ДОЛЯ СОКРАТИЛАСЬ НА РАСТУЩЕМ РЫНКЕ 

Согласно ежеквартальному отчету ОАО «КАМАЗ» российский рынок автомобилей грузоподъемностью 14 - 40 тонн в прошлом году вырос в сравнении с 2011 годом на 17,1% до 117 тыс. автомобилей. При этом динамика продаж камского автогиганта, прямо скажем, не впечатляет - за 12 месяцев КАМАЗ реализовал 40192 автомобиля и сборочных комплекта, что всего лишь на 1,9% больше, чем в 2011 году.

12.jpg
Доли участников российского рынка автомобилей грузоподъемностью
14 - 40 тонн

В результате значительного отставания челнинского предприятия от рынка его доля на российском рынке автомобилей грузоподъемностью 14 - 40 тонн сократилась в прошлом году сразу на 4,7 п.п. и составила примерно треть (33,7%) отрасли.

Оновная причина падения доли – более высокий спрос на продукцию иностранных брендов в условиях относительной стабильности рынка.

СИЛЬНЫЙ РУБЛЬ КОГОГИНУ НИ К ЧЕМУ

Один из значительных факторов – валютный курс. Так, о конкурентных преимуществах за счет валютного курса и целесообразности удешевления рубля в периоде вступления в ВТО на пресс-конференции в конце декабря говорил и сам генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», какой стратегии автогигант будет придерживаться на экспортных рынках, он высказал мнение, что финансовая политика государства в этом вопросе должна быть изменена.

- Доллар сегодня должен стоить 36 рублей. С чем связаны успехи Китая в экспорте - это ведь не только производительность труда и стоимость рабочей силы. На автомобильном заводе в Китае платят сегодня столько же, сколько и мы, только там персонал молодой и быстро бегает. Но там еще и финансовая политика страны стимулирует экспорт, то же самое и в Южной Корее. Наша страна ориентирована на экспорт сырьевых ресурсов, соответственно, наша курсовая разница связана именно с этим.

При этом, по словам Когогина, КАМАЗ стал меньше экспортировать не из-за того, что его продукт не соответствует требованиям рынка. «У нас достаточно рынков, где наш продукт может успешно продаваться, - подчеркнул рулевой челнинского автогиганта. - Вопрос в том, что мы не зарабатываем достаточно денег на экспорте. Во многих странах мы просто сохраняем присутствие. Потому что если мы уйдем, то потеряем там рынок навсегда. Именно поэтому мы сокращаем издержки, о чем я и говорил вначале. Снять 300 тысяч рублей с одного автомобиля сегодня достаточно сложно. Энергоносители у нас дороже, чем в США, последнюю партию лонжеронной стали купили в Европе».

БЛИЖАЙШИЕ СОСЕДИ УДЕШЕВИЛИ ВАЛЮТУ

Главными экспортными направлениями для КАМАЗа в последнем квартале 2012 года стали Казахстан – 566 автомобилей и 58 СКД (здесь было зафиксировано падение на 7,4% в сравнении с четвертым кварталом 2011 года), Украина – 171 автомобиль (на 1,2% больше, чем в 2011 году), Туркменистан – 197 автомобилей.

Всего на экспорт было направлено 1292 автомобиля и СКД. Экспорт автогиганта ужался на 9,8%. Впрочем, доля экспорта в общем объеме производства КАМАЗа невелика, и это, скорее, вопрос не прибыли, а имиджа и рисков. Однако при такой курсовой политике ближайших к России соседей ему хорошо бы не то что внешний, но хотя бы свой рынок удержать.

Белорусский рубль, казахстанский тенге и украинская гривна после кризиса 2008 года подешевели к российскому рублю. К примеру, белорусский рубль (BYR) подешевел аж на 62,9% - с 97,04 рублей за 10 тыс. BYR на 12 февраля 2011 года до 35,98 за 10 тыс. BYR на 13 февраля 2012 года. А затем еще на 2,8% - до 34,96 рублей за 10 тыс. BYR на 13 февраля 2013 года.

СЕРЫЙ ИМПОРТ ИЗ КИТАЯ И НАПЛЫВ ГРУЗОВОГО АВТОХЛАМА

Наряду с угрозой солидного европейского автопарка подержанных иномарок таких производителей, как Renault, Man, Daf, Volvo  и т.п., позиции КАМАЗа атакуют и импортеры из Китая. Именно конкуренцию с Поднебесной Когогин считает чуть ли не главным риском для автогиганта. Точнее, конкуренцию недобросовестную. Именно серый импорт декларируется КАМАЗом как основная причина падения доли предприятия на российском рынке.

«Падение доли КАМАЗа на рынке связано с возвращением структуры рынка на докризисный уровень и, как следствие, ростом импорта грузовой техники. Также негативно сказался незаконный ввоз техники китайского производства, не соответствующей российским техрегламентам. Под видом «Евро-4» ввозились грузовики «Евро-2», - заявил газете «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Правда, он напомнил, что в 2007 году доля КАМАЗа составляла немногим более 27%. То есть автогигант, контролирующий сегодня треть российского рынка, пока еще не растерял завоеванные в кризис позиции. Впрочем, 55% рынка, достигнутые в самом тяжелом для отрасли 2009 году, похоже, уже не вернуть…

13.jpg
Доли участников российского рынка автомобилей грузоподъемностью 14-40 тонн

Отчасти, КАМАЗу в этом помогло пролоббированное супругой гендиректора предприятия, депутатом Госдумы от РТ Альфией Когогиной введение утилизационного сбора на импортные авто. Следует рассмотреть и варианты по оптимизации валютного курса для учета интересов обрабатывающих отраслей, а не только сырьевых. Отдельно необходима доработка в таможенной практике для надежной блокировки серого импорта из КНР.