1. Прямиком из Санкт-Петербурга в Казань почти на целый год приехали редко экспонируемые картины Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека и других именитых мировых художников. Для выставки «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» в центре «Эрмитаж-Казань» отобрали 175 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа.

  2. Из названия выставки понятно, что она посвящена расцвету европейской культуры как воплощению понятия savoir vivre — искусство наслаждения жизнью. Ту пору, от окончания Франко-прусской войны (1871) и до начала Первой мировой (1914), романтично назвали Прекрасной эпохой, или Belle Époque. Например, на картине (слева) «Ложа/Зрительницы (Фойе театра)» французского художника Тони (Антуана Гийома) Минарца и «В кафе» американца Альфреда Генри Маурера можно наблюдать ту неспешную жизнь, полную удовольствий.

  3. Неслучайно выставку анонсирует «Дама на террасе» Матисса, которая изображает радость жизни. Искусство того времени отличает особенная детская непосредственность. Многие художники открыли для себя силу ребенка как творца и стали видоизменять свои подходы к изображению мира. «Ребенок пишет душой, как он чувствует. Конечно, и Матисс, и Пикассо неслучайно считали, что ребенок — это главный художник», — отметила куратор выставки, главный хранитель отдела западноевропейского изобразительного искусства Ольга Леонтьева. К слову, московский галерист и искусствовед Ильдар Галеев оценил эту работу одного из главных европейских художников периода модернизма как самую дорогую на данной экспозиции — в $10 миллионов. По текущему курсу это более 1 млрд рублей.

  4. Экспозиция охватывает 40 лет истории и объединяет художников разных взглядов и разных направлений. Куратор рассказала «БИЗНЕС Online», что радость жизни — это лишь одна из граней Прекрасной эпохи и период между двумя войнами стал травматичным моментом затишья перед бурей. «Казалось, что вообще война как таковая не случится больше никогда. Мы покончили с этим. Мы век прогресса, мы век науки. И очень страшно обрывается эта эпоха», — рассказала она.

  5. Выставочные предметы поделены по залам тематически. Например, сразу на входе зрителей встретит раздел «Пейзаж» и «Отдых на свежем воздухе». «Здесь мы соединили работы в прекрасный букет, создали цветочную композицию из самых разных имен», — отметила куратор выставки. Здесь и Моне, как ярчайший представитель импрессионизма, и Матисс, и Поль Гоген, и Огюст Ренуар, и многие другие любители пленэров. Тенденция проводить время на природе появилась именно в ту пору — в большом количестве высаживались деревья в городах, разбивались парки, появилась сеть железных дорог, которая объединила всю Европу и сделала путешествия возможным для широких масс, а не только для привилегированных слоев населения.

  6. Художники тогда начали писать на свежем воздухе, это тоже становится возможным благодаря техническому прогрессу. В 1841 году американский ученый и художник Джон Рэнд запатентовал тюбики для скоропортящихся красок. Соответственно, сами краски становятся более яркими, и художники начинают обращаться с цветом смелее.

  7. «Конечно, юг Франции привлекает внимание художников, что было просто не по карману раньше. Континенты становятся гораздо „ближе“ друг к другу, поэтому в зале мы видим такие шедевры, как „У подножия горы“ Поля Гогена. Ни в XVIII веке, ни даже в начале XIX века это было невозможно, просто немыслимо, — подчеркнула Леонтьева. — И Поль Гоген, который считал цивилизацию губительной для человечества и видел в ней корень многих бед, бежал от этого всего и возвращался к истокам жизни, когда человек и природа находятся в гармонии». По оценке Галеева, стоимость «У подножия горы» (слева) может доходить до $6–8 миллионов.

  8. Второй зал переносит зрителей из отдыха на свежем воздухе в мир парижских развлечений — театров, кабаре и пышных вечерних нарядов.

  9. Очень выразительная гравюра «Жанна Авриль» Эдгара Шахина, на которой изображена известная танцовщица легендарного кабаре «Мулен Руж», муза многих художников Жанна Авриль. «Время, когда все было возможно», — так можно охарактеризовать противоречивый период. В ночных увеселительных заведениях могли пересекаться абсолютно разные люди — рабочий и принц Уэльский, к примеру. Как вам такая компания?

  10. Платье словно мерцает!

  11. По соседству расположилась совершенно противоположная по настроению картина Пикассо «Столик в кафе (Бутылка „Перно“)». Предметы изображены хаотично — здесь видно и само кафе, и столик, и бокал, и абсент «Перно», и вывески на заднем плане… «Какая-то расфокусировка происходит в зрении, когда слишком много всего, и вот уже все путается, все мешается в наших глазах. И это тоже про скорость времени, потому что на самом деле люди переживали тогда огромный стресс, — объяснила куратор выставки. — Неслучайно Прекрасная эпоха — это время и декаданса, и внутренней депрессии, надлома». По ее словам, испанский мастер смог прочувствовать хаотичность того времени, что и перенес на холст.

  12. Париж конца XIX века стал центром притяжения для художников. Как раз в эпоху импрессионистов он был полностью перестроен, превратившись из города с тесными улочками в блистательную французскую столицу с комфортабельными зданиями и широкими дорогами. Впервые он предстал на холстах как на фотографиях современности — с высоты.

  13. Обратим внимание на детали.

  14. В изображении французской столицы также прослеживается лейтмотив противоречивости. У Альбера Марке Париж «живой», радостный, солнечный…

  15. …а Морис Утрилло увидел город пустынным и одиноким.

  16. Париж пестрел плакатами, превратившимися в новое искусство. Сейчас реклама фотоаппарата с девушкой в винтажном платье будет выглядеть странно, а тогда рекламные вывески с недавно появившимся Kodak собирали тысячи восхищенных взглядов горожан.

  17. Появление фотографии разделило художников на два лагеря. Одни утратили как таковую задачу детально воспроизводить действительность и начали пробовать другие направления в искусстве. Другие решили посоревноваться с изобретением. Картина Эдмона-Жоржа Гранжана «Вид Елисейских полей от площади л’Этуаль в Париже» имеет исключительную проработанность — «зафиксировано» даже движение колес, чего камера тогда еще не умела.

  18. В преддверии Прекрасной эпохи происходит важное событие — Япония открывает свои границы и в Европу потекли ширмы, яркие веера и, конечно, японские гравюры. Это все очень сильно освежило европейское искусство. Те же самые яркие краски тоже отчасти пришли в картины импрессионистов из Страны восходящего солнца, вторя японским визуальным традициям.

  19. Красавицам Прекрасной эпохи отведен отдельный зал. Культ женской красоты в тот период достиг своего пика, и художники изображали своих героинь то роковыми дамами, то простыми миловидными девушками.

  20. Как тут не вспомнить о парижской моде? Француженки меняли платья едва ли не на каждый выход, а шлейф их парфюма неизменно очаровывал. В центре «Эрмитаж-Казань» подготовились к выставке с французским акцентом и расставили в зале аромастанции. Парфюм парижанок, свежескошенная трава рядом с пленэром, терпкий аромат кабаре…

  21. Из аксессуаров у девушек особенно ценились шляпки. «Появиться без шляпы — это просто немыслимо, это однозначно появлению в обнаженном виде», — рассказала Леонтьева.

  22. Иронично, что стиль ню был особенно популярен среди художников того времени, так что шляпа, пожалуй, даже в приоритете.

  23. Мастеров портретного жанра тоже не забыли. Многие картины экспонируются впервые. Например, работы венгерско-еврейского художника Филипа Аликсиса Де Ласло специально отреставрировали для путешествия в Казань.

  24. «Это совершенно новый проект, потому что некоторые выставки у нас путешествуют, видоизменяются, а здесь мы полностью готовили с нуля для Казани. Отчасти даже с учетом того, что уже было здесь. Поэтому в выставке уникальный состав, и в первую очередь он уникален именами и уровнем искусства», — поделилась куратор выставки.

  25. Ренуар и Дега получали за свои картины максимум по 200 франков, тогда как Александр Кабанель писал портреты богачей-аристократов и зарабатывал десятки тысяч франков за одно полотно. Тогда это был величайший художник своего времени, слава французской школы и Франции как таковой, поэтому неудивительно, что, например, министр иностранных дел Александр Горчаков заказал картину у него, а не у импрессионистов. Зато сейчас Кабанеля никто не помнит, а Ренуар и Дега более чем на слуху.

  26. Во многом именно российские коллекционеры повысили ценность импрессионистского искусства, заметила Леонтьева. Сергей Щукин и Иван Морозов скупали французскую живопись и таким образом подняли цены на нее.

  27. Взаимодействие Франции и России было не только на рынке искусства. Художник Эдуар Детай детально изобразил масштабный сюжет визита Николая II во Францию.

  28. Посмотрим поближе. Таким увидел баталист последнего российского императора.

  29. А вот и открытие моста Александра III, перекинутого через Сену.

  30. Заключительным разделом выставки стало направление модерн, или так называемый ар нуво. Предметы декоративно-прикладного искусства размещены в стенде-инсталляции парижского трамвая, сделанного специально для выставки.

  31. Экспозицию о Прекрасной эпохе можно посетить до 14 сентября 2025 года. Причем за это время она трижды поменяет состав — из-за хрупкости материала графику необходимо убирать из выставочных залов, так что каждые три месяца выставка будет обновляться. По оценке Галеева, стоимость каждой картины — за пределами 7-значных цифр. Страховка всех предметов искусства обошлась минимум в $100 миллионов.