«СОБРАЛИ 3 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ, А КУДА ОНИ ДЕЛИСЬ?»

Как известно, на сегодня работы по капремонту формируются на основе четырех финансовых источников: средств федерального, республиканского, муниципального бюджетов, а также денег жителей (примерно 15% от общей суммы; это те самые 5 рублей за каждый квадратный метр, которые мы платим за капремонт наших квартир). Все «капремонтные» средства (в 2012 году это - 4,7 млрд. рублей, отремонтировано 811 домов) в РТ аккумулируются на счетах ГИСУ.

Впрочем, были и исключения из правил. К примеру, в Казани жители 730 домов (чаще всего, это новостройки) на общих собраниях решили не платить за капремонт, и не платили. Однако, как пояснил вчера председатель комитета ГС РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, закон РФ от 25 декабря 2012 года №271-ФЗ («О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ») серьезно скорректировал давно установившиеся правила игры. Так, появилось обязательство платить за капремонт для всех без исключения собственников жилых помещений.

Не дождавшись оглашения интригующих подробностей нового закона, депутат и гендиректор ОАО «Управляющая компания «Камаглавстрой» Валерий Самилов засыпал президиум вопросами о прозрачности расходования денег на капремонт. «Через день я слышу претензии жителей о том, что вот, собрали 3 миллиона рублей, а куда они делись?» - поинтересовался он. К ответу призвали даже присутствовавшего на собрании представителя прокуратуры. Он пояснил (на личном примере, кстати), что ТСЖ может по решению большинства жителей держать деньги на капремонт на своем счете в банке, однако если жители дома не приняли такого решения, за них это решение принимает УК (и отправляет в «общий котел» - ред.).

Но Галеву все же дали возможность рассказать о новом проекте закона РТ «Oб организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РТ» (рассматривался в первом чтении), который появился на свет вслед за изменениями ЖК РФ. Итак, проектом устанавливаются новые порядки в деле сбора-распределения денег. Жители смогут выбрать для себя два пути. Первый – они станут перечислять взносы на капитальный ремонт на специальный счет, скажем, на депозит, под проценты. Но есть условие – в доме должно быть не менее 30 квартир… И второй вариант - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (фонда). Что это за зверь такой? Пока не ясно. Сейчас его функции, как уже говорилось выше, в Татарстане выполняет ГИСУ. С введением нового законодательства в каждом регионе РФ появится свой региональный оператор, он будет собирать все средства на своем счету (кроме тех, кто решит пойти по первому варианту) и выполнять роль технического заказчика при проведении ремонта.

5.jpg
Проект закона РТ о капремонте в многоквартирных домах вызвал у депутатов ряд замечаний, которые было рекомендовано учесть при подготовке к принятию в первом чтении

ПЛАТА ЗА КАПРЕМОНТ: ДИФФЕРЕНЦИРУЙ ЭТО

В РТ региональный оператор будет определен постановлением кабмина РТ. Когда? Вопрос тоже открытый. Видимо, после принятия закона РТ «Oб организации проведения капитального ремонта…». Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» зампредседателя комитета по экономике ГС РТ Марат Хайруллин, судя по всему, это произойдет ближе к лету, когда проект пройдет все три чтения. Однако загадывать пока рано. Сейчас документ не имеет законченного вида – хотя бы потому, что на федеральном уровне не выпушены методические рекомендации, какую ставку капремонта установить: 5 рублей, а, может быть, 10 или 15? В соответствии с ними, КМ РТ установит минимальный размер взноса на капитальный ремонт, который будет действовать в республике. Замминистра строительства РТ Алексей Фролов отметил, что стандарт отплаты за капремонт станет дифференцированным в зависимости от износа здания (сейчас, как правило, 5 рублей за кв. м, независимо от года строительства). Как это будет выглядеть на деле, представить тоже пока сложно. Рискнем предположить, что больше станут платить владельцы жилья в наиболее старых и изношенных домах, хотя бы потому, что у них срок накопления денег на счете будет, очевидно, короче, чем у прочих. Если так, это может привести к серьезным переменам на рынке жилья, например, повысится спрос на новостройки, а вот сильно бэушная «вторичка» можете несколько подешеветь.

Действовать региональный оператор капремонта должен будет на основании региональной программы капитального ремонта. В принципе, в Татарстане она уже есть. Фролов сообщил, что 427 тыс. кв. м в республике войдут в программу переселения из аварийного жилья. Остальное, стало быть, сформирует программу капитального ремонта. Но и здесь есть сложности. По условиям федерального центра, рассчитывать на федеральное софинансирование регионы смогут, если будет проведена паспортизация всех (!) жилых домов в РТ. А это, по прогнозам Галеева, реально может растянуться и до конца 2013 года, хотя муниципалитетам сроки поставлены более сжатые.

«ВОПРОС РЕЗОННЫЙ И НЕПРИЯТНЫЙ»

Еще нюанс. Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта, установлен в законопроекте на уровне… 92% от всех собранных денег. Этот факт вызвал справедливое негодование депутата Мунира Гайнуллова. Он подсчитал, что, если положить средства граждан на депозит, то в год с них можно было бы получить хотя бы 10% прибыли. Однако в случае с региональным оператором получается не плюс, а минус 8%, отсюда вопрос: на что будут расходоваться эти деньги?

- Вопрос резонный и неприятный, - согласился Галеев.

Он предположил, что эти средства будут тратиться на жизнедеятельность самого оператора и напомнил, что ведь средства жителей - только 15% от общей массы «капремонтных» денег, так что «сказать, что фонд будет жировать на средства жителей, нельзя». Фролов выдал иную версию. Он заявил, что спорные 8% - это, так сказать, неприкосновенный запас, который формируется для компенсирования взносов, например, тем ТСЖ, которые захотят уйти в свободное плавание по сбору средств на капремонт.

- 92 процента - это цифра опытная, она может быть скорректирована, - примирительно сообщил Галеев.

Но тут уже возмутился другой парламентарий – Александр Евдокимов. «Если срок капремонта наступил, а средства еще не собрали, дом что, не попадает на капремонт?» – поинтересовался он, добавив, что по республике есть такие примеры, когда жильцы вообще не платят квартплату. (Здесь была получена справка от Фролова, что, в среднем, капремонт пятиэтажного четырехподъездного дома стоит 7 млн. рублей.) Ответ был получен не очень конкретный – в том смысле, что в законе будут прописаны определенные критерии очередности проведения капремонта. Собравшихся ответ не очень удовлетворил, а, скорее, запутал. А вот депутата и главу ГЖФ Талгата Абдуллина странным образом навел на другую «светлую» мысль – о том, что не стоило бы давать господдержки тем отщепенцам, которые решили держать средства на депозите на том основании, что они и так получают проценты. Галеев ответил, что федеральный закон однозначно гласит: право на софинансирование имеют и те, и те. А если федеральный закон не устраивает, то нужно сначала поменять закон.