КАЗАНЬ РАСКИНЕТ АЭРОЛУЧИ НА ВЕСЬ СВЕТ

Транспортный план Универсиады, согласованный с федеральным центром две недели назад, стал темой второго заседания городского штаба по подготовке Всемирных студенческих игр. Виртуально «накормив» в ходе обсуждения кухни Универсиады 122 тыс. участников и зрителей, на этот раз в мэрии Казани не пожалели масла для шестеренок системы перевозок спортсменов и зрителей.

В первых строках замгендиректора АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013» Азат Галиахметов рассказал о том, как именно попадут в Казань десятки тысяч спортсменов. Воздушными воротами в Россию для них станут не только аэропорты московского авиаузла (здесь ожидается 80% прибывающих), но и непосредственно международный аэропорт Казань. Демонстрируя слайд с густо расходящимися во все стороны лучами, докладчик не скрывал гордости. На лето столица РТ будет связана регулярным международным сообщением с Германией, Прагой, Грецией, Румынией, Турцией, Индией, Таиландом, Австрией, Хорватией, Болгарией, ОАЭ.

Тем не менее самой напряженной линией все равно будут рейсы Москва-Казань. В связи с этим только «Аэрофлот», распродавший на 1 июля уже 90% билетов на свои рейсы, намерен в 4,5 раза увеличить мощность перевозок.

- Сегодня в продаже четыре рейса Airbus A320, - раскрыл подробности Галиахметов. - С марта появятся еще четыре рейса на Airbus A321. Имеется договоренность еще на три рейса во время Универсиады на линии Шереметьево-Казань-Шереметьево. Таким образом, только на этой линии в сутки у Аэрофлота будет 1 390 посадочных мест. Сегодня емкость – 480 кресел. Кроме того, продолжаются переговоры по поводу постановки на это направление воздушных судов типа Boeing 777 или Airbus А380. Это позволит увеличить емкость еще на 440 мест в сутки.

- Не исключено, что все рейсы будут забронированы делегациями, и возникает вопрос, что людям не на чем будет приехать, - обеспокоено заметил мэр Казани Ильсур Метшин. – Тем более в ближайшее время начнется массированная рекламная кампания Универсиады.

В ответ его заверили, что «Аэрофлот» – это только один из перевозчиков, а ведь еще есть «Трансаэро», АК «Татарстан», «Сибирь», которые тоже готовы перестроиться в случае необходимости.

ВОДИТЕЛЕЙ ИЩУТ В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ

По Казани гостей предстоит возить по 175 маршрутам, для чего заготовлена армада из 525 автобусов и 1 051 легковушек. Базироваться гараж Универсиады будет предположительно на территории конно-спортивного комплекса. Здесь же, как рассказал Галиахметов, будет командно-диспетчерский пункт – это 30 рабочих мест. На закупку бортового оборудования и программное обеспечение уже выделено 88 млн. рублей. Любопытная деталь: каждого водителя снабдят планшетным навигатором, на который диспетчер будет скидывать маршрут сразу после получения заявки.

Комплектацию всего транспортного персонала надо завершить через три недели. Вот тут-то пока – «ахиллесова пята» всей системы.

- Сегодня из 1 610 водителей легкового транспорта набраны 802 человека, - описал масштабы head-hunting’a Галиахметов. - Временный транспортный персонал – набраны 102 человека при потребности 406. Мы ищем разные формы по привлечению – реклама, флаеры, 2 - 3 марта пройдет акция вступай в транспортную команду в торговых центрах. Ходим по промышленным предприятиям, говорим об уровне заработной платы...

К слову, ее размер – от 20 до 40 тыс. рублей в месяц, приходят инженеры, менеджеры, сотрудники частных компаний.

- Нехватка - 50 процентов, - задумался Метшин. - У нас есть крупные предприятия. Будем обращаться к промышленным предприятиям о закреплении, чтобы каждый выделил квоту - по-другому никак! На Олимпаду-80 со всей страны приезжали водители, во времена КПСС вопрос не могли решить одной Москвой!

Что интересно, кадровый голод – и у таксистов, аккредитовавшихся на Универсиаду. Это три компании - ООО «Такси 24 Казань», ООО «Такси Белый Барс», ИП Данилов В.И. («Такси-Премьер»). Мощность таксомоторного парка в дни Универсиады составит 1 050 обновленных автомашин.

Впрочем, и таксисты в один голос отметили проблему с водителями. Так, у «Белого Барса» около 250 машин, но реально катаются около 70 автомобилей. «Мы пока не можем их набрать, идет большой отсев водителей, хотя средняя заработная плата от 20 тыс. рублей. Режим работы у них – 6-дневка, по 7 часов, больше водители работать не имеют права», - пояснил технический директор такси «Белый Барс».

Метшин предложил через две-три недели вернуться к вопросу набора персонала, чтобы оценить динамику набора людей.

«МЫ СТОЛЬКО ПЕРЕВОДЧИКОВ НЕ НАЙДЕМ… НАДО ПРОДУМАТЬ СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО CALL-ЦЕНТРА!»

Но если водителей и наберут, то не избежать языковых проблем. Питать иллюзии, что все шоферы даже после курсов будут хоть как-то изъясняться на языке дяди Сэма или туманного Альбиона, рискованно.

- Как мы решим вопрос с общением? Мобильный телефон есть у всех, - размышлял вслух градоначальник. - Сел человек в машину… Мы можем организовать какой-то лингвистический центр? – вдруг спросил Метшин присутствовавших. - Сел афроамериканец, он говорит по-испански… Элементарный вопрос: "На каком языке вы говорите?" И связь с call-центром: нужен «испанец»… Вы думали об этом, или нет? Мы столько переводчиков не найдем. Каждый у себя call-центр создавать не может. Мы должны продумать создание единого центра!

По мысли градоначальника, такой лингвистический call-центр мог бы обслуживать не только таксистов, водителей машин и автобусов Универсиады, но и весь бизнес, связанный с обслуживанием гостей летних игр.

- Пришел в кафе немец, а говорят по-английски, но надо обслужить… Пришел француз, пришел испанец – но в каждом кафе надо объясняться! – продолжал развивать мысль градоначальник. – Где бы ни оказался человек, должны быть доступны такие услуги. 7 рабочих языков, которые должны быть доступны всем… Это очень важно, мы просто должны это обеспечить.

Замруководителя Дирекции Универсиады Игорь Сивов тут же предложил совместить лингвистический сервис с уже существующей горячей линией Универсиады.

АСФАНУ ГАЛЯВОВУ ПОРУЧЕНО ЗАПАСТИСЬ КОЛБАСОЙ

Впрочем, простым казанцам вряд ли интересно, как будут ездить VIP-ы. Но как поедут на соревнования простые зрители? Об этом сообщил председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков.

Он напомнил, что транспортникам предстоит трудиться с пол-пятого утра до часу ночи, без отпусков и выходных, обеспечивая максимум подвижного состава на линиях. Само собой, что становым хребтом системы перевозок является метро и электротранспорт. А все 64 объекта Универсиады обвязаны транспортными нитями так, что доехать до большинства из них можно напрямую, и лишь до некоторых – максимум с одной пересадкой.

Построена 6-километровая троллейбусная линия по улицам Академика Парина, Мавлютова до Деревни Универсиады с разворотным кольцом на Оренбургском тракте. Здесь открыто движение троллейбуса №8 «Деревня Универсиады» и №11 «Ул. В. Кулагина – Деревня Универсиады». Кроме того, продолжается поставка низкопольных автобусов – из 530 машин, заказанных перевозчиками, в Казань поставлены уже 419.
А к июню по маршруту «пятерки» наконец-то пойдут трехсекционные трамваи – из 20 единиц белорусы к Универсиаде поставят 14. Придут еще 10 обычных вагонов и 30 троллейбусов нового поколения.

- Все 10 односекционных трамваев и троллейбусы – в июне месяце должны быть! – прервал Абдулхакова Метшин, посмотрев на главу МУП «Метроэлектротранса» Асфана Галявова. - Сроки поставки, Асфан Галямович! С собой бери колбасу, соболиную шапку… Командировка – и живи там! И еще хочу сказать, что за постоянные нарекания по мусору – что за обращения, что в метро грязно? Давайте, вылизывайте, не похоже на вас!

ОСТАВЬ МАШИНУ ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ

Самой нетривиальной задачей транспортного обслуживания Игр станут церемонии открытия и закрытия, когда нужно будет за короткий срок привезти на стадион, а потом отвезти обратно не менее 45 тыс. зрителей.

Как совместными усилиями доложили на штабе Галиахметов и Абдулхаков, добираться придется, прежде всего, с помощью метро и трамвая №5. При этом выходящие с «Козьей слободы» пассажиры смогут воспользоваться специальными автобусами, которые будут курсировать в режиме «шаттл» от ост. «Энергоуниверситет» до стадиона.
Специальные автобусы будут забирать зрителей также в четырех традиционных точках сбора при проведении Сабантуя и других массовых мероприятий: ул. Липатова (пос. Дербышки), ДК «Железнодорожников» (пос. Юдино), ул. Химическая (Жилплощадка), ул. Павлюхина. Стартовав с этих площадок, автобусы соберут пассажиров и по пути следования.
Тут в разговор вступил глава Ново-Савиновского и Авиастроительного районов Тимур Алибаев, предложивший включить в схему и троллейбусный маршрут №1, который в настоящее время соединяет Горьковское шоссе с ул. Чистопольская. После завершения строительства развязки на пр. Амирхана - ул.Чистопольская появится возможность продлить маршрут движения так, что в него попадет и стадион.

Так как число парковочных мест вблизи стадиона не резиновое, основной части зрителей не удастся приехать на своем лично авто – его просто негде будет оставить. Для иногородних автовладельцев на всякий случай будет организована работа четырех перехватывающих парковок: у ТЦ «Максидом» (для зрителей церемоний будет выделено 150 мест), у ТЦ «Метро Кэш энд Кэрри» (150), у ТЦ «Мега» (300), у ТЦ «Тандем» (150). Кроме того, как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», рассматривается возможность на короткий период времени использовать для этой цели территорию Третьей транспортной дамбы.

Несмотря на то что на обслуживании церемонии будут задействованы все силы, доставку зрителей придется начать не позднее чем за три часа до начала. Развоз же завершится только с последним пассажиром.

ВОЛОНТЕРАМ ОБЕСПЕЧАТ НОЧНУЮ ЖИЗНЬ

Услышав о спецподаче автобусов на церемонию, оживилась замруководителя Дирекции Универсиады Лариса Сулима, курирующая в том числе и волонтеров.

- У нас в Юдино 2,5 тысячи иногородних волонтеров, приехавших в Казань со всей России. Понятно, что мы будем перевозить их до объектов – на работу. Но молодежи после рабочего дня захочется посмотреть город Казань, культурный парк, смотреть, общаться, - несколько туманно выразилась она. – Можно ли усилить движение общественного транспорта в вечернее время по маршруту от Юдино хотя бы до ближайшей станции метро?

Абдулхаков еще раз напомнил, что все маршруты общественного транспорта будут работать с 4:30 до 01:00 – мол, этого будет достаточно. Метшин, впрочем, поддержал обращение.

- Это очень важно! Для волонтеров Универсиада – это днем работа, ночью – жизнь… ночная, - заявил он. – И мы должны обеспечить четкое движение. Пусть люди в отпуск до этого сходят, чтобы не на выдохе работать. Но дни с 1 по 20 июля должны быть стахановскими. Ночная жизнь, а волонтеров будет 20 тысяч, и все транспортники должны быть к этому готовы.

«КОГДА КОСТЮМ-ГАЛСТУК ЕСТЬ, РУБАШКА ЕСТЬ, ДАЖЕ ЗАПАХ ЕСТЬ, А ВОТ ТОЛЬКО ТЫ В ГАЛОШАХ РЕЗИНОВЫХ СТОИШЬ…»

Преобразятся к лету и остановки общественного транспорта: появятся сотни новых павильонов и электронные табло.

Уже сейчас, по словам Абдулхакова, на пяти остановках работают 10 таких помощников пассажира – это «Филармония», «Роторная», «Парк культуры им. Горького», «Магазин XL», «Колхозный рынок». На них видно не только, который час, но и оставшееся до прибытия время автобуса тех маршрутов, что останавливаются здесь.

- Данные табло работают достаточно корректно, отклонения составляют не более одной минуты, - отметил Абдулхаков. - Информация о приближающемся транспортном средстве поступает через навигационную систему. К Универсиаде планируется оснастить такими табло 32 остановки 5-го трамвайного маршрута (это 64 устройства).

- То, что эти 64 видеотабло на 5-ом маршруте – это цивилизация, конкретный пример того, как современные технологии приходят в нашу жизнь, - отметил градоначальник. - Подошел человек на остановку, видит – до трамвая четыре минуты, стоит, ждет. Какая-то, не дай Бог, авария на Кировской дамбе, порыв, сход с линии – тоже видно. Тем более что было много нареканий по 5-му маршруту…

Кроме того, планируется установить 272 новых остановочных павильона на маршрутах следования официальных делегаций, у спортивных объектов, крупных транспортно-пересадочных узлов и мест проживания волонтеров. Каждую оснастят картой с расписанием движения транспорта.

- Кто изготовитель? – поинтересовался Метшин. – На бумаге красиво выглядит, на фотографии… Но мне кажется, на полтора человека здесь скамейка! Красота, дизайн – это хорошо, но в техзадании прописывайте, из чего, какие материалы, это важные вещи. Пусть привезут остановки разные производители – и Питер, и Москва, чтобы мы посмотрели.

Названные Абдулхаковым сроки установки павильонов градоначальника не устроили, и он потребовал активизировать процесс:

- Ведь что такое уличная мебель? Это когда костюм-галстук есть, рубашка есть, даже запах есть, а вот только ты в галошах резиновых стоишь. Улица будет сделана, освещение, разметка – все, а будут искривленные, изуродованные остановки, они будут портить вид.

ЧИСЛО ЭВАКУАТОРОВ УТРОЯТ

Перевозить спортсменов планируется по полосам движения для общественного транспорта – на сегодня в Казани, как отметил шеф казанского ГИБДД Рустам Ибрагимов, для этого необходимо установить соответствующие дорожные знаки на 23 улицах. При этом разметка на полосах должна быть выполнена термопластиком – краска, как известно, очень быстро стирается в ноль.

При проезде автобусов Универсиады городской транспорт будет по возможности пропускать их вперед. Для этого уже выделено 44 млн. рублей на организацию 104 дополнительных заездных карманов на остановках.

Кроме того, в Казани к Универсиаде необходимо установить 28 светофоров и 2 165 новых дорожных знаков, в том числе 170 знаков, запрещающих парковку вблизи спортивных объектов Универсиады, и 224 дорожных знака на подъездных путях к ним.

Однако, как водится, самой большой проблемой были, есть и будут господа автохамы, лезущие на автобусные полосы буквально со всех сторон, паркующиеся на остановках, обочинах, на тротуарах…Как доложил Ибрагимов, всего на очистке обочин будет задействовано порядка 30 эвакуаторов – практически втрое больше, чем сейчас.

- В районах мест дислокации указанных групп предусмотрено размещение 25 эвакуаторов, принадлежащих ОАО «Безопасность дорожного движения», а также возможности в дополнительном привлечении еще пяти эвакуаторов, приобретение которых запланировано на второй квартал 2013 года, - доложил Ибрагимов.

- Хватит ли этого количества? – поинтересовался Метшин.

- На сегодняшний день в среднем при использовании 10 - 12 эвакуаторов с улиц убирается около 150 машин, - пояснил Ибрагимов. – Добавим, что когда этот маховик только раскручивался, эвакуация 60 машин в день из исторического центра считалась едва ли не максимумом.

В целом, на обеспечении дорожной безопасности Игр будут задействованы 2 тыс. автоинспекторов, половина из которых приедут в Казань со всей России. Всего по городу будет выставлено около 500 постов ДПС.

- Этого хватит, чтобы закрыть все перекрестки по маршрутам движения клиентских групп, - заявил Ибрагимов.

- Не пугайте нас. Не «закрыть», а обеспечить личным составом, - улыбнулся мэр. - А то не так поймут.

В ответ главный автоинспектор в очередной раз подчеркнул, что закрытия дорог не планируется. Единственное временное ограничение – только в моменты проведения церемоний (перекроют пр. Победы, но смежные улицы не тронут).

- Вся транспортная логистика направлена на создание максимально комфортного проезда до спортивных сооружений, но при этом казанцы и гости города не должны испытывать проблем. Все делается для этого, - резюмировал Метшин.