1.jpg
Федеральный бюджет компенсирует казанскому аэропорту затраты на содержание взлетно-посадочной полосы

РАСХОДЫ – НАШИ, ИМУЩЕСТВО – ФЕДЕРАЛЬНОЕ

Международный аэропорт Казань (МАК) получит из бюджета РФ почти 22 млн. рублей в качестве компенсации своих затрат на содержание взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек в 2008 - 2010 годах - вступило в силу соответствующее решение Арбитражного суда РТ.

Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», МАК еще в апреле подал иск в татарстанский арбитраж, требуя от Росимущества выплаты 113,7 млн. рублей. Эта сумма была заявлена как компенсация затраченных им средств на содержание аэродромного комплекса в 2008 - 2010 годах.

Напомним, четыре года назад власти республики передали 37 объектов на территории МАК (сейчас 34ред.) - взлетно-посадочную полосу (ВПП, длиной 3,7 км), пять зданий, светосигнальное и метеооборудование и т д. - в федеральную собственность.

Впрочем, новый владелец выделять какие-либо средства на построенные в конце 70-х годов сооружения аэропорта до последнего времени не спешил. МАК вынужден был содержать их за свой счет.

«Это наши затраты по содержанию и сохранению аэропортового хозяйства в надлежащем виде», - обосновывал в суде сумму иска представитель МАК Олег Аббасов. «Расходы – наши, а имущество – федеральное», - подчеркивал он.

«НЕ ХОТИМ НИ ЗАРАБОТАТЬ, НИ ПОЛУЧИТЬ ДИВИДЕНДЫ»

«Мы не хотим в этом случае ни заработать, ни получить какие-то дивиденды, а добиваемся лишь того, чтобы понесенные нами расходы были учтены и возвращены», - уверял представитель МАК.
Словно в подтверждение этих слов аэропорт вскоре почти в пять раз снизил сумму иска - со 113 до 21,8 млн. рублей.

В МАК это объяснили тем, что «были еще раз перепроверены все документы». В результате юристы аэропорта пришли к выводу, что «однозначными доказательствами могут выступать только договоры на сумму в 21,8 млн. рублей».

В частности, в эту сумму истцу обошелся ремонт взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек.

«У взлетно-посадочной полосы есть определенные характеристики, которые необходимо поддерживать для того, чтобы самолеты могли осуществлять взлет и посадку», - объяснял представитель аэропорта. Согласно авиационным правилам, если на полосе обнаружится какая-то трещина или скол, прием воздушного судна может быть запрещен, так как все это может повлиять на благополучный исход. Устранять такие проблемы нужно немедленно», - рассказал он об особенностях эксплуатации ВПП.

ВЗЛЕТНУЮ ПОЛОСУ РЕМОНТИРОВАЛ «ФИЗИК»

Интересно, что аэропорт представил датированные 2009 и 2010 годами договоры на реконструкцию и ремонт взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек с… частным лицом. Тот факт, что во всех четырех представленных в суд соглашениях «подрядчик - физлицо», Абассов объяснил специфичностью работ: «Имущество уникальное – не сравнишь с обычной дорогой в городе».

3.jpg
Если на взлетной полосе обнаружится какая-то трещина или скол, прием и вылет воздушных судов могут быть запрещены

Известно, что взлетно-посадочную полосу Татарстан возвел за счет собственных средств к 2000 году, затратив, по разным данным, от 700 млн. рублей до более чем 1 млрд. рублей. Представитель МАК заявил, что ремонтные работы полосы в 2008 году были необходимы, так как у нее обнаружился дефект. Какой именно, Абассов не уточнил.

ПОЧТИ СРАВНЯЛИ СЧЕТ

В результате Арбитражный суд РТ решил взыскать в пользу МАК с теруправления Росимущества за счет средств федерального бюджета 21,83 млн. рублей. Любопытно, что проигравшая сторона не стала подавать апелляционную жалобу. К настоящему времени решение первой инстанции уже вступило в силу.

Тем самым аэропорт и Росимущество почти сравняли счет. Напомним, ранее ведомство после двухлетней тяжбы взыскало с аэропорта 26,8 млн. рублей. Эту сумму составила невыплаченная арендная плата за пользование объектами аэродромного комплекса почти за 2,5 года (с 1 апреля 2008 года до 1 сентября 2010 года, когда их передали в ведение ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» – ред.) Договор аренды с ежемесячной ставкой 858 тыс. рублей (без НДС) стороны заключили еще в 2008 году, но он не исполнялся (не прошел регистрацию и считался незаключенным).

4.jpg
За 10 месяцев этого года МАК обслужил 1,249 млн. пассажиров

МАК отмечал, что за это время потратил на содержание аэропорта куда как более весомую сумму – более 100 млн. рублей. Но Арбитражный суд (в частности, апелляционная и кассационная инстанцииред.) пришел к выводу, что МАК делал финансовые вложения в аэродромную инфраструктуру в ходе «обычной хозяйственной деятельности».

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Победу МАК газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

«По общему правилу, если в течение месяца не подана апелляционная жалоба, решение суда первой инстанции вступает в силу. Но у одной из сторон всегда остается право обратиться с ходатайством о возобновлении срока исковой давности. Как правило, для этого нужны уважительные причины», - отмечает замдиректора казанской юркомпании «СтройКапиталКонсалтинг» Дмитрий Жуков.

«Тот факт, что Росимущество не обжаловало решение Арбитражного суда, я думаю, связан с тем, что было принято политическое решение – возместить аэропорту расходы», - говорит он. «По сути, МАК занимался не вполне своим делом. Без ремонта взлетную полосу нельзя эксплуатировать. А поскольку она федеральная собственность, средства на эти цели должен был выделять бюджет РФ. Но так как последний этого не делал, аэропорту из-за безысходности пришлось вкладывать свои средства», - отмечает Жуков.

5.jpg
Если бы не приближающая Универсиада, МАК вряд ли бы вернули его вложения в аэропортовое хозяйство

«Чтобы госорган не обжаловал вынесенное не в его пользу решение, к тому же по сумме на два десятка миллионов рублей - очень редкая ситуация.

Обычно это происходит у них «на автомате» - под это «заточены» все инструкции. Например, налоговая инспекция всегда обжалует даже копеечные дела», - соглашается гендиректор юркомпании «Концепт» Алексей Кузьмин.

«Скорее всего, на соответствующем уровне действительно было принято решение не подавать апелляционную жалобу и тем самым дать возможность аэропорту получить обратно из федерального бюджета потраченные на взлетно-посадочную полосу средства», - предполагает он.

«Но, на мой взгляд, аэропорт вряд ли бы дождался такого жеста доброй воли со стороны оппонента, если бы не приближающая Универсиада. Воздушные ворота республики, а, как я знаю, сейчас в аэропорту проходит реконструкция, к 2013 году просто обязаны выглядеть надлежащим образом», - в то же время отмечает Кузьмин.

«ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ – ПОДГОТОВКА К УНИВЕРСИАДЕ»

Большая ли сумма 21,8 млн. рублей для аэропорта? «Конечно, большая, это же миллионы», - сказал газете «БИЗНЕС Online» гендиректор МАК Алексей Старостин.

6.jpg
Аэропорт планирует потратить 21,8 млн. рублей на обновление техники

«Деньги лишними не бывают никогда. Запросов у нас много. Но самое первоочередное – это подготовка к Универсиаде. Новый терминал мы уже построили. Однако есть другие определенные работы, которые необходимо выполнять. Все расходы у нас планируются в соответствии с инвестиционным планом, составленным на основе бизнес-плана, - отметил гендиректор МАК. – Эти средства будут потрачены на обновление техники – тех же автобусов, которые подвозят пассажиров к трапу, тягачей и спецоборудования для воздушных судов».

Справка

ОАО «Международный аэропорт Казань» (МАК) расположен в 28 км юго-восточнее Казани – в Лаишевском районе. Имеет терминал-1, терминал-2 (бизнес-терминал с залом официальных лиц и делегаций) и терминал 1а (введен в эксплуатацию 12 декабря этого года, пропускная способность - 1,2 млн. пассажиров в год).

В 1985 году аэропорт Казань получил статус «Международный аэропорт первого класса». В марте 2011 года между РТ и болгарскими компаниями «Булгар Авиэйшн Групп» и «Ескана Русия» (входят в состав болгарского холдинга «Химимпорт», который правительство Татарстана определило стратегическим инвестором в проекте реконструкции МАК) был подписан договор о создании ЗАО «Тат-Авиа».

ЗАО «Тат-Авиа», которым на паритетных началах владеют болгарская сторона и РТ, принадлежит 99,9% уставного капитала ОАО «Международный аэропорт Казань». В 2011 году прибыль МАК выросла в 10 раз по сравнению с 2010 годом: до 213,79 млн. рублей против 21,65 млн. рублей. Пассажиропоток составил 1,2 млн. человек (рост - на 28%), в том числе 551,7 тыс. человек (рост - на 19,4%) - международный. За 10 месяцев 2012 года МАК обслужил 1,249 млн. пассажиров (на 11% больше аналогичного периода 2011 года). Международные пассажирские перевозки увеличились на 28,6% - до 608,7 тыс. человек, внутренние - на 14% (до 640,5 тыс. человек). Количество самолетовылетов в январе-октябре 2012 года достигло 17,08 тыс., увеличившись на 9,7%.