ТРИ ВУЗА И 14 ФИЛИАЛОВ

Министерство образования России на своем сайте вчера опубликовало результаты мониторинга деятельности высших учебных заведений. Ведомство определило, какие вузы и их филиалы работают неэффективно.

Мониторинг проводился с 15 августа по 15 сентября 2012 года. Всего в мониторинге приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала, пишет bfm.ru. Они были оценены по 50 параметрам.

«Мы впервые провели полномасштабную диагностику качества высшего образования. Ничего подобного ранее не было. Важно, что все вузы прошли оценку по единым и понятным критериям. Теперь у нас есть полный свод данных о качестве образования в каждом филиале, вузе, регионе. Любой человек может, зайдя на сайт министерства, оценить, насколько хорошо тот или иной вуз функционирует. Эти данные должны стать сигналом для дальнейшей работы», – приводит издание слова министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

yv.jpg
Нажмите на картинку для увеличения

В Татарстане министерство проанализировало работу 12 государственных вузов. Из них три были признаны неэффективными: это Казанский государственный аграрный университет, Казанский государственный энергетический университет и Набережночелнинский государственный педагогический институт. Еще 14 из 23 филиалов получили «красную» карточку (в рейтинге минобраза неэффективные вузы и филиалы выделены красным цветом).

Как сообщил замминистра образования и науки РФ Александр Климов, полученные данные будут проанализированы рабочими группами, которые создадут в каждом субъекте РФ. По каждому неэффективному вузу будут подготовлены конкретные предложения по повышению качества образования.

Ключевыми показателями оценки эффективности деятельности вузов были выбраны: 1) образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров, и средневзвешенное значение); 2) научно-исследовательская деятельность (объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника); 3) международная деятельность (удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, в общем выпуске студентов; 4) финансово-экономическая деятельность (доходы вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника); 5) инфраструктура (общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента). Для филиалов вузов были выделены несколько дополнительных критериев.

НГПИ: МОНИТОРИНГ НЕ ОЦЕНИВАЕТ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. А ЭТО ГЛАВНОЕ

Ректор Набережночелнинского государственного педагогического института Файруза Мустафина в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» согласилась, что высшее образование надо модернизировать. Но подход к определению эффективности вузов назвала формальным.

«Те пять критериев, которые были отобраны для определения эффективности вуза, не совпадают с теми критериями, которые сегодня существуют для аккредитации вуза», - рассказала она.

По ее словам, в список вузов с признаками неэффективности институт был отнесен из-за двух критериев – доход, который получает вуз в течение года в пересчете на одного сотрудника, и площади, имеющиеся в собственности вуза.

«Для первого критерия нам не хватило… двадцати рублей. Мы заработали 1080 рублей, а было необходимо - 1100. По второму показателю мониторинг не учел площади, которые есть у нас от города в безвозмездном пользовании. Хотя аккредитационный показатель их принимает в расчет, и согласно нему у нас площадей достаточно», - сказала Мустафина.

Но главное, по ее мнению, мониторинг не полный еще и потому, что никак не учитывает конечный результат. Вуз может немало зарабатывать и иметь множество площадей в собственности, однако это ничего не значит, если их выпускники не могут трудоустроиться по специальности. Не учитываются программы, по которым обучаются студенты, выигрывают ли они гранты и прочее.

Кроме того, мониторинг не показывает динамику развития вуза – были взяты показатели 2011 года, однако из них не понятно – развивался вуз или сдал свои позиции.

ЗАКРЫТЬ ВУЗ ЛЕГКО. ПОПРОБУЙТЕ ПОТОМ ОТКРЫТЬ

Ректор Казанского государственного энергетического университета Эдвард Абдуллазянов признался газете «БИЗНЕС Online», что данные минобраза для него не стали откровением: «Цифры сами о себе говорят, и с ними трудно спорить». С другой стороны, ректор КГЭУ считает, что некоторый спад в деятельности университета можно объяснить сменой руководства (Абдуллазянов официально возглавил вуз в мае 2012 года). При этом ректор уверен, что перспектив закрытия у вуза нет, поскольку таких специализированных образовательных учреждений в России всего три – в Москве, в Иваново и Казани. Готовят специалистов в области электроэнергетики только они, и это на фоне мощного рывка вперед электроэнергетики.

«Эта отрасль сейчас развивается и идет опережающими темпами по всей России. И у нас имеется динамика. И потом, министерство образования объявило итоги 2011 года, а в 2012 году по четырем критериями мы выходим вперед с хорошими показателями. Конечно, надо будет это доказать. Я думаю легче всего сказать – вот, вуз неэффективный и закрыть его. Но ведь заново открывать университет – это же нереально!» Абдуллазянов напомнил, что в истории университета уже был такой момент: энергоуниверситет был открыт в далекие 30-е годы, один за другим под расстрел попали пять ректоров, потом вуз закрыли. И только в 1968 году был открыт филиал Московского энергоинститута, который со временем превратился в самостоятельный университет. «На следующий год нам будет 45 лет, это срок для совершеннолетия университета, с учетом того что уже есть традиции, наработанный годами имидж, тем более что в Казани университет может стать притягивающей точкой для энергетиков всего Поволжья и Урала», - уверен ректор.

Рассказал Абдуллазянов и о новых программах, инициированных командой вуза:

«Мы начали целевую программную подготовку с системным оператором, они оплачивают образовательные программы, и мы уже готовим специалистов, которые сразу же после окончания вуза, сходу смогут работать. Второе, начали работать с ФСК, МРСК по целевой контрактной подготовке специалистов, они очень заинтересованы. Полагаю, что к концу года мы выйдем на заключение договоров с этими компаниями на подготовку специалистов для них. Это говорит о том, что электроэнергетика в стране очень востребована, а мы – специфичный вуз».

Кстати, если говорить о критерии "востребованность вуза у иностранцев", то здесь Абдуллазянов пояснил: при составлении рейтинга в зачет не берутся страны СНГ, только страны дальнего зарубежья. А между тем, интерес к образовательным программам вуза проявляют Китай и Индия, правда, в сотрудничестве с этими странами есть сдерживающий фактор: иностранным студентам сразу же требуется жилье, а с этим в КГЭУ – проблема. Впрочем, ректор энергетического университета уверен, что вуз справится с поставленными руководством республики задачами: «Мы должны это сделать, это же имидж республики. Команда сейчас нормальная подобралась, программа, стратегия развития есть. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, просто надо пережить это время, когда приходится ломать старое, неэффективное».

По мнению проректора по качеству образования и внешним связям Казанского государственного аграрного университета Ларисы Тинчуриной, представленный список вузов вряд ли можно вообще назвать корректным. Благодаря довольно-таки узкому перечню критериев огромное количество вузов, оказавшихся в списке неэффективных, - аграрные и педагогические.

- На мой взгляд, это несправедливо и абсолютно незаслуженно! – заявила Тинчурина газете «БИЗНЕС Online». – Перечень не учитывает специфики отраслевых вузов. И если посмотреть по категориям вузов, которые были признаны неэффективными, то среди них большинство – аграрные и педагогические. Аграрных вузов – 44%! И среди них такие ведущие, как Московский агроинженерный университет им. Горячкина – один из столпов агротехнического образования в России. Башкирский государственный аграрный университет – также один из ведущих вузов, государственный университет землеустройства – ведущий вуз подготовки специалистов земельного кадастра.

Это все равно что судить об уме человека по тому, какой длины у него ноги и насколько рыжие волосы, убеждена Тирчурина. Можно ли судить, насколько успешна международная деятельность аграрного вуза по числу приехавших в Татарстан африканских студентов? В конце концов, бананы в средней полосе России на полях не выращивают, и иностранцам малоинтересны особенности татарстанского земледелия. Куда важнее, если российские студенты едут за рубеж повышать квалификацию.

- Та же отраслевая специфика вуза сказывается и на вступительных баллах по ЕГЭ, - продолжает Тинчурина. – У нас есть направление агроинженерии сельского хозяйства, там есть физика среди вступительных экзаменов. Но для сельских ребят – а у нас их на бюджете среди поступающих 82 процента - физика является камнем преткновения. Поэтому средний балл у нас снижен до 56, но из-за этого мы и зарабатываем низкий балл в этом рейтинге, где порог – 60. Есть и технические ошибки – денежные показатели поделили на весь штат вуза вместе с совместителями. А критерии аккредитации предусматривают такое соотношение только для штатных преподавателей.

Минобраз направил в регионы письма, в которых предложил сформулировать предложения по реорганизации образовательного учреждения, либо исключения из списка на основании особой значимости вуза для социально-экономического развития региона. Как полагает проректор, вероятно, республика поддержит вузы, однако по поводу филиалов она что-либо предположить затруднилась.

Но вообще сам факт такого спущенного сверху рейтинга серьезно задевает позиции вузов в преддверии приемной кампании. Ведь студенты уже сейчас определяются, куда поступать, какие сдавать экзамены. Для Казанского аграрного университета, вместе с ведущими аграрными вузами России названного неэффективным, это как минимум неприятно. Без этих вузов отрасль просто затухнет – аграрные вузы обеспечивают кадрами все сельское хозяйство страны. Это решение, по логике вещей, должно было пройти снизу вверх, через регионы и только потом должна была быть публикация, полагает Тинчурина.

- Не стоит также забывать, что вузы – это судьбы миллионов людей, - подытожила проректор. – Это студенты и преподаватели, дети и родители, и принимать решения, влияющие на их будущее, надо взвешенно и осторожно.

«НЕЭФФЕКТИВНЫЕ БУДУТ ЛИБО ЗАКРЫВАТЬСЯ, ЛИБО ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ К ДРУГИМ ВУЗАМ»

Экс-президент КНИТУ-КАИ, профессор, завкафедрой автоматики и управления Геннадий Дегтярев, к которому за комментариями обратился корреспондент «БИЗНЕС Online», считает, что опубликованный перечень неэффективных вузов в целом ложится в концепцию государственной политики.

«Все это делается в соответствии с политикой руководства страны, - отметил Геннадий Лукич. - Поддерживать будут только сильных, а не как раньше по принципу – чтобы никто не умирал. Чтобы дерево выросло, нужно поддерживать новые ростки. Эта концепция выверена, она правильна и, конечно, снижение количества вузов будет. Неэффективные будут либо закрываться, либо присоединяться к другим вузам. Сейчас министерство ведет борьбу за эффективность вложенных федеральных средств и, соответственно, выстраивает эту политику.

В то же время, по словам Дегтярева, список готовился в некоторой спешке, а из-за этого в него могла попасть не до конца точная информация. Во всяком случае – в отношении филиалов КНИТУ-КАИ.

«Большинство филиалов эффективны, но, возможно, некоторые действительно заслуживают сокращения. Мы ведем этот процесс – ликвидированы филиалы в Заинске, Вятских Полянах, Волжске… В то же время такие филиалы, как Зеленодольский, Альметьевский, Чистопольский, к примеру, уверен, работают нормально. Однако сейчас в связи с публикацией этого перечня все будет заново проанализировано, и будут представлены новые уточненные данные. Думаю, ситуация будет лучше».

Отсутствие коммерческих вузов в этом перечне объясняется, по мнению Дегтярев тем, что они просто не дают никакой нагрузки на бюджет Российской Федерации. Однако требования к ним с точки зрения качества образования неизбежно будут повышены.

«МНЕ ЭТО ВИДИТСЯ КАК РАЗГРОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Что означает этот список вузов, как оценивать их эффективность, какие цели могут стоять за попыткой такого анализа? Об этом корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с Наилем Валеевым – депутатом Госсовета РТ, экс-министром образования республики.

- В целом, насколько я понимаю, к великому сожалению, идет разрушение системы образования нашей страны, - высказал мнение Валеев. - Эффективность, неэффективность… но первый вопрос здесь: "А судьи кто?" Я посмотрел – в перечне есть сильные вузы. Например, Российский государственный гуманитарный университет, бывший историко-архивный, почему-то туда же попал литературный институт. Затем – главный наш педагогический московский университет, бывший имени Ленина. Если такие вузы попали в список, я уже не знаю, о чем пойдет речь дальше. Мне это видится как разгром системы образования.

- Вы называете вузы федерального уровня, а что можно сказать об уровне субъекта?

- Здесь ведь решение принимается на федеральном уровне, а не на уровне субъекта РФ. Поэтому главный мой вопрос: "А судьи кто?!" По каким показателям все это оценивается? Те же рейтинги вузов – это ведь все очень натянуто. На самом деле этот вопрос очень индивидуален, и невозможно сказать, какое место на самом деле занимает вуз. Ведь он может быть незаметным, но очень важным и эффективно работающим. И когда речь идет о таких вузах, как аграрный университет, возникает ряд вопросов. Этот вуз очень необходим, он замечательно работает, а республика у нас сельскохозяйственная, один из лидеров сельхозпроизводства в стране. Беречь надо такие вузы! Или Энергоуниверситет, тоже замечательный. Или Набережночелнинский государственный пединститут. Там же вообще институтов не остается после присоединения ИНЭКА к Казанскому федеральному университету. Нужно смотреть на месте, какой вуз нужен, что он дает. Тот же педагогический – у нас же не осталось вузов, где можно готовить педагогов.

- Почему не осталось? Есть же институт в составе Казанского университета…

- При КФУ – да, есть институт психологии и педагогики. Но, видите, мы же нарушаем более чем 130-летнюю традицию методических наработок, разрушаем их – вот что опасно. Университет не дает таких практик, какие дает педагогический институт. У классического университета и педагогического совершенно разные предназначения. Педагогический университет учит, как работать с учениками, классический же университет готовит по специальностям, допустим, филолог, но без специализации. У него нет таких методик, какие есть в педагогическом вузе, нет методических спецпредметов, которые необходимы для того, чтобы давать хорошие уроки в школе…

- Давайте вернемся к филиалам. Вы считаете, что с ними нужно бороться?

- Не то чтобы бороться, но посмотреть, насколько они хороши, обязательно нужно. Филиалы – с этим я согласен, это совершенно другой вопрос. Особенно если речь идет о филиалах вузов, головные подразделения которых за пределами субъекта РФ. Мы это делали уже давно – в 2008 году разбирались с филиалами и представительствами совместно с прокуратурой. И тогда из 128 учреждений было закрыто 116. Это же было примером для всей страны. С другой стороны, филиалы наших республиканских вузов более ответственны, как, например, у КАИ. Они просто должны быть более ответственны, поскольку они рядом с нами. А московские филиалы – как они работают? Зарабатывают деньги на наших людях? Как работают коммерческие вузы?

Не секрет ведь, что после так называемых вузов на работу не берут. Говорят, очень много в стране вузов, много выпускников, но у нас что, есть хорошие ПТУ, где человек мог бы получить нормальное образование с перспективой роста, чтобы можно было зарабатывать нормальную зарплату?

- А что делать с коммерческими вузами, будут их оценивать?

- Почему-то в перечне нет никаких коммерческих вузов. Это что, у нас такая политика – оставим коммерческие вузы, уничтожив государственные? Вот ведь еще вопрос какой! Очень сомнительно, что они работают эффективно, но о них в документе ни слова нет – живите на здоровье, наживайтесь на нашем народе, а мы будем разбираться с государственными вузами.

- Если говорить о республиканской комиссии, которую предлагает создать минобраз РФ, по каким критериям она должна оценивать работу вузов?

- Сложнейшая задача! Ведь существуют естественные науки – математика, физика и так далее. Есть гуманитарное направление. Как составить комиссию, которая могла бы разобраться во всех этих направлениях? Видимо, должны быть разные комиссии, где были бы люди разных специальностей. Большая комиссия будет неэффективной, ведь сколько людей, столько и мнений... Но мы же и так страна комиссий, чиновников! У нас работать, по-моему, некогда – мы все заседаем… Помните историю Велимира Хлебникова? «Председатель земного шара» говорил, что нужно помогать «изобретателям» бороться с «приобретателями» – по-моему, это чрезвычайно актуально стало в наши дни.

Мы превратились в «приобретателей», для которых главное – материальное потребление, мы превратились в супермеркантилизированных людей. Запад привел нас к тому пути, который когда-то намечали Бжезинский и другие. Россия была страной, где народ имел душу, а во что мы сейчас превращаем эту душу? Мы ее меркантилизируем, уводим от главного…

- Нужно ли вообще решать эту сложнейшую задачу по анализу эффективности вузов?

- Вы знаете, я думаю, что эти попытки вызовут большой социальный взрыв в стране. И может быть, к этому ведут? Видимо, не хватает Болотной площади – будет еще… Потому что шутить с этим опасно. Система образования, на мой взгляд, осталась последней, что еще не до конца разрушено. Но здесь очень много людей - это миллионы учителей, очень разумных людей. Это сотни тысяч преподавателей вузов, профессура, доценты, цвет нашей нации – самая мыслящая часть нашей интеллигенции, которая работает с молодежью, которая формирует наша будущее. Поэтому с этим очень опасно шутить.

Все это вызывает очень горестные ощущения.

Андрей Пименов заместитель министра образования РТ:

- Сейчас проводится анализ этого перечня. Проверяется соответствие этой информации реальному состоянию дел. Вузы, попавшие в этот рейтинг, работают давно, они достаточно успешны, но, тем не менее по ряду показателей не дотягивают до пороговых значений.
В рейтинге мы сомневаться не можем он основан на данных самих вузов по итогам 2011 года. Тем не менее у нас есть основания полагать, что по аграрному университету информация не совсем точна. Данные, которые там приведены - не соответствуют действительности из-за ошибок в документации самого вуза, когда они направляли информацию. Вполне возможно, несколько важных параметров не были отражены в документах, и информация ушла с заниженными показателями, а фактически они выше. Сейчас во всем этом надо разбираться - на вскидку сразу сказать нельзя.

Вузы РТ с признаками неэффективности:

1. Казанский государственный аграрный университет;
2. Казанский государственный энергетический университет;
3. Набережночелнинский государственный педагогический институт.

Филиалы с признаками неэффективности:

1. Альметьевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ";
2. Бугульминский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский исследовательский технический университет";
3. Бугульминский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ";
4. Елабужский филиал филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ";
5. Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) КНИТУ-КАИ;
6. Казанский филиал федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волжская государственная академия водного транспорта";
7. Казанский филиал федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (реализует программы ВПО по заочной форме обучения 1 - 3 курс, ДПО);
8. Казанский филиал федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Добролюбова" (Казанский филиал ФГБОУ ВПО "НГЛУ");
9. Казанский филиал федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики";
10. Лениногорский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ";
11. Набережночелнинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ";
12. Нижнекамский институт информационных технологий и телекоммуникаций (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ";
13. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет культуры и искусств", Набережные Челны;
14. Чистопольский филиал "Восток" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский университет им. Туполева-КАИ".

Вузы, признанные эффективными:

1. Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Баумана;
2. Казанская государственная консерватория (академия) им. Жиганова;
3. Казанский (Приволжский) федеральный университет;
4. Казанский государственный архитектурно-строительный университет;
5. Казанский государственный медицинский университет;
6. Казанский государственный технический университет им. Туполева;
7. Казанский государственный технологический университет;
8. Казанский государственный университет культуры и искусств;
9. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма;

Филиалы, признанные эффективными:

1. Казанский институт (филиал) государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российского государственного торгово-экономического университета;
2. Казанский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия правосудия", Казань;
3. Набережночелнинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма";
4. Набережночелнинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Добролюбова" (Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО "НГЛУ");
5. Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технологический университет";
6. Филиал Казанского федерального университета, Зеленодольск;
7. Филиал Казанского федерального университета, Набережные Челны;
8. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования КФУ, Елабуга;
9. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный гуманитарный университет", Казань.