«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕ СНИМАТЬ!»

Пиар-служба Цирка дю Солей в лице Екатерины Бюшгенс и Юлии Туругиной организовала для части журналистов пресс-тур по закулисью, и мы смогли увидеть из каких «продуктов» «варится» шоу. Те три часа, что мы провели среди артистов и людей, причастных к созданию шоу, пожалуй, были не менее интересные и внушительные, чем само представление.

Шоу, которое колесит по миру и работает не в шатре, как, например, «Кортео», приучено существовать по-спартански. Естественно, что непременное условие всего этого – строжайшая дисциплина. А посему на площадке и за кулисами просто не может быть ни одного случайного человека, и вся наша группа ходит стайкой за Катей или Юлей, да ко всему прочему нас еще снабдили специальными наклейками на одежду, которые подтверждают, что мы – не захожие зеваки, а журналисты.

Нас сразу же предупреждают: снимать за кулисами во время репетиции можно, а вот во время представления в зале – извините. Дело в том, что все права на творческое наследие Майкла Джексона принадлежат фонду его имени, а участие в делах фонда, в свою очередь, принимает семья певца.

ХАОС И ГАРМОНИЯ

Одной из первых к нам подходит артистический директор шоу Тара Янг – импульсивная стильная брюнетка, которая вместе со своей командой и подобрала этих 50 артистов из 16 стран для участия в представлении, посвященном королю поп-музыки.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о концепции шоу, госпожа Янг отвечает:

- Майкл Джексон всегда стремился к невозможному, он поднимал свою творческую планку на недосягаемую высоту. К этому же всегда стремится и Цирк дю Солей. В этом мы совпали. Наше шоу – о мечте и вдохновении.

Кстати, в шоу участвуют и российские артисты - это профессиональный циркач, причем, артист цирка потомственный - Игорь Зарипов и балерина Люба Казанцева - они исполняют изумительной красоты номер на ремнях.

Пока мы разговариваем с Янг, на сцене идет репетиция танцев, на верхней площадке разместился оркестр, мы стоим близко к ним и нам приходится перекрикивать друг друга. Но ничего не поделаешь, через три часа – российская премьера шоу, и артисты должны репетировать.

Проходим за кулисы, в нос бьет такой сказочно-любимый для всех театралов мира запах краски и грима. И тут прямо на нас идет… огромная перчатка Джексона! Ее надел на себя главный реквизитор шоу, который показывает нам еще и гигантские туфли, в них позже в шоу впрыгнут артисты. Сам реквизитор – личность преоригинальная, например, у него из кармана торчит проволока, на которой крутится и вертится желтая игрушечная уточка. Что ж, мы ведь не где-нибудь, а в цирке, и здесь не место неоригинальным сотрудникам.

Дальше нас перехватывает главный костюмер Беттина. У нее в команде еще 5 человек, и на них ложится тяжелейшая нагрузка. Судите сами. Для шоу изготовлено более 200 костюмов, но деталей туалета – шляп, перчаток и так далее намного больше – 1,2 тысячи. И 50 артистов переодеваются в общей сложности 180 раз. И только 30 переодеваний они могут сделать сами, а вот в 150 случаях им надо помогать. Иногда на переодевания выделено всего 10 - 20 секунд. Так что работа костюмера в шоу не менее изнурительна, чем у тех, кто выходит на сцену.

Для того чтобы делать все максимально быстро, под сценой есть потайная комнатка, туда ныряют артисты, которым надо срочно переодеться. Есть и еще две гримерные – для мужчин и женщин. Нам их показывают, и первое впечатление просто ужасное – хаос! Но нет, в этом кажущемся хаосе есть определенная логика – обувь, аксессуары – все стоит, оказывается, в определенном удобном для быстрого переодевания порядке, все подписано и пронумеровано, так что костюмы невозможно перепутать. Удивительно, но за кулисами этого солнечного цирка хаос превращается в гармонию, и эта гармония, подобно солнечному свету, заполняет затем арену или сцену.

Пока мы ходим за кулисами, телеоператоры стараются максимально использовать дарованную им на это время возможность поснимать, а артисты попросту не обращают на нас никакого внимания. Они четко и прагматично заняты своими делами. И в этом опять особенность путешествующего шоу, которое бывает в одном городе всего три-четыре дня, а затем перемещается в иной пункт назначения.

Время в Цирке дю Солей дорого, и буквально каждую минуту артисты используют для репетиций и тренировок. Они возят с собой тренажеры, и пока мы поглощаем предложенную нам информацию, люди на тренажерах работают до седьмого пота. Вдохновение вдохновением, но прагма здесь тоже присутствует. Для того чтобы выдержать огромные нагрузки, надо быть в отличной физической форме.

ПОКЛОННИК СОЛНЕЧНОГО ЦИРКА

Известно, что Джексон был поклонником «Цирка дю Солей» и неоднократно посещал его шоу. Когда артиста не стало, в цирке было решено проставить шоу, посвященное Джексону. Отнюдь не биографическое, а, скорее, ассоциативное. Шоу про волшебную страну, которую придумывал Джексон, и билет в которую он дарил своим поклонникам.

Канадские СМИ оценивают стоимость этого шоу в $60 миллионов. Европейская премьера его год назад прошла в Лондоне, именно в том зале, где должен был состояться концерт певца, отмененный из-за его смерти. На премьере шоу присутствовала семья Джексона и одобрила представление.

- В жизни Джексона были печальные страницы, иногда он оказывался втянутым в скандальные ситуации, но нас это не интересует. Мы рассказываем о чудесном мире певца, мы говорим не о том, о чем писали журналисты, мы на стороне правды самого Майкла Джексона, - рассказывает Янг.

Думаю, она права. Рано или поздно скандалы забываются, а песни остаются. Остается сказочный мир, созданный Джексоном.

Режиссером шоу стал Джейми Кинг – один из самых признанных постановщиков концертов в современном мире поп-музыки. В 2006 году журнал Variety назвал Кинга одним из самых влиятельных персон в музыкальной индустрии, окрестив его «Джерри Брукхаймером концертных туров». Джейми – многократный номинант премий Emmy Award® и MTV Video Music Award®. Он испытал сильное влияние Принца и Джексона, с которыми работал в молодости. Джейми придумал хореографию для известнейших видеоклипов и был директором самых коммерчески успешных концертных туров.

За последние 12 лет Джейми был креативным директором Мадонны, постановщиком ее тура Sticky&Sweet в 2008 году и турне певицы, которое побило все мыслимые и немыслимые рекорды – Confessions в 2006 году, а также режиссером видеохита Мадонны Sorry. Кроме этого, Джейми выступил постановщиком мирового турне Рианны Last Girl of Earth; мирового тура Селин Дион Taking Chances, тура The Reunion of The Spice Girls группы The Spice Girls, решившей вновь выступить вместе после распада, тура Бритни Спирс Circus и турне певицы Аврил Лавин под названием Best Damn. Трудно перечислись все его регалии, отметим только, что шоу, посвященное Джексону – первый опыт сотрудничества Кинга и Цирка дю Солей.

«МАЙКЛ! МАЙКЛ! МАЙКЛ!»

Надо ли говорить, что ледовая арена в Санкт-Петербурге была переполнена? Те, кто уже не в первый раз приходит на представления солнечного цирка, узнают и фирменные красочные афиши, и лоточки с сувенирами, которые лихо раскупаются. Ну как не купить на память о шоу, которое будет в вашем городе один-единственный раз цветную кружку, венецианскую маску или колпак шута с бубенцами?

Шоу идет два часа с 20-минутным антрактом. Оно сразу же властно берет в свои объятия и не отпускает ни на минуту. Темпо-ритмы задаются бешенные. Постоянный видеоряд на заднике создает иллюзию присутствия на шоу самого Майкла Джексона. Звук, спецэффекты – все это на грани фантастики. Ясно, что Россия еще не видела такого шоу.

Но «солнечный цирк» не был бы таковым, если бы, кроме спецэффектов, не привнес в шоу еще кое- что, и это «кое-что», возможно, стоит больше самого дорогущего спецэффекта. А это «всего лишь» – не очень модное ныне понятие души.

Как всякий большой артист, Джексон был разный – грустный, веселый, прагматичный, не стыдящийся пиара, трудолюбивый и заводной. Но, достигнув высот в шоу-бизнесе, он творил уже не ради славы и денег, то и другое присутствовало в его жизни в изобилии. Ему, этому одинокому среди миллионов поклонников человеку, артисту, испытавшему самый страшный вид одиночества – одиночества в толпе, было важно в песнях рассказать свою душу.

Вот этот рассказ о душе, о ее самых таинственных закоулках, о ее горестях и скитаниях, о ее мечтах и тайных желаниях и преподносит нам новое шоу Цирка дю Солей, словно подхватив в космосе прерванный уходом в никуда рассказ самого Джексона.

И пара гимнастов, парящих на ремнях в воздухе под пронзительную мелодию, и «блуждающие огни» - танцоры, невидимые в темноте, когда мы догадываемся о их присутствии на сцене только по светящемуся контуру, и мужественный артист, выделывающий невозможные па на одной(!) ноге, потому что он – инвалид – это все посланцы Майкла Джексона.

Все 50 участников представления - это все граждане страны его мечты, его детских грез о стране мира, красоты, добра и справедливости. Нашел ли певец эту страну, теперь мы этого уже не узнаем. Но шоу Michael Jackson THE IMMORTAL дает надежду на то, что в эту страну с помощью воображения можно попасть.

Каждая песня Джексона – это история. Грустная, веселая, жутковатая. Зал втягивается в эту игру, зал сопереживает, он такой же герой шоу, как и артисты. У шоу нет ярко выраженной фабулы, есть лишь один персонаж – белый мим, который как бы соединяет отдельные фрагменты. И – вот странность – у этого шоу нет кульминации. Ее нет, потому что каждый номер идет на необыкновенно высоком градусе.

…Неожиданно на ледовую арену обрушивается безумие огромного стадиона – многотысячная толпа скандирует «Майкл! Майкл! Майкл!», звук, усиленный многократно, буквально заливает зал, где нет ни одного свободного места. И в этом звуковом шквале тонет все: нелюбовь части критики, сплетни и скандалы, а на поверхность девятым валом выносится неостывающая любовь к Артисту.

И что там лунная походка, перчатки и котелки… Дело не в них, а в том, как Джексон сплотил во имя добра и красоты миллионы людей, которые до сих пор слушают его песни. Майкл, тебя нет с нами, но ты по-прежнему даришь нам вдохновение.

Санкт-Петербург - Казань