«Вы обратились в Арбитражный суд с заявлением о признании вас банкротом в марте 2021 года. Через два месяца после заявления вы вносите 5 миллионов рублей в Finiko — вместо возврата денег кредиторам, как требует закон. Вы рассказали арбитражному управляющему о том, что вложили в Finiko 5 миллионов?» — спрашивали адвокаты у предпринимателя Андрея Миновского из Сергиева Посада. До 2021-го он занимался бизнесом, был судим за мошенничество по 32 эпизодам, а затем вложился в Finiko и сейчас признан крупнейшим потерпевшим. О том, кого он винил во вложении, сколько мог вывести денег, но почему делать этого не стал и как его атаковали адвокаты подсудимых, — в материале «БИЗНЕС Online».
Эльвира Мусина
Как защита зацепилась за потерпевшую
На допрос по делу Finiko в Вахитовский суд была повторно приглашена потерпевшая Эльвира Мусина. В ходе допроса судья зачитала информацию о том, что диск, на котором была видеозапись с обозрением криптокошелька Мусиной, исследовать не удалось из-за неисправности. Мусина в ответ добавила, что всю информацию продемонстрирует позже.
А адвокаты фигурантов дела сослались на экспертизу и заявили: Мусина вывела из кошелька 120 тыс. рублей. Мусина спорить не стала, уточнив, что деталей тоже не помнит. Сумма ущерба потерпевшей уменьшилась, теперь она будет бороться за 1 млн 396 тыс. 400 рублей.
Адвоката Ирину Князеву заинтересовал вопрос ущерба Мусиной. В предыдущем материале мы указывали, что Мусина в своем блоге, где рекламирует курсы, активно рассказывает о своих доходах и расходах.
— В материале говорится, что вы в день тратите 1 миллион 140 тысяч рублей и эта сумма для вас является незначительной. В настоящем судебном заседании вы говорите, что вам был причинен ущерб в размере 1,5 миллиона рублей — для вас это значительная сумма?
— Я считаю, что та деятельность, которая сейчас у меня, никакого отношения к делу Finiko не имеет, — объяснила Мусина, следом добавив: — [И сумма ущерба] значительная.
После этой фразы адвокаты фигурантов попросили суд исключить Мусину из числа потерпевших. Адвокат Вадим Максимов заявил, что Мусина понимала, какую деятельность ведет Finiko, она вложила непринадлежащие ей деньги, а на полученную прибыль приобрела два продукта. Защита считает, что Мусина получила прибыль в размере 605 тыс. рублей.
Мусина, конечно же, выступила против удовлетворения ходатайства. «Я уже рассказала, что, даже если муж брал кредит на себя, это считается семейным бюджетом, мы в официальном браке. Никакие деньги я не выводила, прибыль, полученную из продукта, я с сайта не выводила, я их перерегистрировала дальше», — заявила в свою защиту вкладчица.
Судья Марина Шаронова постановила: ходатайство об исключении Мусиной из числа потерпевших будет рассматриваться в итоговом решении.
Андрей Миновский
«Я считаю, что моя семья — потерпевшая»
Следующий потерпевший — 48-летний Андрей Миновский — приехал на допрос из Сергиева Посада. Судье он рассказал, что слышал о сооснователе пирамиды Кирилле Доронине, а лично знаком с первым вице-президентом компании Андреем Галущенко и «звездой» Finiko Аленой Ларионовой.
Рассказывать запутанную историю вкладчик начал с того, как он познакомился с Ларионовой. Несколько лет назад Миновский активно занимался бизнесом. Имел ряд фирм: клининговую компанию ООО «Арт клининг» и четыре ювелирных магазина Pandora. Компания по уборке помещений будущего вкладчика обслуживала торговый центр «Счастливая 7я» в Сергиевом Посаде, там он и познакомился с Ларионовой. Подсудимая в тот момент работала в ТЦ в салоне меховых изделий.
Тогда она и предложила вписаться в инвестиции. Миновский, обдумав, согласился. И первый блин был комом: Ларионова предложила вложиться в блокчейн-платформу Cryptounit, а дивиденды должны были поступить через несколько лет. В конечном счете 20 тыс. рублей, которые вложил Миновский, сгорели.
Затем подсудимая, по словам потерпевшего, начала предлагать вложиться в Finiko. «Ларионова при каждой встрече предлагала. Но я это все мимо ушей пропускал», — говорил Миновский. Однако уговоры не прошли даром, потерпевший рассказал о теме своей жене, та Ларионову также знала лично. Через какое-то время супруга дала благословение: «Может, попробуем?!»
Потерпевший пояснил, что для них все это было в новинку. Поэтому Ларионова помогла установить приложение на телефон Миновского и жены, но поэтапно объяснить процесс в зале суда вкладчик не смог. А пользовательское соглашение компании Миновский изучил вкратце. «Я до сих пор не мог понять, от чего это все работает, — пояснял потерпевший о своей заинтересованности. — Я, конечно, изучал, но не мог понять».
После регистрации Ларионова объяснила потерпевшему, что нужно завести деньги через криптокошелек, но он не знал, как это сделать. В свою очередь Ларионова посоветовала обратиться за помощью к Галущенко.
С первым вице-президентом Finiko потерпевший встретился в московском кафе. На встречу Миновский поехал с женой, детьми и приятелем Игорем Большаковым. В кафе потерпевший и Ко задавали интересующие вопросы Галущенко, а конце встречи передали деньги — 3,2 млн рублей. В ходе допроса выяснится интересная деталь: деньги передали и Большаков, и Миновский, оба по 1,6 млн рублей. Несмотря на это, Миновский в сумму ущерба включил общие 3,2 млн рублей, утверждая, что все средства принадлежали ему.
Галущенко, получив деньги, объяснил Миновскому, что их заведут в криптокошелек; уходя, вице-президент пирамиды добавил: «Не переживайте, все будет хорошо, кофе за мой счет». А через время в приложении появились цифроны — внутренняя валюта Finiko. С Галущенко потерпевший больше не общался, лишь один раз встретил его на мероприятии, организованном финансовой пирамидой в Сергиевом Посаде.
Цифроны ежедневно росли, на кошелек капало по 1%. Если возникали дополнительные вопросы, Миновские напрямую обращались к Ларионовой.
Предприниматель продолжил: передавал деньги еще несколько раз. Помимо налички, на карту Галущенко дополнительно потерпевший перевел деньги, однако точную сумму и время вспомнить не смог. При это деньги передавал не напрямую Галущенко: в переводах ему помогал некий мужчина по имени Костик, на него вышли по рекомендации Ларионовой.
Костику Миновский передал сначала 1,6 млн рублей дома у тети, наличные обменивались и появлялись в кошельке потерпевшего. Помимо этих денег, загадочному мужчине были переданы 5 млн рублей. Эти деньги инвестировались в продукты «Недвижимость» и «Автомобиль». Потерпевший уточнил, что до инвестирования его обманули с покупкой дома, а Ларионова об этом знала и посоветовала вложиться в продукт «Недвижимость», чтобы компенсировать утраченную ранее сумму. Кроме того, лично Ларионовой потерпевший передал 1,6 млн рублей. Миновский уточнил, что при выводе накопленных процентов они вкладывались снова, потому что так делать советовала Ларионова.
Продукты компании Миновский покупал последовательно. «Мы завели деньги, у нас приходил 1 процент, через какое-то время Ларионова говорила о программах. Советовала смотреть видео с Дорониным, мы все слушали, изучали. С женой советовались и заходили, потом через два месяца еще какая-нибудь программа… Бады были какие-то, таблетки, но мы на это, правда, не успели. У меня жена хотела, но не успели, были мысли», — конкретизировал потерпевший.
В Finiko Миновский вкладывал около года. Смотрел видеоролики в интернете, однако о рисках деятельности никто потерпевшему не сообщал, заявил он в суде. Также Миновский ходил на мероприятия в Сергиевом Посаде. «На мероприятие приезжал Галущенко. Я пару раз был как зритель. Но конференцию не посещал, меня Ларионова звала постоянно. За это надо было платить какие-то деньги, мы с женой немножко удивлялись, что надо на конференцию еще какие-то деньги отдать большие. К Доронину тоже было не очень дешево попасть. Видео, если кто-то выставит, смотрели, все красиво было, шикарно, но поехать не решились», — пояснил он.
Помимо денег от бизнеса, в Finiko потерпевший вкладывал накопления, а также деньги с продажи дома.
Миновский утверждал, что программа работала, а по продукту «Недвижимость» даже пришло 8 млн рублей, однако он их не снял, ожидая еще 9 миллионов. А после уже не выводил сумму из-за падения курса цифрона. Ларионова успокаивала тем, что это временно, валюта вырастет, однако чуда не случилось, скачок не произошел, а денег на кошельке становилось все меньше и меньше. После Ларионова начала отказываться от встреч, а по телефону лишь говорила, что занята. В итоге вся сумма сгорела.
Сколько потерял
О закрытии компании Finiko потерпевший с женой узнали в Турции, во время отпуска. Точную сумму ущерба он не смог вспомнить, сославшись на то, что постоянно выводил и вкладывал кеш обратно. В заявлении Миновский указал сумму ущерба — 11 млн рублей. Однако он пояснил, что ущерб в разы больше: «Я потом узнал, что у меня есть еще кошельки. Я же сразу не мог в этой неразберихе, в этом деле все помнить. Когда начал, я подтвердил все кошельки, там сумма была другая совсем, уже не 11 миллионов рублей, а больше, какая точно, не помню».
После вложения средств через какое-то время, вспоминает вкладчик, он показал соглашение своему адвокату, тот, изучив, сказал: «[Finiko] — лохотрон». Защитник также уточнил, что «бумага» юридически составлена неграмотно, и объяснил, что это мошенничество. Миновского это не остановило, он предположил, что после разговора с адвокатом вложил средства снова.
Во время допроса потерпевший также вспомнил, как ему в 2023-м поступали угрозы со стороны адвоката Ларионовой по имени Михаил, его фамилию Миновский не вспомнил.
«Пытались под меня подсунуть бумагу какую-то, чтобы я подписал. Типа во всем виноват я, что я какой-то мошенник, свой бизнес позакрывал, каких-то людей киданул. Мне адвокат сунул бумагу и сказал: „Громко не говорите, прочитайте, надо ее подписать“. Но я, когда прочитал, понял, что пытаются на меня завести уголовное дело по статье 159, часть 4. Соответственно, я немножко разозлился и начал ругаться. Я на это не поддался, сообщил следователю. Но я бумагу эту не взял, мне никто не дал ее. Я должен был поменять показания свои, в этом духе», — рассказал потерпевший.
В ходе допроса он также многократно заявлял, что потерпевшим себя считает не только он, но и его жена, несмотря на то что заявление она не писала. «Я считаю, что моя семья потерпевшая и моя жена, я не могу быть один в семье», — добавил Миновский.
Кирилл Доронин
О чем спорили с Дорониным
Первым по традиции из «аквариума» начал задавать вопросы Доронин. Он уточнил, в какой валюте потерпевший планировал получить средства.
— Вывод в рублях мы хотели. Я точно не помню, в «крипте» не понимаю ничего. Там же в программе было, сколько-то цифронов — перевод на рубли. Допустим, я завожу примерно 3 миллиона рублей, ну и сколько там показано по курсу криптовалюты, соответственно, перевод — и при получении получаю столько-то в «крипте» и столько-то в рублях, — неразборчиво пытался объяснить вкладчик.
— Выводили в какой валюте на кошелек?
— Ну у меня жена занималась. Я знаю, что она выводила. Типа блокчейна биржа есть, какие-то там сидят люди, она им переводила вот это в «крипте», как я понимаю. Ей скидывали уже на карту или мне на карту в рублях.
— А какая тогда претензия к платформе, если вы «крипту» выводили? Почему в рублях у вас заявление? — конкретизировал подсудимый Доронин.
— Мы получали на карту в рублях валюту.
— Вы говорите, что вы не получили исполнение обязательств, 159-я статья — это хищение имущества способом обмана. Я пока не услышал обмана, хищения.
— Кирилл, я сказал, что не знаю, как ваша схема работает. То, что я знаю, я вам сказал только что, — пытался оправдаться потерпевший.
— Тогда по какой причине вы, не разбираясь в теме, решили инвестировать?
— Мы инвестировали, потому что нам подсказывала Ларионова, она говорила по всем вопросам обращаться к ней. Если она в этом не разбиралась бы, поверьте, меня сейчас не было бы здесь. Если нам говорят: «я вам помогу», пятое-десятое, «зайдите», — вот мы зашли. Кирилл, у меня жена общалась больше с Ларионовой, она больше шарит, чем я, в этом деле.
— А принимал решение об инвестировании кто?
— Мы с женой, — скинув с себя ответственность, добавил потерпевший.
Как купил на заработанные в Finiko деньги машину
Защитник Доронина Регина Шайхутдинова продолжила допрос:
— Кто вас обманул? Каким образом?
— То, что нас убедили туда зайти, в эту программу. Мы туда вложили большие деньги, — возмущался Миновский. — Может, для кого-то это копейки, а для меня большие деньги. Мы их потеряли, просто потеряли. Я считаю себя пострадавшим, я не получил ни копейки.
— Ну ведь вы же что-то получали.
— Заводили их заново. От этой программы Finiko я ничего не поимел. У нас на сегодняшний день не было и нет ничего, хотя мы рассчитывали на дом, машину. Ларионова, когда узнала о том, что все закрывается, могла бы подсказать, чтобы мы вывели быстрее деньги. А нам говорят: «Не выводи». Мы на сегодняшний день с семьей, с двумя детьми живем в съемной квартире.
— 8 миллионов, получается, поступили?
— Поступили, но мы их не сняли, потому что нам Ларионова сказала: «Не думайте, все нормализуется, все поднимется, и вы снимете свои деньги». Мы звонили ей в день по несколько раз, а она: «Андрей, подождите-подождите». Вот дождались, ничего не получили, — настаивал вкладчик.
— Автомобиль, который вы купили, на проценты был куплен? Сколько он стоил? — спросила уже адвокат Ларионовой Марина Фаткудинова.
— Ну не на все, я что-то добавлял. Покупали машину за 1,6 миллиона, точно не помню.
— А их тоже в ущерб посчитали?
— Ну я их посчитал в ущерб, потому что я эти деньги, когда продал машину, также вложил.
Причина инвестирования потерпевшего — убеждения Ларионовой
За два месяца до входа в Finiko был признан банкротом
Адвокат Максимов неожиданно спросил:
— Вы когда-нибудь были осуждены по 159-й статье УК РФ, 32 эпизода?
— Да. Судимость погашена.
Последующие вопросы на эту тему судья снял, т. к. судимость к делу отношения не имеет. Защитник продолжил:
— Вы обращались в Арбитражный суд Московской области в 2021 году с заявлением о признании вас банкротом?
— Да.
— Какова ваша задолженность?
— Перед Сбербанком — 3,5 миллиона рублей, брал на открытие пятого магазина Pandora, перед пандемией. Через два месяца началась пандемия и все прогорело. В ВТБ миллион с чем-то и в Альфа-Банке. Но я не помню точно, я это делал для бизнеса, — объяснил Миновский.
— Вам списали долг?
— Да.
— Вы обратились в арбитражный суд с заявлением о признании вас банкротом в марте 2021 года. Через два месяца после заявления вы вносите 5 миллионов рублей в Finiko вместо возврата денег кредиторам, как требует это закон. Вы о Finiko рассказали арбитражному управляющему, о том, что вы 5 миллионов вложили?
— [Арбитражному управляющему] не говорил. Я вкладывал в Finiko потому, что понимал, что все после пандемии накрывается. Я тогда не был банкротом, у меня шел процесс, — заявил потерпевший в свою защиту.
— Прошло два месяца уже, по закону вы должны любые денежные средства уплачивать кредиторам, а вы вносите их в проект, на свою личную выгоду.
— Я не могу ответить на этот вопрос.
Максимов попросил вынести определение, приобщив протокол данного судебного заседания, и направить его в ГУ МВД по Московской области для проведения проверки. Адвокат считает, что, возможно, Миновский совершил преступление в части 195-й статьи УК РФ.
Почему вкладывался друг, а заявление писал Миновский
Затем адвокат Князева пыталась понять, почему деньги в пирамиду вносил Большаков, а потерпевшим считает себя Миновский.
— 1,6 миллиона рублей были нашими деньгами, он давал нам в долг, — пояснил бывший бизнесмен.
— [Большаков] заходил от своего имени?
— Да.
— А как вы считаете 3,2 миллиона рублей причиненного вам материального ущерба? Почему вы суммируете, Большаков же самостоятельно заходил?
— Заводили на него, но деньги я занимал под себя, я ему деньги не вернул. У него тоже вся сумма сгорела, — пытался объяснить логику Миновский.
— По поводу машины — вы ввели денежные средства, сумму, которую вы внесли изначально, потом вывели и обратно внесли, вы ее тоже в сумму ущерба считаете? И первую, и вторую?
— Ну да. Я завел туда свои деньги. То, что я ничего не получил, продал машину и опять вложил, вы считаете, что я заработал? Я не помню, сколько заводилось и выводилось, я предоставил все следствию.
— А сколько теща внесла денег?
— 5 миллионов рублей. На [счет] жены тоже заводили.
— А на 11 миллионов заявление вы писали?
— Да.
— То есть это сумма из кошелька Большакова, тещи, вашего и жены?
— Наверное, да.
Во время заседания выяснилось еще несколько интересных фактов. Оказалось, что по его реферальной ссылке в пирамиду вложились как минимум 18 человек. При этом их оборот был в размере $179 тысяч. Он объяснил, что никого из 18 человек не звал, по его ссылке прошли регистрацию лишь двое.
Помимо этого, по подсчетам адвокатов, из 1,6 млн вложенных средств за 10 месяцев потерпевший получил 3,8 миллиона. Засчитал ли он эти средства в ущерб, осталось загадкой, он лишь пояснил: «Я говорил, что завел [все деньги]. Что накапало, я не считаю ущербом».
Слова адвоката о том, что «Finiko — лохотрон», Миновского не остановили, потерпевший допускает, что после услышанного он снова вкладывал средства в финансовую пирамиду.
Во время допроса Миновский всячески пытался объяснить, как его завербовали, однако в своем добровольном решении вступления в проект так и не признался, отвечал лишь: «Мы с женой вместе принимали решение». А причина, вторил он, убеждения Ларионовой. К следующему заседанию адвокаты попросили Миновского предоставить налоговую декларацию и выписку из банковских счетов за 2020–2022 годы.
Бурный допрос на этом не завершился, его поставили на паузу. Сегодня предприниматель Миновский снова выступит в суде.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.