ПО 0,8% В ГОД

Сегодня в Набережных Челнах на деловом понедельнике рапортовали о росте числа предпринимателей в малом и среднем бизнесе. Как заявила заместитель руководителя исполнительного комитета Наталия Кропотова, с начала года в городе наблюдается рост числа вновь созданных предпринимательских структур почти на 15%. Кропотова напомнила, что в Набережных Челнах «ведется серьезная работа по увеличению доли современных институтов развития», таких как бизнес – инкубатор, КИП «Мастер», промышленный парк «Развитие», IT-парк, агропромпарк. В целом, если учесть вводимые объекты, это более 7 тыс. рабочих мест и 23 млрд. рублей в экономику города.

После того, как Кропотова закончила свой доклад, Шайхразиев спросил у нее о том, какова на сегодняшний день в налоговых отчислениях доля малого и среднего бизнеса?

«25,2 процента», - тут же ответила начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства.

Это цифра ввела мэра в некоторое замешательство. После затянувшейся паузы он задал еще один вопрос: «И когда же мы тогда достигнем нашей цели – увеличения доли в два раза?»

«Это не будет такими уж быстрыми темпами, – ответила Кропотова. - По республике рост составляет 0,8 процента в год. У нас показатель будет чуть побольше. Но точная цифра станет известна в конце года, когда информацию предоставит налоговая инспекция».

«Нет-нет, нам нужны быстрые, хорошие результаты! - в свойственной ему манере указал на цель работы управления экономического развития Шайхразиев. - Завтра, конечно, этого не произойдет. Понятно, что это план трех-пяти лет. Но поставленная задача должна быть в конечном итоге достигнута».

Кропотовой осталось только согласиться с челнинским градоначальником.

НИ СЛЕДА ОТ КРИЗИСА?

В целом же год для Набережных Челнов складывается успешно, заявила Кропотова, из доклада которой становилось ясно – автоград окончательно затер следы кризиса. За 9 месяцев 2012 года промпредприятиями отгружено товаров, выполнено работ и услуг на сумму 134,2 млрд. рублей. Рост объема производства составил 118,2%, что выше чем, в среднем по Татарстану (106,8%) и по другим крупным городам (Казань - 114,4%, Нижнекамск -107,1%, Альметьевск - 99,9%). Основной вклад – почти 60% - в промпроизводство обеспечивает ОАО «КАМАЗ», с начала года он выпустил 36,3 тыс. грузовиков. Среди других крупных предприятий, вносящих свой вклад в развитие города, были названы "Татпроф" и КБК.

В первом полугодии объем инвестиций в основной капитал вырос на 23% (в Татарстане – на 8,2%) и составил 7,1 млрд. рублей. Денежные доходы населения увеличились с начала года на 14% (в РТ – на 12%). Зарплата увеличилась на 17% и составила 21,6 тыс. рублей, сказал Кропотова. И привела для сравнения показатели: в среднем по Татарстану - 21,3 тыс. рублей, в Альметьевске – 26,5 тыс. рублей, в Казани – 23,9 тыс. рублей, в Нижнекамске – 25,2 тыс. рублей.

«ВЫ ТАК И НЕ ОТВЕТИЛИ НА МОЙ ВОПРОС»:

Однако нашлась и своя ложка дегтя… Да еще и какая – многомиллионная! Замруководителя исполкома Альфинур Галиакберова сообщила, что поступление налоговых и неналоговых отчислений в местный бюджет составило почти 2,8 млрд. рублей. Однако по сравнению с прошлым годом на 13,2 млн. рублей произошло снижение по налоговым источникам, в основном за счет НДФЛ и поступлений от госпошлины.

То есть, с одной стороны объем инвестиций в город растет, предприятия работают стабильно, а с другой - отчисления по НДФЛ снизились почти на 60 млн. рублей. Мэра такое положение дел удивило.

Галиакберова по-научному выверенно начала пояснять – «снижение поступления НДФЛ связано в первую очередь с изменением норматива отчисления НДФЛ в местный бюджет – с 38,9 процентов в 2011 году до 32,4 процентов в 2012 году». Значительное снижение этого налога от ОАО «КАМАЗ» в июле-августе было связано с его временным переходом на четырехдневный график работы. Кроме того, «в силу объективных экономических процессов», был снижен фонд оплаты труда рядом крупных предприятий города. Это привело к снижению поступления НДФЛ на 7,2%, фактически к уровню прошлого года.

«Какие могут быть объективные причины, чтобы снижать заработную плату?» – продолжил мэр.

Как рассказала Галиакберова, снижение выплат по НДФЛ к уровню прошлого года допустили несколько крупный предприятий. Это Ford Sollers на 8,7 млн. рублей (они прекратили работу на заводе в Набережных Челнах). Это «Ведомственная охрана промышленности» на 3,2 млн. рублей (от услуг этой организации отказался КАМАЗ). Снизили отчисления ИНЭКА (на 2,95 млн. рублей), ООО «ТК ПиК» (на 2,7 млн. рублей, закрылись после продажи сети магазинов «Народный»), ООО «Камгэсавтозаводстрой» (на 2 млн. рублей), филиал ОАО «Сетевая компания» (на 2 млн. рублей), ОАО «КамГЭСэнергострой» (на 1,87 млн. рублей), ООО «Акульчев» (на 896 тыс. рублей), филиал ФГУП «Почта России» (на 748 тыс. рублей).

«У них произошло сокращение количество сотрудников?» – продолжил гнуть свою линию мэр.

На что Галиакберова рассказала, что 38 предприятий, допустивших снижение НДФЛ, были приглашены на спецкомиссии. Еще одной причиной снижения НДФЛ стало увеличение социальных и имущественных вычетов по доходам физических лиц – с начала года сумма вычетов составила 141,5 млн. рублей, что на 13 млн. 682 тыс. рублей выше уровня прошлого года.

«Вы так и не ответили на мой вопрос. У этих 38 предприятий, которые снизили выплату НДФЛ, есть какая-то объективная причина для снижения выплат? По ИНЭКа в чем причина? У них снижение почти на три миллиона!» - не сдавался Шайхразиев.

«В ИНЭКА происходит оптимизация численности, убрали вакантные должности, уменьшилось количество студентов, - пояснила Галиакберов. И, наконец, раскрыла карты. - Кроме этого предполагается сокращение численности, у них уменьшается выплата зарплаты. По «КамГЭСавтозаводстрой» решается вопрос о начале процедуры банкротства. По вневедомственной охране снизилась численность работников на 50 человек. Отсутствовали в 2012 году квартальные премии. У «Акульчева» были заблокированы счета и происходило снижение продаж из-за сезонности, а кроме того, многие работники перешли на работу в другие компании. Сетевая компания уменьшила суммы выплачиваемых в сравнении с 2011 годом премий. Кроме этого, многие работники указанных предприятий приобретали в ипотеку недвижимость и соответственно в виде льготы уменьшали свою налогооблагаемую базу», - пояснила Галиакберова.

Судя по всему, озвученную информацию придется еще внимательнейшим образом анализировать.

ЗВУЧИТ НЕПЛОХО, НО ДО ЦЕЛИ ДАЛЕКО

Леонид Иванов – гендиректор научно-консалтингового центра «Аудитор – Ч»:

- Многие структуры в республике сегодня заявляют о своей деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса. И в Челнах, действительно, есть какие-то плоды этой деятельности: за последние годы появились у нас и «КИП-Мастер», и «Гараж-2000», и IТ-парк. Однако именно производственная отрасль и строительство поддерживается недостаточно. Им нужно помогать и с заказами, лоббировать их интересы. Вместо этого у нас заметен переизбыток внимания к торговой отрасли: торговых площадок в Челнах едва ли не больше, чем нужно населению. Малый бизнес – он разный, это нужно учитывать.

Не обращаясь к статистике, могу предположить, что участие малого и среднего бизнеса Челнов в формировании валового территориального продукта сегодня составляет около 15 процентов.

Если заявляется, что сегодня малый и средний бизнес дает 25 процентов всех доходов от предпринимательской деятельности, то это, конечно, звучит неплохо. Желаемый показатель – 40 - 45 процентов, до него далеко. Однако, цифра в 25 поцентов сама мало о чем говорит. Чтобы понимать ситуацию и анализировать ее, необходимо видеть в рублях, что такое эти 25 процентов, и сравнивать с показателями прошлого года в разрезе каждого поступающего в бюджет налога отдельно.

Андрей Мазур – директор ООО «Татпак»:

– Сам я пока не пользовался поддержкой ни стороны республики, ни от муниципалитета – подавал заявку на «Лизинг-грант» в прошлом году, но не прошел конкурс. Знакомые предприниматели, однако, обращались за помощью и получали ее.

Со стороны муниципалитета заметны такие формы сотрудничества, как консультации, информационная поддержка в организации публичных мероприятий. Я считаю, исполком идет навстречу тем начинающим бизнесменам, которые отвечают определенным условиям. В частности, бизнес должен иметь в какой-то мере выраженную социальную позицию, хорошо, если он производственный, и предприятие должно давать рабочие места. Тогда исполком охотнее идет на плодотворный контакт.

Конечно, бизнесу надо помогать, он представляет собой перспективы развития города. Это не означает, что всем надо давать деньги – необходимо и бизнес-образование, которому в институте не научат. Нужны субсидии на начальном этапе – в этом аспекте как раз власти и работают, нужна пропаганда культурного обслуживания и поддержка соответственно направленных предприятий. То, что остается вне внимания властей – это налоговое бремя. Хотя бы для стартующих бизнес-проектов нужно снижать налоговые ставки на первые пару лет. А также хочу заметить, что, несмотря на усилия по финансовой поддержке начинающих, как раз они-то - новички, ею и не пользуются – информация по-прежнему не доходит до основного адресата. Есть группа бизнесменов «в теме», есть масса неосведомленных.

Сегодня, я думаю, адекватно посчитать долю малого и среднего бизнеса в территориальном продукте нельзя, поскольку налоги вынуждают бизнесменов платить независимо от того, сколько зарабатывается, а в зависимости от того, сколько требуется для возможности работать дальше.

Борис Кузнецов – профессор, завкафедрой экономики, организации и управления производством ИНЭКА К(П)ФУ:

- Удвоение малого бизнеса? Считаю, что в ближайшем обозримом будущем это не реальная задача. В длительной перспективе, конечно, могут наступить какие-то изменения, но так как идет дело сейчас, это задача нереальна.

Сейчас доля МСБ в ВРП колеблется в коридоре от 13 до 15 процентов. Это в любом случае не то, чем можно гордиться. Я вам объясню почему. Вот в 90-е годы, когда КАМАЗ практически не работал, а мэром Набережных Челнов был в то время Рафгат Алтынбаев, он показывал в ВРП цифру по доле малого и среднего бизнеса – 30 процентов. Это было предметом гордости, это был самый высокий показатель по республике Татарстан. Но зижделось это на том, что КАМАЗ в то время практически не работал. При проектной мощности 150 тысяч автомобилей, в 1998 году автогигант выпустил только три с небольшим тысячи машинокомплектов. Таким образом, его доля упала, а доля МСБ в процентном соотношении выросла. Это хорошо или плохо? А тогда на каждом высоком совещании звучала эта цифра, что у нас самая высокая доля МСБ. А было ведь время, когда доля КАМАЗа в муниципальном и региональном бюджете доходила до 20 процентов. Это было когда он выпускал 128 тысяч автомобилей. В этом году он выпустит около 50 тысяч. Так что приведенная статистика по доле МСБ - это просто игра процентов не более.

Задачу по удвоению доли МСБ ставит ведь не только Шайхразиев, но и Минниханов. Но надо любую задачу проецировать на совершенно конкретные инструменты и механизмы. Я не вижу, какие сейчас механизмы могут увеличить долю МСБ. Что губит сейчас малый и средний бизнес? Прежде всего, это очень высокие тарифы на энергоресурсы. И развивать МСБ в условиях роста тарифов на энергоносители очень трудно. Вот если будут изменения в промышленной и экономической политике, которые будут ориентированы именно на развитие МСБ, тогда можно будет ожидать каких-то подвижек. Пока есть только декларации, есть риторика. Нет инструментов. Нужны более радикальные меры в тарифной и налоговой политике.

Владимир Иванов - гендиректор ООО «Бизнес-Центр»:

- 25 процентов в общей налоговой базе предприятий – для малого и среднего бизнеса Челнов это очень много. Непонятная цифра, учитывая присутствие таких крупных компаний, как КАМАЗ, КБК, «Челны-хлеб», «Татэлектромаш»… Может быть, это у крупных предприятий такие образованные бухгалтеры, что умеют эффективнее других сокращать отчисления? Не знаю, как еще объяснить подобную цифру. А увеличение количества малых и средних предприятий на 15 процентов в текущем году - это вообще нереально, фантастика.

Я – типичный представитель малого бизнеса, работаю 20 лет, у меня 20 человек персонала. Ни о какой поддержке со стороны государства и речи нет, временами я даже думаю, что власть хочет избавиться от бизнеса вовсе. Я считаю – рост был бы, если бы не мешали работать. А эти программы субсидирования от минэкономики РТ – это фикция, показуха. В чем бизнес реально нуждается, так это в корректировке налогового прайса. Соцналог из фонда зарплаты, кадастровая стоимость земельных участков – эти налоги убивают белый бизнес. В то время, как крупные иностранные компании в той же СЭЗ «Алабуга» полностью освобождаются от налогов.

Кадастровая стоимость земли превышает реальные рыночные цены в четыре - пять раз, и республика при этом использует максимальные налоговые коэффициенты – в Челнах, например, это 1,5 процента. Сейчас по всему Татарстану предприниматели судятся из-за стоимости земли – вот вам иллюстрация к господдержке малого бизнеса. Она выражается в лозунгах и совещаниях, а реально в 90-х годах господдержка была ощутимее. Для роста нам не нужно прямой финансовой помощи, нам нужны адекватные механизмы налогообложения, чтобы бизнес вышел из тени. Как сегодня вынуждены поступать предприниматели со стажем, как поступаю я? Просто плачу налоги, при этом сокращая кадры и обороты предприятия, чтобы спокойно сидеть на своем бизнесе. Но никакого роста в этих условиях ни город, ни государство не получит.

Айрат Тагиров - директор пляжного клуба «SunDale»:

- Никакой особой поддержки я, как предприниматель, не чувствую. Но я уже и не начинающий – это новичкам надо помогать. Талантливых людей достаточно, это молодые ребята, не имеющие стартового капитала. Если правильно поставить экспертизу бизнес-проектов, адресно можно много правильных и эффективных идей продвинуть.

Я никогда не участвовал в госпрограммах, хотя жалею об этом – просто не знал о них, информации не было. Однако сегодня все, что делается властью для бизнеса, обусловлено тяжелым бюрократизмом. Да, говорят про механизмы единого окна, и тому подобное, но реально ничего не меняется – формализм, часто абсурдный, торжествует. Муниципалитет, в частности, об этом знает, но ничего не может поделать, потому что по иерархии инстанций инициативы не проходят. Мои личные примеры: я четыре месяца получал алкогольную лицензию, совершил множество лишних движений. Возьмите проверки: Санэпиднадзор и Роспотребнадзор проверяют по одним и тем же пунктам, просто дублируют друг друга, одни следом за другими. А землю оформить чего стоит! Я два года бумаги выправлял под землю для пляжа. Поэтому главная поддержка, в которой мы нуждаемся – это устранение формализма. Что касается доли малого и среднего бизнеса в доходах города, я думаю, процентов 30 можно вытянуть легко, а реально, полагаю, предприниматели дают процентов 15 сегодня.