Владимир Гайнутдинов (справа) и Фидель Рамирес Прадо подписывают соглашение между КНИТУ-КАИ и Alas Peruanas. Во втором ряду второй слева - Александр Данильченко, в центре - Наиль Хайруллин |
РЕКТОР МЕЧТАЕТ О СТУДЕНЧЕСКОМ АВИАОТРЯДЕ
С перуанской стороны договор подписал ректор университета «Алас Перуанас» (Alas Peruanas – «Перуанские крылья»), доктор Фидель Рамирес Прадо. КНИТУ-КАИ представлял (по доверенности и.о. ректора Альберта Гильмутдинова, подписавшего русский вариант документа) заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов (КИПЛА), профессор Владимир Гайнутдинов.
Название перуанского вуза не должно вводить в заблуждение – это обычный классический университет вроде нашего КФУ. Но с очень большим желанием заиметь авиационную составляющую. «Что удивило: смотрю, в аэропорту нас ведут к легкому самолету с университетской символикой, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» руководитель КИПЛА. - Мне объяснили, что это университетский борт. А потом ректор еще и рассказал, что скоро они купят в Канаде 6 самолетов, из которых сформируют студенческий авиаотряд. В конце концов, у университета – множество филиалов по всей стране, на машине не очень-то и объедешь».
По словам Гайнутдинова, вопрос о вылете легкого самолета там решается в пять минут… «Сам господин Прадо - человек с уклоном в бизнес, недаром «Алас Перуанас» – акционерное общество. Ректор только что вернулся из Голландии, где договаривался о совместной космической (!) программе, - подчеркнул он. - Заинтересованность в нашей работе очень сильная. В университете есть инженерный факультет, и господин Прадо хочет создать на нем кафедру аэронавтики. И в договоре прописали, что мы поможем это дело организовать».
Среди прочего появится студенческое авиационное конструкторское бюро, которое будет участвовать в главном ближайшем совместном проекте – создании самолета на 12 - 19 пассажиров. Собственно, казанцы уже представили в Перу аванпроект машины (рабочее название – Swift – «Стриж»). Это совместная разработка КНИТУ-КАИ и ЗАО «КАПО-Туполев», которую в поездке представлял председатель совета директоров Наиль Хайруллин (среди прочего он провел презентацию авиационного кластера РТ).
ПЕРУАНСКИЕ ВОЕННЫЕ – «ЗА»
Проект Swift рассматривается не только в свете вузовского сотрудничества. Глава перуанского региона Анкаш Цезарь Альварес Агиляр (к слову, один из претендентов на пост президента страны) отводит разработке и последующему строительству «Стрижа» важное место в проекте свободной экономической зоны «Чимботе» (Чимботе – деловая столица региона). Это 1,5 тыс. га на тихоокеанском побережье. Агиляр публично заявил об участии российско-татарстанских организаций в программе экономических преобразований региона. Среди них - организация производства маломерных рыбопромысловых судов, авиаремонтной базы, проектирование и строительство регионального аэропорта Чимботе.
В положительном решении по Swift немалую роль сыграли перуанские военные. «Нам сразу сказали: если проект будет воспринят руководством авиаремонтного завода SemanPeru, все будет проще, - рассказал Гайнутдинов газете «БИЗНЕС Online». – И начальство предприятия - генерал-майор Санта Мария Херрера и полковник Риккардо Вера - дало добро. Кстати, на этом заводе я видел немало советской-российской техники – там обслуживают Су-25 и МиГ-29… Соглашение о сотрудничестве с SemanPeru – на рассмотрении в юридическом управлении ВВС Перу… Проект Swift поддерживает и руководство управления гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Перу. Словом, по заявлениям наших перуанских партнеров инвестор под Swift найден. Участвовать в проекте готовы, к примеру, чешские бизнесмены из компании Czechoslovakexports.r.o., у которых долгосрочное соглашение по инвестированию в экономику Перу. У чешских предпринимателей – тесные связи с нашей фирмой «КАИ-Инжиниринг» (ООО «Межотраслевой инновационный центр «КАИ-Инжиниринг» в Перу представлял его генеральный директор Александр Данильченко – авт.)… Считаю, момент очень благоприятный: подъем перуанской экономики, благожелательное отношение авиационных властей, руководства Анкаша, военных, среднего и крупного бизнеса».
Пока проект Swift продвигается довольно резво. Разработчики отмечают в этом и заслугу Гильмутдинова, не давшего делу утонуть, как это обычно бывает, в бумажном ворохе на российской стороне.
ПЕРУ НЕ ХОЧЕТ МЕНЯТЬ ЗОЛОТО, МЕДЬ И НЕФТЬ НА ЧУЖИЕ САМОЛЕТЫ
Отметим, что перуанцы уже пытались сделать легкий самолет. При помощи американцев. Но ничего не вышло. «Уж не знаю, что это за американцы были, - рассказал Гайнутдинов, - у них ведь сильные конструкторские школы. В общем, перуанцы очень на них обижены».
Техническое предложение по Swift казанцы должны представить инвесторам в январе. Связка «КАИ-КАПО-Туполев» готова посоперничать с мировыми аналогами, но не за счет дешевизны. «Главное наше преимущество – аэродинамика, - отмечают в КНИТУ-КАИ. – Это наш конек. Авионика импортная. Двигатели – либо канадские, либо американские, либо украинские. Предполагаем широкое применение композитов, хотим быть примерно на полтонны легче аналогов».
Гайнутдинов уверен, что такого рода проект по созданию регионального самолета можно было развернуть и в Татарстане. «Могли бы без проблем этот проект реализовать здесь. Без проблем. Но… Политическая составляющая… Да, перуанцы тоже могут купить готовые самолеты в любой стране, но рассуждают по-другому: мы, конечно, можем и дальше покупать – у нас есть золото, медь, нефть, но мы хотим собственную авиационную промышленность».
Генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН» Виктор Ермоленко считает, что в проекте Swift нет ничего несбыточного: «Если есть заказчик, который платит деньги, то какие могут быть риски? Не знаю точно, кто конкретно от КАПО и «Туполева» участвует в проекте, но объединение усилий - верный ход: КАИ самостоятельно вряд ли потянет разработку; а для КБ вроде «Туполева» нерентабельно заниматься машинами такой размерности - слишком большие накладные расходы, самолет сразу станет неконкурентоспособным… Если бы я говорил за себя, то, объединив усилия (в том числе и КАИ подтянув для проведения исследований), мы бы справились и довели проект до летного экземпляра года за два. Мы, собственно, и заявляли подобный проект вместе с КАИ, и почему нас сегодня нет в списках, не знаю… С точки зрения амбиций перуанцев… Сложный вопрос – мы же не знаем, каково экономическое положение страны. Но, думаю, раз Бразилия производит самолеты и показала всему миру, что «Эмбраеры» - неплохие машины, пользующиеся спросом, то почему бы и Перу этим не заняться? Но должно быть стабильное финансирование – это самое главное».
Напомним, что создание самолета типа Swift – больной вопрос для России, остро нуждающейся в таких машинах. Поддерживать российских разработчиков такой техники пока никто не торопится. 11 декабря минпромторг РФ создал рабочую группу по определению технических характеристик воздушных судов, маршрутной сети и иных параметров развития малой авиации. Однако сегодня все чаще говорят не о создании новых моделей, а о модернизации старых Ан-2. Но, скорее всего, как считают многие специалисты, дело идет к закупкам самолетов зарубежного производства. Расчеты показывают, что при нынешнем положении дел к 2015 году самолеты иностранного производства почти полностью вытеснят в российском секторе малой авиации российские машины. А это сделает почти невозможным внедрение новых отечественных разработок.
Справка Swift. Предполагаемые параметры проекта. Экипаж – два пилота. Размах крыла – 16,54 метра. Длина – 17,7 метра. Максимальная взлетная масса – 6700 килограммов. Двигатели – два турбовинтовых производства или Pratt&Whitney, или Honeywell, или «Мотор Сич». Максимальная скорость – 650 км/ч. Дальность – 1500 километров. Высота – 7500 метров. Количество пассажиров – 19. Разбег – 342 м, пробег – 267 метров. Стоимость одного самолета при серии в 100 машин – $3 млн., при серии в 500 бортов - $2,8 миллиона. Анкаш (исп. Ancash, от кечуа anqash — «голубой») - регион Перу. Площадь составляет 35 826 кв. километров. Население – более 1 млн. человек. Административный центр - город Уарас. Анкаш расположен на западе центральной части Перу. Граничит с регионами: Лима (на юге), Уануко (на востоке) и Ла-Либертад (на севере). На западе омывается водами Тихого океана. Территория сочетает в себе прибрежную равнину, высокие плато и пуны, а также Анды… Экономика региона - третья экономика Перу. Добывающая промышленность представлена добычей золота, меди и цинка. В прибрежных районах важное значение имеет рыболовство. Сельское хозяйство представлено главным образом выращиванием картофеля, пшеницы, ячменя и других культур… На побережье находится город Чимботе, расположенный между двумя заливами: Чимботе или Ферроль и Саманко. Чимботе - административный центр перуанской провинции Санта и одноименного округа. Находится примерно в 420 км от столицы страны Лимы. Чимбонте расположен на стратегически важном Панамериканском шоссе. Порт Чимботе считается одним из самых красивых и безопасных на всем перуанском побережье. Воздушным путем в Чимботе можно добраться через небольшой аэропорт, расположенный в 11 км от города. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.