главную соратницу Патяшиной?

Что скрывается за этой формулировкой? Из постановления следует, что Сизовой запретили покидать квартиру по ночам (с 10 вечера до 6 утра), общаться со свидетелями, вести переговоры по телефону и через интернет по обстоятельствам уголовного дела, а также менять место жительства. Никаких других запретов у нее больше нет. Т. е. можно и на работу возвращаться.

Параллельно следствие обратилось в Вахитовский суд с ходатайством о продлении домашнего ареста Сизовой. Руководитель ключевого «подведа» Роспотребнадзора приехала и туда, но рассматривать просьбу не стали: как можно продлевать арест, если его только что отменил вышестоящий суд? Потому следкому придется обращаться с новым документом в суд. Времени на это немного: запрет действует до 4 октября.