БИТВА ЗА АВТОГРАД
На челнинском рынке продуктового ритейла идет активная консолидация. В октябре стало известно о заключении сделки по поглощению ООО «Оптовик» (оператор гипермаркетов «Эссен») челнинской сети из 60 магазинов шаговой доступности «Камилла». Сейчас сделка находится на одобрении в УФАС. Ранее Х5 Retail Group поглотила другую сеть - «Народный». Правда, по словам участников рынка, на первых порах эта покупка привела не к увеличению, а к уменьшению рыночной доли федерального ритейлера. Затеянный ребрендинг и переформатирование магазинов привели к тому, что на месяц-два магазины «Народный» были закрыты и покупатели перешли в «Челны-хлеб».
Пытается расшириться в автограде и «Магнит», открывший в ТЦ «Сити-молл» свой первый гипермаркет в городе, в планах - еще один. Правда, пока позиции игрока оценивают как слабые, принимая во внимание ошибки краснодарского ритейлера к формированию ассортиментной матрицы, которая не учитывает сложившиеся предпочтения челнинцев.
«Челны-хлеб» инициировал создание волжско-камского торгово-закупочного кооператива, который сможет противостоять ценовой политике федеральных ритейлеров в Набережных Челнах и в регионе в целом |
На этом фоне другой крупной игрок Закамья - контролируемый влиятельной семьей Юнусовых и занимающий серьезную долю рынка автограда «Челны-хлеб» - стал инициатором создания волжско-камского торгово-закупочного кооператива, который, по задумке организаторов, усилит позиции независимых региональных сетей. Вообще, стоит отметить, что сегодня «Челны-хлеб» активно привлекает западных консультантов, и за последние годы сеть сумела выделить несколько самостоятельных форматов магазинов. Например, появился формат фреш-маркета (магазинов готовой еды), который считается одним из спасательных кругов для сетей шаговой доступности.
ВТОРОЙ ЗАКУПОЧНЫЙ КООПЕРАТИВ В ТАТАРСТАНЕ
Впервые о запуске нового проекта было объявлено в середине октября в Набережных Челнах на конференции «Революция в бизнесе», где гендиректор торгового дома «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов, в числе прочих известных челнинских предпринимателей, выступал с лекцией на тему успеха в бизнесе.
Юнусов заявил тогда, что «Челны-Хлебом», торговым домом «Дуслык», оператором дискаунтеров «Закамье» и супермаркетов «Тэмле», а также торговым домом «Агат», работающим в формате cash&carry, создается волжско-камский торгово-закупочный союз, который сможет противостоять ценовой политике федеральных ритейлеров в Набережных Челнах и в регионе в целом.
По словам Юнусова, речь идет о создании в масштабах страны кооперативной платформы по образцу европейских объединений розничных торговцев, на основе союза независимых сетей России и федерального закупочного союза «Система Т3С», которые станут центром консолидации на федеральном уровне. Юнусов рассказал, что подобные союзы уже начали создаваться в целом ряде регионов России.
Согласно информации, которую озвучил корреспонденту «БИЗНЕС Online» гендиректор ТД «Челны-Хлеб», три оператора розничной торговли, вошедшие во вновь созданную структуру, контролируют 10% рынка в городах присутствия своих сетей. У ТД «Челны-Хлеб» 45 действующих магазинов в Татарстане. ТД «Дуслык» располагает 37 магазинами, а «Агат» имеет 8 торговых объектов, два из которых расположены за пределами республики - в Сарапуле и Ижевске. Штаб-квартира вновь образованного союза будет располагаться в Челнах.
Общая площадь торговых площадей, которыми располагают союзники, примерно одинакова. У «Дуслыка» – это 15 тыс. кв. м, у «Челны-Хлеба» - почти 17 тыс. кв. м, а у «Агата» - больше 18. Среднедневное количество покупателей по всем трем сетям в августе месяце достигло, по информации гендиректора «Челны-Хлеба», почти 170 тыс. человек.
Отметим, что это уже второй закупочный кооператив, который создается с участием татарстанских компаний. Одним из инициаторов создания закупочного кооператива «Союз DIY», объединяющего около 90 магазинов стройматериалов в РФ, стал казанский предприниматель Владимир Малыгин - владелец ООО «Агава» (она развивает одноименную сеть супермаркетов и формат гипермаркетов «Мегастрой»). Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель совета «Союза DIY» Ринат Мухаметвалеев, Малыгин был одним из активных участников и идеологов союза. Как известно, задачей любого закупочного кооператива является консолидация закупок сетей, а также обеспечение выгодных условий поставок из России, Европы и Юго-Восточной Азии. Как признается Мухаметвалеев, объединиться регионалов заставила растущая экспансия западных сетей DIY. Похожая ситуация и в продритейле, но здесь пока главные конкуренты – это федеральные сети Х5 и «Магнит».
ПОСТРОИМ ЛОГОПАРК
Юнусов рассказал газете «БИЗНЕС Online» о подробностях нового проекта.
- Эдуард Рафаэлевич, какие задачи призван решить создаваемый волжско-камский торгово-закупочный союз?
- Целью создания торгово-закупочного союза стало желание повысить доходность компаний – членов торгово-закупочного союза путем улучшения бизнес-процессов как внутри магазинов, так и за счет управления складскими и транспортными издержками.
- Какой экономический эффект от создания этого союза вы намерены получить?
- Результативность - это очень важный момент, и мы ждем его, как и все люди, быстро и сразу, но мы должны прекрасно понимать, что сегодня результатом является создание качественного механизма, который позволил бы работать в ближайшие годы. Показатели экономического эффекта, о которых сейчас можно было бы говорить, пока не определены. Утверждением целей на следующий год мы планируем заниматься в ближайшие два месяца. На сегодняшний день есть позитив, мы общаемся с крупными мировыми и федеральными брендами, есть понимание. Тема союзного кооперативного движения висит в воздухе уже порядка пяти лет. Есть неудачи в регионах России, есть в Москве определенные неудачи в переговорных процессах. На сегодняшний день то, что мы имеем, считаю, является хорошим стартом.
Результатом нашей совместной работы стал логистический центр на 4600 европаллет, который ориентирован на выполнение этих контрактов. Есть площади, закуплено оборудование, в которые инвестированы определенные средства. Сегодня собрана команда специалистов, которые будут выполнять качественные показатели. Мы намерены показать нашим партнерам-поставщикам, что компания в качестве логистического сервиса будет соответствовать, а в чем-то даже и превосходить федеральных игроков. После того как все это будет выполнено, можно будет говорить о каком-то экономическом эффекте. Сейчас сделан только первый шаг. Наши логистические возможности позволяют нам оперировать сегодня долей в районе 30 процентов от оборота компаний. В ближайшие три года мы планируем выйти на уровень доли в районе 70 - 90 процентов.
- Это подразумевает строительство новых терминалов, логистических центров?
- Да, но мы не строим на сегодняшний день пока ничего. Есть отдельно взятый план компании «Челны-Хлеб», и в нем четко прописано, что мы занимаемся работой по проектной документации. Я надеюсь, что мы сделаем первый шаг в строительство РЦ в следующем году.
- Кто инициатор создания союза?
- Организатором торгово-закупочного союза стал союз независимых сетей России. Это некоммерческая организация, существующая уже около пяти лет. Работа по созданию в регионах своих товарищей-практиков, которые бы лежали в основе общефедерального союза, идет активно в последние два года.
Союз - это некоммерческая организация. Опыт работы таких союзов в России исчисляется, по сути дела, последними двумя годами. Есть такие союзы в Сибири. Структура союза такова, что есть некоммерческая организация, где принимаются основополагающие решения, связанные со стратегией развития, есть коммерческая структура – торгово-закупочный союз, в котором четко прописаны коммерческие цели - работа по контрактам поставщиков. В СНСР входят сегодня более 60 независимых сетей России.
- Кто вошел в создаваемый союз и на каких условиях?
- Это три компании – торговый дом «Челны-Хлеб», ТД «Дуслык», развивающий сеть дискаунтеров «Закамье» и супермаркетов «Тэмле», и ТД «Агат», работающий в формате cash& carry и развивающий свою дистрибьюторскую сеть.
На сегодняшний день, мы считаем, этого достаточно. Когда будут отработаны стандарты, определен и согласован финишный устав, мы сможем увидеть в составе союза и другие компании. Этот процесс начнется в марте следующего года.
- Каковы условия вхождения в союз?
- Процесс создания устава идет не первый год. Это документ более чем на ста листах. Если ответить коротко, то там прописаны правила поведения, которые бы позволили существовать и получать экономический эффект как собственникам средней, крупной, мелкой сети, так и и одиночным магазинам. Это основной стержень и правила, которым мы пытались придать юридические основы. В основе разработки нашего устава лежат работы наших коллег по немецкому, голландскому и венгерскому рынкам. Вообще, в целом в мире кооперативное движение развито очень сильно. Если говорить о его участниках в Европе, они контролируют сегодня не менее 40 процентов рынка. При этом у них не только высокая доля, но они еще являются и лидерами в области бизнес-процессов. Сегодня есть структура, которая по миру объединяет все кооперативы. Мы ведем работу по правильному построению нашей стратегии развития, по среднесрочному и долгосрочному планированию. В то же время очень важно, чтобы здесь на местах все-таки были реальные движения, о чем мы с вами ранее говорили.
«НА ВТОРОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ БУДЕТ ЕДИНАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА»
- То есть вы намерены интегрироваться в европейское кооперативное движение?
- Однозначно. Наша задача – кооперация с европейскими коллегами. 25 - 26 октября (читайте репортаж «БИЗНЕС Online» с этого мероприятия – прим. ред.) в Москве состоялся съезд собственников независимых сетей России. На нем была определена политика развития на ближайшие годы, суть которой как раз и состоит в том, что мы должны активироваться в регионах и одновременно с этим готовить общефедеральную площадку для консолидации наших возможностей. Если говорить о наших коллегах, работающих за рубежом, бюджеты этих организаций позволяют им владеть собственными распределительными центрами. У них есть свой банк, у них есть свой собственный промышленный кластер, который производит продукцию для собственных торговых марок различных категорий товаров. Это и мясокомбинаты, и хлебозаводы, и молокозаводы. У них есть свои медицинские центры, которые направлены на соцобеспечение, у них есть свои инвестиционные фонды, которые покупают конкурентов или помогают тем территориям, где есть, скажем так, проблемы в конкуренции с федеральными сетями. Структура эта очень серьезная, бюджет которой на сегодня превышает в разы бюджеты существующих федеральных игроков в России.
- Какие регионы будут входить в сферу деятельности союза?
- Структура союза такова, что есть региональные кооперативные объединения, есть областные, республиканские, есть объединения по округам. Мы будем отвечать за свою территорию, в то же время мы будем согласовывать свои действия с нашими соседями-регионами. Жесткого разделения и привязки к конкретному региону у нас не будет. В первую очередь мы готовы разделиться по логистическим правилам, что позволит оптимизировать бизнес-процессы. В бизнесе нет национальностей, нет признаков, которые разделяли бы его территориально. Мы будем отталкиваться именно от эффективности построения наших бизнес-процессов и экономического результата.
- Расскажите, пожалуйста, какие главные опасности вы видите для региональных ритейл-игроков?
- Наша главная опасность - это федералы, у них огромные ресурсы, прежде всего финансовые. Кроме того, у них высокая доля формирования каких-то политических аспектов. На уровне законодательства. Мы сегодня видим, что есть попытки обозначить определенные преференции для федеральных игроков. Я думаю, что, если государство нас будет поддерживать и видеть, что региональная розница нужна и интересна, у нас все получится!
И самое главное - мы абсолютно понятны для нашей власти. Надеемся, что эти взаимоотношения перейдут в правильное русло. Те законодательные инициативы, которые сегодня лоббируются различными структурами, позволят нам увидеть наше будущее более ярко выраженным. Будут созданы специальные кооперативные законы, будет создано управление договорами, которые позволят таким региональным кооперативам не противоречить условиям федерального антимонопольного законодательства и законов о торговле.
- Не приведет ли создание ТЗС к тому, что сети станут слишком похожими друг на друга? Учитывая, что наверняка и акции вы будете проводить согласованно и одновременно.
- Да мы планируем, что на втором этапе развития наших отношений будет единая политика. И в целом, если приводить примеры, которые есть в мире, везде идет оптимизация издержек. И управление одним брендом всегда будет обходиться гораздо дешевле и эффективнее. Все это отразится в конечном итоге на доходности компании, себестоимости и предложении на полке для покупателей.
- Как будет управляться союз? Решения будут приниматься коллегиально, или оперативное управление будет передано одному менеджеру?
- Есть разные уровни принятия решений. В зависимости от уровня и горизонтов этих решений и полномочия распределены. На сегодня полномочия есть у руководителя, у председателя совета. В этом году председателем являюсь я. Что касается принятия решений на долгосрочную и среднесрочную перспективу, они обязательно, в соответствии с нашим уставом, согласовываются только коллегиально. И принятие таких решений проходит практически единогласно.
- То есть предполагается ротация руководящих органов?
- Да, по нашей договоренности планируется ротация председателя совета. В этом году советом руковожу я. На самом деле, управление подобным проектом занимает очень много времени. Это сложная работа. И одна из сегодняшних моих задач – это создать фундамент существования этого союза.
«БАРЫШЕВ ПОШЕЛ ПО ПУТИ ПОГЛОЩЕНИЯ»
Прокомментировал газете «БИЗНЕС Online» создание союза и другой его участник - владелец торгового дома «Дуслык» Ренат Сулейманов. «Понятно, что любое объединение - это определенное улучшение каждого участника этого объединения в том или ином. Поскольку у нас три сети, то каждая из них определенным образом решает свои вопросы, связанные с улучшением. Для кого-то это улучшение логистики, для кого-то улучшение условий контрактов, для третьих это еще что-то. Интерес он в этом выразился, мы его попытались сформулировать и создали кооператив, - размышляет Сулейманов. - У Барышева свои мысли по поводу развития, он пошел не по пути объединения, а по пути поглощения, т. е. его шаг по приобретению «Камиллы» как раз свидетельствует об этом. Для него развитие органическое таким образом. Он увеличивает свое присутствие за счет поглощения каких-то игроков» По мнению владельца ТД «Дуслык», конкурентные преимущества компании — это работа с фрешем, работа с собственным производством.
«Третье — это работа с персоналом, чистота в зале, работа со светом, это много чего, чем мы можем в выгодную сторону отличаться от «Магнитов», Х5. Если у нас хватит ресурсов, мы будем лучшими, - говорит он. - Трудно соизмерять свои планы, не зная планы конкуртенов. Основным нашим конкурентом я считаю структуру «Эссен», «Камиллу», потом Х5 и «Магнит». Если понимать, какие планы по развитию у них, можно строить и свои. Но куда двигаться еще есть».
По словам Леонида Абаюшкина - генерального директора федерального закупочного союза «Система «Т3С», основные бонусы для торговых сетей заключаются в улучшении коммерческих условий у поставщиков и создании общей для нескольких ритейлеров инфраструктуры. «Консолидируя объемы закупок, сети получают различные скидки и бонусы от поставщиков и производителей. Чем больше объем, тем больше преференции, все просто. Аналогичная ситуация с инфраструктурой сообща, гораздо проще создать современный распределительный центр, держать собственный парк автотранспорта и тому подобное, - говорит Абаюшкин. - Безусловно, сегодня ключевыми игроками на отечественном рынке являются федеральные сети. Они ведут агрессивную экспансию в регионы. Кроме того, вступление в ВТО открыло страну для новых иностранных игроков. Приход на наш рынок Walmart гораздо ближе, чем кажется многим. В таких жестких условиях для есть несколько путей: продать свой бизнес федералам, работать в качестве франчайзи или объединиться со вчерашними конкурентами по региону и строить свой бизнес сообща в кооперативе».
По мнению представителя ТЗС, трем-четырем сильным розничным сетям, объединившимся в кооператив, вполне под силу занять 50% рынка и даже больше в своем регионе.
«ТАКИХ КРУПНЫХ ЗАКУПОЧНЫХ СОЮЗОВ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ В ЕВРОПЕ, США, В РОССИИ НЕТ»
Своим мнением о перспективах кооператива с газетой «БИЗНЕС Online» поделились эксперты.
Иван Федяков – генеральный директор «Инфолайн»:
- Плюсы очевидны: сложение тех объемов закупок, которые делает каждая отдельная сеть, и в итоге большие обороты и получение более выгодных цен. Для региональных сетей проблема довольно серьезная, так как закупочные цены у региональных дилеров и производителей крупных потребительских товаров выше, чем цены на полках в магазинах у сетей федеральных. Поэтому объединение просто необходимо. Получая более выгодные условия, у объединившихся сетей появляется возможность конкурировать с сетями федеральными.
Что касается данного конкретного союза, то три данные сети критическую массу не создадут. Фактически у них объем очень небольшой. Поэтому говорить о каких-то серьезных последствиях для рынка не приходится. Но если они входят в союз независимых сетей, то они смогут получить нечто большее, чем если бы они ограничились просто союзом сами с собой. Удастся ли им увеличить долю на рынке? Все будет зависеть от структуры рынка и его развития. Понятно, что сети вступают в этот союз, чтобы улучшить свои рыночные позиции, повысить конкурентность. Если в данный момент их основные конкуренты ничего не сделают, то вступление в союз позволит сетям увеличить свою долю и даже, быть может, открыть новые магазины, которые раньше открывать было нерентабельно. Здесь еще надо понимать, что таких крупных закупочных союзов, которые есть в Европе, США, в России нет. Союз независимых сетей, конечно, объединил более 100 сетей, но именно консолидированных закупок они делают пока не очень-то и много.
Но для этих игроков это некоторое политическое решение, возможность грамотно отстаивать свои интересы, в том числе и на региональном уровне. В первую очередь это решение стратегическое. Такие понятия, как собственные торговые марки, могут возникнуть только при наборе определенной массы оборота. А относительно небольшие региональные сети никогда не смогут набрать тот оборот, при котором разработка собственных торговых марок станет целесообразной. В данном случае, входя в союз независимых сетей России, игроки смогут воспользоваться системой «Т3С», которая уже долго занимается разработкой собственных торговых марок. Все решение по консолидации – это решение не тактическое, а стратегическое, то есть последствия будут прорисовываться в течение одного-двух лет (не раньше), и то при грамотном менеджменте в сетях. Но если оно будет, будет и положительный итог.
Если мы говорим о продовольственном рынке, то первое место - у X5 со своими мультибрендовами сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». Второе место - у «Магнита», который стремительно догоняет X5. Далее место - у французской торговой сети «Ашан», METRO Cash&Carry, «O’Кей», «Лента».
МЕRСЕDЕS СО СКИДКОЙ
Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент» (дисконт-центр XL):
- Бонус создания и вступления в союз простой – получить влияние и власть над производителем продукции, поставщиком. Для того чтобы увеличить сроки реализации продукции и выиграть на обороте дебиторской и кредиторской задолженности, выгодно вступить в союз. И поставщик становится зависим от союза, так как он полностью отдает продукцию в союз независимых сетей России. Более того, поставщик с союзом начинает торговаться и просить план на год, на следующий год, через год и так далее. Фьючерсные поставки, цены, то, что предлагал поставщик. Сети, вступившие в союз, однозначно ориентируется на увеличение прибыли. Осталось им только договориться между собой о ценах реализации продукции. По России и Татарстану лидер X5 - это и «Карусель», и «Перекресток», и «Пятерочка».
Крупные лизинговые компании, например «Европлан», не знаю как сейчас, но в 2009 и 2010 годах скидка на Mercedes равнялась 10 процентам. Никакой дилер не даст вам скидки более 4 процентов. А «Европлан» фактически принес Mercedes союз потребителей, что стало выгодно и Mercedes, и «Европлану», которые сделали из этого мощное маркетинговое преимущество. За счет полученных 10 процентов они могли получить автомобиль в рассрочку на целый год (и даже на два, в зависимости от первоначального взноса), и эти 10 процентов за тебя выплачивал сам Mercedes. Вот в этом наглядные плюсы объединения. Когда люди объединяются и идут к производителю и говорят, что они купят сразу и много, производитель, например, говорит, что в феврале у них это не покупается, так что давайте этим людям отдадим это да еще с огромной скидкой. Выгода обоюдная. То есть нужны только консолидирующая сила и адекватный менеджмент на заводе, тот, кто может договариваться. Сети еще могут, сговорившись, влиять на покупателя. То есть они получают власть двойную: влияют и на производителя, и на покупателя. Союз просто может выставить свои условия и сказать, допустим, что дороже 15 рублей они молоко покупать не будут. И делайте что хотите. Плюс сети живут на разницу в скоростях дебиторской и кредиторской задолженности. Но для этого нужно знать желания людей.
Владимир Иванов - гендиректор ООО «Бизнес-Центр» (ТЦ «Апельсин»):
- Самое главное, что получат «Челны-Хлеб», «Дуслык», «Агат», войдя в волжско-камский торгово-закупочный союз, - это выгодные закупочные цены. Но не думаю, что им резко удастся увеличить долю на рынке, так как союз касается части закупок, компании, в него входящие, как были, так и останутся автономными, то есть развиваться каждая будет по своему пути. Объединение на самом деле происходит из-за критичности ситуации: магазины либо умирают в одиночку, либо объединяются и начинают конкурировать с федеральными сетями, в частности с «Магнитом», X5 Retail Group. На рынке Набережных Челнов лидирующую роль занимает «Эссен» с магазинами «Камилла», далее идут «Челны-хлеб», X5 Retail Group, «Ак барс торг», «Дружба», «Тэмле». По Татарстану: X5, «Магнит», «Ак барс торг». В России: X5 и «Магнит».
Справка ЗАО «Система «Т3С» – федеральный закупочный союз, созданный СНСР и рядом региональных розничных сетей. Осуществляет заключение договоров поставок и маркетинга с федеральными поставщиками, занимается координацией и консолидацией централизованных заказов, закупок и поставок продукции для розничных сетей, входящих в состав СНСР. В рамках федерального закупочного союза ЗАО «Система «Т3С» работают 42 сети (по состоянию на март 2012 года) с общим числом магазинов более 1300 и консолидированным торговым оборотом около $1,9 млрд. по итогам 2011 года. Общая площадь - около 600 тыс. кв. м и ежедневный покупательский поток - более 1,7 млн. человек. Сети-участники федерального закупочного союза ЗАО «Система «Т3С»: «АБК» (Москва), «Альбатрос» (Московская область), «Атемида-Дон» (Волгодонск), «Бегом к нам» (Новосибирск), «Высшая Лига» (Кострома), «Городок» (Астрахань), «Дворцовый Ряд» (Ульяновск), «Дуслык» Набережные Челны, «Ижтрейдинг» (Ижевск), «Каравай» (Красноярск), «Караван» (Пенза), «Квартал» (Великий Новгород), «Лама» (Томск), «Любимый магазин» (Самара), «О’Кей» (Юрга), «НашМаг» (Ростовская область), «Панорама Ритейл» (Архангельск), «Петрович» (Архангельская область), «Праздничный» (Калуга), «Ринг+» (Орск), «7 Копеек» (Стерлитамак), «Семья» (Волжский), «Семья» (Калининград), «Семья» (Магнитогорск), «Слобода» (Сыктывкар), «Телекс» (Великие Луки), «Универсам Макаровский» (Муром). |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.