«БУЛГАРИЯ» ТЯНЕТ КО ДНУ
Итоги пассажирской навигации-2012 в Татарстане оказались неутешительны: объем пассажирских перевозок сократился ровно в 2 раза, рентабельность теплоходов была на нуле, при этом цены на путевки выросли на 10%. Особенно «просело» ранее бронирование. По словам генерального директора компании «Волжские путешествия» Вячеслава Самолина, в целом по рынку глубина раннего бронирования сократилась минимум вдвое. «И дело здесь не только в «Булгарии», которая просто добила рынок, но и в том, что туризм в нашей республике, не только круизный, не развивается вообще, – добавил Самолин. - Все держится только на старых достижениях ветеранов бизнеса».
По оценкам директора представительства «Спутник-Гермес» Ларисы Шарыгиной, если бы трагедии с «Булгарией» не случилось, то в прошлом году была бы лучшая навигация по степени загрузки, какая вообще была бы только возможна за последние несколько лет. Она также добавила, что туристы сегодня научились выбирать теплоходы и планировать круизы по датам отпуска. «Туристы теперь спрашивают, кто оператор, просят показать все технические документы, детально даже изучают, какие экскурсии и в каких городах предлагаются, - рассказала Шарыгина. - То есть туристы теперь выбирают тур осознанно, а не так, как раньше: вот у меня в июле отпуск, отправьте меня куда угодно».
О серьезном спаде говорит и директор компании «Азат тур» Элина Слободенюк. Она отметила, что даже туристы, традиционно предпочитающие круизный отдых, в этом году переориентировались на зарубежные туры. «Мы наблюдали серьезный спад по речному туризму после «Булгарии», думаю, более чем в два раза, - отметила Слободенюк. - Туристы речными турами практически не интересовались. И здесь сыграли роль и недешевые цены, и «Булгария», и даже то, что мы лишь туркомпания, а не туроператор. Конечно, если кто покупает сейчас речные туры, интересуется состоянием теплохода, собирает информацию об операторе. А нам, как агентству, речными турами стало неинтересно заниматься в том смысле, что прибыли они приносят минимум».
Больший интерес к зарубежному рынку отметила и директор компании «Весь мир» Гузеля Вахитова. «Наверное, зарубежный рынок должен сказать «Булгарии» спасибо, - отметила Вахитова. - Хотя лично у нас спада как такового не было. Но только по той причине, что мы работаем по «спросу-предложению».
С коллегами солидарны и топ-менеджеры компаний «Адмирал», «Спутник-Гермес», «Столица», «Весь мир», в один голос заявляющие об осторожности туристов, проверяющих технические документы судна, и интересе к турам туроператоров, а не сторонним компаниям, а также о том, что именно местный рынок пострадал гораздо сильнее, чем российский. «Навигация в Татарстане по понятным причинам от «Булгарии» пострадала сильнее, чем в других регионах, - отметила Шурыгина. - Тем не менее и потенциал для восстановления у нас больше».
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценили общий объем российского рынка речных круизов после крушения «Булгарии» в 400 - 500 тыс. человек, татарстанский в лучшем случае - в 2 тысячи.
ОДИН В КАЗАНИ ВОИН
Вдобавок ко всему, в этом сезоне был запущен только один теплоход казанского формирования – «Борис Полевой», принадлежащий компании «Адмирал». Оказалось, что три из четырех компаний-владельцев не вывели свои судна по одной и той же причине – затянувшегося ремонта. Планового, как в случае с «Павлом Мироновым» и «Георгием Головачевым», и внепланового, как в случае «Жолио-Кюри», пострадавшим прошлой осенью из-за пожара в доке. Напомним, что еще в прошлом году по Волге ходили четыре казанских теплохода: «Азимут» (теплоход «Павел Миронов»), ООО «Адмирал» (теплоход «Борис Полевой»), «ЗАО «Волжские путешествия» (теплоход «Жолио-Кюри») и «Сафар» из Нижнекамска (теплоход «Герой Головачев»).
Кроме того, на общее количество теплоходов, совершающих круизы с высадкой в Казани (всего их было от 13 до 22, в зависимости от месяца), существенное влияние оказывали постоянные уходы судов в док. «В этом году я знаю, что были такие случаи, когда отменялись рейсы из-за того, что техническое состояние судна не соответствовало тому или иному регламенту, - рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора по туризму «Адмирал» Евгения Казакова. - И это происходило с хорошими, а не худшими теплоходами. Например, осенью мы не хотели идти в круиз, но у теплохода, который был на класс выше, чем наш «Полевой», сломалось подруливающее устройство. В этом году у самарских теплоходов возникали проблемы, например, у «Толстого». Были теплоходы, которые уходили в затон на ремонт посреди лета. Но это нормальная ситуация, транспорт ломается. Когда автомобиль, например, барахлит, мы же не говорим, что он плохой, любая техника ведь изнашивается». Именно с ужесточением правил выхода кораблей в акваторию, а также проверками в каждом порту и пристани, связал невыход теплохода «Павел Миронов» и коммерческий директор бюро путешествий «Столица» Сергей Мильграм.
В свою очередь, по мнению генерального директора бюро путешествий «Столица» Наили Валиуллиной, перенос и отмена рейсов вкупе со страхом после «Булгарии» привели к резкому недобору туристов. «Рейсы формировались, но недобирались. Более половины туристов в итоге не брали рейсы на другие теплоходы: кто-то перехотел, кого-то по датам что-то не устраивало. Сезон в целом прошел под знаком нестабильности, ситуативности (внезапно возникшие проблемы приходилось решать тут же и на месте) и надежд», - подытожила Валиуллина.
Добавим, что в этом году в Татарстане появился один новый теплоход - четырехпалубный «Федор Достоевский» поволжского туроператора «Спутник-Гермес».
ВВЕРХ ПО ВОЛГЕ, ТЕКУЩЕЙ ВНИЗ
Особенностью прошедшего сезона навигации стало и смещение интереса казанцев к круизам вверх по Волге (с заездами в Самару, Нижний Новгород, Суздаль и другие города). Новые предпочтения казанцев Казакова связала с климатом. «Раньше люди предпочитали ездить в Астрахань. Теперь в июле-июне и у нас жара, и у них. Люди не хотят дальше ехать в жару, туда, где еще горячее», - объясняет она. А вот Шарыгина связала новый интерес казанцев не с климатом, а большим количеством городов, более насыщенной экскурсионной программой и меньшим количеством перегонов. «А вот самарцы, наоборот, больше любят ходить вниз по Волге, – сообщила Шарыгина. - Но мы решили в следующем году, учитывая интересы казанских туристов, больше ставить рейсы вверх».
Максимальная загрузка кораблей традиционно пришлась на июль. Однако в этот жаркий месяц, по оценкам Мильграма, загруженность судна не превысила 50%, в итоге и для туристов цены были высокими (недобор плюс инфляция), и сами теплоходы прибыль практически не получили. В среднем, по оценкам Мильграма, одно судно до Астрахани может принести максимум 3,8 млн. рублей дохода за 10 дней (цена путевки для туриста – 19 800), из которых более 85% уйдет на питание, коммуникации, техническое состояние судна и зарплату сотрудникам. Максимальная чистая прибыль в день в итоге может составить лишь 150 тыс. рублей. Однако в этом сезоне при самом лучшем раскладе теплоход за день мог сделать не более 75 тыс. рублей. А ведь ко всему прочему летом необходимо отложить средства для поддержания состояния судна в зимний период.
Сами участники рынка указывают на высокие цены. К примеру, высокими называет цены на круизы директор бюро путешествий «Столица» Валиуллина. «Они получаются не конкурентными, ведь по той же цене можно выбрать туры подальше, выбрать даже средиземноморский круиз, – отметила она. - Может быть, у нас в отрасли немного неправильно выстроена политика: из 365 дней навигация работает только 100 дней. Но в неработающие дни судно ведь тоже надо содержать, оплачивать минимальный штат. Тем более, что многие сейчас стали вкладывать в ремонт, техническое оснащение кораблей. Цены по сравнению с прошлым годом выросли процентов на 10. То есть и так было падение спроса после «Булгарии», а тут еще повышение цен».
Шарыгина отметила и другой нюанс – необходимость менять цены, подстраиваться под ситуацию. «Цены на этой навигации были абсолютно адекватны ситуации на рынке. Адекватны снижению спроса на рынке. Нам приходилось подстраиваться, лавировать, так как цены менялись даже в сам период, – сообщила Шарыгина. - К сожалению, не было жестких цен. Людям ведь было обидно, если они покупали по одной цене, а потом она изменилась, а ничего уже изменить было нельзя. Надеюсь, на следующий год нам удастся выдержать единую ценовую политику. Надо всегда отдавать себе отчет в том, что если туроператор снижает цены, то он всегда это делает за счет чего-то. Как правило, за счет технического момента, так как цены на топливо, питание не снижаются.
ДОКУДА ДОПЛЫВЕТ УНИВЕРСИАДА
Тем не менее, несмотря на падение спроса, участники рынка полны оптимизма и прогнозируют его восстановление уже к следующему году. Безусловно, на оптимизм ряда участников повлияло ожидание Универсиады. «По нашим прогнозам, следующая навигация уже априори будет иной, – отметила Казакова. - Меняются условия, важнейшим среди которых становится проведение в Казани Универсиады. Уверена, что увеличится количество прогулок, например, до Свияжска, который захотят посмотреть гости города. Какие-то теплоходы, возможно, напрямую будут задействованы в Универсиаде. Вполне вероятно, что у нас появятся конкуренты. Каждая навигация своеобразна, поэтому многое нельзя предугадать заранее».
И действительно, о новом пароходе казанского формирования, в частности, задумывается поволжский туроператор «Спутник-гермес». «Наши планы по формированию собственного парохода прояснятся в ближайшее время, после поездки в Самару. – отметила Шарыгина. - Пока однозначно могу сказать, что будем увеличивать блоки. Будем больше формировать посадочных мест на Казань».
«ОБЪЕМЫ УМЕНЬШИЛИСЬ РАЗА В ДВА»
Эксперты прокомментировали для газеты «БИЗНЕС Online» итоги летнего сезона.
Наиля Валиуллина – директор бюро путешествий «Столица»:
- У нас навигация прошла хорошо, поскольку у нас нет своих кораблей. Мы продавали все, что есть на рынке. Объемы, конечно, уменьшились раза в два, уменьшилось и ранее бронирование, которого раньше было очень много. Допустим, раньше до Нового года мы делали миллион или два, а сейчас ровно в два раза меньше.
Как всегда всплеск был летом. В июле-августе. У нас брали туры и вверх по Волге. И вниз тоже. Брали и короткие по продолжительности туры. И длиннее. Единственной проблемой было то, что рейсы отменялись и переносились из-за недобора. В принципе, туристы к этому нормально относятся, так как мы заранее их предупреждаем. Поэтому в этой навигации, наверное, крайне мало и было раннего бронирования. Особо много рейсов снималось в начале навигации и конце. Кто-то пересаживался на другой рейс, но очень многие, так как не было ничего подходящего, просто отказывались. Стали постоянно интересоваться техническим состоянием судна. Тем более, что судна периодически не выходят из-за каких-то проблем, но это, как говорится, дела житейские.
Евгения Казакова – заместитель генерального директора по туризму «Адмирал»:
- В связи с тем, что у нас у единственных был в эту навигацию пароход собственного формирования, значительного спада, как многие, мы не наблюдали. Но и подъема мы не ощутили, хотя высокий спрос на определенные круизы был. Были даже такие рейсы, на которые нам людям приходилось отвечать отказом. Традиционно пиками роста стали июль и август.
Раннее бронирование у нас тоже присутствовало, в отличие от многих других. Им чаще всего пользовались постоянные клиенты, которые знали, какие рейсы у нас бывают загружены. И таким клиентам, как правило, все равно, есть ли скидка при раннем бронировании или нет, скидка все равно редко превышает 15 процентов. Просто при раннем бронировании доступны лучшие места и каюты, а люди, которые путешествуют постоянно, уже четко знают, где, в какой каюте они хотят ехать.
Эту навигацию с навигацией прошлого года сравнивать не очень правильно. После трагедии с «Булгарией» пошла волна отказов. Кто-то приходил и в истерике отказывался от поездки. В этой навигации тоже у людей был страх, но выражался он в иной форме. Люди хотели поехать, но теперь спрашивали документы. Они хотели увидеть техническое состояние судна, подтверждающее его безопасность. И мы к этому подготовились заранее. У нас допуск к эксплуатации до 2016 года, плюс, естественно, ежегодный регистр. Проверки мы проходим регулярно, не только в Казани, но и практически во всех портах следования.
Лариса Шарыгина – директор представительства «Спутник-Гермес»:
- Наша компания в этом году предоставила на казанский рынок три теплохода («Валерий Чкалов», «Хирург Разумовский» и «Федор Достоевский»), но не чисто казанского формирования. Они формировались в Самаре и Казани. Почему мы не поставили теплоход на Казань, хотя была такая задумка? Конечно, это связано с «Булгарией». После резкого спада спроса в прошлом году, в этом году ставить теплоход мы просто не решились. Но мы были очень рады, когда к нам пришли наши постоянные клиенты, которые поддержали нас и вселили оптимизм.
В эту навигацию были и случаи, когда теплоходы по техническим причинам в круиз не отправлялись. Машины тоже на дороге ломаются. А после «Булгарии» на моменты, которые были всегда, стали обращать особо пристальное внимание. Многие теплоходы из-за снижения спроса в затон уходили еще в конце августа-начале сентября, но мы выдержали до конца сезона.
Сергей Мильграм – коммерческий директор бюро путешествий «Столица»:
- Подорожало практически все, начиная от портовых сборов, обслуживания, шлюзования, до топлива. Это связано и с инфляцией, и с тем, что ряд портов перешли в частные руки. В частности, стоянка под Астраханью «Ахтуба» теперь в частных руках. Частные причалы есть и в Нижнем Новгороде. Большую роль в повышении цен играет и топливо, большие четырехпалубные корабли съедают порядка 7 тонн топлива за сутки, трехпалубные порядка 3,5 тонн за сутки. И это не считая масла. На тонну уходит 30 тысяч рублей, то есть только на топливо уйдет порядка 100 тысяч. Плюс зарплата экипажу, на мелкий ремонт, на зимний отстой необходимо что-то оставить. Аренда, обслуживание - за все надо платить. В этом сезоне мы торговали по ценам прошлого. И такая тенденция наблюдается практически у всех. Для нас было актуальнее продать как можно больше туров, чтобы потом обеспечить обслуживание судна.
Питание сегодня колеблется от 700 до 1200 рублей в сутки на человека. Что касается кают, то есть убыточные, допустим, трюмовые. А есть с рентабельностью 200 - 250 процентов. Это люксы. Но их не так много, две-три каюты. Цены разные, но дешевле, чем 1,3 - 1,5 тысячи рублей в сутки не рассчитывается. Если, к примеру возьмем 9-дневный астраханский рейс, получим 13,5 тысяч, добавим питание - 6,3 тысячи, получим среднюю цену - 19,8 тысячи. Если мы эту сумму умножим на 200 мест, получим 3 миллиона 800 рублей. И это за 10 дней. За сутки - 380 тысяч. Убираем 100 тысяч за топливо, тысяч 80 - зарплата экипажу и работникам ресторана, порядка 50 тысяч - на фекальные системы, заправку питьевой водой и так далее, коммуникацией с портами и прочее. Остается 150 тысяч. И это максимальная сумма, которую можно заработать за сутки при максимальной загрузке теплохода. Но такого не бывает, чтобы на теплоходе всегда было 200 человек. По статистке, в июне загрузка теплоходов была не более 50 процентов. То есть около 100 человек, а при этом каждый день фирма несет убыток более полумиллиона и, как правило, чаще продаются убыточные (бюджетные) места. А дорогие остаются непроданными. В результате фирмам, содержащим суда, едва хватает денег на зимний отстой и в вод судна в эксплуатацию следующего летнего сезона.
Не думаю, что путевки подешевеют. Ну а у тех, кто будем демпинговать на рынке и продавать более привлекательные по ценам путевки, будет страдать качество. До «Булгарии», конечно, люди воспринимали круизный отдых как более или менее безопасный, элитный и комфортный. Зашел на борт теплохода и начал отдых, ведь довольно много людей боится самолетов, не любит поезда. А тут хоть каждый день выходи в новом платье, которое ты просто один раз загрузил на борт, а просыпаешься - новый город. Считаю, что для того, чтобы утопить «Булгарию» нужно было иметь очень сильное желание это сделать. Или еще что-то в этом роде. Все факторы должны были срастись, чтобы это произошло. Да, в свое время была трагедия, что не в тот пролет пошел Суворов. Самолеты падают намного чаще, поезда с рельс сходят, автобусы бьются. В речном порту до сих пор не введены несколько пассажирских судов, которые осуществляют прогулочные рейсы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.