В конце недели мне довелось побывать на паре бизнес-семинаров. Один, характеризовавшийся как "Деловой форум", назывался громко: "Бизнес-поведение в изменяющемся мире, или Менеджмент на грани хаоса". Устроитель — Казанская школа Международного института   менеджмента "ЛИНК".

Второй, организованный "Мегафоном", именовался поскромнее: семинар "Маркетинг с умом. Как делать маркетинг с минимальным бюджетом — как подготовить к этому свою головы, команду и компанию".

Первый вела Анна Ондрина (с помощью Алексея Базлова), тьютор Школы бизнеса Открытого университета Великобритании. Второй — Игорь Манн, известный маркетолог и маркетёр (так Манн предлагает называть тех, кто занимается практическим маркетингом, в отличие от теоретиков-маркетологов - как и полагается по нормам русского языка. Он, правда, ещё настаивает, чтобы слово маркетинг произносилось обязательно с ударением на первом слоге,   но тут с ним можно поспорить).

Я уже писал как-то о фальшивых бизнес-гуру, которые разъезжают по стране на манер странствующих колдунов и провидцев, снабжённых пачками "сертификатов" разнообразных "Академий Шамбалы"   и "Высших герметических школ Ангелов Трисмегиста Потустороннего", и вешают лапшу на уши доверчивым менеджерам и бизнесменам,   желающим — как и те, кто жаждет мгновенного излечения магическими пассами, — столь же мгновенно получить 1000%-ую прибыль, преодолеть кризис и обрести гарантии успеха до конца дней своих.

Игоря Манна я не первый год знаю заочно, он присылал мне на рецензирование рукописи своих первых книг   — "Маркетинг   на 100%" и " PR на 100%", которые стали бестселлерами, — но лично встретился в первый раз. Всё как-то не получалось. Поэтому я примерно знал, что услышу, но не знал — как. А в преподавательском деле "как" не менее важно, чем "что".

Забавная штука из серии УТП, этакая мелочь позиционирования: если Манн говорит нечто, что приводит слушателей в восторг, то в него полагается кидать бумажками. Прямо вот так — вырвал листок из блокнота, смял в комочек и бросил. "Не бойтесь, — объяснил Манн, — всё равно в меня не попадёте, я спортсмен, занимался самбо". Действительно — ловил или уклонялся. И бумажек этих у доски скопилось порядочное количество.

Манн — преподаватель старой, советской школы. У него нет всех этих раздражающих западных штучек — искусственных улыбок, за которыми кроется ненависть; выверенной строго по Алану Пизу жестикуляции; тупых NLP -шных приёмчиков, вызывающих рвоту, и тому подобного мусора,   предназначенного для существ с пониженным интеллектом, которые и занимают сейчас основное место в учебных заведениях не только США, но и Англии или Франции. Он просто рассказывает   о том, что знает, и о том, что делал сам. Получается интересно, а для желающих и умеющих извлекать пользу из чужого опыта и чужого ума, — ещё и познавательно.   К тому же упор он делает на мыслительных приёмах, способных выработать правильный рецепт, а не на готовых рецептах, которые когда-то где-то кому-то и помогли, но совсем не обязательно помогут тем, кто слушает лекцию.

Но и публика в зале должна быть соответствующая. "Маловысокоинтеллектуальные" существа, как мог бы выразиться Зощенко, манновские лекции не воспримут. Это не для них. По той же причине Манн менее известен в качестве преподавателя, чем, скажем, Александр Левитас, который делает ставку как раз на готовые рецепты. Но и живёт Левитас в Израиле, а не в России, хотя преподаёт здесь.

Мегафоновские ребята, собравшиеся на лекцию Манна, произвели достаточно приятное впечатление. Они адекватно реагировали и кидали в Манна бумажки в нужных местах. Я поинтересовался   потом у пары молодых людей — очаровательной девушки-менеджера и приятного парня, сотрудника технической службы, — как им манновская лекция. Мне сказали, что хорошо, полезно и познавательно. Даже для технаря. Ведь ему тоже приходится отвечать на телефонные звонки, а это уже маркетинг.

А теперь вернёмся к тьютору Анне Ондриной и её семинару с убойным названием.

Я так и не понял до конца смысла произошедшего действия, хотя высидел почти до самого конца. На "Деловой форум" случившееся никак не тянуло. Соотношение завлекательного названия и содержания напоминало продукты Apple , где в обольстительную оболочку (Джонатан Айвз своё дело туго знает) упакован обычно настоящий отстой. "Деловой форум" оказался обычным семинаром, рассчитанным на не слишком умных студентов, где иные слушатели оказались умнее программы — всё-таки наше образование, благодаря нашим школьным учителям и вузовским профессорам старой закалки, до сих пор не удалось уничтожить. Банальности, которыми был полон семинар, для многих слушателей — а среди них были и бизнесмены, и менеджеры — явно были скучны и не нужны. Часть народа потихоньку слиняла во время перерыва, который, само собой, назывался "кофе-брейк". К тому же ощущалась западная подготовка (английская школа бизнеса, как-никак!) тьюторов — все эти улыбки во весь рот, поставленная жестикуляция, как бы энергичное поведение и всё прочее, создающее эффектную оболочку, которая только маскирует отсутствие мысли. Когда мысль есть — вся эта шелуха лишняя, она мешает воспринимать и думать.

А ведь и Анна Ондрина, и Алексей Базлов — люди, получившие образование в той самой советской школе, которая за несколько десятков лет позволила нам пройти путь от сохи до водородной бомбы! Они умны — несравненно умнее программы, которую давали! — легки, энергичны, обаятельны, — от них можно многого ждать. Почему же семинар с громким названием был пуст, как скорлупа съеденного ореха?

Обо всём этом я и спросил в перерыве. Анна объяснила, что в зале присутствуют и студенты, обучающиеся   в "ЛИНКе", и пришедшие на семинар бизнесмены и менеджеры, поэтому программа этакая усреднённая. Предположим; но зачем же тогда пускать пыль в глаза громким названием?

И потом — я сильно подозреваю, что Школа бизнеса Открытого университета Великобритании ничего другого дать и не может. И не должна. Не предназначена она для этого. Она работает более чем в 37 странах — то есть придумана для обучения аборигенов, которых никогда не пустят к рулю и задача которых — обеспечивать прибыли для своих   господ. И даже если "господ" все эти "школы" готовят "по-настоящему", то всё-таки их программы — это те самые, с помощью которых сформировали руководителей, приведших нынешнюю экономику к краху.

" Timeo Danaos et dona ferentes " — вергилиевская мудрость не устаревает. Я ни секунды не сомневаюсь, что Анна и Алексей (да, наверное, и другие наше-британские преподаватели) способны на большее, на много большее. Кризис! Крах мировой экономики!   Перезагрузка всей экономической, а возможно, и социальной системы! Какой момент для того, чтобы показать товар лицом, продемонстрировать интеллект, указать дуракам их место, научить умных!

Предпринимателей и управленцев надо готовить к жизни в этих критических условиях, к умению спасти наш "Титаник" от столкновения с айсбергом, — поэтому заявленная цель семинара была совершенно правильна. Осталось привести его содержание в соответствие с названием и провести его ещё раз, уже по-настоящему. В наших традициях.

09.02.09