В центре «Эрмитаж-Казань» завтра официально открывается выставка «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков». Экспозиция собрала работы известных европейских художников — Клода Моне, Пабло Пикассо, Поля Гогена, Огюста Ренуара, Анри Матисса, Эдгара Дега. «На самом деле люди переживали тогда огромный стресс. Неслучайно Прекрасная эпоха — это время и декаданса, и внутренней депрессии, надлома», — рассказывает куратор выставки Ольга Леонтьева о противоречивом периоде между двумя войнами. О том, почему Ренуар зарабатывал две сотни франков за картину, а малоизвестный художник — десятки тысяч, когда появились первые тюбики с красками и какая картина выиграла соревнование с фотографией, — в материале «БИЗНЕС Online».
-
Прямиком из Санкт-Петербурга в Казань почти на целый год приехали редко экспонируемые картины Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека и других именитых мировых художников. Для выставки «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» в центре «Эрмитаж-Казань» отобрали 175 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа.
-
Из названия выставки понятно, что она посвящена расцвету европейской культуры как воплощению понятия savoir vivre — искусство наслаждения жизнью. Ту пору, от окончания Франко-прусской войны (1871) и до начала Первой мировой (1914), романтично назвали Прекрасной эпохой, или Belle Époque. Например, на картине (слева) «Ложа/Зрительницы (Фойе театра)» французского художника Тони (Антуана Гийома) Минарца и «В кафе» американца Альфреда Генри Маурера можно наблюдать ту неспешную жизнь, полную удовольствий.
-
Неслучайно выставку анонсирует «Дама на террасе» Матисса, которая изображает радость жизни. Искусство того времени отличает особенная детская непосредственность. Многие художники открыли для себя силу ребенка как творца и стали видоизменять свои подходы к изображению мира. «Ребенок пишет душой, как он чувствует. Конечно, и Матисс, и Пикассо неслучайно считали, что ребенок — это главный художник», — отметила куратор выставки, главный хранитель отдела западноевропейского изобразительного искусства Ольга Леонтьева. К слову, московский галерист и искусствовед Ильдар Галеев оценил эту работу одного из главных европейских художников периода модернизма как самую дорогую на данной экспозиции — в $10 миллионов. По текущему курсу это более 1 млрд рублей.
-
Экспозиция охватывает 40 лет истории и объединяет художников разных взглядов и разных направлений. Куратор рассказала «БИЗНЕС Online», что радость жизни — это лишь одна из граней Прекрасной эпохи и период между двумя войнами стал травматичным моментом затишья перед бурей. «Казалось, что вообще война как таковая не случится больше никогда. Мы покончили с этим. Мы век прогресса, мы век науки. И очень страшно обрывается эта эпоха», — рассказала она.
-
Выставочные предметы поделены по залам тематически. Например, сразу на входе зрителей встретит раздел «Пейзаж» и «Отдых на свежем воздухе». «Здесь мы соединили работы в прекрасный букет, создали цветочную композицию из самых разных имен», — отметила куратор выставки. Здесь и Моне, как ярчайший представитель импрессионизма, и Матисс, и Поль Гоген, и Огюст Ренуар, и многие другие любители пленэров. Тенденция проводить время на природе появилась именно в ту пору — в большом количестве высаживались деревья в городах, разбивались парки, появилась сеть железных дорог, которая объединила всю Европу и сделала путешествия возможным для широких масс, а не только для привилегированных слоев населения.
-
Художники тогда начали писать на свежем воздухе, это тоже становится возможным благодаря техническому прогрессу. В 1841 году американский ученый и художник Джон Рэнд запатентовал тюбики для скоропортящихся красок. Соответственно, сами краски становятся более яркими, и художники начинают обращаться с цветом смелее.
-
«Конечно, юг Франции привлекает внимание художников, что было просто не по карману раньше. Континенты становятся гораздо „ближе“ друг к другу, поэтому в зале мы видим такие шедевры, как „У подножия горы“ Поля Гогена. Ни в XVIII веке, ни даже в начале XIX века это было невозможно, просто немыслимо, — подчеркнула Леонтьева. — И Поль Гоген, который считал цивилизацию губительной для человечества и видел в ней корень многих бед, бежал от этого всего и возвращался к истокам жизни, когда человек и природа находятся в гармонии». По оценке Галеева, стоимость «У подножия горы» (слева) может доходить до $6–8 миллионов.
-
Второй зал переносит зрителей из отдыха на свежем воздухе в мир парижских развлечений — театров, кабаре и пышных вечерних нарядов.
-
Очень выразительная гравюра «Жанна Авриль» Эдгара Шахина, на которой изображена известная танцовщица легендарного кабаре «Мулен Руж», муза многих художников Жанна Авриль. «Время, когда все было возможно», — так можно охарактеризовать противоречивый период. В ночных увеселительных заведениях могли пересекаться абсолютно разные люди — рабочий и принц Уэльский, к примеру. Как вам такая компания?
-
Платье словно мерцает!
-
По соседству расположилась совершенно противоположная по настроению картина Пикассо «Столик в кафе (Бутылка „Перно“)». Предметы изображены хаотично — здесь видно и само кафе, и столик, и бокал, и абсент «Перно», и вывески на заднем плане… «Какая-то расфокусировка происходит в зрении, когда слишком много всего, и вот уже все путается, все мешается в наших глазах. И это тоже про скорость времени, потому что на самом деле люди переживали тогда огромный стресс, — объяснила куратор выставки. — Неслучайно Прекрасная эпоха — это время и декаданса, и внутренней депрессии, надлома». По ее словам, испанский мастер смог прочувствовать хаотичность того времени, что и перенес на холст.
-
Париж конца XIX века стал центром притяжения для художников. Как раз в эпоху импрессионистов он был полностью перестроен, превратившись из города с тесными улочками в блистательную французскую столицу с комфортабельными зданиями и широкими дорогами. Впервые он предстал на холстах как на фотографиях современности — с высоты.
-
Обратим внимание на детали.
-
В изображении французской столицы также прослеживается лейтмотив противоречивости. У Альбера Марке Париж «живой», радостный, солнечный…
-
…а Морис Утрилло увидел город пустынным и одиноким.
-
Париж пестрел плакатами, превратившимися в новое искусство. Сейчас реклама фотоаппарата с девушкой в винтажном платье будет выглядеть странно, а тогда рекламные вывески с недавно появившимся Kodak собирали тысячи восхищенных взглядов горожан.
-
Появление фотографии разделило художников на два лагеря. Одни утратили как таковую задачу детально воспроизводить действительность и начали пробовать другие направления в искусстве. Другие решили посоревноваться с изобретением. Картина Эдмона-Жоржа Гранжана «Вид Елисейских полей от площади л’Этуаль в Париже» имеет исключительную проработанность — «зафиксировано» даже движение колес, чего камера тогда еще не умела.
-
В преддверии Прекрасной эпохи происходит важное событие — Япония открывает свои границы и в Европу потекли ширмы, яркие веера и, конечно, японские гравюры. Это все очень сильно освежило европейское искусство. Те же самые яркие краски тоже отчасти пришли в картины импрессионистов из Страны восходящего солнца, вторя японским визуальным традициям.
-
Красавицам Прекрасной эпохи отведен отдельный зал. Культ женской красоты в тот период достиг своего пика, и художники изображали своих героинь то роковыми дамами, то простыми миловидными девушками.
-
Как тут не вспомнить о парижской моде? Француженки меняли платья едва ли не на каждый выход, а шлейф их парфюма неизменно очаровывал. В центре «Эрмитаж-Казань» подготовились к выставке с французским акцентом и расставили в зале аромастанции. Парфюм парижанок, свежескошенная трава рядом с пленэром, терпкий аромат кабаре…
-
Из аксессуаров у девушек особенно ценились шляпки. «Появиться без шляпы — это просто немыслимо, это однозначно появлению в обнаженном виде», — рассказала Леонтьева.
-
Иронично, что стиль ню был особенно популярен среди художников того времени, так что шляпа, пожалуй, даже в приоритете.
-
Мастеров портретного жанра тоже не забыли. Многие картины экспонируются впервые. Например, работы венгерско-еврейского художника Филипа Аликсиса Де Ласло специально отреставрировали для путешествия в Казань.
-
«Это совершенно новый проект, потому что некоторые выставки у нас путешествуют, видоизменяются, а здесь мы полностью готовили с нуля для Казани. Отчасти даже с учетом того, что уже было здесь. Поэтому в выставке уникальный состав, и в первую очередь он уникален именами и уровнем искусства», — поделилась куратор выставки.
-
Ренуар и Дега получали за свои картины максимум по 200 франков, тогда как Александр Кабанель писал портреты богачей-аристократов и зарабатывал десятки тысяч франков за одно полотно. Тогда это был величайший художник своего времени, слава французской школы и Франции как таковой, поэтому неудивительно, что, например, министр иностранных дел Александр Горчаков заказал картину у него, а не у импрессионистов. Зато сейчас Кабанеля никто не помнит, а Ренуар и Дега более чем на слуху.
-
Во многом именно российские коллекционеры повысили ценность импрессионистского искусства, заметила Леонтьева. Сергей Щукин и Иван Морозов скупали французскую живопись и таким образом подняли цены на нее.
-
Взаимодействие Франции и России было не только на рынке искусства. Художник Эдуар Детай детально изобразил масштабный сюжет визита Николая II во Францию.
-
Посмотрим поближе. Таким увидел баталист последнего российского императора.
-
А вот и открытие моста Александра III, перекинутого через Сену.
-
Заключительным разделом выставки стало направление модерн, или так называемый ар нуво. Предметы декоративно-прикладного искусства размещены в стенде-инсталляции парижского трамвая, сделанного специально для выставки.
-
Экспозицию о Прекрасной эпохе можно посетить до 14 сентября 2025 года. Причем за это время она трижды поменяет состав — из-за хрупкости материала графику необходимо убирать из выставочных залов, так что каждые три месяца выставка будет обновляться. По оценке Галеева, стоимость каждой картины — за пределами 7-значных цифр. Страховка всех предметов искусства обошлась минимум в $100 миллионов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.