СТОРОННИКИ ПОХОРОНИЛИ АМИРА НА «ЮТУБЕ»

На днях стало известно о смерти «амира моджахедов Татарстана», взявшего на себя ответственность за теракты 19 июля в Казани. Видеоролик с церемонией его похорон появился в интернете. Причиной смерти называется «непродолжительная болезнь». На 10-минутном видео демонстрируется лицо «амира Мухаммада», сам обряд захоронения и сообщается, что смерть наступила «23 числа месяца зу-ль-каада 1433 года по хиджре» (что соответствует 9 октября 2012 года). Хоронит амира человек, одетый наполовину в камуфляжную форму, лицо его закрыто маской.

В следственном комитете газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что данное видео принципиально не повлияло на ход следствия. «Следствие не располагает документами, подтверждающими или опровергающими смерть, идет проверка», - сказала нашему изданию помощник руководителя СУ СК РФ по РТ Эльвира Газизова.

Напомним, история с амиром началась в августе, когда в сети появилось видео, на котором мужчина, представившийся амиром моджахедов Татарстана, заявил, что берет на себя ответственность за события 19 июля в Казани. Ролик был приобщен силовиками к материалам следствия. На видеоролике, по некоторым данным, был запечатлен Раис Мингалеев. Ранее он был объявлен в розыск, поскольку следствие установило, что он причастен к убийству начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиуллы Якупова, а также к покушению на убийство муфтия республики Илдуса Файзова. Помимо Мингалеева в розыск был объявлен и другой подозреваемый - Роберт Валеев (оба 1976 года рождения), по утверждению СКР по РТ, они являются приверженцами радикального течения ислама. А также разыскиваются житель деревни Малый Атмас Рыбнослободского района Татарстана Рафис Гариев и житель Казани Альберт Исмагилов. За важную информацию о них и совершенном преступлении правительство республики объявило награду в 1 млн. рублей.

13 ШАХИДОВ, 5 ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ И НОВЫЙ АМИР

Любопытно, но помимо закадрового текста в видео похорон амира есть и титры, сообщающие, в частности, о том, что якобы «с 2008 по 2012 год по одним данным на пути Аллаха в Татарстане стало шахидами 13 братьев, с 2007 пропали без вести 5 мусульман». Имена шахидов и пропавших без вести, впрочем, авторы видеоролика не сообщили.

Само видеосообщение о внезапной смерти «амира моджахедов Татарстана Мухаммада» выложил еще 15 октября некто «Иван Иванов». Тот же пользователь на Youtube выложил в тот же день еще один ролик. На этот раз уже с обращением к мусульманам республики. В нем от лица «моджахедов» выступает человек в камуфляжной куртке и черной балаклаве с пистолетом в правой руке. В этом 9-минутном ролике аноним сообщает, что после неожиданной смерти «нашего амира Мухаммада, ставшего шахидом», был собран совет - «шура моджахедов» – на котором новым «амиром» единогласно стал Абу-Муса. Кто скрывается под именем Абу-Муса, пока неизвестно. Кроме того, в обращении (которое, к слову, зачитывают на русском языке) раскрываются якобы дальнейшие планы борьбы с «мунафиками» и «кяфирами». И утверждается, что джихад, частью которого стали теракты 19 июля в Казани, будет продолжен, никто из «моджахедов Татарстана» сдаваться не собирается.

Новое видео в следственном комитете пока не комментируют.

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

Сам факт появление фигуры амира моджахедов в медиапространстве республике летом этого года было более чем удивительным, и даже в его реальность поначалу поверили немногие.

Теперь же персонаж Мухаммад стал еще более мифическим, а история с ним на глазах становится все более странной. Амир появился из ниоткуда, и ушел в никуда… Возникает ряд вопросов. Действительно ли амир мертв? И если да, то отчего он умер? Или же моджахеды решили инсценировать его смерть? Но, главным образом, волнует больше вопрос: "А был ли мальчик?" Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», «мальчик»-то собственно был, но вот имел ли этот мальчик хоть какое-то отношение к шокирующему теракту 19 июля, неизвестно.

По слухам, Раис Мингалеев учился в чистопольской коррекционной школе №10. Однако директор школы Ильхамия Сабирзянова заверила корреспондента «БИЗНЕС Online», что сам Раис учился в 18-й чистопольской школе (18-й школы, впрочем, сейчас нет, она реорганизована, и потому получить какую-либо информацию о Мингалееве от директора школы №18 нам не удалось - прим. ред.). А в ее школе учился его младший брат Равиль.

«Его братишка учился у нас, Равиль. И он исчез несколько лет назад. Равиль утверждал, что собирался учиться в университете в Казани, а потом вроде бы, как говорят, уехал в Пакистан и там исчез. Странный был… С самим Раисом я встречалась один-два раза, когда он был еще школьником. Раис приходил к нам на «разборки» защищать брата. Приходил Раис для защиты брата из другой школы, потому что последнего обижали», - рассказала она.

В интернете, к слову, можно найти информацию об исчезнувшем Равиле Мингалееве 1985 года рождения. Пропал он еще в 2005 году, однако мать братьев не прекращает его поиски. География поисков одновременно впечатляет и наводит на мысль, что радикальными исламскими взглядами отличался и младший брат «амира моджахедов» - «Иран, Пакистан, страны Азии». Как пишет сама мать братьев Миннур Мингалеева: «В июле месяце 2005 года ушел из дома, сказав, что поступает учиться в Казань. Потом мы узнали, что он поехал в Москву и оттуда полетел в Иран. В том году нам сказали, что он, возможно, находится в одной из тюрем Пакистана в городе Пешавар. Во время обстрела на посту Ладапотак в городе Мякин в Пакистане он находился там, и его там посадили. Очень просим вас помочь найти моего сына и проверить эту информацию».

«ПРОБЛЕМА БОЛЬШЕ КРИМИНАЛЬНАЯ, НЕЖЕЛИ СОЦИАЛЬНАЯ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», сомневаются в том, что в истории с амиром есть что-то серьезное, считают Мингалеева всего лишь «пугалом» и призывают не поддаваться на «химеры».

Рафаэль Хакимов - директор института истории академии наук РТ, депутат Госсовета РТ:

- Маловероятно, что под всей ситуацией с амиром есть что-то серьезное. Нет базы, нет социальных слоев. Может, кто-то и занимается дурью, но на что-то серьезное не похоже. И у населения реакции на это нет никакой. Насколько реально то, что в Татарстане могут быть такие моджахеды, амир, организованная группа, готовая совершать теракты? Это в принципе возможно, но в таком случае – нечто привнесенное извне республики. Не то, что вышло из наших рядов. Так как границы открытые, и понятно, что конфликтных точек в мире много: и Афганистан, и Кавказ, и различные арабские страны. Эта проблема существует для всех стран. Но социальной почвы для подобных структур в нашей республике найти довольно сложно. Кроме криминальных слоев. Поэтому, на мой взгляд, эта проблема в большей степени криминальная, нежели социальная.

Зачем было нужно в принципе это «появление» амира и его смерть? Возможно, чтобы посмотреть, какая будет реакция у населения. Кому это надо? Самым разным группам. В том числе тем, кто заинтересован в том, чтобы найти у нас социальную базу для пришлых радикальных групп. И реакции мы, кстати, не наблюдаем у населения. Но у криминальных каких-то структур отклик найти это может, у них очень схожее мышление и идеология.

АНАЛИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ НА УРОВНЕ «ПОДПОЛЬЯ НЕТ, АМИР – МИФ» НЕПРАВИЛЬНО

Рафик Мухаметшин - ректор Российского исламского университета:

- Ситуация с амиром действительно очень туманная. Хотя сам амир в принципе реальное лицо. Его личность установлена, его разыскивали. Это не мифическая фигура, а вполне реальная. Но если мы будем признавать существование амира, то мы должны признавать существование и местного подполья. Но ведь, по крайней мере, никогда особых его признаков до 19 июля этого у нас в республике не было. Да, были какие-то события, Нурлат тот же. Но вряд ли стоило бы рассуждать о функционировании некоего подполья – поводов не было. Хотя некие эксперты о нем и говорят. История с амиром странная. Или это определенное пугало для того, чтобы пугать нас, что есть подполье. И соответственно его убийство было сделано для того, чтобы его спрятать. Дескать, его уже нет, и его лучше уже не разыскивать. В этой истории больше вопросов, чем ответов.

Если пугало, то кто его сделал? Я думаю, есть определенные силы, которые пытаются раскачивать ситуацию в Татарстане. События 19 июля ведь тоже были в принципе связаны с тем, чтобы немножко раскачать ситуацию у нас. Ну, и чтобы поддержать напряжение, фигура амира и была создана. Да, его личность реальная, но что за ним стоит? Или это только для СМИ дают такую информацию? Чтобы убедить в реальности организованного подполья в Татарстане?

Не думаю, что если у нас это подполье не могло бы быть, то значит оно пришлое, извне. Сам же амир, если слушать его видеовыступления, позиционировал себя как амир моджахедов Татарстана. То есть, возглавлял, по его словам, радикальное подполье республики. Он намекал на то, что у нас дескать появилось свое организованное бандформирование.

На самом деле, здесь вопрос остается открытым. Проблема радикализации ислама Татарстана есть, и я говорил об этом на круглом столе в «БИЗНЕС Online». Есть определенная закономерность в том, что появились такие функционеры. Нельзя сказать, что это стопроцентная случайность. Вопрос в другом. В том, насколько легко мы дошли до этой радикализации. Может быть, действительно многие вещи мы упустили. На многие вещи, возможно, мы закрываем глаза. Ситуацию безусловно надо оценивать более реально, более трезво.

Эти ролики говорят о том, что ситуация может быть не кардинально, но меняется. И меняется не в лучшую сторону. Это требует, по крайней мере, со стороны экспертного сообщества более углубленного изучения вопроса. А соответствующие структуры – МВД, ФСБ – в свою очередь должны принимать какие-то меры, чтобы этого не было. Анализировать ситуацию на уровне «подполья нет, амир – миф» это, мне кажется, не совсем правильно. Проблему надо ставить серьезнее.

«НЕ НУЖНО ПОДДАВАТЬСЯ НА ИНСЦЕНИРОВКИ»

Рустам Курчаков - экономист, автор ряда философских книг:

- Вы знаете, я читал комментарии к вашей публикации на эту тему. Мне кажется, комментаторы адекватно отреагировали на это событие. Другое дело, ставить себе целью ответить на вопрос, был ли это спектакль или нет, мне кажется, ложный путь. Надо просто спокойно закрыть для себя эту тему и не поддаваться на информационные провокации.

Могут ли правоохранительные органы в таком случае спокойно закрыть глаза, решив, что раз умерла фигура, взявшая на себя ответственность за теракт, мы дальше расследовать не будем? Нет, это вопрос уже к ним. Я здесь могу только догадываться. Но опять же тратить свою личную энергию на разгадывание этих ребусов, мне кажется, не стоит. Наверное, есть охотники отвлекать наше внимание от работы вот такими ребусами, и не нужно на эту удочку поддаваться.

Возможны ли в принципе подобные моджахеды, серьезные радикальные группы в нашей республике? Я не специалист по исламу, но в смутное время возможно все. Даже если это не складывается объективно, это можно сделать искусственно. Я думаю, мы как раз и являемся свидетелями искусственных постановочных спектаклей. Их очень много в самых разных сферах. И в базовых даже, как, например, в экономической. А уж здесь чему удивляться? Возможно все. Время такое. Не нужно просто поддаваться на химеры, на инсценировки. Это главное. А вот это беспокойное состояние общественного сознания, я думаю, нам всем в минус. Надо быть спокойнее, сдержаннее. И не позволять этим манипуляторам нами управлять. Если будет небу угодно, все откроется, если это не нужно нам, оно не откроется. Мы просто проедем это и забудем.

Азат Ахунов – доцент кафедры регионоведения и исламоведения института востоковедения и международных отношений КФУ:

- Этот вопрос в первую очередь связан с тем, кому это выгодно было – теракты 19 июля. Какие силы, какие группы интересов существуют? Я сам лично считаю, что существуют как минимум две группы сил, заинтересованные в дестабилизации обстановки в Татарстане. Это, прежде всего, скажем так, «державники», которые ностальгируют по Советскому Союзу в том числе. Это бывшие военные, примкнувшие к ним русские националисты. Они заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать ситуацию в республике. Вторая группировка – это близкие к первой псевдоэксперты, которые просто используют эту тему для раскрутки каких-то своих интересов, конечная цель которых - дестабилизация обстановки в Татарстане.

Исходя из этого, можно спросить, кому это выгодно вообще было: публикация сведений об амире, о моджахедах? Это точно не интересует ни Москву, ни Казань. В Москве это неинтересно, ни силовым органам, ни каким-то федеральным структурам – перед Универсиадой, когда наоборот нужно защищать образ Татарстана, говорить о стабильности… Невыгодно и Казани создавать каких-то моджахедов, это играет против образа современного развивающегося Татарстана. Трудно поверить, что эти моджахеды вообще существуют. Мне кажется, это инсценировка, не очень даже искусно сделанная, грубо сделанная. Как Чехов сказал, если ружье есть в первом акте, значит, в третьем акте оно должно выстрелить. То есть, поскольку ружье (амир) появилось на сцене, оно должно было выстрелить, и оно выстрелило (умер амир моджахедов). Амир свое дело сделал, теперь он может уйти со сцены. Не думаю, что это что-то серьезное. Мне, как человеку, хорошо знающему менталитет своего народа, ясно, что какая-то воинственность, желание воевать, хвататься за оружие татарам не свойственны. Это просто не в характере татарского народа.