ТРИ СПЕКТАКЛЯ ЗА ТРИ ВЕЧЕРА
О фантастической работоспособности Валерия Гергиева не говорит только ленивый. В пятницу в Москве он дирижировал «Пелиаса и Мелизанду» - спектакль, номинированный на «Золотую маску», в пять утра в субботу его самолет приземлился в казанском аэропорту, вечером он дирижировал «Дон Кихота», поражая публику своей музыкальной интуицией, а сегодня утром вернулся вместе с оркестрантами снова в Москву, где дирижирует «Сказки Гофмана», это постановка так же номинирована на «Золотую маску».
Это пятый приезд Валерия Абисаловича в Казань, трижды он выступал с оркестром Мариинского театра, в прошлом году привозил на юбилейный Шаляпинский фестиваль «Очарованного странника» Родиона Щедрина в постановке Алексея Степанюка - спектакль произвел фурор. В этом году в программу оперного форума вошла одна из последних работ Мариинского театра.
Начать творческую дружбу с Мариинским театром – это была идея директора ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова, чуть более года назад он специально летал в Санкт-Петербург, где им и Гергиевым были составлены планы на несколько лет вперед. И вот казанцы уже смотрят второй спектакль Мариинского театра, в этом году в программу фестиваля вошли так же два гала-концерта Академии молодых певцов Мариинки, которой руководит сестра Валерия Гергиева Лариса.
Когда в оперном театре решали, куда поселить Гергиева, выбор остановили на отеле «Корстон», где он жил в прошлом году. Хотя Лариса Абисаловна, которая эти дни жила в отеле «Джузеппе», больше склонялась к тому, чтобы ее брат жил в этой семейной гостинице на улице Кремлевской. Но встречавший в казанском аэропорту самолет с музыкантами Мариинского театра заместитель директора нашего оперного Юрий Ларионов с удивлением узнал, что помощник мэра Казани Ильсура Метшина, который так же приехал встречать маэстро, предлагает иной вариант.
Ларионов быстро сориентировался, поднялся на борт прилетевшего самолета, чтобы узнать желание самого дирижера. Оказалось, что Гергиеву, у которого даже нет райдера, по большому счету все равно, где жить. В результате маэстро прожил эти сутки в коттедже возле отеля «Корстон».
РЕШИЛ ДИРИЖИРОВАТЬ САМ
В середине дня у Гергиева была встреча с Метшиным, на которой присутствовал директор казанской оперы Мухаметзянов. Речь шла о концерте оркестра Мариинского театра, который маэстро даст в дни Универсиады.
Как сообщил осведомленный источник, в концерте, помимо солистов Мариинского театра, примут участие солисты ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Михаил Казаков и Альбина Шагимуратова – мировые знаменитости, поющие на топовых сценах мира. Несколько номеров в концерте продирижирует и главный дирижер казанской оперы Ренат Салаватов – друг юности Гергиева, с которым у него очень теплые отношения.
Маэстро Гергиев сразу же предложил: надо сделать так, чтобы трансляция этого концерта шла на весь мир, и это предложение было принято. Второе его предложение касалось концепции программы концерта. Валерий Абисалович справедливо полагает, что концерт на родине Шаляпина в год его 140-летия, должен быть посвящен ему.
Ренат Салаватов с внуком Паскалем и Валерий Гергиев в фойе оперного |
В это время в театре началась репетиция, ее проводил ассистент Гергиева Кристиан Кнапп - маэстро Гергиев появился в зале только часа через полтора после ее начала. В этот момент было еще не ясно, будет ли он сам дирижировать спектаклем из-за нездоровья – дирижер был простужен. Но, в конце концов, он все-таки пересилил себя и решил не обманывать надежды казанской публики. Маэстро был на удивление спокоен, в добром расположении духа, словно и нет идущего сейчас скандала с новой сценой Мариинского театра, против которой в эти дни в Петербурге собирают подписи, а радикалы требуют ее сноса.
Удивительно, но спектакль начался всего лишь с 20-минутным опозданием, что для маэстро нехарактерно. Ни для кого не секрет, что точность не относится к добродетелям Гергиева. «Очарованного странника», например, в прошлом году задержали на час. В зале был аншлаг, и когда Гергиев показался в оркестровой яме, его встретил шквал аплодисментов.
Мариинский театр привез в Казань стильную постановку французского режиссера греческого происхождения Янниса Коккоса, который одновременно явился и сценографом спектакля. Трогательная история рыцаря печального образа не изобиловала сложными философскими ходами, хотя в изобретательности видеоряда надо отдать режиссеру должное. Это объяснимо, ведь Коккос по одной из своих профессий - сценограф. Образом спектакля стала раскрытая книга, можно предположить, что это том Сервантеса, и герои словно сходят со страниц романа.
Анна Кикнадзе в партии прекрасной Дульсинеи была в меру заразительна, шаловлива, с обольстительными нотками в голосе. Аскар Абдразаков – Дон Кихот – оказался трогательным и искренним. Но героиня твердо стояла на земле, а герой витал в горних высях. Прагма в очередной раз столкнулась с высокой романтикой. Последнюю сцену – уход из жизни Дон Кихота – Абдразаков провел отнюдь не трагически, а как-то, скорее, умиротворенно, словно выполнив возложенную на него миссию и уходя с миром…
Занавес еще не успел закрыться, а зал уже сотрясался от аплодисментов. Исполнителям главных партий и дирижеру были преподнесены букеты цветов, но Гергиев, нарушив дирижерскую традицию, не бросил свой букет в оркестр, а подарил его Кикнадзе.
После спектакля маэстро с сестрой проследовал в директорскую ложу на торжественный ужин, во время которого сделал предложение Салаватову осуществить в Мариинском театре какую-либо постановку в качестве музыкального руководителя. А до этого сделал фото на память с Салаватовым и его внуком Паскалем, прилетевшим из Стокгольма.
Анна Кикнадзе в партии прекрасной Дульсинеи была в меру заразительна, шаловлива, с обольстительными нотками в голосе |
«Я БЫ ТОЖЕ МОГ СОБРАТЬ ПОДПИСИ»
Перед началом спектакля Гергиев в своей гримерной дал небольшое эксклюзивное интервью нашему изданию.
- Валерий Абисалович, ваши контакты с казанской оперой продолжатся?
- Конечно, продолжатся, у нас же с дирекцией вашего театра очень хорошие, человеческие отношения. Даже на ближайшее время у нас есть проекты, главное, нам хочется показать спектакли казанского оперного театра в Санкт-Петербурге. Мы сейчас живем в режиме подготовки к открытию нового театра, и эта подготовка будет идти еще три месяца. У нас открывается вторая сцена Мариинского театра, это новый театр, очень красивый, просторный, мы надеемся, что он будет очень сильным и совершенным. Тогда, возможно, мы сможем говорить о выступлении коллег у нас.
- Сейчас в Санкт-Петербурге развернута кампания против новой сцены Мариинского театра, как вы полагаете, все происходит спонтанно или это чья-то злая воля?
- Это немножко организовано. Но я не отношусь к людям, которым кажется, что против них борется весь мир. Мы очень ярко и убедительно откроем этот театр, он будет открываться масштабным гала-концертом, первой премьерой станет новая опера Родиона Щедрина «Левша». Это будет мировая премьера, большое событие. Сейчас Щедрин завершает работу над этой оперой.
- Ее будет ставить Василий Бархатов?
- Постановочная бригада пока не определена, Щедрин попросил пока подождать с этим до завершения работы над его произведением. Несерьезно было бы начать репетиции, пока опера не завершена, даже из суеверия этого делать не надо.
- Строительство новой сцены уже полностью завершено?
- Там еще многого не хватает, и никто этот театр еще не видел. Он будет выглядеть не только убедительно, он будет радовать глаз. Пристроить сегодня возле Мариинского театра точную копию La Scala или Мариинского театра невозможно.
- И не нужно, наверное.
- Не нужно. Говорят неприятные вещи о новом театре люди, которые сами мало что сделали для Петербурга. А если говорят такие, как Александр Сокуров или Михаил Пиотровский, конечно, их может что-то беспокоить.
- Пиотровский просил не делать призывов к сносу нового здания.
- Какой снос, это же бред! Меня тоже многое беспокоит. Мне кажется, что напротив Эрмитажа не должна возвышаться эта елка, эта телевизионная башня с цветными гирляндами. Я бы тоже мог сегодня пойти и начать собирать подписи, знаете, я их много соберу. Сегодня нам нужна человеческая позиция и гармония, мы живем в великолепном городе, который ни один из нас присвоить себе полностью не может. Каждый из нас любит свой Петербург. Кого-то тревожит новая архитектура, кто-то хочет жить в городе, где чистый воздух. И так далее.
- Мы увидим вас в Казани на Универсиаде?
- Возможно, как болельщика, по крайней мере.
- Только как болельщика? А обещанный концерт?
- Поболеть за вас многие хотят. А над концертом я буду думать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.